РП ВД Музыкальная гостинная 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для обучающихся 3 классов
«Музыкальная гостиная»

город Полевской 2023г.

Пояснительная записка
Общая характеристика, место в учебном плане
Занятия в «Музыкальной гостиной» в МБОУ ПГО «СОШ №18»
осуществляется
в
рамках
вариативного
подхода,
и
являются
практикоориентированной, самобытной формой углублённого изучения
предметной области «Искусство». Среди различных видов эстетической
деятельности музыкальная гостиная является наиболее универсальным
направлением, которое обеспечивает широкий спектр способов проявления и
развития не только творческих способностей обучающихся, но и их
социальной, коммуникативной компетентности, формой освоения различных
моделей поведения и межличностного взаимодействия.
«Музыкальная гостиная» является органичным дополнением уроков
предмета МУЗЫКА, включённого в обязательную часть учебного плана
начального общего образования 1-4 кл. Программа внеурочной деятельности
«Музыкальнаягостиная» непосредственно коррелирует и с другими
предметами гуманитарного цикла, входящими в базовый учебный план
начального общего и основного общего образования, такими как
«Литература» и «Литературное чтение», «Изобразительное искусство»,
«Технология». Продуктивное взаимодействие с различными областями
гуманитарного знания обеспечивают проведение мероприятий в стилистике
исторических реконструкций, мини спектакли и т.п.
Программа «Музыкальнаягостиная» предназначена для организации
внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (3
классы).
Занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота
и регулярность занятий – по 1 академическому часу1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 1 год преподавания. Таким образом, общая учебная
нагрузка на учебный год составляет 34 часа.
Основное содержание занятий – интерактивные беседы о музыке,
музыкальных произведениях, жизни и творчестве композиторов, а так же
постановка музыкальных мини-спектаклей. Программа реализуется через
занятия в классе, распределение, разучивание и представление тематического
материала, репетиции и выступления на сцене, а также текущую работу,
направленную на развитие комплекса сценических способностей, умений и
навыков обучающихся; опыт восприятия, анализа и осмысления
произведений музыкальных, литературных, изобразительно-декоративных
жанров.

Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
Законе. Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения
и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при
освоении предметной области «Искусство», учитывает практический опыт
образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и
экспериментальную работу по данному направлению эстетического
воспитания4 .
Типы и виды занятий
По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы:
1) занятие-прослушивание (мелкогрупповое и / или индивидуальное) − при
распределении музыкально, литературного материала для проведения
мероприятия для периодической оценки индивидуального темпа развития
исполнительских и творческих навыков обучающихся; − для работы с
солистами, исполнителями, ведущими мероприятия;
2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и
навыков (актёрские, танцевальные этюды и упражнения, импровизации;
хоровые распевания, разучивание вокальных партий, ролей, чтение стихов);
3) творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов,
реквизита; реклама и PR коллектива в целом, конкретной постановки; работа
над режиссёрским замыслом спектакля; популяризация театрального
искусства среди сверстников)
4) репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами
спектакля, групповая (по партиям, по ролям) и коллективная вокальнохоровая работа, постановка мизансцен, хореография;
5) сводная репетиция;
6) сценический показ: спектакль, представление, концерт;
7) посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение,
анализ событий театральной жизни. Указанный перечень типов занятий не
является исчерпывающим, может быть дополнен, скомбинирован с другими
элементами и формами по выбору учителя.
Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническими условиями реализации данной программы
является наличие помещения (помещений) для репетиционных занятий; зала
со сценой, оборудованной в соответствии с особенностями театрального
искусства (одежда сцены, акустическая система, осветительное и

проекционное оборудование, микшерный пульт), помещений для
переодевания (гримёрные).
Оборудование: музыкальные инструменты, звуковоспроизводящая
аппаратура. Должна быть также обеспечена материальная база для создания
реквизита, декораций, костюмов и их хранения; технические условия для
видеосъемки как готовых спектаклей, так и репетиционного процесса (для
последующего творческого анализа обучающимися своих сценических
действий).
Цели и задачи
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Музыкальная
гостиная» определяются в рамках обобщённых целей и задач Федеральных
государственных стандартов и Примерных программ начального общего и
основного общего образования, являются их логическим продолжением.
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части
их духовной культуры через коллективное творчество – создание
музыкального сценического образа.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной
области «Искусство» в целом, и музыкально-театрального искусства в
частности:
1) становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в
единстве эмоциональной и рациональной сферы;
2) осознание значения искусства как специфического способа познания
мира, художественного отражения многообразия жизни, универсального
языка общения;
3) реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие
потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации
к творческой деятельности и самореализации.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкально-театральной
деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
− приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт
собственного
проживания
сценических
образов,
развитие
и
совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
искусстве и в жизни;
− развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных
способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное
мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство
ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика движений,
мимика, речь и т.д.;

− формирование устойчивого интереса к постижению художественной
картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия
произведений искусства;
− приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности,
понимание основных закономерностей музыкального и театрального
искусства, их языка, выразительных средств;
− накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства;
владение специальной терминологией; − воспитание уважения к
культурному наследию России; практическое освоение образного
содержания произведений отечественной культуры;
− расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыке и театральной культуре других стран и народов;
− формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу, ответственности за общий результат;
−
гармонизация
межличностных
отношений,
формирование
позитивного взгляда на окружающий мир;
− получение опыта публичных выступлений, формирование активной
социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы,
района, города, республики, страны;
− создание в образовательном учреждении творческой культурной
среды
Содержание внеурочных занятий по программе внеурочной
деятельности «Музыкальная гостиная» согласуется с логикой изучения
предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями) в начальной школе.
МОДУЛИ
«Музыкальная грамота»
«Музыка в жизни человека»
«Народная музыка России»
«Музыка народов мира»
«Духовная музыка»
«Классическая музыка»
«Современная музыкальная культура»
«Музыка театра и кино»
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры
программы по предмету «Музыка», позволяет развивать её тематическое
содержание в программе внеурочной деятельности «Музыкальный театр».
Основная линия взаимодействия реализуется в углублении и расширении
модулей «Музыка театра и кино» (в начальной школе). По сути,

любоемероприятие,
постановка
которого
осуществляется
силами
обучающихся, является практической формой реализации предметного
содержания данных модулей. Выбор педагогом конкретного произведения,
того или иного репертуара для сценического воплощения открывает
возможности для тематического расширения и других модулей программы
предмета «Музыка». В частности, постановка фольклорныхпраздников
эстетике народного гуляния, балагана, скоморошин и кукольных народных
театров будет способствовать углублённому освоению содержания модулей
«Музыка моего края», «Народная музыка России», «Народное музыкальное
творчество России». Использование в музыкальном сопровождении
тематических бесед фрагментов произведений русских и зарубежных
композиторов будет способствовать углубленному освоению модулей
«Классическая музыка», «Русская классическая музыка». Постановка минимюзиклов, перенесение на драматическую сцену музыкальных и
анимационных фильмов внесёт значительный вклад в освоение школьниками
модулей «Современная музыкальная культура», «Современная музыка:
основные жанры и направления».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Музыкальная гостиная»
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; стремление развивать и сохранять культуру своей
страны, своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших
произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в
них; активное участие в музыкальной, социокультурной жизни
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных

ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости,
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в
фестивалях и конкурсах.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам
искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание
ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального и
театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение языком искусства, овладение основными
способами исследовательской деятельности на материале доступной
текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях искусства,
использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
артистической, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в
практической деятельности при подготовке спектакля, проведении
репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности. 8. Экологического воспитания: повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы театрального творчества.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы
«Музыкальная гостиная» отражают специфику искусства, как иного (в
отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия
формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на
когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и
аффективную сферу деятельности обучающихся.
Базовые логические действия:
− выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального, театрального явления;
− сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы
музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты;
− устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии,
находить ассоциации с другими явлениями искусства;
− устанавливать существенные признаки для классификации явлений
культуры и искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и
обобщения отдельных выразительных средств, элементов сценографии,
актёрской игры, музыкального и визуального образа спектакля;
− выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и
стилистически оправданного воплощения на сцене художественной задачи;
− обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
− выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании сценического
образа конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
− следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания
драматического действия;
− использовать вопросы как инструмент познания;
− формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
сценического воплощения театральных образов;
− составлять алгоритм действий и использовать его для решения
актёрских, музыкально-исполнительских и других творческих задач;
− проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей, сравнению художественных
процессов, явлений, культурных объектов между собой;
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования.

1.3. Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи
и заданных критериев;
−
понимать
специфику
работы
с
графической,
видео-,
аудиоинформацией, музыкальными записями;
− выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
− оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
− различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или
творческой задачей;
− использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений, развивать мышечную память как способ
сохранения пластической информации;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной
установки.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
3.1. Самоорганизация:
− выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с
помощью приёмов и навыков, освоенных в ходе театральных занятий;
− рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд,
творческую задачу, которая может быть решена различными способами,
рассматривать альтернативные варианты, выбирать наилучший вариант
решения;
− чувствовать ответственность перед партнёром по сцене,
координировать свои действия с учётом возможностей и намерений
партнёра, нести ответственность за свою часть работы перед всем
коллективом; − уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с
учётом мнения, интересов, возможностей других членов коллектива
− ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
−
планировать
достижение
целей
через
решение
ряда
последовательных задач частного характера. 3

.2. Самоконтроль (рефлексия):
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
− предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому опыту;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
3.3. Эмоциональный интеллект:
− чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и
других людей, использовать возможности театрального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
− развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях сценического
общения, публичного выступления;
− выявлять и анализировать причины эмоций;
− понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию;
− регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
− уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его
мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
− признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
− принимать себя и других, не осуждая;
− проявлять открытость.
Предметные результаты
− выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и
достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая в
актёрскую игру личностно значимый смысл;
− исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе
развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных
номерах;
− органично и естественно чувствовать себя перед публикой,
взаимодействовать с партнёрами по сцене;

− понимать специфику, иметь представление о комплексе
выразительных средств театрального искусства;
− владеть основами ораторского и вокального искусства, уметь
выразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и
сценической речи;
− владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического
движения, пантомимы, доступных танцевальных стилей;
− выполнять сценическую задачу, органично и естественно
существовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
− знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных
ситуациях, снятия писхологических зажимов, уметь их применять на сцене и
в жизни;
− уметь организовать собственную работу над ролью, помогать
педагогу в организации репетиций с младшими обучающимися;
− представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах
результаты
коллективной
музыкально-исполнительской,
творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской и
общественной жизни.

№
1

дата
I четверть
4- 09.09

2

11- 16.09

3

18 - 23.09

4

25 - 30.09

5

2 – 7.10

6

9 – 14.10

7
8
9
10
11

16 – 21.10
23 – 28.10
II четверть
7 – 11.11
13 – 18.11
20 – 25.11

12
13

27.11 – 1.12.
4 – 9.12

14
15
16

11 – 16.12.
18 – 25.12
27 -30.12

17

III четверть
11.- 20.01

18
19
20
21
22

22 -27.01
29.01 -3.12
5.02 – 10.02
12 -17.02
19 – 24.02

23

26 - 2.03

24
25

4 - 9.03
11 – 16.03

26

18 -23.03

27
28
29
30
31

IVчетверть
1.04 – 8.04
11 – 16.04
18 – 23.04
25 – 30.04
1.05 – 6.05

Календарно-тематическое планирование
Тема
Содержание
Введение в тему. Творчество
известных людей.
Осень в творчестве русских
композиторов.
Народные традиции. Проводы
осени.
Сбор урожая. Народные песни
и заклички.
Сорока ворона. Народные
игры и песни.
Трудовые песни.
Репетиция праздника
Праздник «Осенины».
Русские новогодние традиции.
Зимние народные песенки
Зимний фольклор народов
Урала.
Колядки
Фольклор
в
творчестве
русских композиторов.
Новогодние мелодии.
Репетиция праздника
Праздник
«Новогодние
традиции народов Урала»
Театральные
жанры.
Музыкальный театр.
Опера.
Балет.
Мюзикл.
Маленькие истории.
«Школьные истории», разбор
текста.
Праздник бабушек и мам.
Репетиция.
Праздник бабушек и мам.
Репетиция
спектакля
«Школьные истории».
Мини - спектакль «Школьные
истории».
Песни военных лет.
Солдатские песни.
Песни их кинофильмов.
Авторские пени.
Праздник «День Победы!»

32
33

8 – 13.05
15 – 20.05

34

22 – 27.05

Истории талантливых людей.
Репетиция праздника «Я –
талантлив!»
Праздник «Я – талантлив!»

Список рекомендуемой литературы:
1. Авров, Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для
учащихся ст. кл. / Д. Н. Авров. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
2. Аксельрод, А.Ю. Курс Веселых Наук [Текст] / А. Ю. Аксельрод, М. И. Кандрор,
М. С. Левинтон ; Рис. худож. А. С. Дорфмана. - Москва : Искусство, 1974. - 110 с.
3. Баталов, А.В. Судьба и ремесло. – М.: Искусство, 1984, 255 с.
4. Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании. Сб. В помощь семье и школе. М.:
Польза, 1911.
5. Буссер А.М., Оссовская, М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для
самостоятельной работы). Учебное пособие. М.: Лань. – 2022, 136 с.
6. Васильев, Ю.А. Тренинг сценической дикции: На материале дет.считалок :
Учеб.пособие / Царскосел. фил. С.-Петерб. акад. театр.искусства "Интерстудио",
Междунар. мастерская театра синтеза и анимации. - СПб. 64 :Царскосел. фил. С.-Петерб.
гос. акад. театр.искусства "Интерстудио" : Междунар. мастерская театра синтеза и
анимации, 1997. – 197 с.
7. Васильева, Т.И. Упражнения по дикции : Учеб.пособие по курсу «Сцен. Речь»
для актер.фак. театр. вузов / Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. Школастудия (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко приМХАТ СССР им. М. Горького. - М. :
ГИТИС, 1988. - 94 с.
8. Венецианова М.А. Актёрский тренинг. Мастерство актёра в терминах
Станиславского. Москва: АСТ, 2010.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк
:Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3- е изд. - М. :
Просвещение, 1991. - 90,[2] с.
10. Газман, О.С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е.
Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
11. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. - СанктПетербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 377 с.
12. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера [Текст] : Метод.пособие для театр. и
культ-просвет. училищ. - Москва : Просвещение, 1966. - 154, [17] с. :

13. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология [Текст] : (Взаимодействие
людей в жизни и на сцене). - Москва : Искусство, 1972. - 352 с.
14. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Возвращение к таланту. – Красноярск: АКМЭ,
1995. – 221 с.
15. Запорожец, Т.И. Логика сценической речи [Текст] : Учеб. пособие для театр. и
культ.-просвет. заведений. - Москва : Просвещение, 1974. - 125 с.
16. Калмановский, Е.С. Книга о театральном актёре: введение в изучение
актёрского творчества. – Л.: Искусство, 1984. – 223 с.
17. Климовский, В.Л. Мы идем за кулисы : Кн. о театр.цехах. [Для мл. школ.
возраста] - М. : Дет. лит., 1982. - 127 с.
18. Красев, М.И. Оперы-игры для детей младшего возраста : Пение с ф.-п. / Облегч.
ред. Н.А. Метлова. - М. :Музгиз, 1959. - 99 с.
19. Карташкин, А.С. Праздник с чудесами : (Искусство сцен.волшебства) : Кн. для
учителя / А. Карташкин. - М. : Просвещение, 1993. – 186 с.
20. Кипнис М. Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга. Москва: АСТ, 2009.
21. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная
пресса. – 2000.
22. Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.,
1975. - 128 с. 65
23. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры упражнения для красивого
движения. Ярославль: Акад. развития [и др.], 2000. – 110 с.
24. Мочалов, Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. М. : Просвещение, 1981. - 239 с.
25. Муравьев, Б.Л. От дыхания - к голосу: Работа над речевым дыханием актера.
Учеб.пособие / Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. 1982. - 53 с.
26. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе /
Т.В. Надолинская. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист).
- 230 с.
27. Никитина А.Б., Витковская Ю.Н., Белюшкина И.Б.. Театр, где играют дети. М.
:Владос, 2001. – 288 с.
28. Покровский, Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. – 343 с.
29. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.: М.
:Гуманитар.-изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 254 с.

30. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания
историй. Пер. с итал. Ю. А. Добровольской; [Предисл. А. Г. Алексина]. - 2-е изд. - М. :
Прогресс, 1990. - 191 с.
31. Роль театра в учебно-воспитательной
рекомендации. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1975.

работе

школы:

Методические

32. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970.
33. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства художественной
самодеятельностью школьников. М.: Просвещение, 1983.
34. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение / методическое пособие для
педагогов музыкально-двигательного воспитания / 2-е издание, переработанное и
дополненное. Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2000. –
319 с.
35. Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М., 1988.
36. Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. - Москва:
Новое лит.обозрение, 2011. - 319 с.,
37. Сказка и музыка: библиографический указатель / [составитель А. К. Койнаш]. 2-е изд. - Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2018. – 142 с.
38. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. :
ВЛАДОС, 2001. - 159 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».