Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я среди других 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Я среди других»
для учащихся 5,6, 9 классов

Полевской,2023 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я среди других» направлена
на обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения
основной образовательной программы ООО за счет осознания самого себя, своих
интересов, способностей, формирования личностных и мета предметных
универсальных учебных действий.
Данная программа предназначена для организации внеурочной
деятельности обучающихся с 5 по 9 класс.
Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных
внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и возможность
организовывать занятия крупными блоками — (психологические игры,
психологический клуб, встречи с психологами, участие в научно-практических
конференциях, фестивалях проектов, психологических олимпиадах и
чемпионатах). Каждый из модулей направлен на решение определенных
психологических задач, актуальных для данного возраста, и несет в себе духовнонравственный аспект.
Форма занятий: групповая
Методы и приемы:
Ролевые и деловые игры
Дискуссии, беседы
Проигрывания ситуаций
Диалог
Отработка навыков и умений
Игровые упражнения
Техники активного слушания
Метафорические истории и притчи
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «304» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число 34 часов, отведённых на изучение в год в каждом классе, по 1 ч. в
неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»:
Программа способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные включают в себя: готовность к жизненному и личностному
самоопределению, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в
социальных ролях и межличностных отношениях, готовность и способность
обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Регулятивные: способность реагировать на самого себя, контролировать
свои реакции по средствам
волевой
регуляции, умение
размышлять,
заниматься
самонаблюдением;
самоанализом, осмыслением, оценивать условия и результаты собственной

деятельности.
Познавательные: общеучебные, логические действия постановки и решения
проблем.
Коммуникативные: социальная компетентность и учет позиции других
людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, умение строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Так, как общение является ведущей деятельностью данного возраста, то и
формирование универсальных учебных действий должно идти через
коммуникацию в этом возрасте.

Достижение результатов первого уровня (приобретение учащимися
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни) происходит за счет познания обучающимися правил эффективного
общения, понимания особенностей себя и других, обучения эффективным
стратегиям разрешения межличностных конфликтов. Ученик овладевает
элементами волевой саморегуляции, самоконтроля, самооценки. Приобретает
знания для социализации в обществе и этические нормы жизни в обществе.
2.
Формирование второго уровня результатов (формирование
позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и
к социальной реальности в целом) происходит за счет активизации
межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом, через обсуждения
проблем, высказывания собственного мнения, анализ положительных и
отрицательных качеств, с помощью внутригрупповых дискуссий. Формирование
позитивного отношения происходит через эмоциональное переживание, умение
выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами.
3.
Формирование
третьего
уровня
результатов
(приобретение
школьниками опыта социально значимого действия) происходит за счет
приобретения опыта публичного выступления на конференциях; опыта
интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыта общения
с представителями разных классов во время проведения декады психологии,
образовательных событий и конференций; опыта организации совместной
деятельности с другими детьми.
1.

МОДУЛЬ 1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
(5- 6 классы).
Психологические особенности детей 10-12лет
Возраст детей 10-12 лет является переходным от младшего школьного к
младшему подростковому. В этот период происходит коренная перестройка ранее
сложившихся психологических структур,
возникают
новообразования,
закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая
направленность в формировании нравственных представлений и социальных
установок.
Психологически этот возраст связан с постепенным приобретением чувства
взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Именно
в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность
общения.
Возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Существенно
меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает
количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется
не только на общение с одноклассниками, но и на учебу. Стремление к
самостоятельности – еще одно новообразование подросткового возраста.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников
и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом
школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения,
приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие
личностного развития подростка.
Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической
позиции, успешное формирование («прививание») навыков эффективного
сотрудничества со сверстниками (и, как следствие, выстраивание более ровных и
эмоционально благоприятных отношений с ними) послужит мощным
противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано на
значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками
уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным
потребностям и возможностям учащихся. Возрастает роль внеурочной
деятельности, которая создает дополнительные возможности для самореализации
и творческого развития каждого.
Актуальность
модуля
заключена
в
невероятной
важности
коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более подростка.
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в
обществе. От того насколько ребята 11- 13 лет успешно научатся выстраивать
отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность
профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того чтобы выстраивать
отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и
согласии с самим собой.
Цель модуля: развитие коммуникативных способностей, учащихся и
приобретение социальной компетентности.
Задачи:
1.
Формировать умение выделять нравственный аспект поведения и
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
2. Обучить элементам волевой саморегуляции, самоконтроля, самооценки.
3.
Развивать умения организовывать сотрудничество со сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4.
Развивать умения осознанно использовать речевые средства, для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей.
5.
Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем.

Содержание, формы организации и виды деятельности
1.
Развитие коммуникативных умений (5). Формирование представлений о
себе, развитие способности к самопознанию и самоанализу, познанию и принятию
людьми друг друга, передачи информации, взаимодействие, преодолению
барьеров в общении. Совершенствование навыков общения, развитие уверенности
в себе. Знакомство с эмоциями. Развитие умения определять эмоциональное
состояние других людей. Тренировать умение владеть своими эмоциями.
2. Общение и его роль в разных жизненных ситуациях. (5ч).
Формирование представлений о психологических аспектах процесса общения; о
роли общения в жизни человека; развитие навыков общения со сверстниками.
Знакомство обучающихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях
общения; обучение преодолению трудностей, возникающих при общении.
Знакомство с понятием «конфликт». Обучение способам выхода из конфликтной
ситуации. Помощь в осознании необходимости и важности объединения людей в
группы по интересам (компании); дать представление о положительных и
отрицательных компаниях; учить быть верным своей жизненной позиции.
Осознание роли семьи в жизни каждого человека, в его успешности или не
успешности.
Культура поведения (7ч). Формирование у учащихся положительного
отношения к этикету и общепринятым нормам поведения. Знакомство с правилами
приветствия. Обучение приветствиям. Знакомство с правилами ведения беседы,
формирование навыков ведения беседы, отработка навыков ведения беседы по
телефону. Изучение культуры поведения при посещении театра, приеме и
посещении гостей, применение полученных навыков на практике.
3.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Формирование обратной личностной связи. Тренировка умений владеть
своими эмоциями. Создание условий для возникновения обратной связи
более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует
потребностям участников тренинга. Установление позитивной обратной связи
как средства стабилизации и повышения самооценки участников занятий,
актуализация их личностных ресурсов, а также создание позитивного
эмоционального фона в группе.
2.Разрешение и профилактика конфликтов. Понимание природы конфликта,
формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и
самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на
конфликтные различные ситуации. Отработка навыков "я–высказываний",
способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля
сотрудничества как одного из основных элементов в профилактике разрешения
конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих
достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение
личности.
3.Работа с метафорой Развитие творческого подхода в решении проблем,

осознание своих метафор, что дает доступ к собственным возможностям и
предоставляет свободу выбора. Использование метафор в общении. Обучения
правилам создания и изложения метафоры, на примерах поучительных историй,
сказок, легенд написанных известными психотерапевтами Д. Гордон, Д. Гриндер,
Р. Бэндлер, М. Эриксон, Н. Пезешкиан.
Модуль 2. Тренинг личностного роста. (6 – 7 классы).
Психологические особенности детей 12-13 лет (6-7 класс)
Возраст 12-13 лет это период открытия Я, когда подростки начинают
задумываться над вопросами «Кто Я?», «Чего хочу и что могу?». Психологи
называют этот период стремительного развития самосознания, выделяя такие
компоненты как собственное имя человека, притязание на социальное признание,
социальное пространство личности (ее права и обязанности), половая
идентификация.

Подростковый период – время резких изменений, как в физическом, так и в
эмоциональном облике. В 7 классе постепенно выходит на первый план принятие
своей телесности. Удовлетворение или неудовлетворение своей внешностью
подросток достаточно часто переносит на отношение к себе в целом. Нередко
непринятие своего тела становится причиной трудностей в общении со
сверстниками, как своего, так и противоположного пола. Притязание на телесное
признание является столь значительным для подростков, потому что тесно связано
с признанием собственной сексуальной привлекательностью.
Следующий параметр признания, значимый для подростков, - это факт
собственного взросления. Он активно это доказывает и сверстникам, и родителя.
Важнейшим новообразованием этого возраста является чувство взрослости – это
новый уровень притязаний, предвосхищающий новое положение, которого
подросток еще не достиг. В этом заключается глубокое противоречие: подросток
требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. И именно
поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами и родителями
его взрослой позиции: может грубить или плакать, поступать вопреки
установленным нормам и правилам.
Этот возраст характеризуется ориентацией на будущее: стремление скорей
вырасти, ожиданием в будущем определенных радостей и свобод.
Седьмой класс это период когда наблюдается пик эмоциональной
неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться
со своими эмоциями. В этот период активно развивается формально-логическое
мышление, подростки с радостью воспринимают задания, для выполнения которых
нужно поразмышлять, поспорить, придумать разные варианты решения проблемы,
кроме того они начинают мыслить быстрее.
Большинство подростков в возрасте 12-13 лет проявляют живой интерес к
самопознанию, поэтому они с радостью принимают участие в занятиях,
позволяющие им посмотреть на самих себя. В сферу самопознания входят и
изучение своего внутреннего мира. Жизненные ценности, исследование своей
самооценки, как работает и сознание (психические процессы и психические
состояния).
Цель модуля: формирование осознанного понимания своих личностных
особенностей.
Задачи:
1. Формировать мотивацию на самопознание. Способствовать самопознанию и
рефлексии учащихся.
2. Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние
других людей. Развивать умение владеть своими эмоциями.
3. Формировать качества самоанализа поступков с точки зрения норм общественного
поведения, развивать устную речь и коммуникативные навыки учащихся,
корректировать поведение и мышление, обогатить речь учащихся за счет слов,
обозначающихся различных качеств характера.
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Мои умственные способности. Дать понятие об основных познавательных
процессах психики человека. Рассмотреть механизмы восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения. С помощью практических заданий и
экспериментов показать возможности развития познавательных процессов,
выявить индивидуальные особенности; научить способам организации внимания,
эффективного запоминания, активизировать мыслительную деятельность,
творческое воображение.
2.Жизненные ценности. Обсуждение основных человеческих ценностей,
ранжирование их по степени значимости, влияние приоритетных ценностей на
формирование мировоззрения. Ценность семьи, организация поддержки и
разрешение противоречий между детьми и родителями. Дружба и её роль в
становлении
личности.
Полоролевая
идентичность,
проблемы
ф о р м и р о в а н и я . Любовь как общечеловеческая ценность. Здоровье:
физическое, психологическое, социальное. Вредные привычки, их влияние на
здоровье и состояние человека. Ценность самовыражения, интересы, увлечения.
Презентация личных увлечений.
Психологический портрет, его основные составляющие. Составление собственного
психологического портрета и его презентация. Закрепление полученных знаний в
психологической игре.

МОДУЛЬ 3. Я И ДРУГИЕ (7-8 классы)
Психологические особенности детей 14-15 лет (7-8 классы)
С наступлением подросткового возраста обостряется восприятие ребенком
многих проблем, особенно тех, которые возникают в общении с взрослыми и
сверстниками. Большинство детей в этот период не очень охотно доверяют эти
проблемы взрослым: родителям, классному руководителю; да и сверстникам не
каждый может довериться из опасения быть непонятым или осмеянным. Самому
подростку не всегда удается справиться со своими переживаниями, найти выход из
сложившейся ситуации, и решения, которые они иногда принимают в состоянии
отчаяния, могут иметь печальные последствия.
В данном модуле ученикам предлагается на практике через активную
деятельность научиться быть внимательными по отношению к ровесникам и
младшим ученикам, выражать понимание и поддерживать их. Иногда только этого
достаточно, чтобы предостеречь молодых людей от психологически
деструктивного поведения, направленного на себя и других. Доброта, отсутствие
оценок, уважение себя и других - это психологические характеристики, на развитие
которых направлен данный модуль.
Модуль включает в себя упражнения и ролевые игры, помогающие развить
взаимное уважение, открытую коммуникацию, умение активно слушать и т.д.
Программа помогает не только усовершенствовать коммуникативные навыки
подростков, но и дает возможность обучить их способам психологической
поддержки.
Цель модуля: теоретическая и практическая подготовка учеников 7-8
классов к оказанию поддержки сверстникам и младшим ребятам.
Задачи:
1. Изучить основные понятия общения и способы психологической поддержки.
2. Развивать коммуникативные навыки и способность к эмпатии.
3. Упражнять обучающихся в практической деятельности по оказанию поддержки
другим ученикам.
Содержание, формы организации и виды деятельности
1. Совершенствование коммуникативных навыков, необходимых для
посредничества. Знакомство с правилами работы в группе. Приобретение опыта
совместной работы всей группы. Поиск новых способов поведения в контактах с
людьми. Осознание важности невербальной коммуникации.
Углубление
представлений о невербальном общении: позиции и дистанция в общении.
Тренировка умения использовать различные способы поддержки. Развитие
чувственного восприятия. Тренировка навыков распознавания эмоций.
Овладение приемами посредничества Знакомство с признаками хорошего и
плохого слушания. Тренировка умения использовать различные способы
поддержки. Отработка навыков активного слушания. Развитие рефлексии как
процесса познания и понимания себя. Осознание собственных ресурсов в работе
доверенного ученика. Развитие представлений о чертах характера людей.
Осознание своих особенностей и освобождение от стереотипов в представлении

себя и других. Знакомство с моделью обратной связи. Формирование умения
входить в позицию другого человека. Тренировка навыка понимать состояние
партнера и проговаривать его. Тренировка навыка выражать сопереживание и
сочувствие. Знакомство со стадиями ведения беседы. Определение проблемных
зон в отношениях между мальчиками и девочками в подростковом возрасте.
Выявление особенности поведения в конфликтной ситуации. Осмысление
приобретенных качеств.

МОДУЛЬ 4. ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ (8-9 классы)
Психологические особенности возраста (8-9 классы)
Необходимость данного модуля в программе определяется в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире
профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах
устойчивого развития общества и природы. Данный модуль создает реальную
возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации
(ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к
опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие
активности, ответственности личности, формирование профориентационных
компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций).
Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим
приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального
труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.
Основные направления профориентационной деятельности
Профориентационная деятельность проводится по следующим направлениям:
-взаимодействие с различными профориентационными центрами и организациями;
проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации
с Центрами довузовского образования, а также с другими подразделениями
ВУЗов;
участие школьников
в
традиционных
профориентационных
мероприятиях (Дни открытых дверей, Ярмарка учебных заведений и др.);
организация встреч с руководителями институтов, факультетов и
кафедр, а также проведение мастер-классов, открытых лекций, семинаров и
тренингов;
проведение выступлений перед учениками старших классов, с целью их
дальнейшей профориентации
распространение информации об условиях поступления, формах
обучения
и
т.п.; (информативные стенды, раздаточный материал,
предоставляемый УЗ)
проведение различных тренингов, целью которых является
развитие
коммуникативных
навыков,
профессиональное
самоопределение и т.п.;
проведение профконсультаций, то есть
консультаций
с
целью
выяснить профориентацию.
Цель модуля: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно
строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные
перспективы.
З а д а ч и:
 Дать информацию о мире профессий.
 Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и
умения на основе этого делать рациональный выбор.
 Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными

заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
 Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение
реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных
ценностях.
 Способствовать
нравственному самосовершенствованию учащегося, его
готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
5 класс
№

Тема занятий

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Общее кол-во часов

Развитие коммуникативных умений
Знакомство
Диагностика
Кто Я?
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
Мои ресурсы
Общение и его роль в разных жизненных
ситуациях
Почему люди ссорятся?
Общение и его роль в разных жизненных
ситуациях
Трудности общения
Общение и уважение. Общение с разными людьми
Компания и Я
Культура поведения
Зачем нужен этикет
Приветствия. Отработка навыка приветствия.
Придумать оригинальный способ приветствия
Комплименты или лесть?
Умение вести беседу. Отработка навыка вести
беседу.
Вежливость
Телефонный разговор. Отработка навыка общения
по телефону
Основы правил подготовки к походу в театр,
правила поведения в театре.
Итого

1
1
1
1
1

5
1

1
1
1
1

7
1

1
1

1
1

1
1

17

6 класс

№

Тема занятий

Общее кол-во часов

Формирование обратной личностной связя
1
Вводное занятие. Входная диагностика.
Передача чувств. Формирование умения распознавать
2
чувства других.
Слепое слушание. Формирование умения использовать
3
речевую информацию.
Вопросы-ответы. Формирование умения быстро
4
реагировать на ситуацию.
5-6
Психологическая игра «Пойми меня».
Разрешение и профилактика конфликтов
7
Природа конфликта
Развитие способности адекватного реагирования на
8
конфликтные ситуации
9
Отработканавыков "я–высказываний"
Обучение выбору эффективных стратегий разрешения
межличностных конфликтов, позволяющих не только
10-11
конструктивно решать возникающие проблемы, но и
сохранять отношения людей.
12
Выявление факторов эффективного общения
13
Искусство достойного отказа
Работа с метафорой
Обучение правилам создания метафоры. Развитие
14
творческого подхода в решении проблем.
15-17
День метафоры в рамках декады психологии.
Итого

1

1
1
1
1

7
1
1
1
2
1
1
4
1
3
17

7 класс
1
2-3
4-5

6
7-8
9
10
11
12-13
14-15
16-17

Жизненные ценности
Ценности и их роль в жизни человека
Я и моя семья. Дискуссия о взаимоотношениях детей и
родителей.
Я и мои друзья. Психологическая игра «Красное и
черное». Создание ситуации на испытание дружеских
чувств.
Полоролевая идентичность
Любовь. Просмотр и обсуждение фильма о
подростковой любви.
Здоровье. Психологическое здоровье.
Вредные привычки. Встреча со специалистами.
Мои интересы. Презентация личных увлечений.
Составление собственного психологического портрета.
Презентация себя.
Подготовке к психологической игре «Виртуальный
мир»
Психологическая игра «Виртуальный мир»
Итого:

1
2
2

1
2
1
1
1
2
2
2
17

8 класс
Овладение приемами поддержки
Умение слушать. Способы поддержки.
Навыки активного слушания.
Мой мир: способности и ресурсы.
Черты характера других людей.

2

Обратная связь: похвала и конфронтация.
Работа с чувствами.
Знакомство со стадиями ведения беседы. Практика.
Разрешение конфликтов. Взаимоотношения между
мальчиками и девочками.
Символ группы.
Психологическая игра «Сириус»

1
1
2
1

13

Организация общения младших школьников,
оказание им поддержки.

1

14
15

Вредные привычки. Встреча со специалистами.
Мои интересы. Презентация личных увлечений.

1
1

1-2
3
4
5
6
7-8
9
10
11-12

1
1

1
2

16
17

Составление собственного психологического портрета.
Презентация себя.
Психологическая игра «Виртуальный мир»
Итого:
17

1
1

9 класс
№

Тема занятий

Общее кол-во часов
9 класс

1
2
3
4
5
6
7
8-9
10-11
12-13
14-15
16
17

Самопознание «Я какой?»
Вводное занятие. Анкета
профессионального самоопределения.
«Здравствуй профессия!».
Профессия и темперамент.
Профессия и здоровье.
Профессия и общение.
Эмоциональные особенности
некоторых профессий.
Десятка необычных профессий.
Акция «Профессия моих родителей»

17
1

Декада психологии.
Встречи с представителями интересных
профессий.
Отработканавыков "я–высказываний"

1
1

Составление собственного
психологического портрета.
Презентация себя.
Психологическая игра «Виртуальный
мир»
Итого:

1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
17

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
При входной и итоговой диагностике используются следующие методики:
2 Модуль (5-6 классы)
1. «Шкала тревожности». Разработана по принципу «Шкалы социальноситуативной тревоги» Кондаша (1973).
2. Опросник КОС.
3. Опросник Басса-Дарки (сокращенный вариант»).
4. Опросник Айзенка.
3 модуль(6-7 классы)
1. Тест на определение ведущей модальности.
2. Опросник на определение самооценки Казанцевой.
4 модуль(7-8 классы)

1. Тест на эмпатию.
5 модуль(8-9 классы)
1. Анкеты профессионального самоопределения.
2. Методика «Профиль» Г.А. Резапкиной.

Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов - М.:
Академический Проспект, 2001.
2. Голуб Г.Б., Чудакова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики //
Школьные технологии.2005. № 1. С. 181-182.
3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006.
4. 7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в
школе (теория и практика).– М.: Сентябрь. 2004. - 208 с.
5. Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.- Москва, 2006.
6. Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.
7. Методическое пособие для педагога по курсу «Основы социализации личности» /
Под редакцией Н.Р. Огневой.- Томск, 2006.
8. Методическое пособие для педагога по курсу «Психология успеха и планирование
карьеры» для старшеклассников / Под редакцией Н.Р. Огневой. – Томск, 2003.
9. Огнева Н.Р., Симоненко Л.А. Основы социализации личности. Часть II.
Методическое пособие для педагогов и психологов / Под редакцией канд.пед. наук
О.В. Шушпановой. – Томск, 2007.
10. Огнева Н.Р., Спичева Д.И. Как выбрать профиль: Методическое пособие по курсу
для педагогов и психологов / Под ред. П.И. Горлова.- Томск, 2005.
11. Подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий: Сборник
методических материалов./ Ответственныйредактор: Суханова Е.А. Томск, 2001.
12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В.,
Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пятакова О.М.; под
общей редакцией Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2002.
13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.

1.
2.
3.
4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Алан Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. М., 1996.
Ашихмина Л.П. Методическое пособие «Найди себя»: Для учащихся 8-9 классов.–
М.: ИНПО, 1997.
Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт»,
М., 1996.
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце скажи…- М., 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».