АРП Учимся для жизни ФГ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Учимся для жизни»
(функциональная грамотность)
для обучающихся 3 классов

город Полевской, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Учимся для жизни
(функциональная грамотность)» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ
(далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФОП
НОО ОВЗ), Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Учимся для жизни (функциональная грамотность)», а также ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. В начальной школе закладываются основы
формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у
которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это
человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально
быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных
составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую
грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность,
финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Учимся для жизни
(функциональная грамотность», – (1 час в неделю в каждом классе): в 1
классе – 33 ч, во 2-3 классах – по 34 часа.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного
коллектива, в их основу положены следующие принципы:

принцип
учета
типологических
и
индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;

принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с задержкой психического развития;

принцип целостности содержания образования, поскольку в
основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а
― «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные

недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся
можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся
необходимо:

преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен
прием детального руководства выполнением конкретного задания)
Значительное время следует отводить практическому закреплению материала
(моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую
практику) Необходимо использовать вариативные задания с условнографическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и
исключение лишних слов и пр.

систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение
заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой
«сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с
указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении,
пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных
работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда
ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с
эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2,
нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель:

преподносил
новый
материал
предельно
развернуто,
демонстрируя и проговаривая способы действия;

отводил значительное место практическому закреплению
материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в
речевую практику);

систематически повторял пройденный материал, демонстрировал
связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового
материала для решения учебных задач;


вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к
обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий
для проведения контрольных, проверочных работ и тестов:

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,
наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов);

адаптирование инструкции (упрощение формулировок по
грамматическому
и
семантическому
оформлению;
упрощение
многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в
дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами);

при необходимости адаптирование текста заданий (более
крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение
формулировок);

увеличение времени на выполнение заданий;

при необходимости предоставление дифференцированной
помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости
самопроверки);

возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при
нарастании утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется
коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и
оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в
освоении АООП НОО в целом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его
свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
личностных, метапредметных результатов.

следующих

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-пользуя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соот-ветствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверно-го;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или не-большого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, испол-нителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
грамотность»:

результаты

изучения

блока

«Математическая

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять про-стой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты
грамотность»:

изучения

блока

«Естественно-научная

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формули-рования основанных на
научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Естественно-научная
грамотность.

2
3
4

Математическая
грамотность.
Финансовая
грамотность.
Читательская
грамотность.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

16

1

8

1

8

1

Практические работы

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ЕКЦОР (единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов); viki.rdf.ru

3

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока

Дождевые черви.
Кальций.
Полезный кальций.
Сколько весит облако.
Про облака.
Хлеб – всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество – мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как оно
«работает».
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный магнит.
Проверочная работа.

Количество часов
Контроль
Практичес
ные
кие
Всего
работы
работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

Дата
изуче
ния

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

17
18
19
20
21
22
23

24
25

26
27
28
29

30
31
32
33
34

Что такое «бюджет».
Расходы и доходы бюджета.
Семейный бюджет.
Планируем семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Подсчитываем семейный
доход.
Откуда в семье берутся
деньги. Пенсия и социальные
доходы.
Пенсия и пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, клад,
выигрыш.
Подсчитываем случайные
нерегулярные доходы.
На что тратятся семейные
деньги?
Подсчитываем расходы.

1
1
1
1
1

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Расходы наобязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
Творческая работа.
Проверочная работа.

1

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnyekompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovayagramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-

myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной
грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoygramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства
«Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская
электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
5.ЕКЦОР (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
6.viki.rdf.ru;
7.информационная система «Единое окно»;
8.ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный
проектор, демонстрационный экран.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ф947
Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности
/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с
увлечением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».