Аннотация к АООП НОО ЗПР (вариант 7.2)

Аннотация
к адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»
(2-4 классы)
Адаптированая основная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)
(далее – АООП НОО ОВЗ ЗПР) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее – МБОУ ПГО
«СОШ № 18») - нормативно – управленческий документ, характеризующий основные тенденции,
главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, особенности
содержания и организации образовательной деятельности, основные планируемые результаты,
направленные
на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья в
соответствии с
федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее- ФГОС
НОО ОВЗ).
АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
 Всеобщая декларация прав человека;
 Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989;
 Конституция РФ;
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010 г. N 1897, с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015г.);
 Постановление
Правительства
РФ
от
26
декабря
2017 г.
N 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
(с изменениями и дополнениями);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015, с изменениями и дополнениями);
 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816);
 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения
РФ от 28.12.2018 № 345 (с изменениями и дополнениями);
 Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
1

 Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации (Минпросвещения
Российскй Федерации), другие нормативно-правовые акты в области образования;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с
изменениями);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования");
 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, решение
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г
№1\15;
 Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования, решение федерального учебно-методического объединения по общему
образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
 Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского
округа «Средняя общеобразовательная школа №18» (приказ №342-Д, от 25.12.2014).
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 66
№ 007170103;
 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 18».
Также АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» составлена с учетом социального
заказа (образовательных потребностей) обучающихся основной школы и их родителей, мнения
Управляющего совета школы и родительской общественности.
Структурными компонентами АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» являются три
раздела:
- целевой;
- содержательный;
-организационный.
Целевой раздел носит стратегический характер, определен на 3 года. Содержательный и
организационный разделы носят тактический характер, допускается коррекция в соответствии с
возможными изменениями в нормативно-правовых документах, концептуальными документами и
т.п.
АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» определяет:
 цели и приоритетные направления образования в ОУ;
 конкретные задачи на определенном этапе образовательной деятельности;
 набор обязательных учебных программ, соответствующих ФГОС;
 перечень учебных программ, составляющих часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений;
 перечень программ внеурочной деятельности обучающихся;
 описание системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся;
 систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих обоснованность
программы.
АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» адресована:
1. Обучающимся с ОВЗ (ЗПР) и родителям (законным представителям):
2

 для получения информации о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах
деятельности ОО по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
 для разделения сферы ответственности за достижение результатов образовательной
деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей взаимодействия.
2. Учителям:
 для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической
образовательной деятельности.
3. Администрации:
 для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к
результатам и условиям освоения обучающимися с ОВЗ (ЗПР) АООП НОО;
 для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
4. Учредителю и органам управления:
 для объективности оценивания образовательных результатов ОО в целом;
 для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества,
условий и результатов образовательной деятельности школы.
АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» рассмотрена и принята педагогическим
советом школы и является руководством к действию для всех субъектов образовательной
деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 18» на 2020-2025 учебные годы.
Нормативный срок освоения АООП НОО ОВЗ ЗПР предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения, в исключительных случаях, по рекомендациям ТМПК, срок
обучения может увеличиться. Обучение по АООП обучающихся с ЗПР реализуется в
специальном коррекционно-развивающем классе Обучение таких детей и содержание
коррекционной работы осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК, сформулированных
по результатам комплексного обследования ребёнка. Условиями реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа всех учителей с психологом, классным руководителем, родителями
(законными представителями).
Помимо урочной деятельности, также организуется внеурочная деятельность по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования,
общественно полезные практики.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
По заключению ПМПК обучающиеся с ЗПР как правило имеют слабо развитую
познавательную и эмоционально-волевую сферу. Они имеют логопедические отклонения: низкий
словарный запас, узкий кругозор, не могут пересказывать, устанавливать причинноследственные связи, не произносят все буквы.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
3

ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при
специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и
комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования,
вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых
сверстников.
АООП адресована обучающимся с ЗПР, которые по уровню психофизического развития
соответствуют возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей
социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся отмечаются
признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы, выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. У
обучающихся могут отмечаться дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительно- моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др.
Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста,
способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа,
разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у
этих учащихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с
быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие.
Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у учащихся
возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия
задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных
работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются
неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире
недостаточно широки.
Отмечается, что иногда такие дети с ЗПР активно работают в классе и выполняют задания
вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать
учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными
самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на
уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов,
устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать
переносный смысл пословиц).
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд
положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и
интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми
доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и
протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. У них частые переходы от состояния
активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно
4

связана с нервно-психическим состоянием и возникают порой без видимых причин. Однако и
внешние обстоятельства, например, такие, как сложность задания, необходимость выполнения
большого объема работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго
выбивают его из рабочего состояния.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных
групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития с рекомендациями ПМПК/ТПМПК;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях общеобразовательной школы,
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
школы;
 постепенное расширение образовательного пространства,
выходящего за
пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП, характерны следующие специфические
образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации, развитие
социальных навыков, повышение социального статуса в коллективе;
 мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции
обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
5

взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации: сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей.
Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
Необходимость решения обозначенных выше проблем и обязательного выполнения
требований ФГОС НОО ОВЗ определяет цель и задачи, приоритетные направления деятельности
педагогического коллектива.
Образовательная политика МБОУ ПГО «СОШ №18» состоит в том, чтобы объединить
учебную и внеучебную сферу деятельности ребенка в единое образовательное пространство,
способствующее реализации индивидуальности обучающихся и представляющее собой комплекс
образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов.
Социально-педагогическая миссия ОО состоит в создании социокультурной
образовательной системы, ядром которой является система гражданско-патриотического и
духовно-нравственного воспитания личности, способной удовлетворить потребность социума в
воспитании человека – патриота и гражданина, труженика и семьянина, одухотворенного
идеалами добра и созидания.
Стратегической целью развития образовательной системы МБОУ ПГО «СОШ №18»
является создание условий для становления творческой, социально компетентной личности,
готовой к созиданию, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к
окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно
наследовать и приумножать, реализуя миссии «гражданина», «патриота», «труженика»,
«семьянина»; обеспечение достижение всеми обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья.
Целями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР являются:
·
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через создание
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта;
·
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной
организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

6

·
обеспечение соответствия адаптированной основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО ОВЗ);
·
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
·
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
·
своевременно выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой
психического развития;
·
определение особых образовательных потребностей детей с задержкой психического
развития;
·
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
·
создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и их
интеграции в образовательной организации;
·
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психического или
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
·
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
·
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам;
·
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с ОВЗ как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и
на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для
ее самореализации;
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных
занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
·
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной
программы с социальными партнерами;
·
выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их интересов через
систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
·
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
·
участие обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
·
включение обучающихся с ОВЗ в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
·
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся с ОВЗ при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество
с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
7

·
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».