MrIH{4CTEPCTBO TTPOCBEITIEHUA P OCCI4I4CKOT4 OEAEPArIr4r4 MuHracrepcrBo o6pasonaHLrs.n MonoAex(nofi nonrarLrKtr Cnep4noncxofi o6racrz OMC Ynpaueuze o6pasoBaHr4eM lloneecxoro ropoAcKoro oKpyra MBOy lIfO "Cpe4Hxx o6rqeo6pa3oBareJrbHa-fl rrKora }lb 18" YreepN4aro PaccuorpeHo Ha 3aceranvkr ICOIII rrpeAMerHo-Mero.4r.rqecrofi rca(peApbr ecrecrBeHHbrx .4r.r c rlr4frnlrH, M aTeM aTr4lcz TexHoJrofr4u, $uzuuecxoft MEOY n zn Q <<28>> T.f., Ns 18" opM aTkr Kr{, rynrrypu lIfO (COilI l\e 18) (npororor Jt 4 or Tapacoea er OBX llpu qa2023 r. tras.2023 r.) PAEOIIA.'I ilPOIPAMMA Kypca BHeypoqHofi AeqTeJrbHocTH <@yHnqraoHaJrbHaq f paMoTHocTb qr.rQponaq rpaMorHocrb>> Anr o6yqarcqrrxcr 1 0Kraccos r. florescKofi, 2023 r. : ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Формирование цифровой грамотности» является элективным и предназначен для изучения в10,11 классах. Рабочая программа элективного курса «Цифровая грамотность» составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральной образовательной программы основного общего образования (ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023№370"Обут верждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования" (Зарегистрирован 12.07.2023 №74223). Федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообраз ования(приказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17 декабря 2010 г.№1897); Примерная основная образовательная программа основного общего образованияот8 апреля2015. ООПКГБОУКМККот28августа2015. ПоложениеорабочейпрограммевКГБОУКМККот14.06.2017 Курсрассчитаннавосприятиеучащимисякакс«естественнонаучным»итехнологическим,так и с гуманитарным складом мышления. Наизучениекурсаотводится1часвнеделюдляучащихся10,11классоввтечениигода,ит ого 34часа для учащихся каждого класса. Цели и задачи курса внеурочной деятельности Цель:изучениеосновцифровойграмотностинауровнеосновногообщегообразования Задачи: формированиеосновмировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразви тиянаукиинформатики,достижениямнаучнотехническогопрогрессаиобщественной практики, за счѐт развития представлений об информации как оважнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества,пониманияролиинформационныхпроцессов,информационныхресурсови информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечениеусловий,способствующихразвитиюалгоритмическогомышлениякакне обходимогоусловияпрофессиональнойдеятельностивсовременноминформационно мобществе,предполагающегоспособностьобучающегосяразбиватьсложныезадачин аболеепростыеподзадачи,сравниватьновыезадачис задачами, решѐнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений инавыковработысинформацией,программирования,коммуникациивсовременныхц ифровыхсредахвусловияхобеспеченияинформационнойбезопасностиличностиобу чающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтомправовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжениюобразованиявобластиинформационныхтехнологийисозидательнойде ятельностисприменениемсредствинформационныхтехнологий. Изучениеосновцифровойграмотностиоказываетсущественноевлияниенаформиров аниемировоззренияобучающегося,егожизненнуюпозицию,закладывает основы понимания принципов функционирования и использования 3информационных технологий как необходимого инструмента практически любойдеятельностииодногоизнаиболеезначимыхтехнологическихдостиженийсовр еменной цивилизации. Основные задачи курса«Цифровая грамотность»– сформировать у обучающихся: пониманиепринциповустройстваифункционированияобъектовцифровогоокружен ия,представленияобисторииитенденцияхразвитияинформатикипериодацифровой трансформации современного общества; знания,уменияинавыкиграмотнойпостановкизадач,возникающихвпрактическойде ятельности,дляихрешенияспомощьюинформационныхтехнологий,уменияинавыки формализованногоописанияпоставленныхзадач; базовыезнанияобинформационноммоделировании,втомчислеоматематическоммо делировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; уменияинавыкиэффективногоиспользованияосновныхтиповприкладныхпрограмм (приложений)общегоназначенияиинформационныхсистемдлярешениясихпомощь юпрактическихзадач,владениебазовыминормамиинформационнойэтикииправа,ос новамиинформационнойбезопасности; умениеграмотноинтерпретироватьрезультатырешенияпрактическихзадачспомощь юинформационныхтехнологий,применятьполученныерезультатывпрактическойде ятельности. ОсновнойцельюизучениякурсаостаетсявыполнениетребованийГосударственногоОбразо вательного Стандарта. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА Изучениекурсанаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапредметныхип редметныхрезультатовосвоениясодержанияучебногопредмета. ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения курса «Цифровая грамотность» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотическоговоспитания:ценностноеотношениекотечественномукультурному ,историческомуинаучному наследию, понимание значения цифровой грамотности в жизни современного общества, владение достоверной информацией опередовыхмировыхиотечественныхдостиженияхвобластиинформатикииинформацион ныхтехнологий,заинтересованностьвнаучныхзнанияхоцифровойтрансформациисовреме нного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм сучѐтом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдениеправилбезопасности,втомчисленавыковбезопасногоповедениявинтернетсреде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполненииучебных,познавательныхзадач,созданииучебныхпроектов,стремлениеквзаи мопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовностьоцениватьсвоѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированностьмировоззренческихпредставленийобинформации,информационныхп роцессахиинформационныхтехнологиях,соответствующихсовременномууровнюразвит иянаукииобщественнойпрактикиисоставляющихбазовуюосновудля понимания сущности научной картины мира; интерескобучениюипознанию,любознательность,готовностьиспособностьксамообразов анию,осознанномувыборунаправленностииуровняобучениявдальнейшем; овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмыслени еопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивиду ального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формированиякультурыздоровья:осознаниеценностижизни,ответственноеотноше ние к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и засчѐтосвоенияисоблюдениятребованийбезопаснойэксплуатациисредствинформационн ыхи коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационнымитехнологиями,основанныминадостиженияхнаукиинформатикиинауч но-техническогопрогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтомличныхиобщественныхинтересовипотребностей; 7) экологическоговоспитания:осознаниеглобальногохарактераэкологическихпробле м и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:ос воениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующих ведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественногоповедения,формсоциальной жизнивгруппахисообществах,втомчислесуществующихввиртуальномпространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметныерезультатыосвоениякурса«Цифроваяграмотность»отражаютовладение универсальнымиучебнымидействиями– познавательными,коммуникативными,регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии,классифициров ать,самостоятельновыбиратьоснованияикритериидляклассификации,устанавливатьприч инно-следственныесвязи,строитьлогические рассуждения,делатьумозаключения(индуктивные,дедуктивныеипоаналогии)ивыводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательны хзадач; самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантов решения,выбиратьнаиболееподходящийсучѐтомсамостоятельновыделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательнымсостоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследов ания; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствияваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихр азвитиивновыхусловияхиконтекстах. Работа с информацией: выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи; применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилид анныхизисточниковсучѐтомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев; выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформацию6различных видови форм представления; самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформацииииллюстрирова ть решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оцениватьнадѐжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформулир ованнымсамостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучѐтомзадачпрезентациииособенностейа удиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованиемил люстративныхматериалов. Совместная деятельность(сотрудничество): пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;приниматьцельсовместнойинформационнойдеятельностипосбору,обработке,п ередаче, формализации информации, коллективно строить действия по еѐдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезуль татсовместнойработы; выполнятьсвоючастьработысинформациейилиинформационнымпродуктом,достигаякач ественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординируясвоидействиясдругими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность кпредоставлениюотчѐтаперед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;ориентироватьсявразличныхподходахкпринятиюрешений(индивидуальноепри нятиерешений,принятиерешений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректирова тьпредложенныйалгоритмсучѐтомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте; делатьвыборвусловияхпротиворечивойинформацииибратьответственностьзарешение. Самоконтроль(рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовинформационнойдеятельност и,даватьоценкуприобретѐнномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуац ии; вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступаклюбымобъѐмаминформации. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы курса обучающимися осваиваются умения и знания: Умения - уметьпроверятьдостоверностьинформацииспомощьюметодовзаверенияисравнительн огоанализа; - уметьнаходитьданныевсети,правильноихинтерпретироватьираспознаватьфейк; - уметь создаватьиизменятьцифровойконтент; - уметь использоватьцифровыеинструменты; - уметь грамотноуправлятьинформационнымиресурсами; - уметь безопаснообмениватьсяинформацией; - уметь защищатьустройстваиперсональныеданные; - уметь вырабатыватьвариантыреализациипрограммногообеспечения; - уметь эффективно справляться со своими задачами в любой сфере жизни: грамотноформулироватьцели,расставлятьприоритеты,оцениватьиуправлятьресурсами,р исками,временем Знания - знать видыПОдляобщения,исервисыдлясовместнойработывсети; - знать способысортировкиианализанайденнойинформации; - знать способысозданияиредактированиямультимедийногоконтента; - знать основыинформационнойбезопасности; - знать технологииипроцессыцифровогопроизводства; - знать сферыприменениябольшихданных - знать правилаобщениявсоц.сетях иэтическиенормы; - знать видыответственностизанеправомерныедействиявсети; - знать особенностипроектногоподходакорганизациидеятельности; - знать возможностисовременныхиперспективныхсредствразработкипрограммныхпродуктови техническихсредств. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА Цифровая грамотность и информационная культура. Эволюция информации всовременном мире. Основные понятия и компетенции, лежащие в основе цифровойграмотности. Формирования общей информационной культуры. 8 Проверка фактов ипоискистины– интерпретацияданных.Методыоценкиисточниковинформации. Нормативно-правовыеосновыформированияинформационнойкультуры Искусственныйинтеллект.СистемыискусственногоинтеллектаТехнологииискусственн огоинтеллектаСмежныеобластииспользованияискусственногоинтеллектаМашинноеобу чениеНаукаоданных(DataScience)“Исследовательданных”(Data Scientist). Компьютерныесети.ТипыкомпьютернойсетиВсемирнаяпаутинаПодключениекИнтерн ету Сетевые протоколы, адресация компьютеров по протоколу TCP\IPКоммуникация в интернете. Почтовые сервисы Мессенджеры ЭлектроннаякоммерциявИнтернетеЭлектронныефинансы Облачныетехнологии.Услуги,предоставляемыеоблачнымисистемамиОблачныетехнол огии - обзор решений Работа с документами в облачных технологиях Облачныетехнологииихранениеданных Большиеданные.ОпределениебольшихданныхХарактеристики большихданныхСферыприменения большихданных Нейросетиикоммуникации.ТехнологиинейронныхсетейПринципыихработынейронны х сетей Способы применениянейронныхсетей Социальныесети.ВиртуальноепространствоисоциальныесетиПопулярныемессенджеры Влияниесоциальныхсетейнаэмоциональное,психологическоеифизическоесостояниечел овека.ЭтическиенормыкоммуникацийвсетиОтветственностьзанеправомерныедействияв сети.Правовыеосновы Digital-экология.Интернет-зависимостьЦифровойдетокс. БезопасностьвИнтернете.ЭмоциональныеисоциальныеопасностиИнтернетеКибербулл ингФишингЛайкомания Приватностьвцифровоммире.ПерсональнаяинформацияЦифровойследОвершерингП риватность данных Персональныепомощники.ОпределениеперсональныхпомощниковХарактеристикипе рсональных помощников Сферы применения персональных помощниковУправлениепроектамивITотрасли.СпецификапроектоввобластиИТПрое кт,метод«Водопад»иинструментыдляпланированияпроектамиМетодыуправленияпроек тами Цифровое производство. Влияние цифрового производства на жизнь людей,экономикуи экологию.ERP-системыАвтоматизация предприятия– АСУ Беспилотныйтранспорт.БеспилотныетехнологииОпределениеположения(localization) Предсказание дальнейшего развития событий (prediction) Планированиедействий. ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Тема урока 1. Цифроваяграмотностьиинформационнаякультура 2 Искусственныйинтеллект 3. Компьютерныесети 4 Коммуникациявинтернете 5. Облачныетехнологии 6. Большиеданные 7. Нейросетиикоммуникации 8. Социальныесети 9. Digital-экология 10. БезопасностьвИнтернете 11. Приватностьвцифровоммире 12. Персональныепомощники 13. УправлениепроектамивITотрасли 14. Цифровоепроизводство 15. Беспилотныйтранспорт 16. Итоговоезанятие 17. Итоговоезанятие ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы ПЕРЕЧЕНЬНЕОБХОДИМОГОУЧЕБНОГООБОРУДОВАНИЯ Методическаялитература: Основныеисточники 1.Цифроваяграмотность.Учебник,Издательство:КреативнаяэкономикаАвторы:Сулейманов М.Д.,Бардыго Н.С.Год издания:2019 Электронныересурсы 1. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 322 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=495249 2. Лузин, В.И. Основы формирования, передачи и приема цифровой информации:Учебное пособие / В.И. Лузин, Н.П. Никитин, В.И. Гадзиковский. - М.: СОЛОН-Пр.,2014.-316 с.-Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=493066 3. Цифровой бизнес : учебник / под науч. ред. О.В. Китовой. - М. : ИНФРА-М, 2018. 418с.-Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=905363 4. Цифровая грамотность для экономики будущего / Л.Р. Баймуратова [и др.] ;Аналитический центр НАФИ. - М.:НАФИ, 2018. - 86 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=1031306 Дополнительныеиздания: 1. Цифроваяграмотность,пособие,Автор:к.пед.наук.ДенисДУБОВЕР.Донскойгос ударственный технический университет, Областной центр информационнойграмотности.Ростов-на-Дону, 2019 г. 2. Цифровая грамотность. Секреты успешного поиска и обработки информации,ВладимирЛавров, 2019 3. Цветкова М.С. Информатика: Методическое пособие: метод. пособие для СПО. – М.:ИЦ«Академия»,2019 (1) 4. Информатикаиеѐприменения:научныйжурналРАН 5. Дети и технологии / Т.А. Аймалетдинов [и др.] ; Аналитический центр НАФИ. М.:НАФИ,2018.-72с.-Режимдоступа:https://znanium.com/bookread2.php?book=1031314 6. Партыка, Т.Л. Информационная безопасность : учеб. пособие / Т.Л. Партыка, И.И.Попов. - 5-е изд., перераб. идоп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 432 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=915902 7. Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 186 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=959818 ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ 1.учи.ру:https://uchi.ru 2 яндекс.учебник:https://education.yandex.ru 3 РЭШ:https://resh.edu.ru