Курс внеурочной деятельности Основы военного дела

MLIHI4

C

TE

PC

Munucrep crBo

o

TB O tIP o CBE III
6p ason a HVs.

EHLIfl P o C CI4fr CKorZ on4E PAIIIII4

v M onoAex{sofi nolu

^rvrKr4

Cnep4non

crofi

o6

nacrz

OMC Yupaenenue o6paaoBaH?IeM lloneecroro ropoAcKoro oKpyra

MEOy

II|O

"Cpe4mx o6qeo6pa:loBareJrbHa.[ IxKoJIa

N

Yrnepx4aro

PacclrorpeHo Ha 3ace!*aHLrlr

18"

aPacona

18"

npeAMerHo-MeroAuuecnoft ra(peApbl ecrecrBeHHbx
Ar{crlrrflnllH, MareMarllxu ra uHs opMarI'IKr'I,
TexHoJIorI4Il, Susuuecrofi

nynrrypu z OBX

MBOY lIfO (COilI l\! 18)

T.f.,

2023 r.

lIp

(upororon l,l! 4 or <28> uas 2023 r.)

*#'#:#l;.le*
PAEOIIA.fl IIPOIPAMMA
Kypca BHeypoqnofi AeqreJIbHocTI{ <>
4nx o6yuaprluxcs 10-11 KJIaccoB

r. flo.uencrcofi, 2023 r.

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Технология моделирования и
прототипирования» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениямии дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
- Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
- Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2023 № 530-Д).
Общая характеристика курса
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы военной службы» направлено на
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания
программы «Основы военной службы», адаптации к жизни в обществе, создания основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье в условиях образовательного
пространства
с
учетом
экономических,
этнических,
природно-климатических,
географических, исторических особенностей региона.
Цель программы: является создание условий для духовной, педагогической и
социально педагогической поддержки становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного, ответственного и социально активного гражданина России,
подготовки его для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах.
Задачи программы:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности
конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение
условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на детей 10-11 классов. Учебная нагрузка в каждом классе 35
часов за учебный год. Срок реализации – 2 года.
Планируемые результаты
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:

- формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к
Отечеству, истории, ценностям и культуре многонационального народа России, любовь к
родному языку, своему краю, идентификация себя в качестве гражданина России). Укрепление
чувства ответственности и долга перед Родиной.
- развитие нравственного сознания и поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам, компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора.
- понимание личностного смысла изучения предмета ОВП, его значения для выбора
своей будущей профессии офицера.
- формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, гражданской позиции и культуре. Развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
- осознание значения воинского коллектива как социальной общности военнослужащих,
объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а
также отношениями войскового товарищества.
- формирование современной научной картины мира, целостного мировоззрения.
Развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
освоению
окружающей
действительности. 7. Укрепление ответственного отношения к учебе, способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- актуализацию социальных норм и правил поведения военнослужащих в группах и
сообществах. Формирование компетентности в продуктивном решении задач совместной
деятельности. Развитие чувства воинского товарищества, способности взаимовыгодного
сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала.
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, военной службы.
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в повседневной
жизни и на военной службе, в чрезвычайных ситуациях и необходимости строгого соблюдения
мер безопасности на занятиях по военной подготовке, при обращении с оружием, проведении
учебных стрельб и в других случаях.
2. Метапредметные результаты:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее
осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
3. Предметные результаты:
• выбирать источники тематической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам; анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил
РФ, их основные требования;
• применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих

обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся;
• описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического,
биологического и зажигательного оружия;
• точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при
несении службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при
организации и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья
обучающихся;
• ориентироваться в источниках тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам
разного содержания и другим источникам;
• выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика,
тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и
практикоориентированных задач;
• использовать различные источники тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и
закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации
объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт
количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление
простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке тематической информации;
• различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, пистолета,
ручного пулемёта, ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат;
основные положения из внутренней и внешней баллистики;
• использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок
проведения стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;
• владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;
• применять на практике основы военной топографии;
• читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;
• определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;
• совершать движение по азимуту днём;
• составлять схемы местности и карточку огня отделения, основы организации и ведения
боя мотострелковым отделением, сигналы управления отделением;
• описывать организационно-штатную структуру мотострелкового отделения и взвода, а
также организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных
армий;
• описывать разновидности и тактические свойства местности, и их влияние на боевые
действия войск, определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры
индивидуального окопа, окопа на отделение, табельные средства маскировки и их
использование для маскировки личного состава, боевой техники и сооружений;
• использовать знания об инженерных взрывных и невзрывных противотанковых и
противопехотные заграждения;
• выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
• выполнять нормативы по тактической подготовке;

• подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;
• использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и
различий;
• соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять
средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой
помощи пострадавшим и раненым;
• накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки
кровотечения;
• описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;
• владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования,
подчинёнными в повседневной деятельности;
• оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические
периоды;
• применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию
подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в
подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению
требований общевоинских уставов в повседневной деятельности;
• применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин
и танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения
умелому и эффективному применению оружия;
• выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на
боевые действия войск;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз,
респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от
поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;
• проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и
дезинфекцию личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными
средствами подразделений;
• ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и
местным предметам;
• пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля;
• применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным,
химическим, биологическим и зажигательным оружием;
• использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического
использования военных знаний в различных областях деятельности;
• подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных,
общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС
РФ;
• воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в мире;
• сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих
событий;
• оценивать положительные и негативные последствия современной военнополитической ситуации в мире;

• оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск
Вооружённых Сил РФ;
• наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения,
применяемые в боевых документах;
• основы выживания в экстремальных ситуациях, порядок устройства укрытий из
подручных и табельных средств;
• способы добычи воды и приготовления пищи при автономном существовании в
природных условиях;
• требования безопасности в различных ситуациях деятельности военнослужащего;
• основы антитеррористической безопасности;
• основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ, формы организации и
методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением, требования проверки и
оценки строевой подготовки военнослужащих, подразделений.

Содержание учебного курса
10 класс
Раздел 1. Основы общевойсковой тактики (11ч)
Организация, вооружение, боевая техника мотопехотного взвода основных иностранных
армий. Виды боя, их характеристики. Обязанности солдата в бою. Сущность управления и
требования предъявляемые к нему. Порядок и содержание работыкомандира отделения в бою.
Походный, предбоевой и боевой порядок. Манёвр огнем и подразделением в бою. Сущность
оборонительного боя. Требования, предъявляемые к обороне, условия перехода к обороне.
Боевой порядок отделения в обороне. Инженерное оборудование позиции. Цель наступления,
способы перехода в наступление. Боевая задача отделения в наступлении. Боевой порядок
отделения в наступлении. Ведение наступления. Управление одиночным военнослужащим в
бою. Сигналы управления флажками и фонарем. Порядок управления военнослужащим в бою.
Команды, сигналы и действия по ним. Способы передвижения (в рост, пригнувшись,
перебежками, переползанием) Использование местности и местных предметов при
передвижении. Выбор и оборудование места для одиночного окопа и его маскировка.
Раздел 2. Основы радиационной, химической, бактериологической защиты (5ч)
Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты органов
дыхания. Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты
кожи. Порядок надевания и снятия индивидуальных средств защиты личным составом.
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Прибор ДП-5В.
Раздел 3. Основы военно-инженерной подготовки (4ч)
Шанцевый инструмент, его назначение и применение. Цель маскировки.
Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем достигается
маскировка личного состава и боевой техники. Назначение окопов, порядок их оборудования
и размеры. Приемы выполнения работ при оборудовании окопа для стрельбы лежа.
Маскировка окопа.
Раздел 4. Основы огневой подготовки (2ч)
Топографические карты. Виды условных знаков. Цветовое оформление (расцветка) карт,
пояснительные надписи и цифровое обозначение. Абсолютные и относительные отметки.
Условные обозначения, применяемые при составлении схем местности и карточки огня.
Раздел 5. Основы военной топографии (3ч)
Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их
проникновения в организм человека. Иммунитет, назначение и порядок проведения
предохранительных прививок военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции.
Требования Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации о
сохранении здоровья военнослужащих. Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет
перевязочный, индивидуальный. Их предназначение, порядок и правилапользования.
Раздел 6. Основы военно-медицинской подготовки (7ч)
Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Понятие о
траектории и ее элементах. Назначение и содержание Курса стрельб из стрелкового оружия,
боевых машин и танков Вооруженных сил Российской Федерации. Осмотр и подготовка
оружия и боеприпасов к стрельбе. Обслуживание оружия после стрельбы. Порядок чистки и
смазки оружия. Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика. Способы
ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, виды и приемы производства выстрела.
Выбор момента выстрела. Общее положение проверки боя стрелкового оружия и приведение
его к нормальному бою.
Раздел 7. Строевая подготовка (2ч)

Выполнение приемов «К бою», «Встать». Передвижение перебежками,переползаниями,
по-пластунски, на получетвереньках, на боку.
Раздел 8. Общевоинские уставы ВС РФ (2ч)
Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Назначение, задачи
и организация караульной службы. Несение караульной службы – выполнение боевой задачи.
11 класс
Раздел 1. Основы тактики (4ч)
Основы современного общевойскового боя. Боевое обеспечение. Походный, предбоевой
и боевой порядки отделения. Управление отделением. Виды боя, иххарактеристика. Маневр
огнем и подразделением в бою. Походный, предбоевой и боевой порядок.
Раздел 2. Основы радиационной, химической, биологической защита (4ч)
Приборы радиационной, химической и биологической разведки. Специальная
обработка. Основы радиационной, химической и биологической защиты. Измеритель
мощности дозы ДП-5В. Назначение, основные тактико-технические характеристики, общее
устройство и принцип работы прибора ДП-5В. Измеритель дозы ИД-1. Основные задачи,
организация дозиметрического контроля в подразделениях. Назначение, основные тактикотехнические характеристики, общее устройство и принцип работы ИД-1. Использование
имеющихся средств и способов защиты личного состава потери от радиационного,
химического и бактериологического поражения резко сокращаются. Приемы дезактивации и
дезинфекции индивидуального оружия. Использование защитных свойств боевой техники,
инженерных сооружений и местности. Устройство и оборудование различных укрытий,
порядок пользования убежищем, подбрустверным блиндажом, порядок действия личного
состава в случае вспышки ядерного взрыва, при внезапном применении противником
химического, бактериологического и зажигательного оружия.
Раздел 3. Основы военно-инженерной подготовки (2ч)
Инженерное оборудование позиции отделения. Элементы и размеры окопа на отделение.
Расположение его на местности и последовательность устройства. Самоокапывание,
устройство и оборудование окопов, приемы маскировки, обучение практическому
выполнению работ по устройству окопов и других сооружений. Знакомство с инженерными
заграждениями
Раздел 4. Военная топография (5ч)
Ориентирование на местности без карты и по карте. Движение по азимуту днем и ночью.
Сущность и способы ориентирования на местности. Компас и приемы работы с ними.
Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту.
Движение по азимуту. Обход препятствий. Особенности движения по азимуту днём и
ночью. Изучение по карте маршрута движения и подготовка данных для движения по
азимуту. Использовние карты масштаба 1:25000, карты масштаба 1:50000, 1:100000.
Ориентирование, способы и приемы ориентирования, работы с картой и компасом.
Раздел 5. Военно-медицинская подготовка (1ч)
Розыск и вынос раненых с поля боя. Табельные и подручные средства выноса (вывоза)
раненых. Приемы извлечения раненых из БМП, БТР, инженерных сооружений.
Раздел 6. Огневая подготовка (7ч)
Правила стрельбы из автомата по неподвижным, появляющимся и движущимся
целям. Разведка целей наблюдением, определение дальностей и целеуказания. Проверка
боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою. Стрелковые тренировки.
Выполнение упражнений стрельб. Рассеивание снарядов и пуль. Вероятность попадания.

Действительность стрельбы. Управление огнем мотострелкового отделения в обороне.
Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика. Простейшая огневаязадача,
ее сущность и алгоритм решения. Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия,
сущность, виды и приемы производства выстрела. Выбор момента выстрела. Исходные
установки, понятие и правила их назначения при стрельбе по неподвижным, появляющимся
и движущимся целям с места. Демаскирующие признаки цели. Стрельба, метание гранат,
разведка целей наблюдением, определение дальностей и целеуказание. Основные приемы
стрельбы.
Раздел 7. Строевая подготовка (4ч)
Строевые приемы и движение без оружия. Строевые приемы и движение с оружием.
Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) - надеть». Повороты
на месте. Движение. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и
в движении без оружия. Выход из строя, подход к начальнику и отход. Возвращение в
строй. Совершенствование навыков одиночной строевой подготовки. Строевая стойка с
оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход
из строя, подход к начальнику и отход. Выполнение команд «Ремень - ОТПУСТИТЬ
(ПОДТЯНУТЬ)», «Положить - ОРУЖИЕ», «В ружье», «Автомат на - ГРУДЬ», «На реМЕНЬ», «К но-ГЕ».
Раздел 8. Общевоинские уставы ВС РФ (7ч)
Размещение военнослужащих. Общие положения. Помещение для роты. Размещение
личного состава в спальных помещениях (постель военнослужащего, прикроватная
тумбочка и др.). Оборудование и содержание помещений. Отопление, проветривание и
освещение помещений. Особенности организации внутренней службы при расположении
войск в учебных центрах и лагерях. Порядок хранения и учета стрелкового оружия и
боеприпасов в подразделениях. Оборудование комнаты для хранения оружия и мест
(комнаты) для его чистки. Хранение стрелкового оружия и боеприпасов. Учет стрелкового
оружия. Порядок и приема оружия и боеприпасов. Внутренняя служба в парке (гараже).
Наряд и подготовка караулов. Должностные лица караула. Порядок их назначения.
Назначение караулов, их классификация и подчиненность. Состав и вооружение караула.
Часовой. Пост. Способы охраны объектов часовыми. Караульная форма одежды.
Подготовка караулов к несению службы. Права и обязанности лиц состава караула. Развод
и смена караулов. Смена часовых. Основные положения Закона об уголовной
ответственности за хищение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Порядок хранения, выдачи и приема шанцевого инструмента и противогазов.
Тематическое планирование
10 класс
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Название глав
(разделов)
1. Основы тактики
Организация, вооружение, боевая техника
Виды боя, их характеристики
Сущность управления и требования предъявляемые к нему
Походный, предбоевой и боевой порядок
Сущность оборонительного боя
Боевой порядок отделения в обороне
Цель наступления, способы перехода в наступление
Боевой порядок отделения в наступлении

Количеств
очасов
11
1
1
1
1
1
1
1
1

Управление одиночным военнослужащим в бою
Способы передвижения
Выбор, оборудование, маскировка места для одиночного
окопа
2. Основы радиационной, химической, биологической защита
12
Назначение, устройство, подбор СИЗ органов дыхания
13
Назначение, устройство, подбор СИЗ кожи
14
Порядок надевания и снятия СИЗ
15
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
16
Прибор ДП-5В
3. Основы военно-инженерной подготовки
17
Шанцевый инструмент, его назначение и применение
18
Цель маскировки. Демаскирующие признаки
19
Назначение, размеры окопов, порядок их оборудования
20
Маскировка окопа для стрельбы лежа
4. Военная топография
21
Топографические карты
22
Условные обозначения схем местности
5. Основы военно-медицинской подготовки
23
Инфекционные заболевания
24
Иммунитет. Простейшие способы дезинфекции
25
Табельные средства
6. Огневая подготовка
26
Сведения из внутренней баллистики
27
Сведения из внешней баллистики
28
Назначение и содержание курса стрельб
29
Осмотр и подготовка оружия и боеприпасов
30
Классификация целей на поле боя
31
Способы ведения огня из автомата
32
Общее положение проверки боя стрелкового оружия
7. Строевая подготовка
33
Выполнение приемов «К бою», «Встать».
34
Передвижение перебежками
35
8. Общевойсковые уставы
36
Общие положения по организации и несению гарнизонной
службы
ИТОГО:
9
10
11

1
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
36

11 класс
№
п/п

Название глав (разделов)

Основы тактики
1
Основы современного общевойскового боя.
2
Боевое обеспечение.
3
Походный, предбоевой и боевой порядки отделения
4
Управление отделением.
Основы радиационной, химической, биологической защита
5-6
Приборы радиационной, химической и биологической
разведки.

Количество
часов
4
1
1
1
1
4
2

Специальная обработка.
Основы военно-инженерной подготовки
9-10
Инженерное оборудование позиции отделения.
Военная топография
11-13
Ориентирование на местности без карты и по карте.
14-15
Движение по азимуту днем и ночью.
Военно-медицинская подготовка
16
Розыск и вынос раненых с поля боя.
Огневая подготовка
17
Правила стрельбы из автомата по неподвижным,
появляющимсяи
движущимся
целям. Разведка
целей
наблюдением,
определение дальностей и целеуказания.
18
Проверка боя стрелкового оружия и приведение его
к
нормальному бою.
19
Стрелковые тренировки. Выполнение упражнений стрельб.
20
Рассеивание снарядов и пуль.
21
Вероятность попадания.
22
Действительность стрельбы.
23
Управление огнем мотострелкового отделения в обороне.
Строевая подготовка
24-25
Строевые приемы и движение без оружия.
26-27
Строевые приемы и движение с оружием.
Общевойсковые уставы
28
Размещение военнослужащих.
29
Особенности организации
внутренней
службы
при
расположении войск в учебных центрах и лагерях.
30
Порядок хранения и учета стрелкового оружия и
боеприпасов в
подразделениях.
31
Внутренняя служба в парке (гараже).
32
Наряд и подготовка караулов.
33
Права и обязанности лиц состава караула.
34
Развод и смена караулов. Смена часовых.
ИТОГО:
7-8

2
2
2
5
3
2
1
1
7
1

1
1
1
1
1
1
4
2
2
7
1
1
1
1
1
1
1
34

Материально-техническое обеспечение
Необходимым условием полноценной реализации программы является материальнотехническое оснащение:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Кабинет ОБЖ
Стрелковый тир
Компьютер
Интерактивная доска
Магнитная доска
Принтер
Комплект видеоматериалов по тематике основ военного дела
Комплекты плакатов по тематике основ военного дела
Учебное оружие (АК-74, Магазины АК-74 учебные)
Пневматические винтовки, пистолеты
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».
3. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности
и военной службе».
4. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе
военнослужащего».
5. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
6. Военная доктрина Российской Федерации.
7. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III
(взвод, отделение, танк).
8. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть II
(батальон, рота).
9. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
10. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.
11. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.
12. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в
Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
13. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
14. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
15. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков
Вооруженных Сил Российской Федерации. Москва – 2006 г.
16. Наставление по тактической маскировке Сухопутных войск.
17. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения
(АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
18. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
19. Отравляющие вещества, Воениздат –19 92 г.
20. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление
начальника РХБЗ Москва 2005 г.
21. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное

пособие для учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под
общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
22. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл., 6-й
кл., 7-й кл., 8-й кл., 9-й кл., 10-й кл., 11-й кл.: учеб. Для общеобразоват .
учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. 7-е изд. –М.: Просвещение, 2010.
23. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа,
2007.
24. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.
25. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».