АДПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» для обучающихся 2-4 классов город Полевской 2023 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Данная программа является адаптированной), имеет научно- познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Программа "Работа с текстом" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основу тематического планирования программы положены следующие темы: Речь. Слово. Предложение и словосочетание. Текст. Культура общения. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции. ЗАДАЧИ: Образовательные: -расширение и углубление программного материала; -совершенствование навыков анализа различных фактов языка; -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: -воспитание любви и уважения к великому русскому языку; -воспитание чувства патриотизма; -повышение общей языковой культуры учащихся; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» -выявление одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: -развитие интереса к языку как учебному предмету; - общего языкового развития младших школьников; -развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. На изучение курса в начальной школе отводится в 3-4 классе 1ч в неделю. Курс рассчитан в 3 и 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели); ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены следующие принципы: принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо: преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр. систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания). Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель: преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия; отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику); систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач; вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия. Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных, проверочных работ и тестов: привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов); адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок); увеличение времени на выполнение заданий; при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки); МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. Личностные результаты: а) формирование у ребенка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные УУД -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС. Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного, изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью чтения. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Работа с текстом: оценка информации Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 4 КЛАСС Речь. Техника выразительности речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно -выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № урока Количество часов Тема урока 1. 2. 3. 1 1 1 4. 1 5. 1 6. 1 7. 1 8. 1 9. 1 10. 1 11. 1 12. 1 Слово. Значение слова. Многозначные слова. Стартовая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Практическая работа. Изучающее и выборочное чтение про себя. Практическая работа. Вычленение из текста основных событий и установление их последовательности. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Заголовок текста. Практическая работа. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в Дата проведения по по плану факту МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 13. 1 14. 1 15. 1 16. 1 17. 1 18. 1 19. 1 20. 1 21. 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 26. 1 тексте. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Практическая работа. Подробный пересказ текста. Промежуточная диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. Анализ диагностики. Коррекция умений учащихся. Практическая работа. Заголовок текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Практическая работа. Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Практическая работа. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. Практическая работа. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Практическая работа. Определение типа текста. Практическая работа. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 27. 1 28. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 33. 1 34. 1 Ознакомительное и изучающее чтение вслух и про себя. Поиск информации в тексте. Практическая работа. Характеристика героев произведения. Практическая работа. Определение типа текста. Практическая работа. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Практическая работа. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. Практическая работа. Определение типа текста. Практическая работа. Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений и фактов. Итоговая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. Анализ индивидуальных достижений учащихся. Работа с портфолио. 4 КЛАСС № урока Количество часов 1. 1 2. 3. 4. 1 1 1 5. 6. 7. 8. 1 1 1 1 9. 1 Тема урока Речь. Дата проведения по плану по факту Выразительность речи. Многозначные слова Многозначные слова Омонимы, омоформы и омофоны Фразеологизмы Сравнения. Олицетворение Изобразительно выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 10. 11. 12. 13. 14. 1 1 1 1 1 15. 1 16. 17. 18. 1 1 1 19. 1 20. 21. 1 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 26. 1 27. 28. 29. 30. 31. 1 1 1 1 1 32. 1 33. 1 34. 1 окрашенные Откуда приходят слова Этимология. Как тебя зовут? Наши фамилии. Проект « Что в имени тебе моем…» Проект « Что в имени тебе моем…» Топонимы. Устаревшие слова. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Типы текстов Тема текста. Опорные слова. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание» Единый временной план текста. Стили речи. Научный стиль Словари. Культура общения Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому Тренировочная комплексная работа Что узнали. Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом.» Итоговое занятие ИграКВН МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»