РП ВД за страницами учебника 1-4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника»
для обучающихся 1-4 классов

город Полевской, 2023 год

Пояснительная записка
В программе курса «За страницами учебника» для учащихся 1−4 классов
реализованы идеи федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального образования и ориентирована на формирование
общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также
связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих
успешность любого человека, как в учении, так и в жизни.
Цель : сформировать способности личности ученика на основе усвоения
универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование
ключевой компетенции «умения учиться».
Задачи:
1. Содействовать формированию способов учения.
2. Способствовать развитию мышления и познавательных процессов.
3. Создать условия для развития языковой культуры и коммуникативных
умений.
4. Включить учащихся в познавательную активность и самостоятельную
мыслительную деятельность.
5. Способствовать формированию навыков применения полученных
знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в
практической деятельности.
Курс состоит из следующих параллельно развивающихся содержательнометодических этапов.
I. Ценностный: формирование нравственно-этических норм, ценностных
ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. формирование
личностных учебных действий, мотивации к учебной деятельности.
II. Коммуникативный: формирование норм поведения в классе, норм
общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и
т. д.
III. Познавательный: организация саморазвития познавательных процессов,
формирование мыследеятельности, развитие логического мышления.
IV. Деятельностный: формирование компетенции разрешения проблем.
V. Техники учения: формирование умения учиться.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение содержания курса отводится по 1 часу в неделю: в 1 классе – 33
часа, во 2- 4 классах - 34 часа.

Общая характеристика курса
1 класс
Ценностный этап (5 часов). Зачем нужно учиться? Учебная деятельность.
Правила ученика. Профессия - учитель. Цель выполнения домашнего
задания. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка
своей работы по образцу. Доказательство правильности выполнения заданий
с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Коммуникативный этап (5 часов). Знакомство со способами общения на
уроке. Основные правила общения. Правила работы в паре, в группе.
Правила поведения на уроке. Познавательный этап (1 час). Представление
о внимании в учебной деятельности. Значении внимания для получения
хорошего результата. Приемы концентрации внимания.
Деятельностный этап (5 часов). Пробное учебное действие и фиксирование
затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение
− думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в
пробном учебном действии.
Техники учения (16 часов). Техники учения. Работа с текстами,
иллюстрациями. Техники сокращения слов, «Квантор». Информации как
схемы, образы, «Паучок». Классификация слов.
Заключительный урок (1 час). Праздник первоклассника «Что значит уметь
учиться?» Диагностика.
2 класс
Ценностный этап (6 часов). Ценности нашей жизни: знание. Ценностные
качества личности: целеустремленность и самостоятельность. Алгоритм
исправления своей ошибки Подробный образец. Самопроверка по
подробному образцу с целью выяснения места ошибки. Алгоритм. Точное
следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего
задания.
Коммуникативный этап (3 часа). Положительный опыт культурного
общения. Позиции автора и понимающего. Роль мимики и жестов в процессе
общения. Умение слушать и слышать друг друга. Правила коммуникативного
взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Познавательный этап (3 часа). Настроение. Приемы, помогающие ученику
создать рабочее настроение. Память. Приемы запоминания.
Деятельностный этап (5 часов). Фиксирование индивидуальных
затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа
преодоления возникших затруднений.

Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом
постановки цели учебной деятельности. Подбор способов и средств для
открытия нового знания. Результат открытия нового знания. Эталон.
Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата
на уроке открытия нового знания.
Техники учения (16 часов). Техники учения. Работа с текстами,
иллюстрациями. Техники сокращения слов, «Древнеегипетская грамота»,
«Буквы и знаки». Информации как схемы, образы, «Кластер».
«Математическая формула».
Заключительный урок (1 час). Диагностика.
3 класс
Ценностный этап (1 час). «Вера в себя» как инструмент для достижения
успеха в учебе. Коммуникативный этап (2 часа). Новая роль в структуре
коммуникации: критик.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога. Учусь вести диалог.
Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование
соответствующих умений.
Познавательный этап (5 часов). Учусь сравнивать. Учусь обобщать. Учусь
моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические,
алгоритмы, блок-схемы. Интернет – мой помощник в учебе.
Деятельностный этап (6 часов). Место и причина затруднения на уроке
открытия нового знания. План. Алгоритм перевода цели в задачи
(планирование) учебной деятельности. Как составлять план. Урок открытия.
Применение нового знания. Место и причина ошибки в самостоятельной
работе. Как научиться применять новое знание без ошибок. Самоконтроль и
самооценка своих исполнительских учебных действий.
Техники учения (19 часов). Техники учения. Работа с текстами,
иллюстрациями, конспектирование, «Как работать с фотографией». Техники
сокращения слов. Информации как схемы, образы, «Рыбная кость»,
«Содержательная картинка».Техники запоминания слов, цифр.
Заключительный урок (1 час). Диагностика.
4 класс
Ценностный этап (2 часа). Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать.
Составление личностной диаграммы качеств. Я ученик: Хочу – Знаю, как
надо – Могу. Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности.
Что дает личностное самоопределение.

Коммуникативный этап (5 часов). Учимся дружно. Дискуссия. Отличие
дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию. Новая роль в структуре
коммуникации: арбитр.
Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в
работу коллектива.
Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.
Познавательный этап (13 часов). Методы поиска и представления
информации. Работа с информацией, текстом. Диаграмма, таблица. Действие
по аналогии. Классификация.
Деятельностный этап (2 часа). Алгоритм самопроверки и исправления
ошибок. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ.
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение
результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной
цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Техники учения (11 часов). Техники учения. Работа с текстами,
иллюстрациями, таблицами. Техники сокращения слов, «Контекст».
Информации как схемы, образы, «Генеалогическое древо», «Содержательная
картинка». Техники запоминания слов, цифр, «Мнемонические стихи и
предложения», «Синквейн».
Заключительный урок (1 час). Диагностика.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
1 класс
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных
этапа.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в
учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном
выполнении домашнего задания.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по
результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему
(отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать структуру первого этапа учебной деятельности (6 шагов: повторение
необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование
своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины
затруднения), приобрести опыт их осознанного
прохождения.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их
применения.
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику
успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность;
приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Знать техники учения.
Уметь применять техники учения в учебной деятельности.
2 класс
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания
осознанно их проходить под руководством учителя (повторение
необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного
действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего
затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели;
планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение
результата; применение нового знания; самоконтроль).
Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной
учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого
этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение
самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка
своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия;
выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших
ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее
осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей
коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении
учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления
возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении
учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из
соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в
выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать
инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе
алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением,
мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.

Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их
применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести
опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и
самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих
задач.
Знать техники учения.
Уметь применять техники учения в учебной деятельности.
3 класс
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь
осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под
руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате
выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении
самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную
структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка
цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над
ошибками); выполнение самостоятельной работы № 2 с проверкой по
эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей
деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и
приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его
применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт
их применения.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приемы развития памяти.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования
нового знания.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать техники учения.
Уметь применять техники учения в учебной деятельности.

4 класс
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно
осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и
выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под
руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, −
приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести
положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь
соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос
«Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения
дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в
совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения
к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной
ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт
работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе,
приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как
ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения
программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение
к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне
ценностную диаграмму качеств ученика.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их
использовать для решения задач.
Знать техники учения.
Уметь применять техники учения в учебной деятельности.

Календарно -тематическое планирование
1 класс
Тема

Колич
ество
часов

1

Учиться… А что это значит?

1

2

Учитель и ученик. Цель и
результат.

1

3

Как проверить свою работу.

1

4

Как исправить свою ошибку.

1

5

Домашнее задание делаю
самостоятельно.

1

6

Я – ученик. Правила поведения 1
на уроке.

7-8 Работа в парах

1

1

2

910

Работа в группах

2

11

Как научиться быть
внимательным

1

12

Как выяснить, что я не знаю?

1

13

Пробное учебное действие.
Затруднение… С чего начать?

1

14

Не могу? Подумаю почему.

1

15

Как найти причину
затруднения.

1

16

Как выяснить, что я не знаю.

1

17- Выделение ключевых слов
18

Прак
тиче
ская
рабо
та

2

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

19- Работа с текстом
20

2

21- Как читать текст
22

2

23- Составление плана
24

2

25- Составление диафильма к
26 художественному тексту

2

1

27- Как сокращать слова и сжимать 2
28 фразы
29- Представление слов в виде
30 схем/образов
Схема «Паучок»

2

31- Как запоминать слова.
2
32 Техника «Классификация слов»
33

Я ученик: что я уже знаю и
умею.

1

2 класс
Тема

Колич
ество
часов

1

Ценности нашей жизни.
Знание.

1

2

Домашнее задание делаю
самостоятельно.

1

34

Подробный образец.

2

56

Как исправить свою ошибку.

2

7

Учимся дружно. Я – автор, я –
понимающий.

1

8

Учимся дружно. Слушаю и
слышу

1

Прак
тичес
кая
работ
а

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

9

Учимся дружно. Как понимать 1
друг друга без слов

10

Настроение – мой помощник в
учебе

1

11
12

Учусь запоминать.

2

13

Учусь называть свое
затруднение.

1

14
15

Ставлю цель.

2

16
17

Как построить новое знание?»
Ключи к новым знаниям.
Результат открытия нового
знания. Эталон.

2

18
19

Работа с текстом
Выявление основных идей

2

20
21

Работа со справочной
литературой
Работа с иллюстрацией

2

22
23

Учимся задавать вопросы

2

24
26

Как сокращать слова и сжимать 3
фразы

27
29

Представление в виде
схем/образов
«Паучок», «Кластер»

3

30
31

Преобразование фраз

2

32
33

Как запоминать цифры
«Математическая формула»

2

1

1

1

34

Я ученик: что я уже знаю и
умею

1

3 класс
Тема

Колич
ество
часов

1

Личностные качества: вера в
себя.

1

2

Учимся дружно. Я – критик.

1

3

Учимся дружно. Что такое
диалог.

1

4

Учусь сравнивать.

1

5

Учусь обобщать.

1

6-7 Учусь моделировать. Виды
моделей: предметные,
знаковые, графические,
алгоритмы, блок-схемы.

2

8

Работа с Интернет-ресурсами.

9

План. Алгоритм перевода цели 1
в задачи (планирование)
учебной деятельности.

10

Урок открытия. Нахожу место
и причину затруднения

1

11

Урок открытия. Учусь
применять новое знание.

1

12

Нахожу место и причину
ошибки в самостоятельной

1

1

Прак
тичес
кая
работ
а

1

1

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

работе.
13

Как научиться применять новое 1
знание без ошибок.

14

Как самому оценить свою
работу.

1

15- Работа с разными видами
2
16 текстов
Конспектирование и структура
конспекта
17- Опорный конспект
18

2

19- Пространственная запись.
20 Скобки.
Работа с фотографией

2

21- Схема «Рыбная кость»
22

2

23- Схема последовательных
24 действий

2

25

Содержательная картинка

2

28- «Ассоциативные пары»
29

2

30- «Прямоугольник-комната»
31

2

32- Прием Симониды»
33

2

Я ученик: что я уже знаю и
умею

1

1

26- Как запоминать цифры
27 «Птичий базар»

34

1

1

4 класс
Тема

Колич
ество
часов

Прак
тичес
кая
работ
а

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Ценности нашей жизни.
Саморазвитие.

1

2

Я ученик: Хочу - Знаю, как
надо – Могу.

1

3-4 Учимся дружно. Дискуссия.
2
Как научиться договариваться.
5

Учимся дружно. Организатор.

1

6

Учимся дружно. Арбитр.

1

7

Учимся дружно.
Сотрудничество.

1

8

Учусь работать с информацией. 1

911

Работа с таблицами.

1

1

3

12- Работа с диаграммами.
14

3

15- Работа с Интернет-ресурсами.
16

2

17- Действую по аналогии.
18

2

19- Учусь классифицировать.
20

2

21

Алгоритм самопроверки и
исправления ошибок.

1

22

Алгоритм рефлексии и
самооценки.

1

23

Работа с текстом.

1

24- Контекст.
25

2

26- «Мнемонические стихи и
27 предложения».

2

28- «Синквейн».
29

2

1

1

30- «Картография».
31

2

32- «Генеологическое древо».
33

2

34

Я ученик: что я уже знаю и
умею.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».