Положение о портфолио обучающегося

ПРИНЯТО решением педагогического
совета
Протокол № 12 от 20 мая 2023 г.

ПРИНЯТО с учетом мнения Совета
родителей (законных представителей)
обучающихся
Протокол №3 от 18.05.2023г

УТВЕРЖДЕНО: __________Тарасова Т.Г.,
директор
МБОУ
ПГО
«Средняя
общеобразовательная школа №18»
Приказ от 25.05. 2023 г. №388-Д

Положение
о портфолио обучающегося
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение
о
портфолиообучающихся
(далее
–
Положение)разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №
286;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287;
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014
г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
 ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерации
от 28.09.2020 г. № 28 "ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,
отдыхаиоздоровлениядетейимолодежи";
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования"
 уставом МБОУ ПГО «СОШ № 18»;
 и иными локальными нормативными актами МБОУ ПГО «СОШ № 18».
1.2. Положение разработано с целью:
- создания условий для введения федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации
образования по направлению «Развитие региональной системы оценки качества
образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях,
реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования,
- внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет
структуру, содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений
обучающихся;
- индивидуализации и дифференциации процесса обучения в образовательном
учреждении, личностного и профессионального самоопределения обучающихся,
формирования
мотивации на достижение определенных результатов воспитания,
развития и социализации.

1.3. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся
образовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления
комплексного Портфолио.
1.4. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная
папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются
индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период обучения.
1.5. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих
совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных
достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду
с результатами экзаменов является составляющей рейтинга обучающихся.
1.6. Портфолио является основанием для составления рейтингов обучающихся по
завершении обучения по программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
2. Цели и задачи технологии портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений обучающихся, повышение образовательной активности,
создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором будут
отражены реальные достижения каждого.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
 создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
 максимальное раскрытие индивидуальных способностей растущей личности;
 развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
 формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
 формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
 приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями;
 формирование
жизненных
идеалов,
стимулирование
стремления
к
самосовершенствованию;
 содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

 обеспечение отслеживания индивидуального прогресса обучающихся в широком

образовательном контексте, демонстрация их способности практически применять
приобретенные знания и умения;
3. Функции портфолио
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост обучающегося,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной
жизни обучающегося .
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка индивидуальных достижений в
учебной деятельности, помогает обучающемуся осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать учебный опыт, задуматься над результатами труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, личности.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности
каждому.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования
является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет
важную роль при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и
обучения.

4.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс
для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.3.Портфолио обучающихся 10-11 классов демонстрирует интеллектуальную и
социальную зрелость выпускника средней школы и может предоставляться в средние
специальные и высшие учебные заведения при поступлении.
4.4. Период составления портфолио:
- 4 года ( 1-4 классы) начального общего образования;
- 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования;
- 2 года (10-11 классы) среднего общего образования.
4.5. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающиеся, их родители
(законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Обязанности обучающегося:
5.2.1. обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе
структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Обучающийся
имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы,
элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей (законных представителей):
5.3.1.родители (законные представители) помогают в оформлении портфолио и
осуществляют контроль за пополнением портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
5.4.1. классный руководитель является консультантом и помощником, в основе
деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение
основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с обучающимися,
направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет
посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и
педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на
основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт
ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
5.5.1. учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят
информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио.
Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов.
Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и
внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по
предмету и пишут рецензии, отзывы на работы обучающихся.
5.6. Обязанности администрации образовательного учреждения:
5.6.1. заместитель директора по учебно-воспитательнойработе:
 разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую
ведение портфолио;
 распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному
направлению деятельности;
 создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой
системе оценивания;
 осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
 организует работу по реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся;

 осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в образовательном процессе.
5.7. Обязанности педагога-психолога и социального педагога образовательного
учреждения:
5.7.1. педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную
психодиагностику; ведуткоррекционно-развивающую и консультативную работу.
6. Структура, содержание, оформление портфолио
6.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования
Критерии оценки достижений обучающихся
Портфолио обучающихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в
полугодие по следующим критериям:
Раздел
Титульный лист, раздел
«Мой мир», «Отзывы и
пожелания», «Работы,
которыми я горжусь»,
«Содержание»
Раздел «Моя учеба»

Индикатор
- красочность оформления,
правильность заполнения
данных, эстетичность,
наличие положительных
оценок учителя стараний
ученика, наличие фото
-наличие
проектов,
творческих работ и т.д.

Баллы
- 5 баллов - индикатор
полностью соответствует
требованиям;
- 3 балла - незначительные
замечания

- 5 баллов - от 5 и больше
работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по
каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по
каждому предмету
Раздел «Моя общественная - наличие поручений, фото, - 5 баллов - наличие фото,
работа»
сообщений и т.п.
поручений,
красочных
сообщений на тему (от5 и
больше)
- 3 балла – наличие фото,
поручений,
красочных
сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостаточная
информация,
отсутствие
фото, сообщений
Раздел «Мое творчество»
- наличие рисунков, фото - 5 баллов – наличие от 5 и
объемных
поделок, больше работ;
творческих работ
- 3 балла – количество работ
составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная
информация о творчестве
ученика
Раздел «Мои впечатления»
- наличие творческих работ - 5 баллов – наличие
по
итогам
посещения творческих работ по итогам
музеев, выставок и т.д.
посещения музеев, выставок
и т.д.;
- 1 балл – отсутствие данных
работ
6.2.Портфолио обучающегося по программе основного общего и среднего общего
образования имеет следующие разделы: Титульный лист (Приложение 1).
6. 3. Основная часть, включающая разделы:
 Учебная деятельность;
 Достижения в олимпиадах, конкурсах;
 Спортивные достижения;
 Дополнительное образование;

 Участие в проектах, практиках и иных мероприятиях.
Портфолио
составляется
на основе оригиналов официальных документов,
представленных обучающимся.
В портфолиомогут быть включены иные документы, характеризующие достижения
обучающегося во внеурочнойи досуговой деятельности.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с Положением самим обучающимся в
папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По желанию обучающихся работа с портфолио сопровождается помощью
педагогов, родителей (законных представителей), классных руководителей.
7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,
элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении портфолио следует соблюдать следующие требования:
 вести записи аккуратно и самостоятельно;
 предоставлять достоверную информацию;
 датировать и визировать каждый отдельный материал, включенный в портфолио,
(кроме грамот, благодарностей) в течение года;
 самостоятельно проводить
анализ личных достижений в различных видах
деятельности и намечать планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
8.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится
классным руководителем.
8.2.Система оценивания достижений обучающихся 5-11-х классов по материалам
портфолио представлена в таблицах (Приложения 2).
8.3. Оценка по каждому виду деятельности за год суммируется, вносится в итоговый
документ «Сводную итоговую ведомость». Образец «Сводной итоговой ведомости»
представлен в (Приложении3).
8.4. По результатам оценки портфолио обучающихся проводится годовой
образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество
баллов в классе, параллели, школе.
9.Учет результатов портфолио
Результат портфолио (суммарный балл) учитывается:
 при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных
предметов, профильные классы;
 в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
 при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и
руководящих работников;
 при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на
квалификационную категорию;
 при проведении внутришкольного контроля;
 в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО (аккредитация
ОО, контроль качества образования).
10. Заключительные положения
9.1. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные
изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых
документов.
9.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18»

ПОРТФОЛИО
Место для фотографии (по желанию
обучающегося и его родителей (законных
представителей)) или иного иллюстративного
объекта

Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

Приложение 2
Оценка достижений обучающихся 5-11–х классов по материалам портфолио.
Показатели

Измерители

Учебная
деятельность
Олимпиады
(уровень)

1 – 8, 10 класс – средний балл годовых оценок
9, 11 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
Школьный:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальный:
Победитель
Призер
Участник
Региональный (Всероссийский, Международный):
Победитель
Призёр
Участник
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Городские, региональные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские, международные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Городские, региональные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия
Итоговая оценка

Спортивные
достижения

Дополнительное
образование

Школьные
Мероприятия,
практики, проекты

Результат балл
До 5
До 5
3
2
1
6
5
4
9
8
7
3
2
1
6
5
4
9
8
7
2
3
2
1
6
5
4
9
8
7
1
2
3
2-5

Приложение 3
Сводная итоговая ведомость
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество обучающегося)

_________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)

Класс_________
№

Показатели

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

3

Спортивные достижения

4

Дополнительное образование

5

Балл

Участие в мероприятиях, практиках и проектах
ИТОГО:

 Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных
документов, представленных в портфолио.
 Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к
итоговому документу.
Дата.
Директор школы

__________________________

М.П.

Классный руководитель: _________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».