Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я познаю мир проектая деятельность 8-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 18"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я познаю мир (проектная деятельность)»

г. Полевской, 2023

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности рассчитан на обучающихся уровня основного общего
образования (8-9 классы), общее количество часов – 34.
Курс внеурочной деятельности «Я познаю мир» является интегрированным по всем
группам метапредметных умений: организационных, поисково - информационных,
интеллектуальных, коммуникативных.
Курс «Я познаю мир» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы
над проектами способов деятельности обучающимися уровня основного общего
образования и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных
проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в
образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых
компетентностей обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень
широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать
у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих
образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный
процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою
личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в
изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям
собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Проектная
деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка
через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии
планирования,
анализа,
синтеза,
активной
деятельности.
Основная
цель
курса
–
способствовать
становлению
индивидуальной
образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс
учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с
содержанием учебных предметов, как на занятиях, так и во внеурочной среде. Развитие
личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей
(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных
ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
 Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
 Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
 Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
 Развитие способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
 Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
 Воспитание целеустремленности и настойчивости;
 Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
 Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
 Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения.
 Формирование умения решать творческие задачи.
 Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
Приоритетной формой и методом работы с обучающимися является метод проектов,
который
позволяет
решить
ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающ
ихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает
в
себя
совокупность
исследовательских,
поисковых,
проблемных и творческих методов.

ФСОС ООО устанавливает требования к
личностным, метапредметным, предметным.

результатам освоения курса:

1. Личностные результаты
Первый год обучения (8 класс):
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
 Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой
учебно-познавательной
мотивации
учения; устойчивого
учебно-познавательного
интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности; осознанных
устойчивых
эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни.
1.5. Второй год обучения (9 класс):
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
 Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса
к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин
успешности/неуспешности
внеучебной
деятельности; осознанных
устойчивых
эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни.
2. Метапредметные результаты
Для первого года обучения (8 класс):
Регулятивные
Восьмиклассник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной
литературы и
в
открытом
информационно
м
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
 ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
 связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;

 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Для второго года обучения (9 класс):
Регулятивные
Учащийся научится:
 постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
 создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач; составлять под руководством учителя
план действий для решения учебных задач;
 выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Учащийся получит возможность научиться:
 принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать
и оценивать предложения других учеников по её решению;
 оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить
необходимые исправления;
 контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
 умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме
 принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
 выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов
 понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
 выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
 осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
 применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
 понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии
с предложенным алгоритмом;
 устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и
мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи
(точность и краткость).
Учащийся получит возможность научится:

 осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, изготовления объектов;
 анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме;
 обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Коммуникативные
Учащийся научится:
 определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
 оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
 принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
 вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные
для партнёра по обсуждаемому вопросу;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
 Учащийся получит возможность научиться:
 самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение,
аргументированно его обосновывать;
 контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
3 Предметные результаты освоения курса
К концу обучения в 8 классе ученик научится:










выделять главную, существенную информацию;
применять алгоритм доказательства;
накапливать источники информации;
обрабатывать информацию;
составлять отчёт по результатам работы в виде конспекта;
различать типы проектов и их отличительные особенности;
выделять особенности социального и исследовательских проектов;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
выступать с презентацией проекта.

К концу обучения в 9 классе ученик научится:
 использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для: решения
несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной
литературы, калькулятора, компьютера; устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки
результата вычислений с использованием различных приемов;
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования,
отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
 использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство,
доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и
дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
 использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
 описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам,
реконструировать их основания;

 видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении научного знания.

Содержание курса
Модульная структура и практическая направленность курса внеурочной
деятельности «Я познаю мир» обуславливают успешное применение метода проектов в
системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов
деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей
(информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Модуль понимается как
логически завершённая единица содержания образования.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе
конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку
основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль
достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении
заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой
работы. Содержание курса условно делится на два этапа: 5-7 класс (освоение проектной
деятельности), 8-9 класс (создание индивидуального проекта, подлежащего защите по
итогам завершения уровня основного общего образования).
8 класс
Модуль «Проектная деятельность» (17 часов)
Закрепляются навыки создания проекта, готового продукта проектной деятельности.
осуществляется выбор темы проекта, который будет представлен по итогам обучения на
уровне основного общего образования. Применение алгоритма доказательства. Введение
алгоритма поиска информации на различных носителях. Доказательство тезисов по
избранной теме. Сбор информации по теме, накопление источников информации,
обработка информации.
9 класс
Модуль «Индивидуальный учебный проект» (17 часов)
Этапы подготовки практикоориентированного проекта, особенности их проведения.
Составление отчёта о проделанной работе, представление проекта. Что такое
исследовательский проект, сущность, этапы, структура проведения, основные методы
исследования, формы представления результатов, оформление проекта. Презентация
проекта.
Модуль направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ
ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов разрешения
проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы
деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для
формирования ключевой компетентности учащегося по разрешению проблем. Все
операций учащиеся осваивают на материале проекта, подлежащего защите, все операции
осваиваются в рамках работы над социальным проектом под руководством учителяконсультанта.
Тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3
4

Название раздела (блока)

Кол-во
Из них кол-во часов, отведенных
часов на на практическую часть и контроль
изучение лабор. практ. сочинен. контр.
раздела
раб.
раб.
раб.
(блока)
5
5
Введение
5
5
Планирование деятельности
4
4
Ценностные ориентиры в жизненном

самоопределении
Научная организация труда (НОТ)
юного исследователя в освоении

6

6

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

информационно-образовательной
среды
Мои первые исследования
Азбука учебного исследования
Выбор темы исследования
Поиск
и
способы
первичной
обработки информации
Методы учебного исследования
Разработка учебного исследования
Теоретическое
обоснование
результатов исследования
Презентация
результатов
исследования
Организация КТД по постановке
эксперимента, исследования
Оформление
результатов
исследования. Подготовка защиты
Нравственная культура исследования
Обучение рефлексивной деятельности
Публичное выступление
ИТОГО

4
4
5
8

4
4
5
8

6
6
8

6
6
8

4

4

6

6

10

10

2
2
4
89

2
2
85

4
4

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Коли
чест
во
часо
в

1
2

1,5
1

3

1

4

1

5
6-7

1
2

8-9

2

1011

2

1213

2

Тема урока

Дата
проведени
я
по
по
пла фак
ну
ту

8 класс
Модуль «Проектная деятельность» (17 часа)
Введение. Знакомство с метатемой проекта.
Определение темы проекта. Структурирование
основных параметров исследования: цель, задачи,
гипотеза.
Обоснование
темы
проекта
(проблема,
благополучатели, готовый продукт).
План работы над проектом. Определение
руководителя проекта, подготовка к презентации
темы проекта.
Защита темы проекта.
Алгоритм поиска и сбора информации по теме
проекта. Индивидуальная консультация.
Работа над содержанием проекта. Выделения
главной/существенной информации по теме
проекта. Индивидуальная консультация.
Сбор информации по теме,
накопление
источников информации, обработка информации.
Индивидуальная консультация.
Сбор доказательств, тезисов по избранной теме
проекта.
Индивидуальная консультация.

Примеча
ние

1415

2

16

1

17

1

1

1

2-4

3

5-6

2

7-10

4

11

1

1213
14

2

15

1

16

1

17

1

1

Практическая часть проектной
работы.
Сбор материалов (лабораторных исследование,
социологических анкет и т.д.)
Практическая
часть
проектной
работы
(диаграммы, сравнительные таблицы, схемы,
чертежи).
Презентация
результатов
работы
над
индивидуальным
проектом.
Рефлексия
проектной деятельности и её результатов.
Планирование работы над проектом на
следующий учебный год.
9 класс
Модуль «Индивидуальный учебный проект» (17 часов)
Введение. Оценка качества проведенной работы
над индивидуальным проектом в 8 классе.
Планирование дальнейшей работы.
Метод сбора данных. Обобщение полученной
информации.
Анализ и планирование ресурсов. Реализация
проекта, поиск ресурсов.
Основы информационных технологий: работа с
операционной
системой WINDOWS, MS WORD, MS EXCEL, P
OWER POINT
SWOT – анализ сильных и слабых сторон
проектного продукта.
Подготовка практической части проекта (мастеркласс, выставка, социальная акция и т.д.)
Аргументация. Основы риторики и публичного
выступления.
Подготовка презентации в программе MS Power
Point
Предварительная
экспертиза
проекта.
Рецензирование. Самооценка.
Защита индивидуального учебного (итогового)
проекта).
Приложение 1

Индивидуальный итоговый проект
Цели и задачи итогового проекта.
Проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности
учащихся 5-9 классов, обучающихся по федеральному государственному стандарту
основного общего образования. Индивидуальный итоговой проект представляет собой
учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Индивидуальный итоговый проект (далее по тексту - ИИП) является основным
объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения междисциплинарных учебных программ. Обучающиеся вправе самостоятельно
выбрать тему и руководителя ИИП.
Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагогорганизатор, педагог дополнительного образования, преподаватель ВУЗа.

Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
Индивидуальный итоговый проект (ИИП) является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ.
Целями выполнения ИИП являются:
 Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
 Выявить у обучающихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
 Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально
значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
 Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
 Определить уровень сформированности у обучающегося способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Задачами выполнения ИИП являются:

Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить
цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на
протяжении всей работы).

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь
выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление.

Формирование и развитие навыков публичного выступления.

Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 5-9
класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его невыполнение равноценно
получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение
одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект. На уровне 58 класса проекты, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми,
дуальными или индивидуальными. На уровне 9 класса проекты, выполняемые
обучающимися, должны быть только индивидуальными.
Требования к содержанию и направленности проекта
Проекты, создаваемые в ОУ, должны быть посвящены одной из актуальных проблем
научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового
сообщества.
Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым
быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность
продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:

Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору
обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не навязывать
скучную для обучающегося тему. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован
интересом к ней и ученика, и педагога.

Тема не только должна определять интерес автора к той или иной проблеме
на данный, текущий момент, но и вписываться в общую перспективу профессионального
развития обучающегося; т.е. иметь непосредственное отношение к предварительно
выбранной или будущей специальности.

Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности
обучающегося к выполнению самостоятельного задания.

Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что
по выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.


Важна значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами
времени, возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей
действительности).

Формулировка
темы
должна
ориентировать
обучающегося
на
самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу.

Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом,
предметом исследования, хронологические рамки изучаемого периода, круг
рассматриваемых проблем.
 Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов
содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о ее
расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
 Руководителями межпредметных проектов могут быть несколько педагогов.
 Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение.
 Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь
возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности, в
учебной деятельности.
Проектная работа, выполненная в школе и представляемая на школьную научнопрактическую конференцию, должна быть представлена в печатном и электронном виде
(презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.)
Содержание проектной работы:
 Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования.
 Определение цели и задач исследования.
 Различного вида справочный аппарат.
 Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации
(обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования).
 Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-,
видео-, музыкальных и электронных материалов.
 Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для
более четкой передачи собранной информации.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
 выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной
из описанных выше форм;
 подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом
не более 8-10 листов): исходного замысла, цели и назначения проекта; краткого
описания хода выполнения проекта и полученных результатов; списка
использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную
записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений,
для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
краткий отзыв руководителя (рецензию), отражающий краткую характеристику
работы обучающегося в ходе выполнения проекта.
Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о
проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы,
фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч.
Обязательные структурные части письменного отчета - введение и заключение.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и
задачи, адекватные предмету изучения методы исследования.
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о
точности рабочей гипотезы.

Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре
обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые
технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик,
стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие структурные
компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов
решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих
ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в
календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов
команды, точки промежуточного мониторинга.
Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным
результатом.
Перед сдачей в экспертную группу носитель с проектной работой должен быть
тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы
запуска, темпа движения, силы и чистоты звука.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите индивидуального итогового проекта
Защита осуществляется на школьной конференции (в специально отведенное время),
что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и
продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами
проектной деятельности. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы
проектной
деятельности,
полученные
результаты.
Презентация
как
представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся
коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому - максимально
выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности
коммуникативного пространства и аудитории. Независимо от типа проекта его защита
происходит публично: после заслушивания доклада (5-7 минут) слушатели и жюри
(экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента
свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по
времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог
продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы,
подтверждающие его реализацию. Компьютерная презентация является частью оценивания
проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование
должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской
деятельности
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата —
продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного
использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются
отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование
процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть
точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика
построения исследовательской деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Возможные типы работ и формы их представления
Социальный
Мультимедийный продукт, бизнес-план, веб-сайт, серия
иллюстраций, выставка, учебное пособие, стендовый

Исследовательский

Игровой или ролевой

доклад, оформление кабинета, видеофильм, действующая
фирма, журнал, карта, статья, справочник, путеводитель,
публикация, газета, коллекция, компьютерная анимация.
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Привлечение интереса публики к проблеме проекта
(экология, биология, проблемы). Отчёты о проведённых
исследованиях, пакет рекомендаций, атлас, чертеж.
Наличие экспериментов, опытов, вычислений
обязательно.
Сказка, игра, система школьного самоуправления,
костюм, макет, модель, музыкальное произведение,
экскурсия, праздник, сценарий, мастер-класс.

Особенности оценки индивидуальной проектной работы









При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, рецензии,
презентации) по каждому из четырех критериев:
способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом
включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.

Приложение 2

Памятка для учащихся.
Стадии работы над проектом . Пять «П»
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт —
Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и
анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для
презентации, список литературы в алфавитном порядке и т.д.

1.
2.
3.
4.
5.

Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования.
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

6.
7.
8.

Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Оформление проектной папки.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта
 планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это
могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе
проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание
каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы
в целом, форма выхода очередного этапа;
 промежуточные отчеты группы;
 вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;
 результаты исследований и анализа;
 записи всех идей, гипотез и решений;
 отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;
 краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и
способов их решения;
 эскизы, чертежи, наброски продукта;
 материалы к презентации (сценарий);
 другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки
принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности
краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта
оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
 организовать работу каждого участника проектной группы
 создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
 объективно оценить ход работы над завершенным проектом
 судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
 сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по
теме, проектов
Паспорт проектной работы (пример, возможны дополнения)
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта
2. Руководитель проекта.
3. Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5. Тип проекта
6. Заказчик проекта.
7. Проблема
8. Цель проекта (задачи)
9. Необходимое оборудование.
10. Аннотация
11. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12. Этапы работы над проектом
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его
процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в
реферат.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить
содержательное единство тем.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей
учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс
обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Рецензия
на индивидуальный проект ученика _______ класса
МБОУ ПГО СОШ № 18
________________________________________________________
Ф.И.О обучающегося

Тема проекта:
__________________________________________________________________

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Крите
рии

Индикаторы
При выполнении проектной работы обучающийся продемонстрировал
способность:
- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих
возможностей;
Обучающимся сформулированы задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
Автор проекта в своей работе:
- обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения
поставленных задач;
- составляет план выполнения проекта;
В ходе работы над проектом возникали моменты необходимости корректировки
плана на основе анализа изменений ситуации;
Обучающийся постоянно сверял свои действия с целью и при необходимости
самостоятельно исправлял ошибки
В сотрудничестве с руководителем при работе над индивидуальным проектом:
- определял критерии оценки результатов своей проектной деятельности
- контролировал временные критерии процесса выполнения задания и качество
его выполнения;
- оценивал продукт своей деятельности по разработанным критериям в
соответствии с целью деятельности;
- стремился обосновывть достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- научился выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на
выполнение задания;
- продемонстрировал способность соотносить реальные и планируемые
результаты проектной деятельности и делать выводы
ИТОГО
Работая над содержанием теоретической и практической частями проекта,
автор продемонстрировал умения:
- находить в тексте требуемую информацию;
- обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и
символизация, визуализации);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать выводы своими аргументами или полученными данными;
Обучающийся самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в
проверке, определяет способ проверки достоверности информации;
В работе применены действия по:
- преобразованию известного с получением нового результата, нового взгляда на
известное;
- установлению новых связей и отношений;

Оценка
руководи
теля

Коммуникативные УУД

- выдвижению и проверке новой идеи;
Автор интерпретирует и оценивает (результаты, суждения);
- переносит знания и способы действий на новые объекты, новые области знания
- определяет необходимые ключевые слова и запросы при подборе информации
через информационные системы;
- формирует множественную выборку из поисковых источников для
объективности результатов поиска
ИТОГО
В ходе обсуждения: плана действий, проведения исследований и работы с
источниками информации с руководителем проекта обучающийся:
- корректно и аргументировано отстаивал свою точку зрения, выдвигал
контраргументы, перефразировал свою мысль;
- продемонстрировал критическое отношение к собственному мнению,
признание ошибочности своего мнения и способность корректировать его;
- подбирал речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- осуществлял поиск и использование информационных ресурсов, необходимых
для эффективного решения поставленных задач при помощи ИКТ;
- использовал компьютерные технологии для набора и оформления текста;
- так же использовал компьютерные технологии для создания презентации,
видео роликов, аудио файлов и т.д.
ИТОГО

ФИО руководителя: _________________/ _______________________
Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в
достаточной мере, «1» - показатель представлен частично, «0» - показатель не представлен.
Максимальное количество баллов (60 баллов):
Регулятивные УУД – 24 балла
Познавательные УУД – 24 балла
Коммуникативные УУД – 12 баллов

Ф.И.О учащегося

максимальная сумма баллов 120,
«3» — 70-80 баллов,
«4» — 81-90,

Эксперты: _______________/ _____________________
___________________/ ________________________

_____________________/ ________________________
___________________/ _________________________

«5» — 91-100

дата ______

Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «1» - показатель
представлен частично, «0» - показатель не представлен.
*Максимальное количество баллов за защиту проекта (30 баллов):
Регулятивные УУД – 8 баллов
Познавательные УУД – 8 баллов
Коммуникативные УУД – 14 баллов

Итоговая оценка

Итоговый балл

Результирующий балл защиты
(max 30)

Качество предоставленных
наглядных средств (презентации,
видео, продукт)

Использование вербальных
средств для выделения
смысловых блоков своего
выступления

Высказывание обоснованного
мнения

Умение вести дискуссию;

Соблюдение регламента
монолога;

Познавательные УУД
Соблюдение норм публичной
речи

Представление в устной форме
развёрнутого плана своей
деятельности

Ориентирование в содержании
проекта;

Построение рассуждений на
основе анализа, сравнения,
обобщения и т.д.
Формулирование выводов.

Умение устанавливать
причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

Логичность изложения
информации;

Критическая оценка своей
деятельности

Саморегуляция эмоционального
состояния во время защиты

Обоснование выбранных
способов решения
поставленных задач;

шагов;

Обоснование
целевых
ориентиров
с
указанием
логической последовательности

Балл рецензии индивидуального
проекта (max 90)

класс

Протокол защиты индивидуального проекта обучающихся ____ класса
Коммуникативные УУД


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».