МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО "СОШ № 18" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 7 классов г. Полевской, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 7 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования. Для 7 класса предусматривается за год 34 часа для изучения курса «Основы финансовой грамотности», в неделю – 1 час (34 ч.). Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачи: показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи; способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям; научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления. Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. различать виды денег; понимать функции денег; понимать, из чего формируется доход семьи; пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей. различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия. понимать, как составляется семейный бюджет; пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов. понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями. рассчитывать расходы. составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей. понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат; осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния. понимать основные задачи и принципы страхования. понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита; понимать суть налога и его роли в жизни общества; различать прямые и косвенные налоги; понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях. понимать, как работают банки; понимать рискованность занятия бизнесом. понимать причины существования различных валют. различать российские деньги и иностранную валюту Формы и виды деятельности на внеурочном занятии. урок-беседа урок-практикум урок-игра урок-исследование урок проектной деятельности III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Доходы и расходы семьи 1.1. Деньги и их функции Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция 1.2. Доходы семьи Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы 1.3. Расходы семьи Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция 1.4. Семейный бюджет Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги 1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум 1.6. Планирование семейного бюджета Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей. Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения 1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Базовые понятия: Особая жизненная ситуация 2.2. Вклады. Страхование вкладов Базовые понятия: Страхование 2.3. Инвестиции Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений. Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д 2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история. Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит 2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет» Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги Раздел 3. Взаимодействие человека и государства 3.1. Понятие о налогах и их типах. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага 3.2. Социальные услуги государства. Базовые понятия: Социальное пособие 3.3. Проект «Государство — это мы!» Раздел 4. Финансовый бизнес 4.1. Банковские услуги Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения 4.2. Собственный бизнес Базовые понятия: Бизнес 4.3. Валюта в современном мире Базовые понятия: Валюта, валютный курс Итоговое занятие –1 час. Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика IV.Календарно-тематическое планирование № Тема занятия Дата проведения план 1. Введение. Как исполнить свои мечты. 1.09 Доходы и расходы семьи 2. Как появились деньги. Виды денег. 8.09 факт 3. Деньги. Функции денег. 15.09 4. Инфляция. 22.09 5. Доходы семьи. 29.09 6. Расходы семьи. 6.10 7. Семейный бюджет и его виды. 13.10 8. Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. 20.10 9. Планирование семейного бюджета. 27.10 10. Составление семейного бюджета. 10.11 11. Уровень жизни и прожиточный минимум. 17.11 12. Личный бюджет. 24.11 Ролевая игра «Семейный бюджет». 13 1.12 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься14. Особые жизненные ситуации и как с ними 8.12 справиться. 15. Вклады. Сбережения. 15.12 16. Страхование как способ защитить свои деньги. 22.12 17. Виды страхования. 29.12 18. Инвестиции. Как «выращивать» деньги? 12.01 19. Возможные риски при сбережениях и 19.01 инвестировании. 20. Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. 21. Права и обязанности Ипотечный кредит. 26.01 кредитополучателя. 2.02 22. Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое 9.02 мошенничество. 23. Финансовое мошенничество. 16.02 Взаимодействие человека и государства 24. Что такое налоги? 2.03 25. Типы и виды налогов. 9.03 26. Права и обязанности налогоплательщика. 16.03 27. Социальные услуги государства. 30.03 28. Пенсия. 6.04 29. Проект «государство- это мы» 13.04 30. Появление банков. Виды банков. 20.04 31. Как банк работает. Банковские услуги. 27.04 32. Бизнес. Виды бизнеса. 4.05 33. Черты предпринимателя. 11.05 34. Валюта. 18.05