ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34), Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Уставом МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»; Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО «СОШ №18». Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Актуальность программы. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Данная программа предназначена для учащихся младшей группы в возрасте с 7 до 10 лет и старшей группы в возрасте с 11 до 18 лет. Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы обучения: Словесный – подача нового материала; Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир. Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий. Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций. Метод стимулирования познавательного интереса. Наблюдение и анализ. Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д. Практические и теоретическое. Особенности организации образовательного процесса: Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. Строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков. Планирование учебных занятий секции согласовано с общим планом физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия является спортивная тренировка. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в волейбол. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательные: - Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры –волейболу, дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры. - Освоение учащимися знаний для занятий волейболом, - Овладение умениями и навыками игры в волейбол. - Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции. - Воспитание интереса к волейболу. Развивающие: - Развитие спортивных способностей обучающихся. - Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года. Воспитательные: - Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели. - Воспитание патриотизма. трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты. Планируемые результаты и способы проверки их результативности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы дополнительного образования Личностными программы по результатами освоения учащимися содержания волейболу являются следующие умения: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач. В конце обучения учащиеся будут узнают: 1. физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды; 2. психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; 3. способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; 4. правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями. 5. понятия «Техника игры», «Тактика игры» 6. правила игры 7. первичные навыки судейства. Научатся: 1. технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; 2. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; 3. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; 4. пользоваться специальными современным техническими спортивным средствами с инвентарем целью самостоятельных форм занятий физической культурой. и повышения оборудованием, эффективности 5. владеть основными техническими приемами 6. применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом Предметные результаты: -знание правил техники безопасности и профилактики травматизма; -формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих основных физических качеств и функциональных возможностей; -формирование умение выполнять комплексы оздоровительных упражнений; -овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол. общеразвивающих и КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Младшая группа (1-4 классы) № Раздел программы Тема занятий Время Дата Кол-во Форма занятия проведения проведения часов Теоретическая подготовка Физическая культура и спорт в России. ТБ на занятиях по волейболу. Физическая подготовка Развитие скоростно-силовых качеств. Имитация передач. 16.20-17.00 4.09.2024 1 16.20-17.00 11.09.2024 1 3. Физическая подготовка Упражнения для развития навыков быстроты, ответных действий, прыгучести. 16.20-17.00 18.09.2024 1 4. Техническая подготовка Перемещения и стойки. Прием сверху двумя руками. 16.20-17.00 25.09.2024 5. Техническая подготовка Перемещения и стойки. Прием 16.20-17.00 сверху двумя руками. Прием мяча после отскока от стены. 6. Техническая подготовка Прием снизу двумя руками. 7. Техническая подготовка Прием снизу двумя руками. 1. 2. Место проведения Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Спортзал 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 2.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16.20-17.00 9.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16.20-17.00 16.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Спортзал Спортзал 8. Физическая подготовка Подводящие упражнения для приема и передач, подач. 16.20-17.00 23.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 9. Техническая подготовка Передачи мяча сверху. 16.20-17.00 30.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 10. Техническая подготовка Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. 16.20-17.00 6.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 11. Техническая подготовка Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Подачи мяча. 16.20-17.00 13.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 12. Физическая подготовка Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести 16.20-17.00 20.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 13. Техническая подготовка Прием снизу, сверху. Прием мяча 16.20-17.00 с подачи. 27.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 14. Техническая подготовка Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. 16.20-17.00 04.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 15. Техническая подготовка Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар. 16.20-17.00 .11.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16.20-17.00 18.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16.20-17.00 25.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16. Теоретическая подготовка Развитие волейбола. Основы техники и тактики игры волейбол. 17. Физическая подготовка Метание малого мяча с места в стенку или щит в цель, на дальность. Ручной мяч. 18. Техническая подготовка Передачи мяча. Прямой нападающий удар. 16.20-17.00 15.01.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 19. Физическая подготовка Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 16.20-17.00 22.01.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 20. Физическая подготовка Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 16.20-17.00 29.01. 2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 21. Техническая подготовка Прямой нападающий удар. Подача мяча. Передачи мяча. 16.20-17.00 5.02. 2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 22. Техническая подготовка Верхняя прямая подача. 16.20-17.00 12.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 23. Техническая подготовка Прием подачи и первая передача в 16.20-17.00 зону нападения. 19.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 24. Техническая подготовка Совершенствование передачи мяча сверху в парах, тройках, со стенкой. 16.20-17.00 26.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 25. Техническая подготовка Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке. 16.20-17.00 4.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 26. Техническая подготовка Многократное выполнение технических приемов. 16.20-17.00 11.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 27. Техническая подготовка Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 16.20-17.00 18.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 28. Физическая подготовка Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач. 16.20-17.00 25.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 29. Техническая подготовка Многократное выполнение технических приемов. 16.20-17.00 1.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 30. Техническая подготовка Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке, после перемещения. 16.20-17.00 8.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 31. Техническая подготовка Блокирование одиночное. Прием сверху, снизу двумя руками. 16.20-17.00 15.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 32. Техническая подготовка Прием мяча снизу из различных и.п., перемещений. Стойки и перемещения, перекаты, падения. 16.20-17.00 22.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 33. Техническая подготовка Прямой нападающий удар. 16.20-17.00 29.04.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 34. Физическая подготовка Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. Спортивная игра баскетбол. Техническая подготовка Прием мяча с падением, перекатом. 16.20-17.00 6.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 16.20-17.00 13.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 35. 36. Техническая подготовка Прием мяча с падением, перекатом. 16.20-17.00 20.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Старшая группа (5-11 классы) № 1. 2. Раздел программы Тема занятий Время Дата проведения проведения Теоретическая подготовка Развитие волейбола в России. 16.30-17.10 Инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу. Физическая подготовка Развитие прыгучести. Имитация 16.30-17.10 передач. 6.09.2024 Кол-во часов Форма занятия плану 1 Учебнотренировочное занятие 13.09.2024 1 Спортзал Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Перемещения и стойки. Прием 16.30-17.10 сверху и снизу двумя руками. .20.09.2024 1 Физическая подготовка Развитее скоростно-силовой 16.30-17.10 выносливости. 27.09.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием снизу двумя руками. 16.30-17.10 4.10.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Физическая подготовка Развитие скоростно-силовых 16.30-17.10 качеств. Развитие гибкости. 11.09.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 3. 4. 5. 6. Место проведения Спортзал Техническая подготовка Прием снизу двумя руками на 16.30-17.10 месте и после перемещения, в парах. 18.09.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Передачи мяча сверху двумя 16.30-17.10 руками, над собой. Подачи мяча. 25.09.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Передачи мяча сверху руками, над собой. двумя 16.30-17.10 1.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Передачи мяча сверху двумя 16.30-17.10 руками, над собой. Подачи мяча. 8.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием снизу, сверху. Прием мяча 16.30-17.10 с подачи. 15.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Верхняя прямая подача. 16.30-17.10 Прямой нападающий удар. 22.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Подача. удар. 29.11.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Передачи мяча. нападающий удар. Прямой 16.30-17.10 06.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Подача. Передачи мяча. 16.30-17.10 13.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Подача. Передачи мяча. 16.30-17.10 20.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Прямой нападающий 16.30-17.10 15. 16. Техническая подготовка Прямой удар. Подача мяча. 27.12.2024 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Верхняя прямая подача. 16.30-17.10 10.01.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Физическая подготовка Упражнения для навыков быстроты действий, прыгучести развития 16.30-17.10 ответных 17.01.202 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием подачи и первая передача в 16.30-17.10 зону нападения. 24.01.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Совершенствование передачи 16.30-17.10 мяча сверху в парах, тройках, со стенкой. 31.01.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Отбивание мяча кулаком через 16.30-17.10 сетку в прыжке. 7.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Многократное выполнение 16.30-17.10 технических приемов. 14.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Физическая подготовка Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 16.30-17.10 21.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Отбивание мяча кулаком через 16.30-17.10 сетку в прыжке. 28.02.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Подачи мяча в стену, через сетку. 6.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 17. нападающий 16.30-17.10 мяча. Передачи 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 16.30-17.10 Физическая подготовка Развитие выносливости. 16.30-17.10 Подвижные игры. 13.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прямой нападающий удар. Подачи 16.30-17.10 мяча в стену, через сетку. 20.03.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Блокирование одиночное. Прием 16.30-17.10 сверху, снизу двумя руками. 2703.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Физическая подготовка Прыжки в высоту с прямого 16.30-17.10 разбега. Развитие скоростносиловых качеств 3.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием мяча снизу. Стойки и 16.30-17.10 перемещения, перекаты, падения. 10.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прямой нападающий удар. 16.30-17.10 17.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием мяча перекатом. с падением, 16.30-17.10 24.04.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Техническая подготовка Прием мяча перекатом. с падением, 16.30-17.10 8.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Контрольные нормативы Подача мяча, передачи в парах, 16.30-17.10 над собой. Тестирование по ОФП. 15.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал Контрольные нормативы Подача мяча, передачи в парах, 16.30-17.10 над собой. Тестирование по ОФП. 22.05.2025 1 Учебнотренировочное занятие Спортзал 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога 1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с. 2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001. 3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000. 4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978. 5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988. 6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991. 7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998. 8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999. 9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999. 10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999. 11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998. 12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998. 13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982. Список литературы для обучающихся и родителей 1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с. 2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989. 3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975. 4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977. 5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982. Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой. 1. Спортивный зал; 2. Волейбольная сетка; 3. Методические материалы, рекомендации; 4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная); 5. Волейбольные мячи; 6. Набивные мячи; 7. Скакалки; 8. Компрессор для накачивания мячей; 9. Стойки, разметочные фишки и конусы; 10. Гимнастические маты; 11. Секундомер; 12. Свисток.