Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учимся для жизни читательская грамотность 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни: читательская
грамотность»
для обучающихся 5 классов

г. Полевской 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся для жизни: читательская
грамотность» адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование
навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как
запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать
её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную
грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем
сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том
числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки
самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в
течение всех лет обучения.
Цель программы
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной
программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.





Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;



учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации
и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической
направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы
даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только
обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует
учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть
разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии,
технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии
проблемного и развивающего обучения. Важно, чтобы методы и приёмы организации
деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной
активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков
самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, наблюдение и исследование, мониторинг,
библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные
(групповые, в парах) формы.
На усвоение данного курса в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе деятельности, характеризуются не
оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся
являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых
результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения
учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы».
Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях,
проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в
конце каждой четверти).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
 осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения
личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы
личности;
 использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных
текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
 элементарными навыками работы с книгой;
 умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
 элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую
очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский
и жизненный опыт;
 находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
 находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
 выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
 понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
 объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
 сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);
 интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические
связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной
мысли текста;
 задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
 прогнозировать содержание текста;
 находить скрытую информацию в тексте;
 использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
 составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
 делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
 откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
 использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-тематический план.
№
п/п

Наименование
блоков, тем

1.

Умеем ли мы читать? (Виды 1
чтения)

2.

Как выбрать книгу? (Виды 1
чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок
С чего начинается текст? (Роль 1
заглавия)

3.

разделов, Всего
часов

Характеристика деятельности учащихся

Знакомство с технологией сбора и анализа
информации о результатах работы для
портфолио
Извлечение нужной информации из
текста; составление памятки, работа в
группах
Прогнозирование содержания текста по
заглавию, составление плана текста,

сопоставление прогноза с содержанием
текста
Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.

4.

Зачем нужен эпиграф? (Роль 1
заглавия и эпиграфа)

5.

Наши друзья и помощники 1
(Словари и справочники)
Учимся читать учебный текст 1
(Элементы учебного текста)

Знакомство с словарями

Главное и неглавное в тексте 1
(Виды информации в учебном
тексте)
Учимся читать учебный текст 1
(Маркировка информации)
Как читать несплошной текст? 1

Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового (сканирующего) чтения
Поиск
информации
и
понимание
прочитанного
Поиск и обработка информации в
несплошных текстах
Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по теории
типов речи
Развитие
интеллектуальных
умений
выявлять и определять причинноследственные
связи,
устанавливать
аналогии и сравнения
Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или публицистического
стиля речи. Выделение тезиса и
аргументов/ примеров в тексте учебнонаучного стиля речи.
Составление
вопросов
в
группах,
взаимообмен вопросами между группами
и ответы на те из них, которые не были
учтены группой
Осмысление информации, осуществляя
мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной,
явной и скрытой информации
Создание вторичного текста на базе
другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования
коммуникативных умений.
Создание памятки

6.

7.

8.
9.
10.
11.

Шифровка
и
дешифровка 1
текста.
Как построен текст? (Строение 1
текстов разных типов речи)

12.

«Сцепления»
в
тексте 1
(Смысловые связи в тексте)

13.

Погружение в текст.

14.

Диалог с текстом (Выделение 1
главной мысли)

15.

Учимся читать «между строк» 1
(Скрытая информация в тексте)

16.

Когда текст прочитан (Оценка 1
информации)

17.

Чему я научился (Подведение 1
итогов,
оформление
портфолио)
17
Итого:

1

Решение
задач,
выявляющих
и
формирующих практические умения
совершать интеллектуальные действия:

Содержание программы
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата (создание портфолиоотчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа
информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио
(результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель
чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому
что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься,
получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации видах чтения, которыми пользуется
человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное,
сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия
решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией,
прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с
книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового
чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью
обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод,
например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
• прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
• прочитайте аннотацию;
• обратите внимание на условные обозначения;
• выделите заголовки и рубрики;
• представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
• просмотрите первую и последнюю страницы.
• Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать)
именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в
работе с отдельным текстом) с целью более подробно уяснить какую-то определенную
информацию.
Вопросы и задания:
• прочитайте, кто автор текста;
• прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о
чём говорится в абзаце, в тексте;
• бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
• поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме?
Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
• найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых
группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы
познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения:
…)
Тема 3. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать
содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт.
Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок –
это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к
жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени»,
М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора
Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к
героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго,
«Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с
еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана
текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть
предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Тема 4. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и
эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста,
прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.
Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании
умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
• подбор заглавий,
– характеризующих тему;
– характеризующих главную мысль, с формулировкой в форме вопроса, утверждения;
– указывающих на событие, время, действующее лицо;
– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и
побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором
будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период
(УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
• Что вам уже известно по этой теме?
• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Тема 5. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием
сетевых
образовательных
ресурсов
(http://www.slovari.ru

,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и
современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная
в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в
себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя
и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская
энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические
словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари,
включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница,
хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка
отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические,
иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений;
жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь
литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум (работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения
словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и
анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Тема 6. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие
как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или
словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки
как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение
термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный
признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
• подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак
математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
• ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело –
планета – Земля);
• выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов
сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые
явления, шкала, температура, прибор);
• подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
 «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
 «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и
заканчивая существенными).
 «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова
и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает
признак предмета).
 «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 7. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение
осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:

•
•

Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации
(пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую
информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить
главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
• упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и
обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания,
памяти, догадки
Тема 8. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для
выделения
информации
(подчёркивание/выделение
маркером
слов,
терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация;
может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал
иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение
текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
• выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
• определите границы известной/неизвестной информации;
• выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
• найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную
информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 9. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных
текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется
невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы
(кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения,
местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов,
рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с
несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
 «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и
анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала
реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с
несплошными текстами по извлечению информации.
Тема 10. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала
учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и
задания:
• определите вид текста;
• выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
• определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
• выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

•

обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех
незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
• определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
• определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
• проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
• сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
• найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
• Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на
основе рисунка, графика)?
• Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
• Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
• Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
• Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение,
оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при
определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы).
Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами
связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде
всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление
последовательности предложений в тексте.
3. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки
зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
• Каким типом речи является данный текст? Докажите.
• Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
• Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
• Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
• Объясните деление текста на абзацы?
• Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
• Определите средства связи между … и …предложениями.
• Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 12. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект
игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинноследственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.

Интеллектуальные игры:
 «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в
пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с
элементами того и другого).
 «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях
(цитаты, крылатые выражения).
 «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень –
из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми
отношениями.
 «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или
концу, соединение предложений в смысловое единство.
 «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение
и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи,
смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 13. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в
раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
• Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
• Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
• Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 14. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять
в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них
в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены
группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли
текста.
Тема 15. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения,
умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а
также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»:
анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными
усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения
фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат
действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Тема 16. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и
пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение)
как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать

композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами
рассуждения (по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту,
сжатое, выборочное, с элементами сочинения (по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного
характера с элементами рассуждения. Замена/расширение информации своими
аргументами/примерами.
Тема 17. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся
и оценивание их деятельности учителем.
Создание
Памятки
«название
подбирают
учащиеся»
(Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и
практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания.
Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций,
помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.

Предполагаемые результаты реализации программы
Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе
выполнения следующих работ:
1) упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти;
2) диагностика умений работать с информацией и выделять главную мысль;
3) практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста с целью выявления и
маркировки информации, отражающей строение текста-рассуждения;
4) диалог с текстом и выделение главной мысли;
5) обработка и перекодирование информации в форму несплошного текста таблицы,
схемы и т.п.;
6) тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и
текстом.

Формы и виды контроля.
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами
предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной
или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст
(сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск
и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть
дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с
количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного
свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические
материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна
базовом уровне:
•
определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы
текста, подбор заголовка, отражающего тему);

•
определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста,
подбор заголовка, отражающего идею);
•
определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности
текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
•
извлекать
информации);

необходимую

информацию

из

текста

(обнаружение

фактической

•

находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);

•

устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:
•
синтезировать информацию (составление
последовательности, составление плана и т.п.);

целого

из

частей,

восстановление

•
понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения
встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой
выразительности);
•
анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать
знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой
форме, например, в таблице);
•
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
•
строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение
на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме
связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера
используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то
оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В
общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного 3
высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного 2
высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого 0
отношения к содержанию текста или ответ отсутствует
2
Максимальный балл
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской
компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные
для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).

Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, часть
которой может быть задана вне
основного текста. Сделать
вывод о том, какая информация
в тексте необходима для
выполнения задания. Работать с
правдоподобной
и/
или
достаточно
объёмной
информацией.
4 уровень
Нахождение информации
айти и установить возможную
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая
часть которой может отвечать
множественным критериям в
тексте
с
неизвестным
контекстом
или
формой.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.
3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях
распознать
связи
между
отрывками
информации,
каждый из которых, возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
известной, но противоречивой
информацией.

2 уровень
Нахождение информации

Интерпретация текста
Истолковать
значения
нюансов языка или показать
полное понимание текста и
всех его деталей.

Рефлексия и оценка
Критически оценить текст
или выдвинуть гипотезы о
нём на основе специальных
знаний.
Работать
с
понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании
длинных или сложных
текстов.

Интерпретация текста
Использовать
глубокие
идеи, заложенные в тексте
для
понимания
и
применения категорий в
незнакомом
контексте;
истолковывать
разделы
текста, беря в расчет
понимание текста в целом.
Работать с идеями, которые
противоречат ожиданиям и
сформулированы
в
негативном контексте.

Рефлексия и оценка
Использовать
академические
и
общественные знания для
выдвижения гипотез или
критической оценки текста.
Демонстрировать точное
понимание длинных и
сложных текстов.

Интерпретация текста
Объединить несколько частей
текста для того, чтобы
определить главную мысль,
объяснять
связи
и
истолковывать значения слов
и смысл фраз. Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать
части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев.
Работать
с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Делать
сравнения
или
устанавливать связи, давать
объяснения или оценивать
особенности
текста.
Демонстрировать
точное
понимание текста в связи с
известными,
повседневными знаниями
или основывать выводы на
менее известных знаниях.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более отрывков
информации,
каждый
из
которых, возможно, отвечает
множественным
критериям.
Работать с противоречивой
информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте
информации
по
простому критерию.

Определить главную мысль,
понимать
связи,
формировать и применять
простые категории или
истолковывать значения в
пределах
ограниченной
части
текста,
когда
информация малоизвестна и
требуется сделать простые
выводы.

Делать сравнения или
устанавливать связи между
текстом
и
внешними
знаниями или объяснять
особенности
текста,
основываясь
на
собственном
опыте
и
отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему или
авторские намерения в тексте на
известную
тему,
когда
требуемая информация в тексте
общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать
простые
связи между информацией
в тексте и общими,
повседневными знаниями.

Список литературы для педагога
1. Федеральный государственный образовательный
образования. — М.: Просвещение, 2011.

стандарт

основного

общего

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.:
Просвещение, 2011.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение,
1991.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 2011.
7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика:
учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Википедия https://ru.wikipedia.org
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».