Аннотация к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» (2-4 классы) Адаптированая основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) (далее – АООП НОО ОВЗ ЗПР) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее – МБОУ ПГО «СОШ № 18») - нормативно – управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, особенности содержания и организации образовательной деятельности, основные планируемые результаты, направленные на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее- ФГОС НОО ОВЗ). АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989; Конституция РФ; Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015г.); Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015, с изменениями и дополнениями); Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816); Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 (с изменениями и дополнениями); Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 1 Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации (Минпросвещения Российскй Федерации), другие нормативно-правовые акты в области образования; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"); Примерная основная образовательная программа начального общего образования, решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г №1\15; Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» (приказ №342-Д, от 25.12.2014). Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 66 № 007170103; Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБОУ ПГО «СОШ № 18». Также АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» составлена с учетом социального заказа (образовательных потребностей) обучающихся основной школы и их родителей, мнения Управляющего совета школы и родительской общественности. Структурными компонентами АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» являются три раздела: - целевой; - содержательный; -организационный. Целевой раздел носит стратегический характер, определен на 3 года. Содержательный и организационный разделы носят тактический характер, допускается коррекция в соответствии с возможными изменениями в нормативно-правовых документах, концептуальными документами и т.п. АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ № 18» определяет: цели и приоритетные направления образования в ОУ; конкретные задачи на определенном этапе образовательной деятельности; набор обязательных учебных программ, соответствующих ФГОС; перечень учебных программ, составляющих часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений; перечень программ внеурочной деятельности обучающихся; описание системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся; систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих обоснованность программы. АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» адресована: 1. Обучающимся с ОВЗ (ЗПР) и родителям (законным представителям): 2 для получения информации о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОО по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; для разделения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей взаимодействия. 2. Учителям: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности. 3. Администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися с ОВЗ (ЗПР) АООП НОО; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса. 4. Учредителю и органам управления: для объективности оценивания образовательных результатов ОО в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы. АООП НОО ОВЗ ЗПР МБОУ ПГО «СОШ №18» рассмотрена и принята педагогическим советом школы и является руководством к действию для всех субъектов образовательной деятельности МБОУ ПГО «СОШ № 18» на 2020-2025 учебные годы. Нормативный срок освоения АООП НОО ОВЗ ЗПР предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения, в исключительных случаях, по рекомендациям ТМПК, срок обучения может увеличиться. Обучение по АООП обучающихся с ЗПР реализуется в специальном коррекционно-развивающем классе Обучение таких детей и содержание коррекционной работы осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка. Условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа всех учителей с психологом, классным руководителем, родителями (законными представителями). Помимо урочной деятельности, также организуется внеурочная деятельность по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. По заключению ПМПК обучающиеся с ЗПР как правило имеют слабо развитую познавательную и эмоционально-волевую сферу. Они имеют логопедические отклонения: низкий словарный запас, узкий кругозор, не могут пересказывать, устанавливать причинноследственные связи, не произносят все буквы. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной 3 ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. АООП адресована обучающимся с ЗПР, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся отмечаются признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. У обучающихся могут отмечаться дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно- моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих учащихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у учащихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки. Отмечается, что иногда такие дети с ЗПР активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц). В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. У них частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно 4 связана с нервно-психическим состоянием и возникают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, такие, как сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития с рекомендациями ПМПК/ТПМПК; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях общеобразовательной школы, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и школы; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП, характерны следующие специфические образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации, развитие социальных навыков, повышение социального статуса в коллективе; мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации 5 взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации: сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей. Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования Необходимость решения обозначенных выше проблем и обязательного выполнения требований ФГОС НОО ОВЗ определяет цель и задачи, приоритетные направления деятельности педагогического коллектива. Образовательная политика МБОУ ПГО «СОШ №18» состоит в том, чтобы объединить учебную и внеучебную сферу деятельности ребенка в единое образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальности обучающихся и представляющее собой комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных процессов. Социально-педагогическая миссия ОО состоит в создании социокультурной образовательной системы, ядром которой является система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания личности, способной удовлетворить потребность социума в воспитании человека – патриота и гражданина, труженика и семьянина, одухотворенного идеалами добра и созидания. Стратегической целью развития образовательной системы МБОУ ПГО «СОШ №18» является создание условий для становления творческой, социально компетентной личности, готовой к созиданию, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «гражданина», «патриота», «труженика», «семьянина»; обеспечение достижение всеми обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Целями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР являются: · обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ через создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта; · достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; · становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач: 6 · обеспечение соответствия адаптированной основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ); · обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; · обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; · своевременно выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития; · определение особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития; · определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; · создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации; · осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); · обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; · оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; · установление требований к воспитанию и социализации обучающихся с ОВЗ как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; · обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; · взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; · выявление и развитие способностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; · организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; · участие обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; · включение обучающихся с ОВЗ в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; · социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; 7 · сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)