Рабочая программа курса внеурочной деятельности Общие основы противодействия терроризму 8 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Общие основы противодействия терроризму»
8 классы

г. Полевской, 2023

Пояснительная записка
Программа «Общие основы противодействия терроризму» разработана для обучающихся
8х. МБОУ ПГО «СОШ №18» классов и ориентирована на формирование у подростков первых
основ антитеррористической идеологии.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у
учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской
Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами,
связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии
терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
Если говорить об актуальности противодействия распространения идеологии терроризма,
то следует подчеркнуть, что в настоящее время в России получили распространение различные
проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют нестабильность в обществе,
способствуют ослаблению российской государственности, порождают в отдельных субъектах
РФ сепаратистские настроения и создают для экстремистов и террористов благоприятную
возможность реализации их целей и задач. Важно также констатировать, что реальная
социальная ситуация в мире и нашей стране в настоящее время такова, что крайне примитивные
экстремистские идеи могут служить взрывоопасной основой в зарождении различного рода
социальных конфликтов, вплоть до такого как, терроризм.
Цель программы: формирование коммуникативной, социально-психологической,
социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся,
способствующих противодействию экстремизму и терроризму.
Задачи программы:
Теоретические
задачи:
формирование
коммуникативной,
информационной
компетентности, которые заключаются: в уважительном отношении к разным этнокультурам и
религиям; в знании основных рисков и угроз национальной безопасности России.
Практические задачи: знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых
основ обеспечения безопасности; знание нормативно-правовой базы противодействия
терроризму; умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в
России и в мире в целом.
Воспитательные задачи: формирование социально-личностных компетенций, состоящих:
в принятии различий и мультикультурности, готовности и способности взаимодействовать
в поликультурной и инокультурной среде; в формировании гражданственности и социальной
активности.

Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей 8 класса. Учебная нагрузка 17 часов за учебный год.
Занятия проводятся один раз в две недели. Срок реализации – 1 год.
Планируемые результаты
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:
Для 8 класса, 1 года обучения
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
2. Метапредметные результаты:
Для 8 класса, 1 года обучения
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
языковых средств;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
3. Предметные результаты:
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
8 класс, 1 год обучения

Выпускник получит
возможность научиться

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

Современный
терроризм: понятие,
сущность,
разновидности.

Получит представление об истории
возникновения терроризма.
Давать общую характеристику
терроризма как идеологии насилия.
Определять причины и факторы
современного терроризма. Различать
структурные элементы терроризма и
его разновидности. Научится
различать идеологии крайнего
национализма (шовинизма), расизма,
неонацизма, сепаратизма, ваххабизма.

Классифицировать
разновидности терроризма.
Понимать различие в
идеологиях терроризма.

Формирование
антитеррористическ
ой идеологии как
фактор
общественной
безопасности в
современной
России.

Узнает правовые основы и принципы
государственной политики в сфере
противодействия терроризму.
Особенности государственной
политики по противодействию
терроризму в современной России.
Изучит основные положения
Федерального закона «О
противодействии терроризму».

Ориентироваться в области
государственной политики в
сфере противодействия
терроризму. Владеть знаниями
основных положений
Федерального закона «О
противодействии терроризму».

Информационное
противодействие
идеологии
терроризма.

Познакомится с понятием –
Кибертерроризм. Узнает о
глобальном развитии
информационных технологий и о
двойственной роли информационнокоммуникационных технологий.
Рассмотрит интернет как сферу
распространения идеологии
терроризма. Познакомится с
законодательным противодействием
распространению террористических
материалов в Интернете.

Безопасно использовать для
решения коммуникативных
задач в области безопасности
жизнедеятельности различные
Интернет-ресурсы.
Анализировать интернет среду,
как сферу распространения
идеологии терроризма.

Воспитание
патриотизма как
фактор
профилактики и
противодействия
распространения
идеологии
терроризма.

Узнает о сущности понятия
«патриотизм», об участие социальных
институтов (государства, школы,
СМИ, семьи и др.) в формировании
патриотизма.

Осознавать и принимать
традиционные ценности
российского гражданского
общества.

Содержание учебного курса
Блок 1.Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.

Предыстория терроризма. Политический террор. Истоки терроризма в России.
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия.
Зарубежный опыт законодательного определения терроризма.
Причины и факторы современного терроризма. Структурные элементы терроризма.
Разновидности терроризма. Сущность и идеология современного международного терроризма.
Международное
сотрудничество
в
противодействии
терроризму.
Глобальная
контртеррористическая стратегия ООН.
Идеология крайнего национализма (шовинизма). Идеология расизма. Идеология
неонацизма. Идеология сепаратизма. Идеология ваххабизма. Региональные особенности
распространения идеологии терроризма.
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины «молодежного экстремизма».
Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодежного
экстремизма». Основные формы проявления «молодежного экстремизма».
Блок 2. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России.
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия
терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в
современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и
борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3. Сущность
основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте.
Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года. Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года. Терроризм как один из основных
источников угроз общественной безопасности в современной России.
Блок 3. Информационное противодействие идеологии терроризма.
Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационнокоммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор
возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Интернет как сфера
распространения идеологии терроризма. Способы использования террористами Интернета.
Общая характеристики террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая
площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных
исполнителей актов террора.
Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодежи в террористическую
деятельность при помощи Интернета. Российское законодательство. Закон РФ «О средствах
массовой информации» от 27 декабря 1991 года. Федеральный закон «О противодействии
терроризму» от 6 марта 2006 года.
Блок 4. Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия
распространения идеологии терроризма.
Сущность понятия «патриотизм». Основные характеристики. Участие социальных
институтов (государства, школы, СМИ, семьи и др.) в формировании патриотизма. Семья и
школа как основные социальные институты в сфере формирования патриотизма.
Сущность понятия «толерантность». Общая характеристика и виды толерантности.
Межнациональная толерантность и веротерпимость. Факторы, влияющие на формирование
толерантности у обучающихся. Общечеловеческие ценности и права человека. Гармонизация
общечеловеческих и национальных ценностей. Взаимоотношения в семье как фактор воспитания
толерантности у подростков.

Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела
(блока)
Современный
терроризм: понятие,
сущность,
разновидности.
Формирование
антитеррористической
идеологии как фактор
общественной
безопасности в
современной России.
Информационное
противодействие
идеологии
терроризма.
Воспитание
патриотизма как
фактор профилактики
и противодействия
распространения
идеологии
терроризма.

1.

2.

3.

4.

Кол-во часов
на изучение
раздела
(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
раб.

5

-

-

-

1

2

-

-

-

1

5

-

-

-

1

5

-

-

-

1

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1
2

3

4

5

Количество
часов

Тема урока

Дата проведения
Примечание
по
по факту
плану
Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. (5 часов)
1
Исторические корни и
эволюция терроризма.
1
Современный терроризм:
понятие, сущность,
разновидности.
1
Международный терроризм
как глобальная
геополитическая проблема
современности.
1
Виды экстремистских
идеологий как
концептуальных основ
идеологии терроризма.
1
Идеология терроризма и
«молодежный» экстремизм.

6

7

8
9

10

11

12

13

14

15

16

Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России. (2 часа)
1
Современная нормативноправовая база
противодействия терроризму
в Российской Федерации.
1
Общественная безопасность
как часть национальной
безопасности Российской
Федерации.
Информационное противодействие идеологии терроризма. (5 часов)
1
Кибертерроризм как продукт
глобализации.
1
Интернет как сфера
распространения идеологии
терроризма.
1
Компьютерные игры как
способ вовлечения
подростков и молодежи в
террористическую
деятельность при помощи
Интернета.
1
Законодательное
противодействие
распространению
террористических
материалов в Интернете.
1
Проблемы экспертизы
информационных
материалов, содержащих
признаки идеологии
терроризма.
Воспитание патриотизма как фактор профилактики и противодействия
распространения идеологии терроризма. (5 часов)
1
Патриотизм ─ гражданское
чувство любви и
преданности Родине
1
Сущность понятия
«патриотизм». Основные
характеристики. Патриотизм
как положительный
нравственный принцип и
антипод шовинизма.
1
Участие социальных
институтов (государства,
школы, СМИ, семьи и др.) в
формировании патриотизма.
1
Межнациональная и
межконфессиональная
толерантность как составная
часть патриотизма.

17

1

Семья и школа как основные
социальные институты в
сфере формирования
патриотизма.
Материально-техническое обеспечение

Необходимым условием полноценной реализации программы является материальнотехническое оснащение:







Кабинет ОБЖ
Компьютер
Интерактивная доска
Магнитная доска
Принтер
Комплект видеоматериалов по тематике противодействия терроризму

Список литературы
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании
Совета
Безопасности
России:
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (2011-2020
гг.).
3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-189).
4. Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации»; «Об участии в
международном информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. − М.: Республика, 2014.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию
терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020
г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с
изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с новой
редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013,
от 08.11.2011, от 03.05.2011.
11. Авдеев Ю. И., Арсеньев В. В., Найденко В.Н. Экстремизм в современной России: истоки,
содержание, типология (часть первая) // Социологическая наука и социальная практика. ─ 2013.
─ № 2.
12. Авдеев Ю.И. Терроризм в современной России: состояние, возможные перспективы,
некоторые вопросы противостояния // Противодействие терроризму. Проблемы ХХI века ─
Counter-Terrorism. ─ 2014. ─ № 3. ─ С. 4 – 20.
13. Аджиева Е.М. Толерантность как принцип поведения культурной личности и мера
противодействия экстремизму // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение,
профилактика: материалы международной научно9практической конференции (23—24 мая 2014
г.): в 2 ч. ─ М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. — Ч. II. - С. 146-150.
14. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы // Теория и
практика общественного развития. ─ 2012. ─ № 7.
15. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. Природа этнорелигиозного терроризма /
Под ред. Ю.М. Антоняна. ─ М., 2008.
16. Беляев Г. Ю. Молодежный неонацизм как вызов теории и практике общественного
воспитания в контексте государственной безопасности России//Молодежный экстремизм:
истоки, предупреждение, профилактика: материалы международной научно-практической
конференции (23—24 мая 2014 г.): в 2 ч. ─ М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. ─
Ч. II. ─ С. 269-274.
17. Базаркина Д.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность: коммуникативный
аспект (на материалах Европейского союза. ─ М.: Международный центр социальнополитических исследований и консалтинга, БФРГТЗ «Слово», 2013.
18. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber1.htm

19. Бочарникова И.С., Зубова О.Г. Оценка эффективности противодействия молодежному
экстремизму: на примере анализа региональных программ // Государственный советник. ─ 2013.
─ № 4.
20. Бураева Л.А. Технологический и информационный аспекты компьютерного терроризма //
Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. ─ 2013. ─ Т.15. ─ №1.
21. Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm
22. Гаджиев Д.М. Религиозно-политический экстремизм: проблемы и некоторые решения //
Криминология: вчера, сегодня, завтра. ─ 2011. ─ № 23.
23. Голубев В. Кибертерроризм как новая форма терроризма [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/Gol_tem3.htm
24. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm
25. Дегальцева Е. Концепт «чужой» в практиках экстремизма // Власть. ─ 2013. ─ № 2. ─ С.
20-25.
26. Дети ─ жертвы террора в новейшей истории: проблемы исторической памяти. Материалы
1-го Международного форума. ─ М.: Владикавказ, 2014.
27. Добаев И., Понеделков А.Тенденции в эволюции терроризма на Северном Кавказе //
Власть. ─ 2013. ─ № 10. ─ С.17.
28. Добаев И. Террористические исламистские организации на Северном Кавказа: влияние
экзогенного фактора // Мировая экономика и международные отношения. ─ 2012. ─ № 10. ─ С.
13-20.
29. Зенков А.Р. Политико-религиозный экстремизм как глобальная угроза для современной
России // Власть. ─ 2013. ─ № 9. ─ С. 128-129.
30. Казенов С.Ю., Кумачев В.Н. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой
эры
человечества
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
http:
//
www/auditorium.ru/books/157/06.html
31. Карпович О.Г., Манойло А.В. Цветные революции. Теория и практика демонтажа
современных политических режимов. ─ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
32. Лунеев В.В. Социальная несправедливость в мире и терроризм [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.waaf.ru/index_ru.php?section=6¶graph=38&article=19
33. Маврин О.В. Профилактика экстремизма и терроризма в Республике Татарстан //
PolitBook. ─ 2012. ─ № 4.
34. Маркин В. Формирование российской идентичности как фактор противодействия
идеологии экстремизма и терроризма: региональный аспект // Власть. ─ 2014. ─ № 6. ─ С. 120.
35. Медов М.У. Причины и условия распространения терроризма в странах Западной Европы
// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. ─ № 4. ─ 2012.
36. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения информационнопропагандистских кампаний антитеррористической и антиэкстремистской направленности
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
37. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт?
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11605285
38. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз,
порожденный новым информационным режимом ХХI в. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.e-journal.ru/besop-st4-21.html
39. Тарчоков Б.А. Криминологическая характеристика причин распространения молодежного
экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. ─ 2014. ─ № 3.

40. Ткаченко В.В., Ткаченко С.В. Российский терроризм. Проблемы уголовной
ответственности. ─ М.: ИНФРА-М, 2014.
41. Трубицина Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков //
Педагогика. ─ 2014. ─ № 3. ─ C.62-69.
42. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».