РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мир искусства» для обучающихся 5 классов г. Полевской, 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир искусства» для учащихся 5 классов, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования. В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты третьего поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Цель программы: формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме. Задачи программы: -Развитие творческих способностей. - Воспитание художественного и эстетического вкуса. - Приобщение к истокам и традициям русского народа. - Воспитание трудолюбия, творческой активности и культуры поведения учащихся. Основные формы работы: Коллективные творческие дела. Групповые дискуссии. Тренинги общения. Групповая проблемная работа. Интеллектуальные игры. Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины. Возраст детей, участвующих в данном кружке – 11-12 лет. Ожидаемые результаты : Выполнение поставленной цели с реализацией поставленных задач. Совершенствование навыков и умений. Закрепление заинтересованности в дальнейшем изучении тем с увеличением творческого потенциала. Умению применить полученные знания в реальной жизни с учетом современных тенденций в моде. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА. В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка: 1. эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу; 2. различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка; 3. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; 4. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 5. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 6. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 7. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; 8. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; 9. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 10. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: 1. умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; 2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; 3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.; 4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач; 5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные УУД: 1. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; 2. проговаривать последовательность действий на занятии; 3. учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: 1. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; 2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; 3. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета Коммуникативные УУД: 1. умение слушать и понимать речь других; 2. умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы; 3. развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности; 4. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «В мире искусства» 1. Древние корни народов искусства. КультураXVIII века (6 ч.) Знакомство: просвещение и образование петровского. Искусство скульптур, театр 2. Азбука искусства (6 ч.) Художественный образ в архитектуре. Стиль, виды, язык архитектуры. Язык изобразительного искусства. Жанровое разнообразие в живописи. Искусство графики. История фотографии. 3. Мода культура и мы (5 ч). Этикет, беседы относится, по своей сущности к этике- науке о морали и нравственности. В современном мире, когда в деловой сфере, быту, правительственных кругах, на производстве, в международных отношениях, возникают конфликты, все чаще разрешение их ведется путем деловой беседы, переговоров. Тематический план Наименование темы занятия № п/п 1 Древние корни народов искусства. КультураXVIII века 2 Азбука искусства 3 Мода, культура и мы ИТОГО Всего часов 6 6 5 17 Календарно-тематическое планирование Количество часов № н/п Наименование разделов и тем 1. 2. 3. 4. 5-6 7. 8. 9. 10. 11 - 12 13. 14. 15. План Факт Древние корни народов искусства. КультураXVIII века (6 ч.) Просвещение и образование петровского времени. Архитектура Рождение новой живописи Искусство скульптуры Театр Азбука искусства (6 ч.) Азбука архитектуры Художественный образ в архитектуре Стили архитектуры Виды архитектуры Искусство графики Мода, культура и мы (5 ч.) Деловые встречи Домашний праздник по правилам этикета Мода, культура и мы 16. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина 17. Творческая работа; «Дизайн моего сада» Итого: 17 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 19991. 2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1994. 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991. 4. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1987. 5. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя) 6. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000. 7. Рябцев М.С. История русской культуры. XVIII-XIXвв. –М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2004. 8. Короткова М.В. Традиции русского быта: Энциклопедия. – М. Дрофа – Исторический альбом.