Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы военного дела 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы военного дела»
5-9 классы

г. Полевской, 2023

Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы военного дела» направлено на
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания
программы «Основы военного дела», адаптации к жизни в обществе, создания основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье в условиях образовательного пространства с учетом
экономических, этнических, природно-климатических, географических, исторических
особенностей региона.
Цель программы: является создание условий для духовной, педагогической и социально
педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого,
компетентного, ответственного и социально активного гражданина России, подготовки его для
службы Отечеству на военном и гражданском поприщах.
Задачи программы:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности
конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий
для самовыражения обучающихся, их творческой активности
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей 5 - 9 кадетских классов. Учебная нагрузка в каждом классе
35 часов за учебный год. Срок реализации – 1 год.
Планируемые результаты
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к
Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального народа России, любовь к
родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России). Укрепление
чувства ответственности и долга перед Родиной.
- развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам, компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора.
- понимание личностного смысла изучения предмета ОВП, его значения для выбора своей
будущей профессии офицера.
- формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, гражданской позиции и культуре. Развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
- осознание значения воинского коллектива как социальной общности военнослужащих,
объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также
отношениями войскового товарищества.

- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения. Развитие
способности к эмоционально-ценностному освоению окружающей действительности. 7.
Укрепление ответственного отношения к учебе, способности к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.
- актуализацию социальных норм и правил поведения военнослужащих в группах и
сообществах. Формирование компетентности в продуктивном решении задач совместной
деятельности. Развитие чувства воинского товарищества, способности взаимовыгодного
сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала.
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, военной службы.
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной
жизни и на военной службе, в чрезвычайных ситуациях и необходимости строгого соблюдения
мер безопасности на занятиях по военной подготовке, при обращении с оружием, проведении
учебных стрельб и в других случаях.
2. Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее
осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
3. Предметные результаты:
 выбирать источники тематической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам; анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ,
их основные требования;
 применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих
обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся;
 описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического,
биологического и зажигательного оружия;
 точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении
службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации
и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
 ориентироваться в источниках тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию;
 определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и
другим источникам;
 выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика,

тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и
практикоориентированных задач;
 использовать различные источники тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и
закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации
объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт
количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление
простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке тематической информации;
 различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
 описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, пистолета, ручного
пулемёта, ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные
положения из внутренней и внешней баллистики;
 использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения
стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;
 владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;
 применять на практике основы военной топографии;
 читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;
 определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;
 совершать движение по азимуту днём;
 составлять схемы местности и карточку огня отделения, основы организации и ведения
боя мотострелковым отделением, сигналы управления отделением;
 описывать организационно-штатную структуру мотострелкового отделения и взвода, а
также организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных
армий;
 описывать разновидности и тактические свойства местности, и их влияние на боевые
действия войск, определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры
индивидуального окопа, окопа на отделение, табельные средства маскировки и их использование
для маскировки личного состава, боевой техники и сооружений;
 использовать знания об инженерных взрывных и невзрывных противотанковых и
противопехотные заграждения;
 выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
 выполнять нормативы по тактической подготовке;
 подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;
 использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
 соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять
средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи
пострадавшим и раненым;
 накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки
кровотечения;
 описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;
 владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования,
подчинёнными в повседневной деятельности;
 оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические
периоды;
 применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию
подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в
подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований

общевоинских уставов в повседневной деятельности;
 применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и
танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения
умелому и эффективному применению оружия;
 выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые
действия войск;
 пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз,
респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от
поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;
 проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию
личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами
подразделений;
 ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и
местным предметам;
 пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля;
 применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным,
химическим, биологическим и зажигательным оружием;
 использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического
использования военных знаний в различных областях деятельности;
 подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных,
общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ;
 воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в мире;
 сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих
событий;
 оценивать положительные и негативные последствия современной военно- политической
ситуации в мире;
 оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск
Вооружённых Сил РФ;
 наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые
в боевых документах;
 основы выживания в экстремальных ситуациях, порядок устройства укрытий из
подручных и табельных средств;
 способы добычи воды и приготовления пищи при автономном существовании в
природных условиях;
 требования безопасности в различных ситуациях деятельности военнослужащего;
 основы антитеррористической безопасности;
 основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ, формы организации и
методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением, требования проверки и оценки
строевой подготовки военнослужащих, подразделений.

Содержание учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА»

МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строи и управление ими (4 часа)
Изучение общих положений Строевого устава. Команды управления и порядок их подачи.
Обязанностей командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия (29 часов)
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Повороты на
месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением
скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и
движения без оружия.
Тема 3. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) (9 часов)
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в
движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ»,
«Ремень ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ».
Тема 4. Строи отделения (5 часов)
Развёрнутый строй отделения. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться». Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения в две
шеренги и обратно. Походный строй отделения. Перестроение отделения из колонны по одному
в колонну по два и обратно в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и
в движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов в составе отделения.
Распределение учебных часов модуля 1 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Строи и управление ими
2
1
1
Тема 2. Строевые приёмы и движение без
11
11
3
2
2
оружия
Тема 3. Строевые приемы и движение с
3
3
3
оружием
Тема 4. Строи отделения
5
Всего
13
12
12
5
5
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские военно-морские и кадетские училища
России (приказ Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 515). Основные
положения Устава училища (6 часов)
Цель и задачи училища. Организация обучения и воспитания в училище. Основные
должностные лица училища, обязанности воспитателей и преподавателей. Обязанности и
правила поведения обучающихся. Внутренний распорядок в училище. Поощрения и
дисциплинарные взыскания, применяемые к обучающимся.
Тема 2. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества (8
часов)
История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России.
Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Воинские звания
военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые
основы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и ритуалы

Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых сил
Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная
техника Сухопутных войск. Военно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение
и военная техника ВКС. Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав и
предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав
и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские формирования, не
входящие в состав видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 3. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации (20 часов)
Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий
общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских частях
и подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности
военнослужащих.
Ответственность
военнослужащих.
Взаимоотношение
между
военнослужащими. Единоначалие. Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнение. Воинское приветствие. О воинской вежливости
и поведении военнослужащих. Обязанности заместителя командира взвода, командира
отделения, солдата (матроса). Размещение военнослужащих, общее положение. Содержание
помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение. Распределение времени и
внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие положения. Подъём,
утренний осмотр и вечерняя поверка (практическое занятие). Увольнение из расположения части.
Обязанности обучающихся в увольнении. Суточный наряд (общие положения). Подготовка
суточного наряда, развод суточного наряда. Дежурный по роте. Дневальный по роте.
Безопасность военной службы. Общие положения и основные мероприятия по обеспечению
безопасности военной службы. Подъём по тревоге – сигналу «Сбор» (практическое занятие).
Особенности внутренней службы при расположении войск в полевых условиях/в лагерях (общие
положения).
Тема 4. Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской
Федерации (6 часов)
Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Гарнизонный наряд
(общие положения). Гарнизонный патруль. Организация караульной службы и подготовка
караулов (общие положения). Подготовка караулов. Права и обязанности лиц караула.
Разводящий и его обязанности. Часовой и его обязанности. Смена часовых (практическое
занятие).
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации (4 часа)
Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению
требований воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности
командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права
командиров (начальников) по применению поощрений (до командира роты включительно).
Поощрения, применяемые к солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к
обучающимся. Порядок применения поощрений. Взыскания за нарушение воинской дисциплина
и правил поведения обучающихся. Права командиров (начальников) налагать дисциплинарные
взыскания (до командира роты включительно) на подчиненных солдат (матросов), сержантов,
офицеров, а также на обучающихся. Порядок наложения и приведение в исполнение
дисциплинарных взысканий. Применение ареста к военнослужащим и проведение в исполнение.

Учёт поощрений и дисциплинарных взысканий. Порядок заполнения служебной карточки
(практическое занятие). Об обращениях (предложениях, заявлениях и жалобах). Порядок их
подачи и рассмотрения. Ответственность командиров за своевременное принятие мер по
обращению военнослужащих.
Распределение учебных часов модуля 2 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские
3
2
1
военно-морские и кадетские училища России
(приказ Министра обороны Российской
Федерации 2014 года № 515). Основные
положения Устава училища
Тема 2. Вооружённые Силы Российской
3
4
1
Федерации – на страже нашего Отечества
Тема 3. Устав внутренней службы
6
5
7
2
Вооружённых сил Российской Федерации
Тема 4. Устав гарнизонной и караульной
2
4
службы Вооружённых сил Российской
Федерации
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых
1
3
сил Российской Федерации
Всего
12
12
12
4
4
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. История развития отечественного стрелкового оружия (3 часа)
Развитие стрелкового оружия и принятие его на вооружение русской армии. Классификация
и перспективы устройства современного автоматического оружия.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты (11 часов)
Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной разборки
и сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов автомата,
патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки
при стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74). Изучение отличий по
сравнению с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и патронов. Порядок чистки и
смазки оружия. Меры безопасности. Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В) –
назначение, боевые свойства, общее устройство и понятие о работе гранатомёта. Порядок
разборки и сборки. Назначение, устройство частей, механизмов и принадлежностей. Назначение,
устройство и принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомёта. Порядок
хранения гранатомёта и гранаты, уход на ними и сбережение. Меры безопасности при обращении
с гранатой и при стрельбе из гранатомёта. Снайперская винтовка Драгунова (СВД) – назначение,
боевые свойства. Принцип устройства и действие автоматики. Оптические прицелы для СВД.
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты (2 часа)
Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной
гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа.
Тема 4. Приборы наблюдения (3 часа)
Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, общее
устройство биноклей, перископов-разведчика. Шкалы приборов и пользование ими. Подготовка
приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов.
Формула «тысячной» и её применение.

Тема 5. Общие сведения по основам стрельбы (1 час)
Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Понятие о траектории
и её элементах.
Тема 6. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою (1 час)
Общее положение проверки боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою.
Правила и порядок проверки боя АК-74М и приведение его к нормальному бою. Определение
средней точки попадания (СТП).
Тема 7. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб (11 часов)
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и
тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах.
Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со
стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 упражнения начальных
стрельб (УНС) и гранатометаний. Контрольное занятие.
Распределение учебных часов модуля 3 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. История развития отечественного
2
1
стрелкового оружия
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты
2
2
3
2
2
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и
1
1
кумулятивные гранаты
Тема 4. Приборы наблюдения
1
1
1
Тема 5. Общие сведения по основам стрельбы
1
Тема 6. Проверка боя стрелкового оружия и
1
приведение его к нормальному бою
Тема 7. Огневые тренировки. Выполнение
3
4
2
2
упражнений стрельб
Всего
7
7
7
4
7
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Инженерное имущество (1 час)
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка
инструмента.
Тема 2. Маскировка (1 час)
Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем
достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия о современных
средствах разведки, наблюдения и меры маскировки от них. Табельные и подручные средства
маскировки и их использование для маскировки личного состава, боевой техники и инженерных
сооружений.
Распределение учебных часов модуля 4 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Инженерное имущество
1
Тема 2. Маскировка
1
Всего
1
1

МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Тема 1. История развития оружия массового поражения (1 час)
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль
в современном бою.
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии (1 час)
Ядерные боеприпасы. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы.
Тема 3. Основные понятия о химическом оружии (1 час)
Определение химического оружия. Отравляющие вещества, их назначение и классификация.
Принципы устройства и действие химических боеприпасов.
Тема 4. Основное понятие о бактериологическом (биологическом) оружии (1 час)
Определение, основные свойства бактериологическом (биологическом) оружия. Внешние
признаки применения.
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него (1 час)
Определение зажигательного оружия. Поражающие свойства зажигательного оружия и
средства его применения.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты (3 часа)
Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование
их в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом команды.
Выполнение нормативов.
Тема 7. Оказание помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием (1 час)
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила
пользования им. Правила поведения на зараженной местности.
Тема 8. Основы радиационной, химической и биологической разведки (1 час)
Основные задачи, организация и ведение радиационного и химического наблюдения, разведки
и дозиметрического контроля в подразделениях.
Распределение учебных часов модуля 5 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. История развития оружия массового
1
поражения
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии
1
Тема 3. Основные понятия о химическом
1
оружии
Тема 4. Основное понятие о
1
бактериологическом (биологическом) оружии
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него
1
Тема 6. Средства индивидуальной защиты
1
2
Тема 7. Оказание помощи при поражении
1
ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием
Тема 8. Основы радиационной, химической и
1
биологической разведки
Всего
6
4

МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
Тема 1. Основные положения по связи в подразделениях (2 часа)
Связь — основное средство, обеспечивающее управление войсками в бою. Требования,
предъявляемые к современным средствам связи.
Тема 2. Средства связи (4 часа)
Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной
связи. Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные
требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их
назначение и краткая характеристика.
Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов (2
часа)
Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. Передача команд
(сигналов) и постановка задач по радио.
Тема 4. Основы управления в бою (2 часа)
Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их
подачи различными способами. Защита средств связи от средств поражения противника. Защита
технических средств разведки, радиомаскировка. Мобильные средства связи ротной сети.
Тема 5. Работа на радиостанциях ротной сети (1 час)
Настройка и работа на радиостанциях ротной сети. Правила обнаружения, порядок устранения
простейших неисправностей. Организация связи в наступлении и обороне.
Распределение учебных часов модуля 6 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Основные положения по связи в
1
1
подразделениях
Тема 2. Средства связи
1
1
1
1
Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и
1
1
порядок передачи команд и сигналов
Тема 4. Основы управления в бою
1
1
Тема 5. Работа на радиостанциях ротной сети
1
Всего
1
2
2
3
3
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных войск Российской Федерации (1 час)
Показ вооружение и военной техники выставленной на территории училища/военной части.
(Целесообразно к проведению занятия привлекать командование училища/военной части и
проводить в составе роты).
Тема 2. Действие при подъеме по тревоге (3 часа)
Выполнение личным составом обязанностей по сигналу «Сбор» и выход в пункт сбора.
Тренировка в действиях по сигналам оповещения.
Тема 3. Введение в военную специальность (1 час)
Предмет и задачи основ тактики. Тактика – теория и практика ведения боя. Цели и задачи
обучения тактической подготовке.
Тема 4. Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового взвода (1 час)

Организация, вооружение и боевая техника МСВ. Тактико- технические характеристики
вооружения и боевой техники. Состав отделения и его вооружение.
Тема 5. Основы современного общевойскового боя (1 час)
Виды боя, их характеристики. Обязанности солдата, командира отделения, гранатометчика и
пулемётчика в бою. Сущность управления и требования, предъявляемые к нему. Порядок и
содержание работы командира отделения в бою. Управление отделением в ходе боя. Походный,
предбоевой и боевой порядок. Манёвр огнём и подразделением в бою.
Тема 6. Отделение в наступлении (4 часа)
Цель наступления, способы перехода в наступление. Боевая задача отделения в наступлении.
Боевой порядок отделения в наступлении. Ведение наступления.
Раздел 2. Действия солдата в бою
Тема 7. Действия солдата в бою (2 часа)
Управление одиночным военнослужащим в бою. Сигналы управления флажками и фонарем.
Порядок управления военнослужащим в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Способы
передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием). Использование местности и
местных предметов при передвижении. Выполнение нормативов. Выбор и оборудование места
для одиночного окопа и его маскировка. Подготовка к ведению огня. Наблюдение за полем боя.
Действие при нахождении под артиллерийским огнём противника. Ведение огня по команде
командира и самостоятельно. Уничтожение атакующего и ворвавшегося в траншею противника.
Смена огневой позиции (места для стрельбы). Осуществление маневра огнём и личным составом
отделения. Подготовка к атаке: пополнение боеприпасов, снаряжение гранат, наблюдение за
сигналами командира. Выскакивание из траншеи и движение в атаку различными способами.
Преодоление заграждений. Атака первой траншеи противника, ведение огня и забрасывание его
гранатами. Бой в траншее, ходе сообщения, уничтожение противника огнём в упор и в
рукопашном бою, преследование отходящего противника.
Распределение учебных часов модуля 7 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Показ вооружения и техники
Сухопутных войск Российской Федерации
Тема 2. Действие при подъеме по тревоге
2
1
Тема 3. Введение в военную специальность
Тема 4. Организация, вооружение и боевая
1
техника мотострелкового взвода
Тема 5. Основы современного
1
общевойскового боя
Тема 6. Отделение в наступлении
2
2
Тема 7. Действия солдата в бою
1
1
Всего
6
5
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки (2 часа)
Предмет и задачи военной топографии. Местность как элемент боевой обстановки.
Тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия
войск. Сезонные изменения тактических свойств местности.
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью (2 часа)
Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение

по азимуту. Обход препятствий. Особенности движения по азимуту ночью.
Тема 3. Составление схемы местности (6 часов, в т.ч. в 5-9 классах 1 час)
Понятие о боевых графических документах, их назначение, общие правила составления и
оформления. Условные обозначения, применяемые при составлении схем местности.
Практическое составление схемы местности.
Распределение учебных часов модуля 8 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Местность как элемент боевой
2
обстановки
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью
2
Тема 3. Составление схемы местности
1
Всего
4
1
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Личная и общественная гигиена военнослужащих (4 часа)
Основы личной и общественной гигиены. Выполнение обучающимися основных требований
личной и общественной гигиены. Предупреждение кожно-гнойничковых заболеваний.
Закаливание организма.
Тема 2. Предупреждение инфекционных заболеваний (5 часов)
Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их
проникновения в организм человека. Иммунитет, назначение и порядок проведения
предохранительных прививок военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции. Требования
Устава внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации о сохранении здоровья
военнослужащих.
Тема 3. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих (1 час)
Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет перевязочный, индивидуальный. Их
предназначение, порядок и правила пользования.
Распределение учебных часов модуля 9 по годам обучения/классам
№ темы
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Тема 1. Личная и общественная гигиена
2
2
военнослужащих
Тема 2. Предупреждение инфекционных
2
2
1
заболеваний
Тема 3. Средства индивидуального
1
медицинского оснащения военнослужащих
Всего
2
2
2
2
2
МОДУЛЬ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Тема 1. Интересы предпочтений (1 час)
Изучение профессиональных предпочтений и интересов человека. Соотнесение склонностей,
способностей и интересов с различными конкретными профессиями.
Тема 2. Диагностическое определение ПВК (профессионально важных качеств) (1 час)
Опросник «Профессия предпочтений». Выявление профессиональной направленности в 10
классе.
Распределение учебных часов модуля 10 по годам обучения/классам

№ темы

5
6
класс класс

7
8
класс класс

9
класс
1
1

Тема 1. Интересы предпочтений
Тема 2. Диагностическое определение ПВК
(профессионально важных качеств)
Всего

2

Календарно-тематическое планирование 5 класс (1 год обучения)
№
п.п.

1

2

3

4

5

Содержание
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Тема 1. Строи и управление ими.
Тема 2. Строевые приѐмы и движение без оружия.
Тема 3. Строи отделения.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ЕДЕРАЦИИ.
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские военноморские и кадетские училища России (приказ Министра
обороны Российской Федерации 2014 года № 515).
Основные положения Устава училища.
Тема 2. Вооружѐнные Силы Российской Федерации – на
страже нашего Отечества.
Тема 3. История развития отечественного стрелкового
оружия. Развитие стрелкового оружия и принятие его на
вооружение русской армии. Образцы стрелкового оружия
Сухопутных войск ВС РФ.
Тема 4. Устав внутренней службы Вооружѐнных сил
Российской Федерации.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомѐты.
Тема 7. Отработка нормативов, усовершенствование
знаний по устройству оружия.
Тема 9. Приемы и способы ведения огня из стрелкового
оружия. Выполнение упражнений стрельб на электронном
тире.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ.
Тема 1. История развития оружия массового поражения.
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты.
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 1. Личная и общественная гигиена военнослужащих.
Тема 2. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Количе Количество
ство
контрольн
часов
ых работ
12
2
8
2
4

-

1

-

1

-

1

1
10
2
4
4

5
1
1
3
2
1
1

-

6

МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ.
Тема 1. Техника вязания веревочных узлов.

2
2

Календарно-тематическое планирование 6 класс (2 год обучения)
№

1

2

3

4

5

6

7

Содержание
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Тема 1. Строи и управление ими.
Тема 2. Строевые приѐмы и движение без оружия.
Тема 3. Строи отделения.
Тема 4. Комплексная тренировка в выполнении
строевых приемов. Совершенствование навыков
одиночной строевой подготовки.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Тема 4. Устав внутренней службы Вооружѐнных сил
Российской Федерации.
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружѐнных сил
Российской Федерации.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатометы.
Тема 7. Отработка нормативов, усовершенствование
знаний по устройству оружия.
Тема 9. Приемы и способы ведения огня из
стрелкового оружия.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ.
Тема 3. Основные понятия о химическом оружии.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты.
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ
ТОПОГРАФИИ
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки.
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
Тема 3. Средства индивидуального медицинского
оснащения военнослужащих.
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ.
Тема 2. Основы выживания.

Количество
часов
12
2
7
2

Количество
контрольных
работ
-

1

4
3
1
9
1

-

4
4

-

5
1
4
2

-

2

-

1
1
2

-

2

-

Календарно-тематическое планирование 7 класс (3 год обучения)

№
1

2

3

4

5

6

Содержание
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Тема 1. Строи и управление ими.
Тема 2. Строевые приѐмы и движение без
оружия.
Тема 3. Строи отделения.
Тема 4. Комплексная тренировка в выполнении
строевых приемов. Совершенствование навыков
одиночной строевой подготовки.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружѐнных
сил Российской Федерации.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатометы.
Тема
7.
Отработка
нормативов,
усовершенствование знаний по устройству
оружия.
Тема 9. Приемы и способы ведения огня из
стрелкового оружия.
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННОИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Тема 1. Инженерные заграждения.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ.
Тема 4. Основное понятие о бактериологическом
(биологическом) оружии.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты.
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ
ТОПОГРАФИИ.
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью.
Тема 3. Составление схемы местности.

Количество
часов
12
2

Количество
контрольных
работ
-

7
2
1

2

-

2

-

9

-

1

-

4

-

4
6

-

6

-

4

-

1

-

3
2

-

1
1

-

Календарно-тематическое планирование 8 класс 4 год обучения)

№

1

2

Содержание
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Тема 4. Комплексная тренировка в выполнении
строевых приемов.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.

6

Количество
контрольных
работ
-

6

-

1

-

Количество
часов

3

4

5

6

7

8

Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружѐнных сил
Российской Федерации.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомѐты.
Тема 7. Отработка нормативов, усовершенствование
знаний по устройству оружия.
Тема 9. Приемы и способы ведения огня из
стрелкового оружия.
Выполнение упражнений стрельб на электронном
тире.
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 1. Инженерные заграждения.
Тема 2. Инженерное имущество.
Тема 3. Маскировка.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ.
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты
МОДУЛЬ
6.
ОСНОВЫ
ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 1. Действие при подъеме по тревоге.
Тема 2. Введение в военную специальность.
Тема 3. Действия солдата в бою.
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ.
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью.
Тема 3. Составление схемы местности.
МОДУЛЬ
8.
ОСНОВЫ
ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ.
Тема 4. Первая помощь при травмах.
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ.
Тема 3. Противопожарная безопасность.
Итого:

1

-

11

-

2

-

4

4

5

-

1
1
3

-

4
1
3
4

-

1
1
2
2
1
1

-

1
1
2
2
35

Календарно-тематическое планирование 9 класс (5 год обучения)
№

1

2

Содержание
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 4. Комплексная тренировка в выполнении
строевых приемов. Совершенствование навыков
одиночной строевой подготовки.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Тема 6. Устав гарнизонной и караульной службы
Вооружѐнных сил Российской Федерации.

Количество
часов
6
6
1

1

Количество
контрольных
работ
-

МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ

3

4

5

6

7

9

Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомѐты.
Тема 3. Боеприпасы.
Тема 7. Отработка нормативов, усовершенствование
знаний по устройству оружия.
Тема 9. Приемы и способы ведения огня из
стрелкового оружия.
Выполнение упражнений стрельб на электронном
тире.
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Тема 4 Инженерная техника. Классификация,
предназначение, ТТХ, применение.
Тема 5. Инженерные сооружения
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ
Тема 6. Средства индивидуальной защиты.
Тема 7. Оказание помощи при поражении ядерным,
химическим и бактериологическим (биологическим)
оружием.
МОДУЛЬ
6.
ОСНОВЫ
ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
Тема 4. Организация, вооружение и боевая техника
мотострелкового отделения (МСВ).
Тема 5. Организация, вооружение и боевая техника
мотопехотного отделения (МПВ) армии США и ФРГ.
Тема 6. Основы современного общевойскового боя.
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Тема 3. Составление схемы местности.
Тема 4. Топографические карты.
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ.
Тема 4. Противодействие терроризму.
Итого:

11
1
2
4

4

4

-

1
3

-

5

-

4

-

1
4

-

1

-

2
1
2
1
1

-

1
1
35

-

Материально-техническое обеспечение
Необходимым условием полноценной реализации программы является материальнотехническое оснащение:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Кабинет ОБЖ
Стрелковый тир
Компьютер
Интерактивная доска
Магнитная доска
Принтер
Комплект видеоматериалов по тематике основ военного дела
Комплекты плакатов по тематике основ военного дела
Учебное оружие (АК-74, Магазины АК-74 учебные)
Пневматические винтовки, пистолеты

Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».
3. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности
и военной службе».
4. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе
военнослужащего».
5. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
6. Военная доктрина Российской Федерации.
7. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III
(взвод, отделение, танк).
8. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть II
(батальон, рота).
9. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
10. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.
11. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.
12. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в
Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
13. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
14. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
15. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков
Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва – 2006 г.
16. Наставление по тактической маскировке Сухопутных войск.
17. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения
(АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
18. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
19. Отравляющие вещества, Воениздат –19 92 г.
20. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление
начальника РХБЗ Москва 2005 г.
21. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное
пособие для учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под
общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
22. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл., 6-й
кл., 7-й кл., 8-й кл., 9-й кл., 10-й кл., 11-й кл.: учеб. Для общеобразоват .
учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. 7-е изд. –М.: Просвещение, 2010.
23. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа,
2007.
24. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.
25. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».