Пояснительная записка. Направленность рабочей программы - художественная. Рабочая программа хоровая группа «Соловушки» разработана в соответствии с нормативными документами: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196, - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», - Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» адаптированных (вместе с «Методическими дополнительных рекомендациями общеразвивающих программ, по реализации способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», - Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об персонифицированного утверждении финансирования методических дополнительного рекомендаций образования «Правила детей в Свердловской области», - Устава МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н.Е.Бобровой», - Положение «О рабочей программе педагога дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа «Центр развития творчества им. Н.Е. Бобровой». Актуальность рабочей программы. Одной из задач Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является «доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности…» в том числе и художественной. В Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года одной из приоритетных задач является создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе колоссальный, воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Увлеченность делом помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе. Программа ансамбля «Соловушки» включает в себя аспекты позволяющие раскрыть в условия дополнительного образования творческий потенциал ребенка. Пение в ансамбле - наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей школьного возраста. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей достижения комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов. Это действенное средство эстетического воспитания, через которое дети приобщаются к искусству, участвуют в нем. Регулярные занятия позволяют выявить природный певческий голос и довести его до хорошего уровня даже у тех детей, которые считают, что у них «нет голоса». В результате занятий налаживается вокально-слуховая координация, интонирование и возможность «удерживать» тональность. Улучшается музыкальная память, развивается мышление и чувство ритма, развивается и закрепляется мелодический и гармонический слух. Систематические занятия хоровым пением способствуют снятию зажатости и влияют на общее психологическое раскрепощение ребенка. Вокальные нагрузки способствуют развитию голосового аппарата и служат хорошей основой для дальнейших творческих успехов ребенка. Поэтому программа пользуется популярностью среди детей и родителей. Отличительные особенности программы. Данная программа является модифицированной и разработана на основе методики В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», а так же включается в себя игровую методику обучения детей пению О.В. Кацер. Особенностью программы является то, что модули ее реализации не являются самостоятельными разделами. Каждое занятие содержит теоретические и практические элементы модулей. Так, например, в структуру занятия обязательно входят упражнения на дыхание, на певческое дыхание, упражнения на формирование звука, звуковедения, упражнения на «чистоту» интонации, что в программе отражено самостоятельными модулями. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность осваивать учебный материал в соответствии с их уровнем общего развития, индивидуальных способностей, учебной мотивацией. В рамках программы предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников. В обучении используется дифференцированный и индивидуальный подход. Занятия проводятся в малых группах (ансамбле), составом - индивидуально (сольно), общим сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Индивидуальные занятия необходимы для коррекции музыкального материала. Это позволяет проводить обучение в соответствие с уровнем мотивации обучающихся. Второй год обучения позволит обучающимся: 1) выработать певческую установку во время исполнения произведения, 2) закрепить сформированные дикционные и артикуляционные навыки, 3) формировать навыки, исполнения a’cappella, 4) закрепить навыки интонационного и ритмического слуха, 5) формировать навыки сценического движения, 6) расширить репертуар новыми произведениями. Музыкальный материал подобран с учетом игровых технологий (упражнения, распевки, музыкальные игры) для поддержки мотивации детей. Большинство занятий носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности. Каждое занятие включает в себя: - работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией, - упражнениями для развития интонационного и ритмического слуха, - вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса и расширения его диапазона, - разучивание новых произведений. Адресат рабочей программы. На программу принимаются обучающиеся от 8-11 лет, прошедшие стартовый уровень программы, обладающие необходимыми для второго года обучения музыкальными и творческими способностями и навыками (музыкальный слух, голос, координацией между слухом и голосом). С 8 - 11 лет у обучающихся продолжает развиваться мелодический и гармонический слух, ансамблевый строй, необходимый для 2х-голосного пения, а также пения a’cappella. Сочетание возрастных особенностей детей позволит расширить репертуар и сохранить эмоциональную и психологическую непосредственность. В этом возрасте у детей продолжает формироваться певческий аппарат, появляются навыки владения ритмом и интонацией. Все эти способности помогут ребенку в освоении базового уровня программы. Количество детей в коллективе от 12 до 15 человек, что является хоровой партией в хоре и называется хоровой группой. Режим занятий. Продолжительность одного занятия равна академическому часу, т.е. 45 минут. Перерыв между двумя учебными занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы – 222 часа. Срок освоения общеразвивающей программы рассчитан на 1 год (37 недель). Уровневость программы. Базовый уровень направлен на дальнейшее развитие и закрепление певческих навыков – дыхания, речи, вокальной техники. Так же базовый уровень программы позволит учащимся сформировать навыки двухголосного пения: мелодического, гармонического. Закрепить навыки ритмического слуха и сценического движения. В программе используются и реализуются общедоступные и универсальные формы работы с хоровой группой: 1) индивидуальное или мелкогрупповое занятие, 2) комбинированное занятие - по возрастным группам (партиям), 3) сводные репетиции, 4) концертные выступления. В программе предусмотрена доступная сложность заданий – упражнения на певческое дыхание, певческое звукообразование, распевки на формирование правильного звуковедения. Учащиеся научатся разбирать музыкальный образ, представленный в песне и реализовывать его на сцене. Также в программу входит концертная деятельность, основанная на календарных праздниках, отчетных концертах для родителей. Формы обучения - очная. В процессе реализации программы на стартовом уровне используются индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая формы обучения. Возможно использование дистанционных форм обучения. Виды занятий: беседа, практическое занятие, репетиция, концертное выступление. В дистанционном режиме: видеоуроки, ссылки на учебные материалы, так же игровые формы, которые представлены в социальной группе ансамбля «Соловушки». Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: конкурс между участниками ансамбля, концертное выступление. Цель для базового уровня. Формирование творческих способностей обучающихся средствами коллективной исполнительской деятельности – пение в хоре. Задачи: Обучающие: — закрепление навыков пения в ансамбле; — формирование навыков «певческого строя»; — формирование навыков мелодического двухголосия; — овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса); — овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности). Воспитательные: — закрепление навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память; — закрепление и дальнейшее воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; — закрепление интереса к русской и современной музыке различных вокальных жанров; — воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело; — привитие навыков концертной этики. Развивающие: — развитие голоса: его силы, диапазона, гибкости, тембральных и регистровых возможностей; — развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле; — развитие мелодического и гармонического слуха; — развитие исполнительской сценической выдержки; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Календарный учебный график № Месяц Форма занятия Количе ство часов 1 2.0908.09 Учебное занятие. 6 2 09.0915.09 Репетиция 6 3 16.0922.09 Репетиция 4 23.0929.09 5 30.0906.10 Тема занятия Место проведения Форма аттестации (контроля) Правила ТБ и ПБ. Правила поведения во время занятий. Вводное занятие. Знакомство с правилами охраны голоса. Работа над произведениями: Кабинет №201 Беседа Кабинет №201 6 Речевой аппарат. Дикция и артикуляция. Кабинет №201 Репетиция 6 Интонация. Кабинет №201 Репетиция 2 4 Певческое дыхание. Интонация. Кабинет №201 Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. 6 07.1013.10 Репетиция 3 3 Формирование cantilena Двухголосие. Кабинет №201 7 14.1020.10 Репетиция 6 Формирование cantilena . Кабинет №201 8 21.1027.10 Репетиция 6 Двухголосие. Кабинет №201 9 28.1003.11 Репетиция 6 Сценическое движение Актовый зал 10 05.1110.11 Репетиция 6 Работа над произведениями Актовый зал 11 11.1117.11 Репетиция 6 Работа над произведениями Актовый зал 12 18.1124.11 Репетиция 6 Индивидуальная работа Кабинет №201 13 25.1101.12 Выступлен ие 6 Концертная деятельность Актовый зал 14 02.1208.12 Выступлен ие 6 Концертная деятельность Актовый зал 15 09.1215.12 Выступлен ие 6 Концертная деятельность Концертная площадка 16 16.1222.12 Выступлен ие 6 Концертная деятельность Концертная площадка 17 23.1229.12 Репетиция 6 Двухголосие. Кабинет №201 18 30.1201.01 Репетиция 6 Сценическое движение Актовый зал 19 13.0119.01 Репетиция 6 Работа над произведениями Кабинет №201 20 20.0126.01 Репетиция 6 Работа над произведениями Кабинет №201 Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Выступлени е на концерте Выступлени е на концерте Выступлени е на концерте Выступлени е на концерте Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. 21 27.0102.02 Репетиция 6 Индивидуальная работа Кабинет №201 22 03.0209.02 Репетиция 6 Двухголосие. Кабинет №201 23 10.0216.02 Репетиция 6 Двухголосие. Кабинет №201 24 17.0222.02 Репетиция 6 Двухголосие. Актовый зал 25 24.0202.03 Репетиция 6 Индивидуальная работа Кабинет №201 26 03.0309.03 Репетиция 6 Индивидуальная работа Актовый зал 27 10.0316.03 Репетиция 2 Певческое дыхание. Кабинет №201 4 28 17.0323.03 Репетиция 6 Речевой аппарат. Дикция и артикуляция. Двухголосие. 29 24.0330.03 Репетиция 6 Двухголосие. Актовый зал 30 31.0306.04 Репетиция 6 Сценическое движение Кабинет №201 31 07.0413.04 Репетиция 6 Работа над произведениями Актовый зал 32 14.0420.04 Репетиция 6 Работа над произведениями Кабинет №201 33 21.0427.04 Репетиция 4 Работа над произведениями Кабинет №201 2 Индивидуальная работа 6 Концертная деятельность 34 28.0404.05 Выступлен ие Кабинет №201 Концертная площадка Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Исполнение упражнения, произведени я. Выступлени е на концерте 35 05.0511.05 Репетиция 6 36 12.0518.05 Репетиция 6 37 19.0525.05 38 26.0531.05 6 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации Индивидуальная работа Кабинет №201 Исполнение упражнения, произведени я. Кабинет №201 Сценическое движение. Концертная деятельность Резерв Концертная площадка Исполнение упражнения, произведени я. Выступлени е на концерте Исполнение упражнения, произведени я. Кабинет №201 222 часа Планируемые результаты. По итогам освоения программы базового уровня ансамбля «Соловушки» обучающиеся получат следующие: Предметные результаты: - получат навыки ансамблевого пения, - закрепят навык ансамблевого строя в унисонном звучании, - научаться петь элементы мелодического и гармонического двухголосия, - закрепят технику вокального исполнительства, - сформируют навыки выразительного исполнения через музыкальный образ и драматургию произведения, Личностные результаты: - закрепят навыки самоорганизации и самоконтроля при разучивании произведений, - закрепят осознанное отношение к репетициям, как к элементам целеустремленности, - сформируют интерес к русской народной, классической и современной музыке, - сформируют чувство ответственности за свой вклад в общее дело, - получат навыки концертной этики. Метапредметные результаты: - закрепят навыки владения голосом – его силой, гибкостью, «чистотой», - научатся исполнять произведение от начала до конца, - научатся исполнять точно ритмический рисунок произведения, труда и - закрепят навык исполнения произведения в ансамбле с ощущением вокального строя, - разовьют мелодический и гармонический слух при исполнении двухголосных произведений, - эмоционально с помощью сценического движения выражать музыкальный образ произведения, - закрепят познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Список литературы для педагога. 1.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей: Учебное пособие. – М.: Издательство «Владос», Издательство «Музыка», 2017 -128с. 2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса, Учебное пособие. М., издательство: МГПИ, 2013-96 с. 3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка, авторское пособие, – Минск, издательство ТетраСистемс, 2017 - 96с. 4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства», Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2017 – 155с. 5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2016 – 111с. 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, издательство «Лань», 2020 – 192с. 7. Исаева И. Эстрадное пение, экспресс курс, – М.: издательство «Владос», 2010 – 249 с. 8. Шацкая В. Н. Детский голос, экспериментальное исследование, - М., Издательство «Педагогика», 2009 – 231с. 9. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, учебное пособие – М., Издательство «ФИС», 2000- 20с. Список литературы для учащихся. 1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Учебное пособие – СПб, Издательство «Лань», 2020 192с. 2. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, учебное пособие – М., Издательство «ФИС», 2020 – 20с. Список литературы для родителей. 1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, учебное пособие, – СПб, Издательство «Лань», 2020 – 192с. 2.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, учебное пособие – М., Издательство «ФИС», 2020 – 20с.