РП ВД Учусь создавать проект 3-4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
для обучающихся 3-4 классов

город Полевской, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для
3-4 классов разработана в соответствии сФедеральным законом «Об образовании в
РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями ), составлена на основе
авторской программы обучающего и развивающего курса по проектной деятельности
для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».
Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и
умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.






Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные
принципы
реализации
программы – научность,
доступность,
добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по
овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления
сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей
исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к
активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать
причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к
окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают
участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников,
тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов –
педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию
имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем
самообразования
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм,
фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация,
праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное
сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По
форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и
коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени











самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь
взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая
реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной
деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации
основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному
прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью
(требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают
книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с
внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно
полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного
результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям,
выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а
учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением
доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к
идеям и творчеству других.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать
помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и
направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные
вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать
артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо
научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы;
принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проектная деятельность
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской
деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских
умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о
правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах
нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
 развитие творческой исследовательской активности;
 формирование учащихся способности к организации исследовательской
деятельности;
 стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях
современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению
окружающего мира;
 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие
умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог,




координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных
способов поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления,
творческого воображения

Место курса в учебном плане.
На изучение курса в начальной школе отводится в 3 классе по 0,5 ч в неделю (1
раз в две недели). Курс рассчитан в 3 классе— на 17 часов (34 учебные недели);
в 4 классе по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 4 классе— на 34 часа (34 учебные
недели).
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического
развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного
материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,
пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,
требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к
уровню развития детей с ОВЗ.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными
мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных
заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в
нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
3. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
5. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
6. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
7. Обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Планируемые результаты
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного
предмета: личностным, метапредметным, предметным.

Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
формирование рефлексии.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра,
уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех
участников общения и сотрудничества; умение планировать
и реализовывать совместную деятельность как в позиции
лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты
на основе договорённости.
Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты,
ситуации, явления по различным основаниям под
руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять
противоположные признаки объекта, преодолевать
психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности,
инициативы в учении и познавательной активности, умения
ставить вопросы и находить ответы;
планирование своих действий под руководством учителя;
приобщение к исследовательской и проектной работе.
Умение делать выводы и обобщения.
Данная программа диагностична и результативна.
Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования
детей на начало и конец курса занятий.
Способами определения результативности являются: педагогическое наблюдение и
педагогический анализ результатов анкетирования, активности обучающихся на
занятиях и защиты проектов.
Предметные результаты освоения учебного предмета
3-4 класс
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

«Развитие познавательной • планировать и выполнять
• самостоятельно задумывать, планировать и
сферы»
учебный проект, используя
выполнять учебное исследование, учебный и
методы и приёмы, адекватные
социальный проекты;
исследуемой проблеме;
• использовать некоторые методы получения
• выбирать и использовать
знаний;
методы, рассматриваемой
• использовать некоторые приёмы
проблеме;
художественного познания мира: целостное
• распознавать и ставить
отображение мира, образность,
вопросы, ответы на которые
художественный вымысел, органическое
могут быть получены путём
единство общего особенного (типичного) и
исследования; отбирать
единичного, оригинальность;
адекватные методы исследования, • целенаправленно и осознанно развивать свои
формировать вытекающие из
коммуникативные способности, осваивать
исследования выводы;
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за
достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта;
«Формирование
исследовательских
умений»

«Исследовательская
практика»

• использовать некоторые методы • самостоятельно задумывать, планировать и
получения знаний, характерные выполнять учебное исследование, учебный и
для социальных и исторических социальный проекты;
наук: постановка проблемы,
• использовать догадку, озарение, интуицию;
опрос, описание, сравнительное • использовать такие естественно-научные
историческое описание,
методы и приёмы, как абстрагирование от
объяснение, использование
привходящих факторов, проверка на
статистических данных,
совместимость с другими известными фактами;
интерпретация фактов;
• использовать некоторые методы получения
• ясно, логично и точно излагать знаний, характерные для социальных и
свою точку зрения, использовать исторических наук; анкетирование,
языковые средства, адекватные моделирование, поиск исторических образцов;
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений,
мнений и оценок, критически
относиться к суждениям,
мнениям, оценкам,
реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь
научного знания и ценностных
установок, моральных суждений
при получении, распространении
и применении научного знания.
• планировать и выполнять
• использовать некоторые приёмы
учебный проект, используя
художественного познания мира: целостное
оборудование, модели, методы и отображение мира, образность,
приёмы, адекватные исследуемой художественный вымысел, органическое
проблеме;
единство общего особенного (типичного) и
• выбирать и использовать
единичного, оригинальность;
методы, рассматриваемой
проблемы;
• распознавать и ставить вопросы,
ответы на которые могут быть
получены путём научного
исследования; отбирать
адекватные методы исследования,
формировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как
наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей
гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование
математических моделей,

«Защита проектов
исследовательской
работы»

теоретическое обоснование,
установление границ
применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы
получения знаний, характерные
для социальных и исторических
наук: постановка проблемы,
опрос, описание, сравнительное
историческое описание,
объяснение, использование
статистических данных,
интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений,
мнений и оценок, критически
относиться к суждениям,
мнениям, оценкам,
реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь
научного знания и ценностных
установок, моральных суждений
при получении, распространении
и применении научного знания.искать необходимую
информацию в соответствии с
заданием.

• Целенаправленно и осознанно развивать свои
коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• Осознавать свою ответственность за
достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Тема урока

урока

по плану

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

2

Выбор темы твоего проекта. Ты- проектант.

3

Этапы работы над проектом

4

Актуальность темы проекта. Проблема.
Решение проблемы.

5

Выработка гипотезы-предположение.

6

Цель и задачи проекта.

7

Сбор информации для проекта.

8

Создание продукта проекта. Играем в
ученых.

9

Тест «Чему ты научился?»

10

Отбор информации для мини-выступления

11

Творческая работа. Презентация.

12

Совмещение текста выступления с показом
презентации

13

Дата проведения

Изготовление визитки

по факту

Примечание

14

Рефлексия-самоанализ после твоего
выступления

15

Играем в ученых

16

Благодарственные рисунки-отклики
помощникам твоего проекта

17

Советы на лето по выбору проекта

4 класс.
№

Количество

урока

часов

Тема урока

1

1

Твои новые интересы и увлечения

2

1

Виды проектов

3

1

Исследовательский проект

4.

1

Творческий проект

5.-6.

1

Ролево- игровой проект

7-8

2

Исследовательский проект с
выдвижением гипотезы

9-10

2

Информационно-исследовательский
проект

11

1

Информационно-ориентированный
проект

12

1

Практико –ориентированный проект

13-14

2

Монопредметный проект

15

1

Межпредметный проект

16

1

Виды презентационных проектов

17

1

Вид презентационного проекта как
отчёт участников исследовательской
экспедиции.

18

1

Вид презентации проекта в рамках
научной конференции

19

1

Правильная подготовка презентации к
проекту

20,21

2

Работа с Памяткой при подготовке
публичного выступления

22,23

2

Работа С Памяткой по составлению
списка использованной литературы во
время работы.

24

1

Типичные ошибки проектантов

25

1

Критерии оценивания проектной

Дата проведения
по

по

плану

факту

Примечание

деятельности учащихся
26

1

Программа ММР. Формирование
работы с диаграммой

27

1

Программа ММР Формирование
работы с таблицей

28

1

Практическая работа

29

1

Тестирование. Самоанализ.
Рефлексия

30

1

Использование ресурсов Интернета
при подготовке презентации.

31

1

Формирование навыков работы с
текстом и по настройке полей и
абзацев.

32

1

Твои впечатления от работы над
проектом

33

1

Пожелания будущим проектантам.

34

1

Страница благодарности тем, кто
окружал и поддерживал тебя в этом
пути.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».