РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни: читательская грамотность» для обучающихся 5 классов г. Полевской 2023 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни: читательская грамотность» адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цель программы формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Задачи развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности; вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления базовых знаний по теории текста; – использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; – использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; – использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; – использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Формы и режим занятий Программа курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля. Формы проведения занятий – беседа, наблюдение и исследование, мониторинг, библиотечные занятия. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы. На усвоение данного курса в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю. Результативность освоения программы Задания для выполнения, предлагаемые в процессе деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти). Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: учащиеся научатся осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности; использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов. Метапредметные результаты: учащиеся овладеют элементарными навыками работы с книгой; умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический); элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений: определять главную тему, общую цель или назначение текста; предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт; находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.; выделять термины, обозначающие основные понятия текста. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений: понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах); интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; прогнозировать содержание текста; находить скрытую информацию в тексте; использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова. Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений: составлять план к тексту и структурировать текст, используя план; делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте; преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.). Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире; оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте; использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов; оценивать не только содержание текста, но и его форму. Предметные результаты: Учащиесяполучат возможность использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования; обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях. Учебно-тематический план. № п/п Наименование блоков, тем 1. Умеем ли мы читать? (Виды 1 чтения) 2. Как выбрать книгу? (Виды 1 чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок С чего начинается текст? (Роль 1 заглавия) 3. разделов, Всего часов Характеристика деятельности учащихся Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль 1 заглавия и эпиграфа) 5. Наши друзья и помощники 1 (Словари и справочники) Учимся читать учебный текст 1 (Элементы учебного текста) Знакомство с словарями Главное и неглавное в тексте 1 (Виды информации в учебном тексте) Учимся читать учебный текст 1 (Маркировка информации) Как читать несплошной текст? 1 Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения Поиск информации и понимание прочитанного Поиск и обработка информации в несплошных текстах Поиск и нахождение информации в несплошных текстах Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи. Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебнонаучного стиля речи. Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Создание памятки 6. 7. 8. 9. 10. 11. Шифровка и дешифровка 1 текста. Как построен текст? (Строение 1 текстов разных типов речи) 12. «Сцепления» в тексте 1 (Смысловые связи в тексте) 13. Погружение в текст. 14. Диалог с текстом (Выделение 1 главной мысли) 15. Учимся читать «между строк» 1 (Скрытая информация в тексте) 16. Когда текст прочитан (Оценка 1 информации) 17. Чему я научился (Подведение 1 итогов, оформление портфолио) 17 Итого: 1 Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: Содержание программы Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание портфолиоотчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования). Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее). Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки). Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию. Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?): • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана; • прочитайте аннотацию; • обратите внимание на условные обозначения; • выделите заголовки и рубрики; • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса; • просмотрите первую и последнюю страницы. • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу? Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию. Вопросы и задания: • прочитайте, кто автор текста; • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте; • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь; • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа? • найдите в тексте … (конкретную информацию) Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …) Тема 3. С чего начинается текст? (Роль заглавия) Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений. Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия». Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др. Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету). Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным? Тема 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений. Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»: • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли; • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения; • подбор заглавий, – характеризующих тему; – характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения; – указывающих на событие, время, действующее лицо; – заглавий-загадок, необычных заглавий и др.; – выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста; – анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. «Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку). В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания: • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела? • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании? • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме? • Что вам уже известно по этой теме? • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового? Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа. Тема 5. Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения. Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс) Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.) Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи. Тема 6. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак. Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины); • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля); • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор); • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы). Игры: «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам). «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными). «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета). «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио. Тема 7. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Практикум «Учимся читать учебный текст»: • • Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную); • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов). Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки Тема 8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы). Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания: • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; • определите границы известной/неизвестной информации; • выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца; • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио. Тема 9. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах) Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. Турнир догадливых: «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению информации. Тема 10. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам). При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания: • определите вид текста; • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст; • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.); • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.); • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий); • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией; • определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности; • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста; • найдите неявную информацию. Дополнительные вопросы • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)? • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения? • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)? • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении? • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание? Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио. Тема 11. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы: Исследовательская задача: 1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба); 2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте. 3. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»). Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений. При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания: • Каким типом речи является данный текст? Докажите. • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией? • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи? • Какова роль первого и последнего предложений в тексте? • Объясните деление текста на абзацы? • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте? • Определите средства связи между … и …предложениями. • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор? Тема 12. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п. Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения. Интеллектуальные игры: «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого). «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения). «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями. «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения. Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д. Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах». Тема 13. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства. Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте). Дополнительные задания к практикуму: • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений). • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица). • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?» Тема 14. Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста. Тема 15. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц. Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания). Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения. Замена/расширение информации своими аргументами/примерами. Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио. Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа. Предполагаемые результаты реализации программы Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ: 1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти; 2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль; 3) практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и маркировки информации, отражающей строение текста-рассуждения; 4) диалог с текстом и выделение главной мысли; 5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы, схемы и т.п.; 6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом. Формы и виды контроля. Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы». В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне: • определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему); • определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею); • определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст); • извлекать информации); необходимую информацию из текста (обнаружение фактической • находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста); • устанавливать причинно-следственные связи; на повышенном уровне: • синтезировать информацию (составление последовательности, составление плана и т.п.); целого из частей, восстановление • понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности); • анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице); • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа; • строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа). Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход может быть таким: Указания к оцениванию связного письменного ответа Баллы Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного 3 высказывания с опорой на текст Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного 2 высказывания без опоры на текст Подтверждение личного мнения дано отдельными словами 1 Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого 0 отношения к содержанию текста или ответ отсутствует 2 Максимальный балл Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS). Уровни читательской компетентности 5 уровень Нахождение информации Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. 4 уровень Нахождение информации айти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. 3 уровень Нахождение информации Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. 2 уровень Нахождение информации Интерпретация текста Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. Рефлексия и оценка Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. Интерпретация текста Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. Рефлексия и оценка Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. Интерпретация текста Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. Рефлексия и оценка Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. Интерпретация текста Рефлексия и оценка Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. 1 уровень Нахождение информации Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. Интерпретация текста Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. Рефлексия и оценка Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Список литературы для педагога 1. Федеральный государственный образовательный образования. — М.: Просвещение, 2011. стандарт основного общего 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. 4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. 7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013. 8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. 9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014. Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Википедия https://ru.wikipedia.org Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru