Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность. Цифровая грамотность

MrIH{4CTEPCTBO TTPOCBEITIEHUA

P

OCCI4I4CKOT4 OEAEPArIr4r4

MuHracrepcrBo o6pasonaHLrs.n MonoAex(nofi nonrarLrKtr Cnep4noncxofi o6racrz

OMC Ynpaueuze o6pasoBaHr4eM lloneecxoro ropoAcKoro oKpyra

MBOy

lIfO

"Cpe4Hxx o6rqeo6pa3oBareJrbHa-fl rrKora }lb 18"

YreepN4aro

PaccuorpeHo Ha 3aceranvkr

ICOIII

rrpeAMerHo-Mero.4r.rqecrofi rca(peApbr ecrecrBeHHbrx
.4r.r c

rlr4frnlrH,

M

aTeM aTr4lcz

TexHoJrofr4u, $uzuuecxoft

MEOY

n zn

Q

<<28>>

T.f.,

Ns 18"

opM aTkr Kr{,

rynrrypu

lIfO (COilI l\e 18)

(npororor Jt 4 or

Tapacoea

er

OBX

llpu

qa2023 r.

tras.2023 r.)

PAEOIIA.'I ilPOIPAMMA
Kypca BHeypoqHofi AeqTeJrbHocTH <@yHnqraoHaJrbHaq f paMoTHocTb
qr.rQponaq rpaMorHocrb>>

Anr o6yqarcqrrxcr 1 0Kraccos

r. florescKofi, 2023 r.

:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Формирование цифровой грамотности» является элективным и
предназначен для изучения в10,11 классах.
Рабочая программа элективного курса «Цифровая грамотность» составлена в
соответствии с нормативными документами:
 Федеральной образовательной программы основного общего образования
(ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023№370"Обут
верждениифедеральнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 №74223).
 Федеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообраз
ования(приказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот17
декабря 2010 г.№1897);
 Примерная
основная образовательная программа основного
общего
образованияот8 апреля2015.
 ООПКГБОУКМККот28августа2015.
 ПоложениеорабочейпрограммевКГБОУКМККот14.06.2017
Курсрассчитаннавосприятиеучащимисякакс«естественнонаучным»итехнологическим,так и с гуманитарным складом мышления.
Наизучениекурсаотводится1часвнеделюдляучащихся10,11классоввтечениигода,ит
ого 34часа для учащихся каждого класса.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности









Цель:изучениеосновцифровойграмотностинауровнеосновногообщегообразования
Задачи:
формированиеосновмировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразви
тиянаукиинформатики,достижениямнаучнотехническогопрогрессаиобщественной практики, за счѐт развития представлений
об информации как оважнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства,
общества,пониманияролиинформационныхпроцессов,информационныхресурсови
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер
жизни современного общества;
обеспечениеусловий,способствующихразвитиюалгоритмическогомышлениякакне
обходимогоусловияпрофессиональнойдеятельностивсовременноминформационно
мобществе,предполагающегоспособностьобучающегосяразбиватьсложныезадачин
аболеепростыеподзадачи,сравниватьновыезадачис задачами, решѐнными ранее,
определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений
инавыковработысинформацией,программирования,коммуникациивсовременныхц
ифровыхсредахвусловияхобеспеченияинформационнойбезопасностиличностиобу
чающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учѐтомправовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к
продолжениюобразованиявобластиинформационныхтехнологийисозидательнойде
ятельностисприменениемсредствинформационныхтехнологий.



Изучениеосновцифровойграмотностиоказываетсущественноевлияниенаформиров
аниемировоззренияобучающегося,егожизненнуюпозицию,закладывает
основы
понимания принципов функционирования и использования 3информационных
технологий
как
необходимого
инструмента
практически
любойдеятельностииодногоизнаиболеезначимыхтехнологическихдостиженийсовр
еменной цивилизации. Основные задачи курса«Цифровая грамотность»–
сформировать у обучающихся:
 пониманиепринциповустройстваифункционированияобъектовцифровогоокружен
ия,представленияобисторииитенденцияхразвитияинформатикипериодацифровой
трансформации современного общества;
 знания,уменияинавыкиграмотнойпостановкизадач,возникающихвпрактическойде
ятельности,дляихрешенияспомощьюинформационныхтехнологий,уменияинавыки
формализованногоописанияпоставленныхзадач;
 базовыезнанияобинформационноммоделировании,втомчислеоматематическоммо
делировании;
 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
одном из языков программирования высокого уровня;
 уменияинавыкиэффективногоиспользованияосновныхтиповприкладныхпрограмм
(приложений)общегоназначенияиинформационныхсистемдлярешениясихпомощь
юпрактическихзадач,владениебазовыминормамиинформационнойэтикииправа,ос
новамиинформационнойбезопасности;
 умениеграмотноинтерпретироватьрезультатырешенияпрактическихзадачспомощь
юинформационныхтехнологий,применятьполученныерезультатывпрактическойде
ятельности.
ОсновнойцельюизучениякурсаостаетсявыполнениетребованийГосударственногоОбразо
вательного Стандарта.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОКУРСА
Изучениекурсанаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапредметныхип
редметныхрезультатовосвоениясодержанияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития
и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения курса «Цифровая грамотность» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотическоговоспитания:ценностноеотношениекотечественномукультурному
,историческомуинаучному наследию, понимание значения цифровой грамотности в
жизни
современного
общества,
владение
достоверной
информацией
опередовыхмировыхиотечественныхдостиженияхвобластиинформатикииинформацион
ныхтехнологий,заинтересованностьвнаучныхзнанияхоцифровойтрансформациисовреме
нного общества;
2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
сучѐтом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных
поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,

соблюдениеправилбезопасности,втомчисленавыковбезопасногоповедениявинтернетсреде,
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности
при
выполненииучебных,познавательныхзадач,созданииучебныхпроектов,стремлениеквзаи
мопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовностьоцениватьсвоѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированностьмировоззренческихпредставленийобинформации,информационныхп
роцессахиинформационныхтехнологиях,соответствующихсовременномууровнюразвит
иянаукииобщественнойпрактикиисоставляющихбазовуюосновудля
понимания
сущности научной картины мира;
интерескобучениюипознанию,любознательность,готовностьиспособностьксамообразов
анию,осознанномувыборунаправленностииуровняобучениявдальнейшем;
овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмыслени
еопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостиженияиндивиду
ального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры,
в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
5) формированиякультурыздоровья:осознаниеценностижизни,ответственноеотноше
ние к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и
засчѐтосвоенияисоблюдениятребованийбезопаснойэксплуатациисредствинформационн
ыхи коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием
и
информационнымитехнологиями,основанныминадостиженияхнаукиинформатикиинауч
но-техническогопрогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учѐтомличныхиобщественныхинтересовипотребностей;
7) экологическоговоспитания:осознаниеглобальногохарактераэкологическихпробле
м и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:ос
воениеобучающимисясоциальногоопыта,основныхсоциальныхролей,соответствующих
ведущейдеятельностивозраста,нормиправилобщественногоповедения,формсоциальной
жизнивгруппахисообществах,втомчислесуществующихввиртуальномпространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметныерезультатыосвоениякурса«Цифроваяграмотность»отражаютовладение
универсальнымиучебнымидействиями–
познавательными,коммуникативными,регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии,классифициров
ать,самостоятельновыбиратьоснованияикритериидляклассификации,устанавливатьприч
инно-следственныесвязи,строитьлогические

рассуждения,делатьумозаключения(индуктивные,дедуктивныеипоаналогии)ивыводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательны хзадач;
самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантов
решения,выбиратьнаиболееподходящийсучѐтомсамостоятельновыделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательнымсостоянием
ситуации,
объекта,
и
самостоятельно
устанавливать
искомое
и
данное;оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученнуювходеисследов
ания;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствияваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихр
азвитиивновыхусловияхиконтекстах.
Работа с информацией:
выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформацииилид
анныхизисточниковсучѐтомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформацию6различных
видови форм представления;
самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформацииииллюстрирова
ть решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оцениватьнадѐжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформулир
ованнымсамостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличие
и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучѐтомзадачпрезентациииособенностейа
удиторииивсоответствииснимсоставлятьустныеиписьменныетекстысиспользованиемил
люстративныхматериалов.
Совместная деятельность(сотрудничество):
пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешении
конкретной
проблемы,
в
том
числе при
создании
информационного
продукта;приниматьцельсовместнойинформационнойдеятельностипосбору,обработке,п
ередаче,
формализации информации, коллективно строить действия по
еѐдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезуль
татсовместнойработы;
выполнятьсвоючастьработысинформациейилиинформационнымпродуктом,достигаякач
ественногорезультатапосвоемунаправлениюикоординируясвоидействиясдругими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравниватьрезультатысисходнойзадачейивкладкаждогочленакомандывдостижение
результатов,
разделять
сферу ответственности
и
проявлять
готовность
кпредоставлениюотчѐтаперед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять
в
жизненных и
учебных
ситуациях проблемы,
требующие
решения;ориентироватьсявразличныхподходахкпринятиюрешений(индивидуальноепри
нятиерешений,принятиерешений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения),корректирова
тьпредложенныйалгоритмсучѐтомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте;
делатьвыборвусловияхпротиворечивойинформацииибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль(рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовинформационнойдеятельност
и,даватьоценкуприобретѐнномуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшейситуац
ии;
вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в
условиях открытого доступаклюбымобъѐмаминформации.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы курса обучающимися осваиваются умения и знания:
Умения
- уметьпроверятьдостоверностьинформацииспомощьюметодовзаверенияисравнительн
огоанализа;
- уметьнаходитьданныевсети,правильноихинтерпретироватьираспознаватьфейк;
- уметь создаватьиизменятьцифровойконтент;
- уметь использоватьцифровыеинструменты;
- уметь грамотноуправлятьинформационнымиресурсами;
- уметь безопаснообмениватьсяинформацией;
- уметь защищатьустройстваиперсональныеданные;
- уметь вырабатыватьвариантыреализациипрограммногообеспечения;
- уметь эффективно справляться со своими задачами в любой сфере жизни:
грамотноформулироватьцели,расставлятьприоритеты,оцениватьиуправлятьресурсами,р
исками,временем
Знания
- знать видыПОдляобщения,исервисыдлясовместнойработывсети;
- знать способысортировкиианализанайденнойинформации;
- знать способысозданияиредактированиямультимедийногоконтента;

- знать основыинформационнойбезопасности;
- знать технологииипроцессыцифровогопроизводства;
- знать сферыприменениябольшихданных
- знать правилаобщениявсоц.сетях иэтическиенормы;
- знать видыответственностизанеправомерныедействиявсети;
- знать особенностипроектногоподходакорганизациидеятельности;
- знать
возможностисовременныхиперспективныхсредствразработкипрограммныхпродуктови
техническихсредств.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОКУРСА
Цифровая грамотность и информационная культура. Эволюция информации
всовременном мире. Основные понятия и компетенции, лежащие в основе
цифровойграмотности. Формирования общей информационной культуры. 8
Проверка
фактов
ипоискистины–
интерпретацияданных.Методыоценкиисточниковинформации.
Нормативно-правовыеосновыформированияинформационнойкультуры
Искусственныйинтеллект.СистемыискусственногоинтеллектаТехнологииискусственн
огоинтеллектаСмежныеобластииспользованияискусственногоинтеллектаМашинноеобу
чениеНаукаоданных(DataScience)“Исследовательданных”(Data Scientist).
Компьютерныесети.ТипыкомпьютернойсетиВсемирнаяпаутинаПодключениекИнтерн
ету Сетевые протоколы, адресация компьютеров по протоколу TCP\IPКоммуникация
в интернете. Почтовые сервисы Мессенджеры
ЭлектроннаякоммерциявИнтернетеЭлектронныефинансы
Облачныетехнологии.Услуги,предоставляемыеоблачнымисистемамиОблачныетехнол
огии - обзор решений Работа с документами в облачных технологиях
Облачныетехнологииихранениеданных
Большиеданные.ОпределениебольшихданныхХарактеристики
большихданныхСферыприменения большихданных
Нейросетиикоммуникации.ТехнологиинейронныхсетейПринципыихработынейронны
х сетей Способы применениянейронныхсетей
Социальныесети.ВиртуальноепространствоисоциальныесетиПопулярныемессенджеры
Влияниесоциальныхсетейнаэмоциональное,психологическоеифизическоесостояниечел
овека.ЭтическиенормыкоммуникацийвсетиОтветственностьзанеправомерныедействияв
сети.Правовыеосновы
Digital-экология.Интернет-зависимостьЦифровойдетокс.
БезопасностьвИнтернете.ЭмоциональныеисоциальныеопасностиИнтернетеКибербулл
ингФишингЛайкомания
Приватностьвцифровоммире.ПерсональнаяинформацияЦифровойследОвершерингП
риватность данных
Персональныепомощники.ОпределениеперсональныхпомощниковХарактеристикипе
рсональных
помощников
Сферы
применения
персональных
помощниковУправлениепроектамивITотрасли.СпецификапроектоввобластиИТПрое
кт,метод«Водопад»иинструментыдляпланированияпроектамиМетодыуправленияпроек
тами
Цифровое производство. Влияние цифрового производства на жизнь
людей,экономикуи экологию.ERP-системыАвтоматизация предприятия–
АСУ
Беспилотныйтранспорт.БеспилотныетехнологииОпределениеположения(localization)
Предсказание дальнейшего развития событий (prediction) Планированиедействий.

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

1.
Цифроваяграмотностьиинформационнаякультура
2
Искусственныйинтеллект
3.
Компьютерныесети
4
Коммуникациявинтернете
5.
Облачныетехнологии
6.
Большиеданные
7.
Нейросетиикоммуникации
8.
Социальныесети
9.
Digital-экология
10. БезопасностьвИнтернете
11. Приватностьвцифровоммире
12. Персональныепомощники
13. УправлениепроектамивITотрасли
14. Цифровоепроизводство
15. Беспилотныйтранспорт
16. Итоговоезанятие
17. Итоговоезанятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

ПЕРЕЧЕНЬНЕОБХОДИМОГОУЧЕБНОГООБОРУДОВАНИЯ
Методическаялитература:
Основныеисточники
1.Цифроваяграмотность.Учебник,Издательство:КреативнаяэкономикаАвторы:Сулейманов
М.Д.,Бардыго Н.С.Год издания:2019
Электронныересурсы
1. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 322 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=495249
2. Лузин, В.И. Основы формирования, передачи и приема цифровой
информации:Учебное пособие / В.И. Лузин, Н.П. Никитин, В.И. Гадзиковский. - М.:
СОЛОН-Пр.,2014.-316 с.-Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=493066
3. Цифровой бизнес : учебник / под науч. ред. О.В. Китовой. - М. : ИНФРА-М, 2018. 418с.-Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=905363
4. Цифровая грамотность для экономики будущего / Л.Р. Баймуратова [и др.]
;Аналитический центр НАФИ. - М.:НАФИ, 2018. - 86 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=1031306
Дополнительныеиздания:
1. Цифроваяграмотность,пособие,Автор:к.пед.наук.ДенисДУБОВЕР.Донскойгос
ударственный
технический
университет,
Областной
центр
информационнойграмотности.Ростов-на-Дону, 2019 г.
2. Цифровая грамотность. Секреты успешного поиска и обработки
информации,ВладимирЛавров, 2019
3. Цветкова М.С. Информатика: Методическое пособие: метод. пособие для СПО. –
М.:ИЦ«Академия»,2019 (1)
4. Информатикаиеѐприменения:научныйжурналРАН
5. Дети и технологии / Т.А. Аймалетдинов [и др.] ; Аналитический центр НАФИ. М.:НАФИ,2018.-72с.-Режимдоступа:https://znanium.com/bookread2.php?book=1031314
6. Партыка, Т.Л. Информационная безопасность : учеб. пособие / Т.Л. Партыка,
И.И.Попов. - 5-е изд., перераб. идоп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 432 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=915902
7. Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 186 с. Ссылка:https://znanium.com/bookread2.php?book=959818
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1.учи.ру:https://uchi.ru
2 яндекс.учебник:https://education.yandex.ru
3 РЭШ:https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».