РП ВД Учимся для жизни ФГ 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учимся для жизни» (функциональная грамотность)
для обучающихся 4 классов

город Полевской, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни
(функциональная грамотность)» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. В начальной школе закладываются основы
формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у
которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это
человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально
быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных
составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую
грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность,
финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Учимся для жизни
(функциональная грамотность», – в 4 классах – 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая
грамотность:
потребительская
корзина,
состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,
кешбэк,
страховые
риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов
покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
личностных, метапредметных результатов.

следующих

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соот-ветствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверно-го;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или не-большого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, испол-нителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
грамотность»:

результаты

изучения

блока

«Математическая

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять про-стой семейный
бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты
грамотность»:

изучения

блока

«Естественно-научная

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формули-рования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествозна-ния как формы
человеческого познания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические работы

1

Читательская
грамотность.

8

2

Математическая
грамотность.

8

1

1

3

Финансовая
грамотность.

8

1

3

4

Естественно-научная
грамотность.

10

1

2

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЕКЦОР
(единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов); viki.rdf.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Старинная женская и мужская
одежда. Старинные головные
уборы.
Жилище крестьянской семьи
на Руси. Внутреннее
убранство и предметы
обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в
России.
Томат. Болгарский перец.
Баклажан. Картофель.
Лук. Капуста. Горох.
Проверь себя.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция. Страхование.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Проверь себя.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Проверь себя.

Количество часов
Контроль
Практичес
Всего
ные
кие
работы
работы

1

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnyekompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovayagramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoemyshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной
грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoygramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства
«Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская
электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
5.ЕКЦОР (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
6.viki.rdf.ru;
7.информационная система «Единое окно»;
8.ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный
проектор, демонстрационный экран.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая тетрадь Авторы-составители:М.В. Буряк, С.А. Шейкина.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ф947 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности
/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».