АПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3-4 классов город Полевской 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» (далее – ФРП «Окружающий мир»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 136 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены следующие принципы: принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо: преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условнографическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр. систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания). Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель: преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия; отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику); систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач; вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия. Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных, проверочных работ и тестов: привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов); адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок); увеличение времени на выполнение заданий; при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки); возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно- прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных исторических событий; находить место изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1 Наша родина - Российская Федерация. 14 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 1.3 Страны и народы мира. 4 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20 Раздел 2. Человек и природа. 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие. 2 2.3 Разнообразие растений. 7 2.4 Разнообразие животных. 7 2.5 Природные сообщества. 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.6 Человек - часть природы. Итого по разделу Библиотека ЦОК 5 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности. 3.1 Здоровый образ жизни. 2 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет. 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 7 Резервное время 6 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 0 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1 Наша родина - Российская Федерация. 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие. 6 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 33 Раздел 2. Человек и природа. 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система. 5 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие. 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы. 5 Итого по разделу 24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности. Здоровый образ жизни: профилактика 3.1 вредных привычек. 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет. Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК 4 https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 5 Резервное время 6 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Что такое общество? 1 2 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России. 1 3 Родной край – малая родина. 1 4 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль. 1 5 Уникальные памятники культуры России: исторический центр СанктПетербурга. 1 6 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода. 1 7 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона. 1 8 Города Золотого кольца России. 1 01.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e Библиотека ЦОК 05.09.2023 https://m.edsoo.ru/f84123aa Библиотека ЦОК 08.09.2023 https://m.edsoo.ru/f8412d5a Библиотека ЦОК 12.09.2023 https://m.edsoo.ru/f84140ba Библиотека ЦОК 15.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841427c Библиотека ЦОК 19.09.2023 https://m.edsoo.ru/f84134bc Библиотека ЦОК 22.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841380e Библиотека ЦОК Кремлевские города: Ростов Великий, Переславль-Залесский. 26.09.2023 9 Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль, Сергиев Посад, Ярославль. 1 10 Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей разных народов нашей страны. 1 11 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве. 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры. 1 13 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа. 1 14 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме. 1 15 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи. 1 16 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. 1 https://m.edsoo.ru/f8413e30 Библиотека ЦОК 29.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841367e 03.10.2023 06.10.2023 10.10.2023 Библиотека ЦОК 13.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8413c3c Библиотека ЦОК 17.10.2023 https://m.edsoo.ru/f841213e Библиотека ЦОК 20.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8412ef4 Библиотека ЦОК 24.10.2023 https://m.edsoo.ru/f841314c 17 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору). 1 18 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору). 1 19 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору). 1 20 Памятники природы и культуры Китая (по выбору). 1 21 Резервный урок. Семья: традиции, праздники. 1 22 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина Российская Федерация". 1 23 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы. 1 24 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика. 1 25 Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов. 1 26 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы. Библиотека ЦОК 27.10.2023 https://m.edsoo.ru/f841481c Библиотека ЦОК 07.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8414650 Библиотека ЦОК 10.11.2023 https://m.edsoo.ru/f84149d4 Библиотека ЦОК 14.11.2023 https://m.edsoo.ru/f8414b6e Библиотека ЦОК 17.11.2023 1 https://m.edsoo.ru/f84112c0 21.11.2023 Библиотека ЦОК 24.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК 28.11.2023 https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК 01.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca Библиотека ЦОК 1 1 05.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840cce8 https://m.edsoo.ru/f840cb62 27 Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в природе. 1 28 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды. 1 29 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха. 1 30 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов. 1 31 Полезные ископаемые – богатство земных недр. 1 32 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона. 1 Библиотека ЦОК 08.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840ce78 Библиотека ЦОК 12.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840d03a Библиотека ЦОК 15.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840d328 Библиотека ЦОК 19.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840d846 Библиотека ЦОК 22.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8412706 Библиотека ЦОК 26.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8412896 Библиотека ЦОК 33 Почва, её состав. 34 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа. 35 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание. 1 36 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места 1 1 29.12.2023 https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde Библиотека ЦОК 1 09.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26 Библиотека ЦОК 12.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК 16.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840e282 обитания. 37 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения). 1 38 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности. 1 39 Растение как живой организм. 1 40 Как растения размножаются? 1 41 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ). 1 42 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). 1 43 Жизнь животных в разные времена года. 1 44 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика. 1 45 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России. 1 46 Как животные питаются? 1 47 Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы - жабры; насекомые – трахеи). 1 48 Размножение и развитие рыб, птиц, 1 Библиотека ЦОК 19.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840e41c Библиотека ЦОК 23.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК 26.01.2024 https://m.edsoo.ru/f840fde4 30.01.2024 1 02.02.2024 Библиотека ЦОК 06.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8412a1c Библиотека ЦОК 09.02.2024 https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК 13.02.2024 https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК 16.02.2024 https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК 20.02.2024 https://m.edsoo.ru/f840ed90 Библиотека ЦОК 27.02.2024 https://m.edsoo.ru/f840ef2a Библиотека ЦОК земноводных. 01.03.2024 49 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией. 50 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь. 1 51 Искусственные природные сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород. 1 52 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения. 1 53 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека. 1 54 Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека. 1 55 Дыхательная система и ее роль в жизни человека. 1 56 Пищеварительная система и ее роль в жизни человека. 1 57 Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека. 1 58 Органы чувств их роль в жизни 1 1 https://m.edsoo.ru/f840f0b0 Библиотека ЦОК 05.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8412b98 Библиотека ЦОК 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74 Библиотека ЦОК 15.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8410122 Библиотека ЦОК 26.03.2024 https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК 29.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8410654 Библиотека ЦОК 02.04.2024 https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК 05.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8410aa0 Библиотека ЦОК 09.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК 12.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8411108 Библиотека ЦОК человека. 16.04.2024 59 Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных". 1 1 60 Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека ". 1 1 61 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз. 1 62 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма. 1 63 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. 1 64 Знаки безопасности во дворе жилого дома. 1 65 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности. 1 66 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 67 Безопасная информационная среда. 1 68 Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе. 1 https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78 19.04.2024 23.04.2024 Библиотека ЦОК 26.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК 30.04.2024 https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК 03.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8411a5e Библиотека ЦОК 07.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8410910 Библиотека ЦОК 10.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8411c0c Библиотека ЦОК 14.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК 17.05.2024 1 17.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8411f90 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 2 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России. 1 2 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка. 1 3 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края. 1 4 Родной край. Знаменитые люди родного края. 1 5 Наша малая Родина: главный город. 1 6 Города России. Древние города России. Страницы истории. 1 7 Города России. Города-герои. Страницы истории. 1 8 Праздник в жизни общества и человека. 1 9 Государственные праздники 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 01.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841d8ea https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК 05.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК 08.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841dac0 12.09.2023 Библиотека ЦОК 15.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841e664 Библиотека ЦОК 19.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841e4c0 Библиотека ЦОК 22.09.2023 https://m.edsoo.ru/f841e876 26.09.2023 Библиотека ЦОК России. 29.09.2023 10 Праздники и памятные даты своего региона. 1 11 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 12 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни. 1 https://m.edsoo.ru/f841dc50 03.10.2023 Библиотека ЦОК 06.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8418bb0 Библиотека ЦОК 10.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК 13 Государство Русь. Человек защитник своего Отечества. 1 14 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве. 1 15 Образование и культура в Московском государстве. 1 16 Страницы истории Российской империи. Пётр 1. 1 17 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту. 1 18 Образование в Российской империи. 1 19 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр). 1 20 «Золотой век» русской культуры. 1 13.10.2023 https://m.edsoo.ru/f841a082 https://m.edsoo.ru/f841a262 https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК 17.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК 20.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК 24.10.2023 https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК 27.10.2023 https://m.edsoo.ru/f8419e7a Библиотека ЦОК 07.11.2023 https://m.edsoo.ru/f841b4aa Библиотека ЦОК 10.11.2023 https://m.edsoo.ru/f841b694 Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века. 21 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей. 14.11.2023 1 Библиотека ЦОК 17.11.2023 https://m.edsoo.ru/f841b89c Библиотека ЦОК 22 Страницы истории России ХХ века. 1 23 Великая Отечественная война 19411945 гг: как всё начиналось… 1 24 Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения. 1 25 Все для фронта – все для победы. 1 26 Взятие Берлина. Парад Победы. 1 27 Мы живём в Российской Федерации. 1 28 Человек - творец культурных ценностей. 1 29 Труд и быт людей в разные исторические времена. 1 30 Всемирное культурное наследие России. 1 31 Всемирное культурное наследие. 1 21.11.2023 https://m.edsoo.ru/f841bf72 https://m.edsoo.ru/f841c12a https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК 24.11.2023 https://m.edsoo.ru/f841c800 28.11.2023 Библиотека ЦОК 01.12.2023 https://m.edsoo.ru/f841c9f4 05.12.2023 Библиотека ЦОК 08.12.2023 https://m.edsoo.ru/f841cd14 Библиотека ЦОК 12.12.2023 https://m.edsoo.ru/f841cf94 Библиотека ЦОК 15.12.2023 https://m.edsoo.ru/f841ae1a Библиотека ЦОК 19.12.2023 22.12.2023 https://m.edsoo.ru/f8415b9a 32 Охрана историко-культурного наследия. 1 33 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение. 1 34 Летописи и летописцы. Роль монастырей в развитии образования народа. 1 35 Культура Московского государства. Творчество скоморохов и гусляров, первые «потешные хоромы», первый театр. 1 36 Проверочная работа по теме "История Отечества". 1 37 Как человек изучает окружающую природу? 1 38 Солнце – звезда. 1 39 Планеты Солнечной системы Луна – спутник Земли. 1 40 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами). 1 1 41 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика 1 1 26.12.2023 Библиотека ЦОК 29.12.2023 https://m.edsoo.ru/f841d516 Библиотека ЦОК 09.01.2024 https://m.edsoo.ru/f841a62c Библиотека ЦОК 12.01.2024 1 https://m.edsoo.ru/f841a82a 16.01.2024 Библиотека ЦОК 19.01.2024 https://m.edsoo.ru/f8414d1c 23.01.2024 Библиотека ЦОК 26.01.2024 30.01.2024 02.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8414eca времен года. 42 Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте). 1 43 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте). 1 44 Формы земной поверхности (на примере родного края). 1 45 Водоемы Земли, их разнообразие. Естественные водоемы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоемов в России. 1 46 Искусственные водоемы: водохранилища, пруды (общая характеристика). 1 47 Река как водный поток. 1 48 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте. 1 49 Водоемы и реки родного края. 1 50 Использование рек и водоемов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоемов. 1 Библиотека ЦОК 06.02.2024 https://m.edsoo.ru/f841668a Библиотека ЦОК 09.02.2024 https://m.edsoo.ru/f841668a Библиотека ЦОК 13.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8416806 Библиотека ЦОК 16.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК 20.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8416b58 Библиотека ЦОК 27.02.2024 https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК 01.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8416fae Библиотека ЦОК 05.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8417382 Библиотека ЦОК 12.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8417526 51 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне. 1 52 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне. 1 53 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне. 1 54 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне. 55 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне. 1 56 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России. 1 57 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом. 1 58 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы. 1 59 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны). 1 60 Знакомство с Международной Красной книгой. 1 61 Проверочная работа по теме 1 Библиотека ЦОК 15.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8417918 https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК 26.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК 29.03.2024 https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК 1 02.04.2024 https://m.edsoo.ru/f84183b8 https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК 05.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8418778 https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК 09.04.2024 https://m.edsoo.ru/f841546a Библиотека ЦОК 12.04.2024 https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК 16.04.2024 https://m.edsoo.ru/f8415118 Библиотека ЦОК 19.04.2024 https://m.edsoo.ru/f84152c6 Библиотека ЦОК 23.04.2024 1 https://m.edsoo.ru/f8415636 "Формы земной поверхности и водоёмы". 26.04.2024 62 Проверочная работа по теме "Природные зоны". 1 63 О вредных для здоровья привычках. 1 64 Планирование маршрутов с учетом транспортной инфраструктуры населенного пункта. 1 65 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах. 1 66 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки. 1 67 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет. 1 68 Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе. 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 30.04.2024 Библиотека ЦОК 03.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК 07.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8416306 10.05.2024 Библиотека ЦОК 14.05.2024 https://m.edsoo.ru/f8416180 Библиотека ЦОК 17.05.2024 17.05.2024 2 https://m.edsoo.ru/f8415f50 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Плешакова А.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Цифровой образовательный контент, Библиотека цифрового образовательного контента, Российская электронная школа