ВД РП Учимся для жизни ФГ 2-3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)

УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Учимся для жизни»
(функциональная грамотность)
для обучающихся 2-3 классов

Город Полевской, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Учимся для жизни
(функциональная грамотность)» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Учимся для жизни (функциональная грамотность)», а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. В начальной школе закладываются основы
формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у
которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это
человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально
быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных
составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую
грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность,
финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы внеурочной деятельности 8 - 9 лет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и

рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Учимся для жизни
(функциональная грамотность», – (1 час в неделю в каждом классе): во 2-3
классах – по 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и
истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение
длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды
корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его
свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
личностных, метапредметных результатов.

следующих

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
грамотность»:

результаты

изучения

блока

«Математическая

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты
грамотность»:

изучения

блока

«Естественно-научная

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для

объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические работы

1

Читательская
грамотность.

8

0

1

2

Математическая
грамотность.

8

0

1

3

Финансовая
грамотность.

8

0

1

4

Естественнонаучная
грамотность.

10

0

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЕКЦОР (единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов); viki.rdf.ru

3 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Естественно-научная
грамотность.

2
3
4

Математическая
грамотность.
Финансовая
грамотность.
Читательская
грамотность.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

16

1

8

1

8

1

10

Практические работы

2

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЕКЦОР (единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов); viki.rdf.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока

Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.
И. Соколов- Микитов. В
берлоге.
Медвежье потомство.
Повреждённые и фальшивые
деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой. Зайцы.
Про зайчат и зайчиху.
Банковская карта.
Про Зайчишку и овощи.
Николай Сладков. Весёлая
игра.
Лисьи забавы.
Безопасность денег на
банковской карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.
Корень - часть растения.
Эдуард Шим "Тяжкий труд"
Про ежа.
Про вклады.
Занимательные особенности
яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры- строители.
Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.

Количество часов
Контроль
Практичес
Всего
- ные
кие
работы
работы

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

Дата
изуче
ния

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

3 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26

27
28
29
30

31

Тема урока

Про дождевого червяка.
Дождевые черви.
Кальций.
Полезный кальций.
Сколько весит облако.
Про облака.
Хлеб – всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество – мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как оно
«работает».
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный магнит.
Проверочная работа.
Что такое «бюджет».
Расходы и доходы бюджета.
Семейный бюджет.
Планируем семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Подсчитываем семейный
доход.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и социальные
доходы.
Пенсия и пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, клад,
выигрыш.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
Подсчитываем расходы.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Расходы на обязательные
платежи.

Количество часов
Контроль
Практичес
Всего
ные
кие
работы
работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1

1

Дата
изуче
ния

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

32
33
34

Как сэкономить семейные
деньги.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Проверочная работа.

1
1
1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnyekompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovayagramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной
грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoygramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства
«Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская
электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
5.ЕКЦОР (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
6.viki.rdf.ru;
7.информационная система «Единое окно»;
8.ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный
проектор, демонстрационный экран.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая тетрадь Авторы-составители: М.В. Буряк, С.А. Шейкина.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ф947 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности
/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».