Рабочая программа курса внеурочной деятельности История ратной славы Отечества 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История ратной славы Отечества»

г. Полевской, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История ратной славы Отечества»
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010 г. N 1897, с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015г.);
-Основная образовательная программа основного общего образования (принята на
заседании педагогического совета пр.№ 1 от 31.08.2020, приказ от 31.08.2020 № -302-Д);
-Учебный план уровня основного общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313-Д).
- План внеурочной деятельности основного общего образования (приказ от 31.08.2020 №
313-Д).
Общая характеристика курса
Программа разработана для обучающихся кадетских классов (5-й класс) и охватывает
период истории России с древнейших времен до конца XIX века. Программа дополняет
школьный курс истории Отечества сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и
стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа
призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работы с литературой
и источниками.
Цель программы: развитие у обучающихся - кадет гражданственности и патриотизма как
важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи программы:
- изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших
влияние на развитие военной науки;
- развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей,
сражений и военных кампаний;
- воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества; чувства
любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей 5 класса. Учебная нагрузка 17 часов за учебный год.
Занятия проводятся один раз в две недели. Срок реализации – 1 год.
Планируемые результаты
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:
Для 5 класса, 1 года обучения
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
2. Метапредметные результаты:
Для 5 класса, 1 года обучения

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
3. Предметные результаты:

Планируемые предметные результаты

Тематический
блок/модуль

Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

5 класс, 1 год обучения
Военная история
Отечества

Овладеет целостными
представлениями об историческом
пути народов своей страны как
необходимой основой для
миропонимания и познания
современного общества.
Применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;

.

Расширить опыт оценочной
деятельности на основе
осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории
своей страны.
Изучать и систематизировать
информацию из различных
исторических и современных
источников, раскрывая её
социальную принадлежность и
познавательную ценность.
Применять исторические
знания для выявления и
сохранения исторических и
культурных памятников своей
страны и мира

5 класс, 2 год обучения
Военная история
Отечества

Овладеет целостными
представлениями об историческом
пути народов своей страны как
необходимой основой для
миропонимания и познания
современного общества.
Применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;

Расширить опыт оценочной
деятельности на основе
осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории
своей страны.
Изучать и систематизировать
информацию из различных
исторических и современных
источников, раскрывая её
социальную принадлежность и
познавательную ценность.
Применять исторические
знания для выявления и

Планируемые предметные результаты

Тематический
блок/модуль

Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться
сохранения исторических и
культурных памятников своей
страны и мира

.
7 класс, 3 год обучения
Военная история
Отечества

Овладеет целостными
представлениями об историческом
пути народов своей страны как
необходимой основой для
миропонимания и познания
современного общества.
Применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;

.

Расширить опыт оценочной
деятельности на основе
осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории
своей страны.
Изучать и систематизировать
информацию из различных
исторических и современных
источников, раскрывая её
социальную принадлежность и
познавательную ценность.
Применять исторические
знания для выявления и
сохранения исторических и
культурных памятников своей
страны и мира

8 класс, 4 год обучения
Военная история
Отечества

Овладеет целостными
представлениями об историческом
пути народов своей страны как
необходимой основой для
миропонимания и познания
современного общества.
Применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;

.

Расширить опыт оценочной
деятельности на основе
осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории
своей страны.
Изучать и систематизировать
информацию из различных
исторических и современных
источников, раскрывая её
социальную принадлежность и
познавательную ценность.
Применять исторические
знания для выявления и
сохранения исторических и
культурных памятников своей
страны и мира

9 класс, 5 год обучения
Военная история
Отечества

Овладеет целостными
представлениями об историческом
пути народов своей страны как
необходимой основой для
миропонимания и познания
современного общества.

Расширить опыт оценочной
деятельности на основе
осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории
своей страны.

Планируемые предметные результаты

Тематический
блок/модуль

Выпускник научится
Применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;

.

Выпускник получит
возможность научиться
Изучать и систематизировать
информацию из различных
исторических и современных
источников, раскрывая её
социальную принадлежность и
познавательную ценность.
Применять исторические
знания для выявления и
сохранения исторических и
культурных памятников своей
страны и мира

Содержание учебного курса
Вводное занятие. Военная история как историческая дисциплина. Предмет и метод
военной истории. Вспомогательные исторические дисциплины-археология, историческая
хронология, метрология, палеография, геральдика и сфрагистика, генеалогия. Формы: беседа,
просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды
деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения
География славянских земель в VI-IX веках от Р.Х. Древнейшие источники по истории
славян. Греческие, римские и арабские хроники о славянах. Славяне и Византия. Войско
Православной Византии. Формы: беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины,
сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Объединение славянских племен. Первые русские князья. Гостомысл, Рюрик, Олег, Олег
II, Игорь, Святослав. Борьба с хазарами, походы на Царьград. Формы: беседа, просмотр
видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности:
задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения4. Князь Владимир Святославич. Изменение характера ведения войны после
Крещения Руси. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения
на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
"Дикое поле". Тюркские народы и славяне в "Диком поле". Печенеги, половцы,
"бродники" и берендеи. Век войн и союзов. Формы: беседа, просмотр видеофильмов,
рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы,
вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Татаро-монгольское нашествие. Состав, структура, вооружение и тактика Орды.Чингизхан. Битва на Калке. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование, викторины,
сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Походы и битвы Святого Благоверного князя Александра Невского. Невская битва,
Ледовое побоище. Методика оперативно-тактического разбора сражения по карте. Формы:
беседа, ,просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды
деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения
Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование Московской дружины и

боярства. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на
заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения.
Московский период русской истории. Окончательное освобождение от зависимости.
Борьба с уделами. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска.
Формы: беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины. Виды деятельности: задавать
вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Войны Ивана Грозного. Разгром остатков Золотой Орды -Астрахань и Казань. Войны за
выход к Балтике. Стремление народа и государства к устьям великих рек. Формы: беседа, ,
просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды
деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения
Казачьи войска в ХVI-XVII веках. Состав, быт, способ ведения боевых действий. Русские,
турецкие, европейские источники о казаках. Морские походы. Формы: беседа, , просмотр
видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности:
задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения.
Смутное время. Полководцы смутного времени -М. Скопин-Шуйский, Д. Пожарский.
Состав, структура и тактика регулярных войск и ополчения. Казаки в смутное время. Формы:
беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на заданные темы.
Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения.
Войны России с поляками, турками и шведами при Михаиле Федоровиче и Алексее
Михайловиче. Походы Донских казаков. Формы: беседа, просмотр видеофильмов, рисование,
викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в
диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Петр Великий. Войны с
Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра.
Формы:беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщенияна заданные
темы.Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать наитоговые вопросы и
оценивать свои достижения
Войны наследников Петра. Война за Польское наследство, турецкая война1736-1739 г.
Миних. Семилетняя война. Румянцев. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование,
викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в
диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Александр Васильевич Суворов. Походы, битвы. Формы: беседа, просмотр
видеофильмов, рисование, викторины, сообщени яна заданные темы. Виды деятельности:
задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать наитоговые вопросы и оценивать свои
достижения
Состав, структура, вооружение, тактика русской армии во второй половине XVIII - начале
ХIX веков. Изменения в управлении и быте казачьих войск. Участие казаков в войнах
России.Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщенияна
заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать наитоговые
вопросы и оценивать свои достижения
Война 1812 года. М.И.Кутузов и его сподвижники. Бородинская битва.М.И.Платов и
Донское войско в Бородинской битве. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование,
викторины, сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в
диалог, отвечать наитоговые вопросы и оценивать свои достижения
Боевая техника. Участие РККА в военных конфликтах 1920-х -30-х годов. Финская
война1940 г. Формы: беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на
заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения
Великая Отечественная война. Война за Россию. От Бреста до Москвы (события 1941-

1942 годов). Формы: беседа, просмотр видеофильмов, рисование, викторины, сообщения на
заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения. Великая Отечественная война. Сталинградская битва,
Ржев - ключ к Берлину, Курск, освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики и стран
Европы.
Участие Советской армии в локальных конфликтах 1950-1980 годов. Афганистан.
(Встреча с ветеранами). Формы: беседа,, просмотр видеофильмов, рисование, викторины,
сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Состав и структура, тактика и вооружение современной армии. Военные конфликты конца
ХХ-начала ХXI века. Формы: беседа, , просмотр видеофильмов, рисование, викторины,
сообщения на заданные темы. Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог,
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема
Становление великой империи.
Великие римские полководцы и военачальники.
Вооружение римского пехотинца.
Римская конница условия её применения.
Тактика ведения боя римскими легионами.
Изобретение метательного вооружения область применения.
Древняя Спарта. Условия подготовки воинов
Тактика боя, боевое построение спартанцев
Воспитание воинов на примерах мифов древней Греции
Дисциплина – основа побед
Троянская война
Тактические хитрости применяемые в ходе Троянской войны
Персидское войско. Порядок боевого построения
Способы управления.
Характеристика вооружения, доспехи воинов
Тактика ведения осады городов
Наёмники в персидском войске их место и роль в момент боя
Значимые сражения. Расширение границ государства.
Причины падения могущества Персии
Александр Македонский – военачальник, полководец
Тактика ведения боя армии Александра Македонского
Значимые сражения македонцев
Причины падения и поражения армии Александра Македонского
Киевская Русь. Первые княжеские дружины
Дружина князя Владимира вооружение и быт
Александр Невский полководец, военачальник
« Ледовое побоище»
Дмитрий Донской полководец, военачальник
« Куликовская битва»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35

Основные приёмы ведения боя русской дружиной
Вооружение русского дружинника и воина кочевых племен
«монгола»
Кочевые племена, половцы, татары –тактика боя
Вооружение южных кочевников, жизнь и быт
Крещение Руси. Княгиня Ольга
Укрепление и защита городов от нападения врагов
Кавалерия русского князя и её применение в бою
Русские былинные богатыри и их подвиги
Русские былинные богатыри и их подвиги
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
35

6 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема
Вводное занятие. Военная история, как историческая дисциплина.
География славянских земель в VI-IX веках от Р.Х. Древнейшие
источники по истории славян.
Объединение славянских племен. Первые русские князья.14Князь
Владимир Святославич. Изменение характераведения войны после
Крещения Руси.
«Дикое поле». Тюркские народы и славяне в "Диком поле". Печенеги,
половцы, "бродники" и берендеи. Век войн и союзов.
Татаро-монгольское нашествие. Состав, структура, вооружение и
тактика Орды.
Походы и битвы Святого Благоверного князя Александра Невского.
Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование Московской
дружины и боярства.
Московский период русской истории. Окончательное освобождение от
зависимости. Борьба с уделами.
Войны Ивана Грозного. Разгром остатков Золотой Орды – Астрахань и 1
Казань
Войны Ивана Грозного. Разгром остатков Золотой Орды – Астрахань и 1
Казань
Казачьи войска в ХVI-XVII веках. Состав, быт, способ ведения боевых 1
действий.Смутное время. Полководцы смутного времени -М. СкопинШуйский, Д.Пожарский
Войны России с поляками, турками и шведами при Михаиле Федоровиче 1
и Алексее Михайловиче
Войны России с поляками, турками и шведами при Михаиле Федоровиче 1
и Алексее Михайловиче
Петр Великий. Войны с Турцией, взятие Азова
1
Войны наследников Петра. Война за Польское наследство, турецкая
1
война 1736-1739 г.
Александр Васильевич Суворов
1
Состав, структура, вооружение, тактика русской армии во второй
1
половине XVIII -начале ХIX веков.
Состав, структура, вооружение, тактика русской армии во второй
1
половине XVIII -начале ХIX веков.
Война 1812 года. М.И.Кутузов и его сподвижники.
1
Война 1812 года. М.И.Кутузов и его сподвижники.
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Кавказские войны 1780-1856 г.г. Казаки на Кавказе..
1
Крымская война. Синоп. Альма. Севастополь. Адмирал Нахимов
1
Туркестанские походы русской армии. Казачьи войска Востока России. 1
Русско-японская война
1
Первая Мировая война. Боевые действия на фронтах, роль России
1
ввойне, подвиги русских солдат и офицеров.
Гражданская война в России. Особенности гражданской войны. Состав и 1
структура противоборствующих сил.
Формирование РККА. Состав и структура РККА.
1
Великая Отечественная война. Война за Россию327Великая
1
Отечественная война.
Великая Отечественная война. Война за Россию327Великая
1
Отечественная война.
Участие Советской армии в локальных конфликтах 1950-1980 годов
1
Участие Советской армии в локальных конфликтах 1950-1980 годов
1
Состав и структура, тактика и вооружение современной армии
1
Состав и структура, тактика и вооружение современной армии
1
Состав и структура, тактика и вооружение современной армии
1
Состав и структура, тактика и вооружение современной армии
1
Итого

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

35

7 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6

Русские былинные богатыри и их подвиги
Киевская Русь. Первые княжеские дружины
Киевская Русь. Первые княжеские дружины
Дружина князя Владимира вооружение и быт
Дружина князя Владимира вооружение и быт
Александр Невский полководец, военачальник «Ледовое побоище»

7

Александр Невский полководец, военачальник «Ледовое побоище»

8

Дмитрий Донской полководец, военачальник « Куликовская битва»

9

Дмитрий Донской полководец, военачальник « Куликовская битва»

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Основные приёмы ведения боя русской дружиной
Основные приёмы ведения боя русской дружиной
Вооружение русского дружинника
Кочевые племена, половцы, татары –тактика боя
Кочевые племена, половцы, татары –тактика боя
Кочевые племена, половцы, татары –тактика боя
Вооружение южных кочевников, жизнь и быт
Вооружение южных кочевников, жизнь и быт
Шведы – тактика боя
Шведы – тактика боя
Вооружение шведов, жизнь и быт
Вооружение шведов, жизнь и быт

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Становление и объединение Руси.
Становление и объединение Руси.
Крещение Руси. Княгиня Ольга
Крещение Руси. Княгиня Ольга
Укрепление и защита городов от нападения врагов
Укрепление и защита городов от нападения врагов
Кавалерия русского князя и её применение в бою
Кавалерия русского князя и её применение в бою
Метательные орудия, применяемые на Руси
Значимые военные сражения древней Руси
Становление монархии на Руси – единая власть.
Утверждение православия на Руси. Роль церкви в утверждении
единовластия.
Военные реформы XIV- XV веков
Военные реформы XIV- XV веков
ИТОГО

8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема
Появление пороха его применение и распространение
Аркебуз. Устройство, принцип действия, применение.
Пищаль. Устройство, принцип действия, применение.
Мушкет. Устройство, принцип действия, применение
Фитильный, колесцовый, кремневый замок. Устройство, принцип действия,
применение.
Первые образцы нарезного оружия.
Первые образцы винтовок. Технические характеристики
Первые образцы пистолетов. Технические характеристики
Английская винтовка «Энфилд»
образца 1853 года. Тактико-технические характеристики
Игольчатая винтовка «Дрейзе» образца 1849 года. Тактико-технические
характеристики
1 Револьвер « Кольта» его модификации и характеристики
Винтовка « Винчестер» образца 1873 года. Тактико-технические
характеристики
Револьвер системы «Наган» образца 1895 года. Тактико-технические
характеристики
Маузер К-96 с кобурой – прикладом. Тактико-технические характеристики.
Маузер С-96 модель 1920 года с классической формой рукоятки.
Трехлинейная винтовка «Мосина» образца 1891 года. Тактико-технические
характеристики.
Пистолет ТТ. Тактико-технические характеристики.
Карабин Маузер 98к образца 1935 года. Тактико-технические
характеристики.
Пистолет – пулемет МП – 38/40 образца 1938 года. Тактико-технические
характеристики.
Пистолет – пулемет системы Воеводина образца 1939 года. Тактикотехнические характеристики.
7,62 мм автоматическая винтовка «Симонова» образца 1936 года. Тактикотехнические характеристики.
Пистолет – пулемет «Бергмана» образца 1918 года. Тактико-технические
характеристики.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Пистолет – пулемет Томсона образца 1919 года. Тактико-технические
характеристики.
Пистолет – пулемет Дегтярева образца 1934 года (ППД-34). Тактикотехнические характеристики.
Пистолет – пулемет Шпагина образца 1941 года (ППШ-41). Тактикотехнические характеристики.
Русский пулемет «Максим». Тактико-технические характеристики
Немецкий пулемет МG – 42. Тактико-технические характеристики.
7,62 мм пистолет – пулемет Судаева 1943 г. (ППС -43). Тактико-технические
характеристики.
7,62 мм автомат Калашникова1947 г. (АК-47). Тактико-технические
характеристики.
9мм пистолет Макарова (ПМ). Тактико-технические характеристики.
Снайперская винтовка Драгунова (СВД-63). Тактико-технические
характеристики.
Автомат Фёдорова. Тактико-технические характеристики.
АК-47м с подствольным гранатометом ГП-30. Тактико-технические
характеристики.
Современные пулеметы «Печенег», «Кедр». Тактико-технические
характеристики.
Современные пулеметы

1

ИТОГО

35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№

Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Что такое военная разведка
.Русская военная разведка старины далекой
Появление на Руси военных резидентур
Законодательные основы военной разведки на Руси
Структура военной разведки Руси
Военная разведка от Ивана Грозного
Первый руководитель внешней военной разведки Руси
Совершенствование военной разведки при Петре 1.
Военные разведчики Петра Великого. Конно-егерские отряды. Их
основные задачи
Военная разведка при Александре 1
Военная разведка во второй половине ХIХ века
Русская военная разведка в начале ХХ века
Рождение советской разведки 1917 – 1921 гг.
Специальная военно-политическая контрразведка
Военная разведка СССР в канун начала ВОВ
Великие разведчики Великой Отечественной войны.
Роль и задача военных разведчиков в годы войны 1941 – 1945 гг
Зарождение Российского спецназа. Роль Жукова в создании
подразделений спецназа
Главное разведывательное управление (ГРУ ГШ)
Спецназ ГРУ
Спецназ ВМФ
Афганистан - расцвет развития подразделений спецназа
Афганистан - расцвет развития подразделений спецназа
Самые значимые боевые операции спецназа в Афганистане

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27

Самые значимые боевые операции спецназа в Афганистане
Герои Афганистана
Спецназ России – рождение отдельных бригад специального назначения.

1
1

28

Спецназ России – рождение отдельных бригад специального назначения.

1

29
30
31
32
33
34
35

Роль частей спецназа в Чеченской компании 1995 года
Современная промышленная разведка и контрразведка
Современные объекты промышленного шпионажа
Подготовка современного бойца спецназа
Вооружение и тактика ведения боя современных спецназовцев
Вооружение и тактика ведения боя современных спецназовцев
Вооружение и тактика ведения боя современных спецназовцев
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
35

Материально-техническое обеспечение
Необходимым условием полноценной реализации программы является материальнотехническое оснащение:








Кабинет ОБЖ
Компьютер
Интерактивная доска
Магнитная доска
Принтер
Комплект видеоматериалов по военно-исторической тематике
Комплекты плакатов по военной истории Отечества

Список литературы
1. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н.
Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО
“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
2. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. –
М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
3. Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”,
2004.
4. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
5. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и
старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
6. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение,
1992.
7. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».