MI4IINC TEP
C
TB O IIP O CBE IU E HIIfl
MrzuzcrepcrBo o6pasonanLrs.
pr
POC
CI4I4 CK OI4 O EAE PAUI4I4
MonoAexnofi uorzrrrKr4
C
nep4noecrofi o6lacrz
OMC VnpaueHue o6pasoBaHlreM llorescKoro ropoAcKoro oKpyra
MEOy
lIfO
"Cpe4nxx o6qeo6p€BoBareJrbHaf,
rrrKoJra J\b 18"
T.f.,
PaccruorpeHo Ha 3acelankrvr
YreepNAaro
apacona
npelMerHo-MeroAr4qecxoft ra(pe4pLr ecrecrBeHHbx
Arrcrlr4rrnr4 H, MareMarr{ru u un$ opMarv Krd,
TexHoJroruu, Srzszvecr>
vax2023 r.)
PAEOIIAfl fIPOIPAMMA
Kypca BHeypoqnofi AeqreJrbHocrrr <>
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Технология производства на
промышленных предприятиях: физические процессы» для обучающихся 10
класса технологического профиля разработана в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24
сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
-Основная образовательная программа среднего общего образования
(утв. приказом МБОУ ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от
30.08.2023 № 530-Д).
Физика - одна из самых древних наук о природе, содержащая как
фундаментальные знания о существовании и развитии материального мира,
так и наиболее простые и общие представления об окружающей
действительности.
Основной принцип реализации программы профильного обучения –
обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей
познавательные потребности школьников и их профессиональное
самоопределение.
Данный курс внеурочной деятельности - профориентационный.
Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах и
вызывающие познавательный интерес учащихся. Курс "Технология
производства на промышленных предприятиях: физические процессы"
поможет ученику старшей школы увидеть многообразие видов деятельности
на производстве. Связанных с законами физики, оценить собственные знания
предмета, определить свои профильные склонности и интересы и соотнести
их с реальными потребностями регионального и местного рынка труда.
Программа позволяет старшекласснику построить индивидуальную
образовательную траекторию.
Изучение курса «Технология производства на промышленных
предприятиях: физические процессы» направлено на достижение следующих
целей и решение задач:
• освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в
общественном развитии; научной организации производства и труда; методах
творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных
последствий производственной деятельности на окружающую среду и
здоровье человека; путях получения профессии и построения
профессиональной карьеры;
• формирование
умений применять законы физики для объяснения
процессов, протекающих на производстве, в промышленности.
• расширение и углубление представлений о роли механики как одной из
естественнонаучных дисциплин.
• совершенствование методики проведения эксперимента.
• овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных и интерпретации результатов опытов.
• овладение умениями рациональной организации трудовой
деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно
значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями;
• развитие технического мышления, пространственного воображения,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для
решения практических физических задач в сфере технологической
деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования
материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в
процессе коллективной деятельности;
• воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности как
части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и
результатам труда;
• формирование готовности и способности к самостоятельной
деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в
системе непрерывного профессионального образования.
Достижение указанных целей подразумевает решение в процессе
реализации данной программы, следующих задач:
• выявить физические законы, лежащие в основе создания и эксплуатации
технических устройств и сооружений на производстве;
• освоить некоторые методы, применяемые на практике при разработке и
оценке качества технических объектов;
• составить целостное представление о взаимном дополнении процессов
научного и технического прогресса;
• сформировать положительную мотивацию и устойчивый интерес к
физике.
Согласно учебному плану на изучение курса «Технология производства
на промышленных предприятиях: физические процессы» отводится 34 часа.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные:
• формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
• формирование убежденности в возможности познания природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических
умений;
• приобретение
положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать
природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и
интересами;
• приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного
характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
• формирование умения работы в группах.
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства
достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному
плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные:
справочная литература, физические приборы, компьютер;
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
познавательные универсальные учебные действия
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные
понятия;
• строить логичное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
коммуникативные универсальные учебные действия
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
• учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций;
• докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.
Предметные
В результате изучения курса учащиеся должны:
• разбираться в устройстве и принципе работы технических объектах;
• выдвигать гипотезы и объясняющие физические явления;
• уметь
применять физические законы для объяснения принципа работы
технических устройств;
• научиться думать, рассуждать;
• уметь обобщать и делать выводы;
• выступать с сообщениями и докладами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов
на основе эмпирически установленных фактов;
• воспринимать информацию физического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации, критически
оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание курса
1. Введение. Роль техники в жизни общества и каждого
человека. Современное производство.
2. Цикл естественнонаучного познания. Вклад ученых в развитие
прикладных
наук.
Великие
чудеса
техники
на
производстве.
Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический
прогресс общества.
3. Физика на производстве. Грузоподъемные приспособления и
механизмы
(краны,
подъемники,
лебедки,
домкраты,
тали).
Нагрузки фундаментов и несущих конструкций.
4. Моделирование физических процессов. Моделирование физических
законов в работе технических конструкций. Работа с моделью «Колебания
груза на пружине». Моделирование и исследование колебаний пружинного
маятника без учета сопротивления воздуха в ЭТ. Работа с готовой моделью
«Равноускоренное
движение».
Моделирование
и
исследование
равноускоренного движения. Моделирование движения тела под действием
силы тяжести. Моделирование способа подъема груза. Разработка модели
теплового двигателя.
5. Гидропневматика и пневматика на производстве.
6. Электротехника на предприятии. Основы электротехнических законов
и правил. Практикумы «Сборка электроцепей».
7. Физические процессы в станочном оборудовании.
Календарно-тематическое планирование
Кол№ во
часов
Тема занятия
Роль техники в жизни общества и каждого человека. Современное
производство.
Вклад ученых в развитие прикладных наук. Великие чудеса техники на
производстве
Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический
прогресс общества.
Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники,
лебедки, домкраты, тали)
Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники,
лебедки, домкраты, тали)
Нагрузки фундаментов и несущих конструкций.
Экскурсия на предприятие СТЗ
Моделирование физических законов в работе технических конструкций.
Работа с моделью «Колебания груза на пружине»
Практикум. Моделирование физических законов в работе технических
конструкций. Работа с моделью «Колебания груза на пружине»
Моделирование и исследование колебаний пружинного маятника без
учета сопротивления воздуха в ЭТ
Практический эксперимент «Изучение колебаний пружинного
маятника»
Работа с готовой моделью «Равноускоренное движение».
Моделирование и исследование равноускоренного движения
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
Формы
деятельности
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
7
1
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
13
14
1
1
1
15
1
16
1
17
1
18
19
1
1
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
работа
Трение в технических устройствах. Способы уменьшения трения
Грузоподъемность технических средств. Моделирование способа практическая
работа
подъема груза.
Тепловые двигатели. КПД тепловых машин.
Разработка модели теплового двигателя.
20
1
Разработка модели теплового двигателя.
21
22
23
1
1
1
24
1
Гидропневматика и пневматика на производстве
Гидропневматика и пневматика на производстве
Экскурсия в лаборатории ПМТ В.И. Назарова
Электротехника на предприятии. Основы электротехнических законов и
правил
25
1
Практикум. Сборка электроцепей постоянного тока
26
1
Практикум. Сборка цепей постоянного тока
27
1
Практикум. Сборка цепей переменного тока
28
1
Практикум. Сборка цепей переменного тока
29
30
1
1
Физические процессы в станочном оборудовании
Обработка материалов на лазерно-гравировальном станке
31
1
Обработка материалов на лазерно-гравировальном станке
32
1
Физика токарно-фрезерных работ
33
1
Физика токарно-фрезерных работ
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
34
1
Физика на производстве (зачетный урок)
Литература для учителя:
1. Организация профильного обучения в школе. Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко.Ростов - на –Дону, 2006.
2. Межпредметные связи курса физики в средней школе. Ю.И. Дик,
И.К.Турышев. – М.: Просвещение, 1987.
3. Формирование представлений о физике как основе техники. Р.Н.
Щербаков «Физика в школе. № 5. 2005».
4. Физика и научно технический прогресс. Кн. для учителей, под ред. А.Г.
Глазунова, В.Г. Разумовского, В.А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1988.
5. Профессиональная ориентация учащихся на уроках физики. И.А.
Карабанов, В.К. Калоша. – Минск: Народная Асвета, 1983.
6. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе
преподавания физики в старшей школе. Под ред. А.Т. Глазунова, В.А.
Фабриканта. – М.: Просвещение, 1985.
7. Экскурсии по физики в средней школе. В.Г. Сердинский. – М.:
Просвещение, 1990.
8. Техника на уроках физики. М.М. Маркович, П.Я. Уваров. – М.:
Просвещение, 1960.
9. Информация о профессиях и производстве при изучении физики. Журнал
«Физика в школе» - М. : Педагогика, 1991.
10. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.:
Просвещение, 1983.
Литература для учащихся:
1. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения,
8 класс. Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
2. Знаете ли вы физику? Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1992.
3. Краткий справочник по физике. А.С. Енохович. – М.: Высшая школа, 1985.
4. Физика и творчество в твоей профессии. Т.Е. Гнедина – М.: Просвещение,
1988.
5. 100 великих чудес техники. С.А.Мусский. – М.: Вече, 2003.