Памятка потребителю
12.03.2025
Памятка потребителю
Каждый день, мы совершаем покупки в
магазинах, пользуемся различными услугами, заключаем договоры на выполнение
работ. При этом необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Поэтому
немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.
Кто является потребителем?
Потребитель – это гражданин, имеющий
намерение заказать, или приобрести либо заказывающий, приобретающий или
использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности.
Следовательно, потребителем не могут быть
юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары
(работы, услуги) для своих нужд.
Основным документом, регулирующим потребительские отношения
(то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом,
исполнителем услуг и т.д.) является Закон РФ «О защите прав потребителей» №
2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон)
ОСНОВНЫЕ ПРАВА
ПОТРЕБИТЕЛЯ:
1. Право на безопасность
товара (работы, услуги).
Данное право регулируется ст. 7 Закона.
Оно означает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга)
при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации
был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред
имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются
обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Право на качество товара
(работы, услуги).
Данное право регулируется ст. 4 Закона и
означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар
(выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о
качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать
потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно
предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа,
услуга) такого рода обычно используется.
3. Право на информацию о
товарах (работах, услугах).
Данное право регулируется ст. 10 Закона и
означает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно
предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах
(работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в
обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента или
иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и
свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара
обозначение;
- сведения об основных потребительских
свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о
составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления
продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о
наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением
генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание
указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых
процента); пищевой ценности; назначении; об условиях применения и хранения
продуктов питания;
- о способах изготовления готовых блюд, весе
(объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания,
а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных
заболеваниях;
- цену в рублях и условия приобретения
товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита,
полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и
безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информация об энергетической
эффективности товаров;
- срок службы или срок годности товаров
(работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о
необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных
последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении
указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества
потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное
наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца),
уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя,
импортера;
- информацию об обязательном подтверждении
соответствия товаров (работ, услуг);
- информацию о правилах продажи товаров
(выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое
будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет
значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при
оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
4. Право на возмещение
ущерба.
Данное право регулируется ст. 13 закона и
означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель,
продавец и т. д.) несёт ответственность, предусмотренную законом или договором,
в виде возмещения убытков, неустойки (пени), а также штрафа.
5. Право на компенсацию
морального вреда.
Ст. 15 Закона дает право на компенсацию
морального вреда за нарушение прав потребителя со стороны продавцов
(исполнителей) сверх суммы имущественного вреда и убытков. Размер компенсации
определяется судом.
6. Право на обмен товара
надлежащего качества.
Согласно ст. 25 Закона, «потребитель
вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный
товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не
подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Исключение составляют товары, входящие в
перечень непродовольственных товаров
надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар
других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ПП РФ от
19.01.1998 №55)
7. Права при обнаружении
недостатков товара.
Согласно ст. 18 Закона Потребитель в
случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом,
по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же
модели и (или) артикула);потребовать замены на такой же товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать
соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их
исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию
продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
8. Право на судебную защиту.
В соответствии со ст. 17 Закона защита
прав потребителей осуществляется судом.
Потребители по искам, связанным с
нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Иски о защите прав потребителей могут быть
предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если
ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2025
Дата обновления: 12.03.2025
Дата публикации: 12.03.2025