Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учимся для жизни математическая грамотность 6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни: математическая
грамотность»
для обучающихся 6 классов

г. Полевской, 2023

1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Математика для жизни» на 2023-2024
учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
24.11.2015г).
5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса для обучающихся 6 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи
и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить
математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику
для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.»
В настоящее время существует объективная необходимость практической
ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между
требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической
грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации
математической информации, решения математических задач в различных жизненных

ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических
символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью
технических способов визуализации материала.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности
усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Существуют три составляющих математической грамотности:
1.Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать
необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно
связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические
действия.
2.Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных
задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3.Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных
проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и
дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность.
Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА
СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ

ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х
классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе.
Цель: формирование математической грамотности учащихся, в том числе в
интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе
общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа
нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
 распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
 формулировать эти проблемы на языке математики;
 решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
 анализировать использованные методы решения;
 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
2.Требования к уровню подготовки
 Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
 Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте.
Планируемые результаты:
Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения программы основного достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
1.Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание:

Осознание российской гражданской идентичности;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
3. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;


активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
5. Трудовое воспитание:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
6. Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
7. Ценность научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;


способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения программы:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев).
2) работа с информацией:

выбирать, анализировать, систематизировать
информацию различных видов и форм представления;

и

интерпретировать


самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты освоения программы:

1) умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над
множествами; умение использовать графическое представление множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов;
2) умение распознавать истинные и ложные высказывания, приводить примеры и
контрпримеры;
3) умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и составное число,
делимость натуральных чисел, признаки делимости, обыкновенная дробь и десятичная
дробь; умение выполнять действия с числами, сравнивать и упорядочивать числа,
представлять числа на координатной прямой, округлять числа; умение делать прикидку и
оценку результата вычислений;
4) умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с одной
переменной, числовое неравенство, неравенство с переменной;
5) умение решать задачи разных типов; умение составлять выражения, уравнения по
условию задачи, исследовать полученное решение и оценивать правдоподобность
полученных результатов;
6) умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная,
угол, многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат;
знакомство с пространственными фигурами; умение решать задачи, в том числе из
повседневной жизни, на нахождение геометрических величин с применением изученных
свойств фигур и фактов;
7) умение оперировать понятиями: длина, расстояние, площадь; умение оценивать
размеры предметов и объектов в окружающем мире; умение применять формулы периметра
и площади многоугольников, объема прямоугольного параллелепипеда;
8) умение изображать плоские фигуры и их комбинации от руки, с помощью
чертежных инструментов по текстовому или символьному описанию;
9) умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы, таблицы;
умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в
таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и
явлений;
10) умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи.
Программа курса не предполагает расширение и углубление математических знаний
школьников. Курс направлен на практическое применение имеющихся знаний
пятиклассников. Темы в содержании курса повторяются в течение всего курса в
соответствии с тематическим планированием.
3.Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1
Учебный план
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Курс «Математика для жизни» рассчитан на 1 год обучения в объеме 17 часа в год.
Занятия проводятся один раз в 2 недели. Наполняемость группы – от 15 человек.
3.2 Календарный учебный график
Календарный график является неотъемлемой частью дополнительной образовательной
программы. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и
рабочих днях.
Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и рабочих днях в 58-х классах (пятидневная учебная неделя)

Учебный период
Начало

Дата
Окончание

Продолжительность
Количество
Количество
учебных недель
рабочих дней

I четверть

01.09.2022

27.10.2022

8 недель

40

II четверть

07.11.2022

30.12.2022

8 недель

40

III четверть

09.01.2023

23.03.2022

10 недель

50

IV четверть

03.04.2023

30.05.2023

8 недель

40

34

170

Итого в учебном году

Продолжительность каникул:
- осенние - 28.10.2022 года -06.11.2022 года (10 дней);
- зимние - 31.12.2022 года - 08.01.2023 (10 дней);
- весенние - 24.03.2023 года -02.04. 2023 (10 дней)
3.3Содержание курса
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной
грамотности включает следующие характеристики :
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов),
которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать
с математической информацией: применять умственные операции, математические
методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность,
контрпример), использование математического языка для решения учебных задач,
построения математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание
учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных
задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют
применения математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп
математических заданий:
 Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в
повседневной жизни.
 Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем,
возникающих в повседневной жизни.



Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и
в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
 Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными
ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
 Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских
представлений
 Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в
окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности —
способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
 Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между
математическими понятиями — работа с математическими объектами.
 Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о
математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
 Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на
овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших
школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных
задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы
математических заданий.
 Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
 Задания, направленные на построение математических суждений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА внеурочной деятельности
Тема раздела

Содержание раздела

Тема №1.
«Числа»

Составление числовых выражений. Действия над
натуральными числами. Как свойства действий
помогают вычислять. Приёмы рациональных
вычислений. Логические и традиционные
головоломки. Числовые ребусы.
Свойства четных и нечетных чисел. Использование
признаков делимости чисел при решении
практических задач. Изображение фигур, не отрывая
карандаша от бумаги и четность.
Задачи со спичками.
Куб. Параллелепипед.
Развертки фигур. Узлы на веревке.
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание.
Оплата без сдачи и размена монет.

Тема №2.
«Четность»
Тема №3.
«Геометрия в
пространстве»
Тема №4.
«Переливание.
Взвешивание»
Тема №5
«Логические
задачи»

Верные и неверные утверждения. Логические задачи.
Задачи- шутки. Математические фокусы и игры.

Кол-во
часов
2

2

2

2

2

Тема №6
«Элементы
комбинаторики»
Тема №7
«Геометрия на
клетчатой
бумаге»
Тема №8
«Олимпиадные
задачи»
Повторение

№
урока

Формулы комбинаторики.
Решение комбинаторных задач.

2

Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание
фигур на равные части.

2

Решение олимпиадных задач различных конкурсов

2

Защита мини-проектов
ИТОГО:

1
17

Календарно-тематическое планирование
Количество
Тема урока
Дата проведения
часов
по плану
по
факту
Числа (2 часа)

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

Действия над
натуральными числами.
Числовые ребусы.
Логические и
традиционные
головоломки.
Четность (2 часа)
Свойства четных и
нечетных чисел.
Использование признаков
делимости чисел
Изображение фигур, не
отрывая карандаша от
бумаги и четность.
Геометрия в
пространстве (2 часа)
Задачи со спичками. Узлы
на веревке.
Куб. Параллелепипед.
Развертки фигур.
Переливание.
Взвешивание (2 часов)

Примечание

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

Итого

17

Задачи на переливание.
Задачи на взвешивание.
Оплата без сдачи и
размена монет.
Логические задачи
(2 часа)
Верные и неверные
утверждения. Логические
задачи. Задачи- шутки.
Математические фокусы
и игры.
Элементы
комбинаторики (2
часа)
Формулы комбинаторики.
Решение комбинаторных
задач.
Геометрия на клетчатой
бумаге (2 часа)
Рисование фигур на
клетчатой бумаге
Разрезание фигур на
равные части.
Олимпиадные задачи (2
часов)
Решение олимпиадных
задач различных
конкурсов
Решение олимпиадных
задач различных
конкурсов
Повторение (1 час)
Подготовка минипроектов. Защита
проектов

3.5Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная,
групповая, работа над проектом.
1.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи
руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок,
составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им
работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по
проверенной работе.
3.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает
навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать
отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются
соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы,
выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников применять полученные знания.
3.6 Оценочные материалы
Оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– текущий контроль;
– итоговая диагностика.
Формой итогового контроля усвоения изученного материалы программой предусмотрено
диагностическое занятие. (Приложение 1)
3.7 Методические материалы
 И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
 Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
 Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 6 класс».
 Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
 Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
 Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».

Приложение (диагностические материалы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».