РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для обучающихся 3-4 классов город Полевской, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для 3-4 классов разработана в соответствии сФедеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями ), составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса по проектной деятельности для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Общая характеристика учебного предмета. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Системность организации учебно-воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Группы умений, которые формирует курс: исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Проектная деятельность Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации. Задачи: развитие творческой исследовательской активности; формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности; стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия; формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения; развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения Место курса в учебном плане. На изучение курса в начальной школе отводится в 3 классе по 0,5 ч в неделю (1 раз в две недели). Курс рассчитан в 3 классе— на 17 часов (34 учебные недели); в 4 классе по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели). Особенности работы с детьми с ОВЗ Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ. 3. Индивидуальный подход. 4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; 6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 7. Использование многократных указаний, упражнений. 8. Проявление большого такта со стороны учителя 9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Основные направления коррекционной работы 1. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. 3. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций. 4. Развитие зрительно-моторной координации. 5. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. 6. Коррекция нарушений устной и письменной речи. 7. Обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Планируемые результаты ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. Личностные универсальные учебные действия У ребенка формируются: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; формирование рефлексии. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости. Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения. Данная программа диагностична и результативна. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования детей на начало и конец курса занятий. Способами определения результативности являются: педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов анкетирования, активности обучающихся на занятиях и защиты проектов. Предметные результаты освоения учебного предмета 3-4 класс Тематический блок/модуль Планируемые предметные результаты Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться «Развитие познавательной • планировать и выполнять • самостоятельно задумывать, планировать и сферы» учебный проект, используя выполнять учебное исследование, учебный и методы и приёмы, адекватные социальный проекты; исследуемой проблеме; • использовать некоторые методы получения • выбирать и использовать знаний; методы, рассматриваемой • использовать некоторые приёмы проблеме; художественного познания мира: целостное • распознавать и ставить отображение мира, образность, вопросы, ответы на которые художественный вымысел, органическое могут быть получены путём единство общего особенного (типичного) и исследования; отбирать единичного, оригинальность; адекватные методы исследования, • целенаправленно и осознанно развивать свои формировать вытекающие из коммуникативные способности, осваивать исследования выводы; новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта; «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» • использовать некоторые методы • самостоятельно задумывать, планировать и получения знаний, характерные выполнять учебное исследование, учебный и для социальных и исторических социальный проекты; наук: постановка проблемы, • использовать догадку, озарение, интуицию; опрос, описание, сравнительное • использовать такие естественно-научные историческое описание, методы и приёмы, как абстрагирование от объяснение, использование привходящих факторов, проверка на статистических данных, совместимость с другими известными фактами; интерпретация фактов; • использовать некоторые методы получения • ясно, логично и точно излагать знаний, характерные для социальных и свою точку зрения, использовать исторических наук; анкетирование, языковые средства, адекватные моделирование, поиск исторических образцов; обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. • планировать и выполнять • использовать некоторые приёмы учебный проект, используя художественного познания мира: целостное оборудование, модели, методы и отображение мира, образность, приёмы, адекватные исследуемой художественный вымысел, органическое проблеме; единство общего особенного (типичного) и • выбирать и использовать единичного, оригинальность; методы, рассматриваемой проблемы; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, «Защита проектов исследовательской работы» теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.искать необходимую информацию в соответствии с заданием. • Целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • Осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема урока урока по плану 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. 2 Выбор темы твоего проекта. Ты- проектант. 3 Этапы работы над проектом 4 Актуальность темы проекта. Проблема. Решение проблемы. 5 Выработка гипотезы-предположение. 6 Цель и задачи проекта. 7 Сбор информации для проекта. 8 Создание продукта проекта. Играем в ученых. 9 Тест «Чему ты научился?» 10 Отбор информации для мини-выступления 11 Творческая работа. Презентация. 12 Совмещение текста выступления с показом презентации 13 Дата проведения Изготовление визитки по факту Примечание 14 Рефлексия-самоанализ после твоего выступления 15 Играем в ученых 16 Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта 17 Советы на лето по выбору проекта 4 класс. № Количество урока часов Тема урока 1 1 Твои новые интересы и увлечения 2 1 Виды проектов 3 1 Исследовательский проект 4. 1 Творческий проект 5.-6. 1 Ролево- игровой проект 7-8 2 Исследовательский проект с выдвижением гипотезы 9-10 2 Информационно-исследовательский проект 11 1 Информационно-ориентированный проект 12 1 Практико –ориентированный проект 13-14 2 Монопредметный проект 15 1 Межпредметный проект 16 1 Виды презентационных проектов 17 1 Вид презентационного проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции. 18 1 Вид презентации проекта в рамках научной конференции 19 1 Правильная подготовка презентации к проекту 20,21 2 Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления 22,23 2 Работа С Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы. 24 1 Типичные ошибки проектантов 25 1 Критерии оценивания проектной Дата проведения по по плану факту Примечание деятельности учащихся 26 1 Программа ММР. Формирование работы с диаграммой 27 1 Программа ММР Формирование работы с таблицей 28 1 Практическая работа 29 1 Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 30 1 Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. 31 1 Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. 32 1 Твои впечатления от работы над проектом 33 1 Пожелания будущим проектантам. 34 1 Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом пути.