МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 5224251) Учимся играя для обучающихся 1 классов Город Полевской, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ в 1 классе на 33 часов (1 раз в неделю, 33 учебные недели) ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УЧИМСЯ ИГРАЯ" Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ИГРАЯ» 1 КЛАСС Тема 1. Я — школьник (15 ч) Цели: • • Ø сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; Ø мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Я умею управлять собой. Знакомство. Беседа на тему: Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?», «Нужно ли ученику умение управлять собой?» Упражнения: «Я умею управлять собой», «Умею остановиться», «Умею выполнять требования взрослых» Творческая работа «Рисунок имени». ЗАНЯТИЕ 2. Я умею преодолевать трудности. Разминка «Ролевая гимнастика». Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф. Ушакова. Обсуждение. Упражнения: «Вспомни и сделай», «Сумей понять». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 3. Я умею преодолевать трудности (продолжение). Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения: «Вспомни и сделай», «Вопрос», «Тихо». Работа со сказкой «Лопух и одуванчик». Обсуждение. Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 4. Я умею слушать других. Разминка «Ролевая гимнастика». История про альпинистов. Обсуждение. Упражнения: «Я умею справляться с трудностями», «Запомни ответ», «Диалог». Творческая работа «Общий рисунок» Работа со сказкой «Муравьишка Гришка». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 5. Я умею учиться у ошибки. Разминка «Противоположности». Работа со сказкой «Ошибка и Неошибка». Обсуждение. Творческая работа по сказке «Чему может научить ошибка?» Графический диктант Работа со сказкой «Коля и Солнечный Зайчик». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 6. Я умею быть доброжелательным. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение. Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 7. Я умею быть доброжелательным (продолжение). Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнение: четыре испытания. Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 8. Я – доброжелательный. Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения: «Кому письмо?», «Качества доброжелательного человека», «Зачем нужны качества?», «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», «Желаем добра». Работа со сказкой «Сережа – Серый Волк». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 9. Я умею быть ласковым. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой «История про Павлика». Обсуждение. Упражнения: «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и интонация» Работа со сказкой «Волчонок Сеня». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 10. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение. Творческая работа «Нарисуй страну». ЗАНЯТИЕ 11. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими (продолжение). Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения: «Что между странами?», «Как страны общаются?», «Общий рассказ». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 12. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение. Упражнения: «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 13. Я учусь решать конфликты. Разминка «Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Обсуждение. Упражнение: «Это конфликт?» Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 14. Я учусь решать конфликты (продолжение). Разминка «Ролевая гимнастика». Упражнения: «Придумай конфликт», «Инсценировка конфликта». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 15. Я умею разрешать конфликты. Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному». Работа со сказкой. Обсуждение. Упражнения: «Инсценируем конфликт», «Конфликт» Графический диктант. Тема 2. Мои чувства (18 ч) Цели: • Ø рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; • Ø обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей; • Ø помочь детям осознать относительность оценки чувств; • Ø способствовать снижению уровня школьных страхов. ЗАНЯТИЕ 16. Радость. Что такое мимика? Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался». Упражнения: «Закончи предложения». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 17. Радость. Что такое мимика? (продолжение). Разминка «Раз, два, три, позу за мной повтори». Упражнение: «Зоопарк». Творческая работа «Рисунок радости». ЗАНЯТИЕ 18. Радость. Что такое жесты? Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное». Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение» Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 19. Радость. Что такое жесты? (продолжение). Разминка «Превратись в животное», кричалка «Я очень хороший!» Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Объясни задание». Работа со сказкой. «Когда молочные зубы сменились постоянными». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 20 Радость. Как ее доставить другому человеку? Разминка «Угадай, где я иду?» Упражнения: «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова» Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 21. Радость. Можно передать прикосновением. Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», кричалка «Ура успешной фотоохоте!». Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок». Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 22. Грусть. Разминка «Покажи профессию», «Скажи, да и нет». Упражнения: «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Работа со сказкой «Сказка по котенка Ваську». Обсуждение. ЗАНЯТИЕ 23. Страх. Разминка «Дотронься до…» Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Девочка с мишкой». Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям. ЗАНЯТИЕ 24. Страх (продолжение). Разминка «Дотронься до…» Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Работа со сказкой «Темноландия». Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям. ЗАНЯТИЕ 25. Страх. Как его преодолеть. Разминка «Неопределенные фигуры». Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Графический диктант. ЗАНЯТИЕ 26. Страх. Как его преодолеть (продолжение). Разминка «Неопределенные фигуры». Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки» ЗАНЯТИЕ 27. Гнев. С какими чувствами он дружит? Разминка «Художник», «Попугай». Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался». Обсуждение. Творческая работа. ЗАНЯТИЕ 28. Гнев. С какими чувствами он дружит? (продолжение). Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме». Работа со сказкой «Как ромашки с васильками поссорились». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 29. Гнев и его польза. Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились». Упражнение: «Закончи предложение» Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение Творческая работа по итогам сказки. ЗАНЯТИЕ 30. Обида. Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!». Упражнения: «Закончи предложение», «Какая у меня обида». Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 31.Обида (продолжение). Разминка «Пусть всегда будет!», «Весеннее настроение». Упражнения: «Закончи предложение», «Напрасная обида». Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 32. Разные чувства. Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум - бурум», «Море волнуется», «Волны». Упражнение: «Закончи предложение». Групповая работа «Ожившее чувство» Творческая работа «Рисунок чувств». ЗАНЯТИЕ 33. Итоговое. Разминка. Работа со сказкой. Творческая работа ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • установка на здоровый образ жизни; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД: • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению • строить речевое высказывание в устной форме Познавательные УУД: • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя • учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя • учиться наблюдать • моделировать ситуацию с помощью учителя Коммуникативные УУД: • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах • учиться работать в паре и в группе • выполнять различные роли • слушать и понимать речь других ребят • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/ п Наименовани е разделов и тем программы Количеств о часов 1 Я - школьник 15 2 Мои чувства 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 Основное содержани е Основные виды деятельност и Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всег о 1 Знакомство. Я умею управлять собой 1 2 Я умею преодолевать трудности 1 3 Я умею преодолевать трудности (продолжение) 1 4 Я умею слушать других 1 5 Я умею учиться у ошибки 1 6 Я умею быть доброжелательн ым 1 7 Я умею быть доброжелательн ым (продолжение) 1 8 Я– доброжелательн ый 1 9 Я умею быть ласковым 1 10 Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими 1 11 Я становлюсь сильным духом. Я умею делать 1 Контрольн ые работы Практическ ие работы Электронные цифровые образовательн ые ресурсы задание вместе с другими (продолжение) 12 Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого 1 13 Я учусь решать конфликты 1 14 Я учусь решать конфликты (продолжение) 1 15 Я умею разрешать конфликты 1 16 Радость. Что такое мимика? 1 17 Радость. Что такое мимика? (продолжение) 1 18 Радость. Что такое жесты? 1 19 Радость. Что такое жесты? (продолжение) 1 20 Радость. Как ее доставить другому человеку? 1 21 Радость. Можно передать прикосновением 1 22 Грусть 1 23 Страх 1 24 Страх (продолжение) 1 25 Страх. Как его преодолеть 1 26 Страх. Как его преодолеть (продолжение) 1 27 Гнев. С какими чувствами он дружит? 1 28 Гнев. С какими чувствами он дружит? (продолжение) 1 29 Гнев и его польза 1 30 Обида 1 31 Обида (продолжение) 1 32 Разные чувства 1 33 Итоговое занятие 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 0