ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № 12 от 20 мая 2023 г. ПРИНЯТО с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся Протокол №3 от 18.05.2023г УТВЕРЖДЕНО: __________Тарасова Т.Г., директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18» Приказ от 25.05. 2023 г. №388-Д Положение о портфолио обучающегося МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолиообучающихся (далее – Положение)разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерации от 28.09.2020 г. № 28 "ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения, отдыхаиоздоровлениядетейимолодежи"; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" уставом МБОУ ПГО «СОШ № 18»; и иными локальными нормативными актами МБОУ ПГО «СОШ № 18». 1.2. Положение разработано с целью: - создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, - внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - индивидуализации и дифференциации процесса обучения в образовательном учреждении, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. 1.3. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся образовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. 1.4. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период обучения. 1.5. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга обучающихся. 1.6. Портфолио является основанием для составления рейтингов обучающихся по завершении обучения по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. 2. Цели и задачи технологии портфолио 2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений обучающихся, повышение образовательной активности, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором будут отражены реальные достижения каждого. 2. 2. Основными задачами применения портфолио являются: создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей растущей личности; развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. обеспечение отслеживания индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, демонстрация их способности практически применять приобретенные знания и умения; 3. Функции портфолио 3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост обучающегося, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося . 3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка индивидуальных достижений в учебной деятельности, помогает обучающемуся осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать учебный опыт, задуматься над результатами труда. 3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, личности. 3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности каждому. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при переходе в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.2. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих «портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.3.Портфолио обучающихся 10-11 классов демонстрирует интеллектуальную и социальную зрелость выпускника средней школы и может предоставляться в средние специальные и высшие учебные заведения при поступлении. 4.4. Период составления портфолио: - 4 года ( 1-4 классы) начального общего образования; - 5 лет (5 - 9 классы) основного общего образования; - 2 года (10-11 классы) среднего общего образования. 4.5. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. 5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности 5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. 5.2. Обязанности обучающегося: 5.2.1. обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Обучающийся имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 5.3. Обязанности родителей (законных представителей): 5.3.1.родители (законные представители) помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. 5.4. Обязанности классного руководителя: 5.4.1. классный руководитель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: 5.5.1. учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на работы обучающихся. 5.6. Обязанности администрации образовательного учреждения: 5.6.1. заместитель директора по учебно-воспитательнойработе: разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ; организует работу по реализации в практике работы ОО технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе. 5.7. Обязанности педагога-психолога и социального педагога образовательного учреждения: 5.7.1. педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведуткоррекционно-развивающую и консультативную работу. 6. Структура, содержание, оформление портфолио 6.1. Портфолио обучающегося по программе начального общего образования Критерии оценки достижений обучающихся Портфолио обучающихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям: Раздел Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» Раздел «Моя учеба» Индикатор - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото -наличие проектов, творческих работ и т.д. Баллы - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету Раздел «Моя общественная - наличие поручений, фото, - 5 баллов - наличие фото, работа» сообщений и т.п. поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше) - 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений Раздел «Мое творчество» - наличие рисунков, фото - 5 баллов – наличие от 5 и объемных поделок, больше работ; творческих работ - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика Раздел «Мои впечатления» - наличие творческих работ - 5 баллов – наличие по итогам посещения творческих работ по итогам музеев, выставок и т.д. посещения музеев, выставок и т.д.; - 1 балл – отсутствие данных работ 6.2.Портфолио обучающегося по программе основного общего и среднего общего образования имеет следующие разделы: Титульный лист (Приложение 1). 6. 3. Основная часть, включающая разделы: Учебная деятельность; Достижения в олимпиадах, конкурсах; Спортивные достижения; Дополнительное образование; Участие в проектах, практиках и иных мероприятиях. Портфолио составляется на основе оригиналов официальных документов, представленных обучающимся. В портфолиомогут быть включены иные документы, характеризующие достижения обучающегося во внеурочнойи досуговой деятельности. 7. Технология ведения Портфолио 7.1. Портфолио оформляется в соответствии с Положением самим обучающимся в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. 7.2. По желанию обучающихся работа с портфолио сопровождается помощью педагогов, родителей (законных представителей), классных руководителей. 7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. 7.4. При оформлении портфолио следует соблюдать следующие требования: вести записи аккуратно и самостоятельно; предоставлять достоверную информацию; датировать и визировать каждый отдельный материал, включенный в портфолио, (кроме грамот, благодарностей) в течение года; самостоятельно проводить анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечать планы действий с учетом имеющихся результатов. 8. Подведение итогов работы 8.1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. 8.2.Система оценивания достижений обучающихся 5-11-х классов по материалам портфолио представлена в таблицах (Приложения 2). 8.3. Оценка по каждому виду деятельности за год суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость». Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в (Приложении3). 8.4. По результатам оценки портфолио обучающихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. 9.Учет результатов портфолио Результат портфолио (суммарный балл) учитывается: при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы; в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся; при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников; при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию; при проведении внутришкольного контроля; в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОО (аккредитация ОО, контроль качества образования). 10. Заключительные положения 9.1. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых документов. 9.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым. Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18» ПОРТФОЛИО Место для фотографии (по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей)) или иного иллюстративного объекта Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество __________________________________________________________ Число, месяц, год рождения __________________________________________ Год начала работы над портфолио _____________________________________ Классный руководитель___________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Приложение 2 Оценка достижений обучающихся 5-11–х классов по материалам портфолио. Показатели Измерители Учебная деятельность Олимпиады (уровень) 1 – 8, 10 класс – средний балл годовых оценок 9, 11 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата Школьный: Победитель Призер Участник Муниципальный: Победитель Призер Участник Региональный (Всероссийский, Международный): Победитель Призёр Участник Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник Городские, региональные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские, международные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Городские, региональные конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия Итоговая оценка Спортивные достижения Дополнительное образование Школьные Мероприятия, практики, проекты Результат балл До 5 До 5 3 2 1 6 5 4 9 8 7 3 2 1 6 5 4 9 8 7 2 3 2 1 6 5 4 9 8 7 1 2 3 2-5 Приложение 3 Сводная итоговая ведомость ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество обучающегося) _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Балл Участие в мероприятиях, практиках и проектах ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Дата. Директор школы __________________________ М.П. Классный руководитель: _________________________