Рабочая программа курса внеурочной деятельности Решу ОГЭ русский язык 9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: русский язык»
для обучающихся 9 классов

Полевской 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку
отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс русского языка для
основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе
овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных
условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого
этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях,
когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в
программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения.
Подготовка выпускников к качественной сдаче ОГЭ ставит учителя перед необходимостью
пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на
один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в
основном охватывают 1, 2, 3 части КИМ, но и уровень компетентности.
Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи
ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и
навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольноизмерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.
Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1)
лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.
Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:
 проблему адекватности восприятия текста на слух;
проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками
лексического богатства русского языка;
 проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
 проблема определения грамматической основы предложения.
Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной
школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и
пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической
направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть
достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания
лингвистического образования учащихся. Он способствует практической подготовке учащихся к
сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении
основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности,
так как грамотность – залог успешности человека. ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать сжатое
изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его
содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях
школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста. В программах
основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество
времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например,
2

определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной
информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный
дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме
сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка. Достаточно высокая
степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить
условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже
известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто
перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской
орфографии и пунктуации на фоне общей системы русского правописания. Кроме этого данный
курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его
выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации
необходимости самостоятельного построения собственного монологического высказывания.
Место курса по выбору: программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитана
на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю ), 34 недели.
Цель курса:
 повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
 обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
 оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе
анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие
текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительновыразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с
заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические)
для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих
цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить
содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную
подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа
соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса
русского языка:
 морфемика и словообразование,
 грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
 лексика,
 текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
 по орфографии и пунктуации,
 в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
 в извлечении основной информации,
 в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в
формате ОГЭ,
 в определении лексическое значение слова и умении производить лексический
анализ слова,
 в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют
удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной
компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются
различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и
контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии
3

текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при
повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания,
совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую
поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС основного общего образования целями изучения предмета
«Русский язык и литература» являются:
 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
 освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и ее
функционировании; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом
этикете.
Личностные результаты освоения выпускниками
основной школы программы по
русскому языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому
языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому
языку:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
4

Личностные результаты обучения отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе
на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
2.Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский
язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
3.Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности
русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками
чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
5














поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства
для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
8. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку
зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
6

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому
языку:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь,; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной
работы.
Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
2. Речеведческий анализ текста.
3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
2. Повторение морфологии.
7

4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.
3. Реализация коммуникативного замысла.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Модуль1.Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ,
перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной
работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа
А, В, С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.
Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков
ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).
2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.
Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция.
Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить
прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и
кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые
слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается
разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это
вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны
учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся поразному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых
членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором
заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента,
имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например:
замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части
указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в)
сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное,
повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и
разные обособления).
4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации
текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев
учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением
приёмов компрессии).
5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого
изложения.
Модуль 2. Работа над частью 2 (тесты)
Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания.
Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и
синтаксическими).
6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и
глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.
Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и
неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-;
правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной.
Слитное, дефисное, раздельное написание.
Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный).
8

7. Повторение морфологии.
Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей
речи.
Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов,
прилагательных, причастий и деепричастий.
Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.
Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.
Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.
Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.
8. Лексика и фразеология.
Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова
однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия,
синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена
фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.
9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их
толкование.
10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительноизобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения:
тезис, аргументы, вывод.
11.Повторение синтаксиса и пунктуации.
Словосочетание. Виды подчинительной связи : согласование, управление, примыкание.
Синонимичные словосочетания.
12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения
подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие,
местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное
(составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное
и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные
члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения,
приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными
видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённоличные, неопределённо-личные, безличные.
Построение предложений с обособленным определением или обособленным
обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.
13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое,
бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое
предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное,
параллельное).
14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ
Модуль 3 (ч.3)
15. Работа над сочинением-рассуждением
Анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста.
Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение
соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её
или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста,
которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на
вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению
и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинениярассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать
цитирование.
16. Контроль знаний (часть С) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
(задание С2.1)
17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.
9

3.Тематическое планирование
Кол-во
№ п/п
часов
Модуль1.Нормативная 1
база ОГЭ, структура и
содержание КИМов.
1
Разделы, темы

. Работа над частью 1.
Изложение исходного
текста.

6

2

Модуль 2. Работа над
частью 2 (тесты)

3

21

Основные виды деятельности (на
уровне универсальных учебных
действий)
Метапредметные: целеполагание ,
умение ставить и формулировать
для себя новые задачи в
познавательной деятельности
Виды деятельности:
познавательная деятельность;

Основные направления
воспитательной
деятельности
2,5,6

Метапредметные:
1,3,4,5,6,7
Регулятивные: осуществлять
целеполагание, планирование,
оценивать результаты своей работы,
Коммуникативные: сотрудничать в
поиске и сборе информации, в
игровых ситуациях; слушать и
вступать в диалог, выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, нормами
родного языка.
Познавательные: определять
понятия, устанавливать аналогии,
осуществлять постановку и
формулирование проблемы;
осуществлять планирование, анализ,
синтез, как составление целого из
частей, осуществлять рефлексию,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы; проводить поиск и
выделение необходимой
информации.; умение устанавливать
вид отношений между понятиями:
часть — целое, последовательности,
рядоположности, причины и следствия; производить обобщение и
ограничение понятий. Составление
логической цепочки: общее — менее
общее — частное (в прямом и
обратном направлении). Выбор
более общего понятия к данному.
Обобщение пары и группы понятий.
Ограничение понятий. Выделение
существенных признаков понятий.
Установление причинноследственных связей.
Виды деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность.
Метапредметные:
2,5,6
Регулятивные: осуществлять
целеполагание , планирование,
оценивать результаты своей работы,
качество и уровень усвоения,
осуществлять контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном,
корректировать работу ,
осуществлять саморегуляцию,.
Коммуникативные: сотрудничать в
поиске и сборе информации;
управлять поведением партнера —

10

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во Основные виды деятельности (на Основные направления
уровне универсальных учебных
воспитательной
часов действий)
деятельности
контроль, коррекция, оценка
действий партнера; слушать и
вступать в диалог, выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, нормами
родного языка.
Познавательные:
определять
понятия, устанавливать аналогии,
классифицировать,
осуществлять
постановку
и
формулирование
проблемы;
осуществлять
планирование, анализ, синтез, как
составление целого из частей,
осуществлять рефлексию, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
проводить
поиск
и
выделение
необходимой
информации.

Модуль 3.Работа над
сочинениемрассуждением

4

6

Метапредметные:
1,2,3,4,5,6,7
Регулятивные: осуществлять
целеполагание, планирование,
оценивать результаты своей работы,
управлять поведением партнёра по
игровой деятельности.
Коммуникативные: сотрудничать;
слушать и вступать в диалог,
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации, нормами
родного языка.
Познавательные: определять
понятия, устанавливать аналогии,
осуществлять постановку и
формулирование проблемы;
осуществлять планирование, анализ,
синтез, как составление целого из
частей, осуществлять рефлексию,
строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы; проводить поиск и
выделение необходимой
информации; применение правил
классификации. Классифицирование
понятий по одному, двум и трём
признакам. Обобщение понятий.
Подбор определений к выделенным
понятиям.
Виды деятельности:
познавательная деятельность.

11

Учебно-тематический план, 9 класс
«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
9 класс

№
Разделы, темы программы
п/п
1
Модуль 1.
Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов
2
Работа над частью 1 (изложение).
Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий
анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль
исходного текста.
3
4
5

6

7
8

9

10
11
12

13

Количество часов
теория практика
1
1

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие 1
информацию. Приёмы компрессии текста .
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии
исходного текста.
Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание
сжатого изложения.
Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

1

Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ
текста.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности.

2

1

1
2

4

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего
времени.
Словосочетание.

2

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание,
виды связи. Синонимичные словосочетания.
Предложение.
1
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения.

1

Виды сложного предложения: сложносочиненное,
сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в
сложных предложениях.

3

12

1

1

1

3

14

Контроль знаний. Тест в формате
ОГЭ (часть 2)

1

15

1
Модуль 3 (ч.3)
Структура сочинения-рассуждения.
Формулируем
тезис.
Аргументы
в
сочинениирассуждении.
Заключение
сочинения-рассуждения.
Практическое занятие.

3

16

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
текста. Критерии сочинения.

1

17

Анализ работ по критериям. Итоговое занятие.
Итого

1

13

7

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».