ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № 12 от 20 мая 2023 г. ПРИНЯТО с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся Протокол №3 от 18.05.2023г УТВЕРЖДЕНО: __________Тарасова Т.Г., директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18» Приказ от 25.05. 2023 г. №388-Д Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании: 1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286; 1.1.3.Федеральным государственным образовательным стандартом основногообщего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; 1.1.4.Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. 1.1.5.ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедер ацииот 28.09.2020 г. № 28 "ОбутверждениисанитарныхправилСП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения, отдыхаиоздоровлениядетейимолодежи"; 1.1.6.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 1.1.7. УставомМБОУПГО«СОШ№ 18»; 1.1.8. локальными нормативными актами МБОУ ПГО «СОШ № 18». 1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией. 1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся: 1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье; 1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ; 1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья; 1.3.4. по иным основаниям. 1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. 1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. 1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. 1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения. 1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение опубликовано на официальном сайте образовательной организации. 2. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану 2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. 2.2. Обучение обучающихся по ИУП есть вид освоения обучающимися основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования самостоятельно / при поддержке и контроле педагога с последующей аттестацией согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ПГО «СОШ№18». 2.3. Требования, предъявляемые к ИУП в МБОУ ПГО «СОШ № 18», следующие: 2.3.1 ИУП разрабатывается на уровень образования (перспективный ИУП) и (или) учебный год (текущий ИУП) и должен содержать: – обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего уровня общего образования; – учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые обучающимися и (или) родителями (законными представителями); – внеурочную деятельность. 2.3.2. Индивидуальный учебный план составляетсяна один учебный год, реализуется в течение учебного года согласно расписанию, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ (при наличии). 2.3.3. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 2.3.4. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации. 2.3.5. ИУП реализует право обучающихся на получение образования в объеме, установленном ФГОС общего образования соответствующего уровня, с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СанПиН2.4.3648-20. 2.4. ИУП разрабатывается и утверждается в МБОУ ПГО «СОШ № 18» не позднее 1 сентября нового учебного года. 2.5. ИУП, входя в ООП соответствующего уровня образования, является объектом/направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы МБОУ ПГО «СОШ № 18», в иных случаях – других видов контроля (оперативного, внешнего и т. п.). 2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. 2.7. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. 2.8. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до даты его окончания. 2.9. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года. 2.10. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации. 2.11. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации. 2.12. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в которой обучается данный обучающийся. 2.13. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе. 2.14. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.15. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации. 2.16. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия. 2.17. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Структура и содержание индивидуального учебного плана 3.1. Структура ИУП определяется МБОУ ПГО «СОШ № 18» самостоятельно с учетом требований ФГОС соответствующего уровня общего образования. 3.2. Содержание ИУП МБОУ ПГО «СОШ № 18» соответствующего уровня общего образования должно: – обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня МБОУ ПГО «СОШ № 18»; – соответствовать направленности (профиля) образования МБОУ ПГО «СОШ № 18»; – отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования; – соответствовать содержанию ООП МБОУ ПГО «СОШ № 18» соответствующего уровня образования; – отражать специфику и традиции МБОУ ПГО «СОШ № 18»; – удовлетворять запросы участников образовательных отношений. 4. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования 4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: 4.1.1. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; 4.1.2. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации). 4.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует). 4.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 4.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык), математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство (изобразительное искусство, музыка), технология, физическая культура. 4.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. 4.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов. 4.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года. 4.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 5. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования 5.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования предусматривает: 5.1.1. специально разработанные учебные курсы, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные (ОДНКР); 5.1.2. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся; 5.1.3. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации). 5.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса. 5.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: 5.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык, родной язык русский, родная литература); 5.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география); 5.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, статистика, информатика); 5.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); 5.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка); 5.3.6. технология (технология); 5.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 5.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. 5.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. 6. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 6.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». 6.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору. 6.3. Обязательными учебными предметами углубленного профильного изучения в соответствии с выбранным профилем: -технологический профиль (математика, физика, информатика); - социально-экономический профиль (математика, экономика, право); - естественно-научный профиль (математика, химия, биология). 6.4. Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающимися, предлагаются МБОУ ПГО «СОШ № 18» в соответствии со спецификой и возможностями ОУ. 6.5. Обязательным компонентом основной части УП СОО также является индивидуальный проект. 7. Необходимые условия для реализации учебного плана 7.1. Для составления индивидуального учебного плана следует: 7.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента); 7.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента); 7.1.3. включить в учебный план региональный компонент; 7.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). 7.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части. 8. Сроки работы по индивидуальному учебному плану 8.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2 100 часов за два года обучения. 8.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации). 8.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента. 8.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года. 9. Контроль исполнения индивидуального учебного плана 9.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану. 9.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации. 10. Государственная итоговая аттестация обучающихся 10.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 10.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 11. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение 11.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 11.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно учебной нагрузке (тарификации). 11.3. МБОУ ПГО «СОШ № 18» вправе привлекать внебюджетные средства на оплату труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП в порядке, установленном в МБОУ ПГО «СОШ № 18» соответствующим локальным нормативным актом. 12. Порядок управления 12.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит: 12.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану; 12.1.2. предоставление в недельный срок в орган управления в сфере образования об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации учителей; 12.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения; 12.1.4. контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть. 12.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы: 12.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся; 12.2.2. решение педагогического совета образовательной организации; 12.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану; 12.2.4. приказ руководителя образовательной организации; 12.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации; 12.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану. 13. Порядок принятия и срок действия Положения 13.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 13.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 13.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 13.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.