Рабочая программа учебного курса Индивидуальный проект

MI4H.I4

C

TE

PC

TB O tIP O CB

E

Iq

E

HII

Jf, P O C

CUfr CK OIZ O N4E PAIII,TI4

MzHzcrepcrBo o6pasona ;eufl n MonoAelKnoft uonzruKuT Cnep4loncrcoft o6nacru
OMC Vnpannenue o6paroBaHI4eM llonescroro ropoAcKoro oKpyra

MBoy

rlfo "cpe4nxx o6rqeo6pa3oBarerrbHar

ruKorra J\b 1g"

PaccuorpeHo Ha 3ace4altrn

YrnepNlaro

rrpeAMerHo-MeroALrqecroft xa(peAprr ecrecrBenHBrx
Alrcuu[nr,rH, MareMarvxu ra unQopMarr.rrr{,

Ar.rpeKTop

apacona
.}\l'e

T.f.,
18"

rexHonoruu, Szsravecnofi rynrryprr u OEX

MBOy

2023 r.

II|O (COIII J\b 18))

(uporoxon

Jtlb

4 or

<<28>>

vras 2023 r.)

PAEOqA.fl IIPOTPAMMA

y.re6noro Kyp ca <>
4nx o6yraroqr4xc.rr 1 Oxlaccon

r. ffo"rrencrcofi, 2023 r.
i

I

I

I
i

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для обучающихся
10 класса социально-экономического и технологического профиля разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014
г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2023 № 530-Д).
Общая характеристика элективного курса
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования,
проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство
современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие
проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной
деятельности.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из
жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые,
которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся
различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его
конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности
обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование
ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной,
коммуникативной и информационной.
Индивидуальный проект обучающихся регулирует деятельность по организации
работы обучающихся над индивидуальным проектом в соответствии с ФГОС СОО,
определяет виды проектов и критерии оценивания результатов проектной деятельности.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности обучающихся и направлена на повышение качества
образования в частности создания условий для формирования метапредметных
компетенций обучающихся и профессионального самоопределения.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.
Цель- организация деятельности обучающихся над подготовкой индивидуального
проекта, создание условий для самостоятельного определения индивидуальной
образовательной и профессиональной траектории развития, умения выстраивать
алгоритм реализации индивидуального проекта и достижения запланированных
результатов.
Задачи:
• развитие навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления у обучающихся;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

•
•

•

•
•

•
•
•

формирование способности к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности у обучающихся;
формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
развитие умений у обучающихся ставить цели и формулировать гипотезу
исследования, планировать работу, выбирать и интерпретировать необходимую
информацию, структурировать и аргументировать результаты исследования на
основе собранных данных;
развитие у обучающихся умений применять методы, технологии и формы
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико-ориентированных результатов образования;
формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и презентации
результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы с применением
современных информационно-коммуникационных средств;
приобретение обучающимися опыта участия в различных формах организации
учебно-исследовательской и проектной деятельности, возможность получения
практико-ориентированного результата;
формирования у обучающихся умения определять и реализовывать практическую
направленность проводимых исследований;
развитие у обучающихся научного типа мышления, компетентности в предметных
областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Содержание элективного курса представлено современной модульной системой
обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности
путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Программный материал
отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного
процесса, содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной
дидактики и возрастной психологии и направленно на решение задач по реализации
требований ФГОС СОО в полном объеме.
Программа курса представлена модулями, освоение которых в полном объеме
позволит сопроводить подготовку и реализацию обучающимися индивидуального проекта,
а также подготовить его к защите. Форма защиты и процедура оценивания
индивидуального проекта регламентируется соответствующим локальным актом
образовательной организации.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся
используются следующие принципы организации данного процесса:
Принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования
только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте.
Именно такая деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу
мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Возможность
приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает ученику
необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится
появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и
воплощаются в новые исследования. Таким образом, учебная активность приобретает
непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная деятельность школьника
позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и
педагогами, он становится партнером взрослого.
Принцип доступности исследования. Занятие проектной и учебно-исследовательской
деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это
происходит зачастую на высоком уровне трудности. Но понятие «высокий уровень
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному
ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно
сложно и непонятно, для другого — просто и доступно.
Принцип естественности. Тема исследования, за которую берется школьник, не
должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной
и настоящей. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее
самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи
взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения
проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Принцип наглядности или экспериментальности. В исследовательской деятельности
человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других
анализаторов. Таким образом, принцип наглядности — достаточно широкое понятие и
выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и
позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые
он изучает в качестве исследователя.
Принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования
(проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться
и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена
поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Это возможно только в том случае,
если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки,
сформулированные взрослым, а плод раздумий ученика. Осмысление проблемы
происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть
причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими
словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную
теорию для объяснения частных явлений, неожиданных результатов, полученных в ходе
исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной
мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение.
Именно процесс осмысления исследования дает ученику осознанность выполняемого им
действия и формирует умение совершать логические умственные операции, формирует
способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.
Принцип культуросообразности. Воспитание у ученика культуры соблюдения
научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его
решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом
творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование чтото свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что
позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии:
• словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление
учащегося с докладом);
• наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач,
правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
• практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений
прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской
деятельности);
• логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
• проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический
метод, исследовательский метод);
• методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными
действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с
учебником, с Интернет источниками, навыки решения учебной проблемы (проверка
гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности,
составление презентации и её защита).
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Формы организации деятельности: лекция, урок – исследование, урок открытых –
мыслей, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок – экспертиза, практические
занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия, урок –
защита исследовательских проектов, урок – дискуссия, конференция, круглый стол,
интеллектуальные игры.
Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким
образом:
- обучающиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения
исследования;
- обучающиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи,
выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;
- обучающиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и
источниками;
- обучающиеся приобретают навык управления процессом собственного
исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения
проблемы, защите результатов исследования;
- в области коммуникативной компетенции обучающиеся овладевают основными
типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей,
соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.
Место учебного курса в учебном плане
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 1 год
обучения, для обучающихся 10 класса СЭП и ИТП в объеме 1 час в неделю, 34 часа в
год.
Результатом освоения элективного курса является представление обучающимся
итогового индивидуального проекта по выбранной тематике (промежуточная
аттестация). Проект может быть только индивидуальным, защита проекта (исследования)
является обязательной. Выполнение индивидуального проекта, обязательно для каждого
обучающегося.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных обучающимися в ходе освоение междисциплинарных учебных
программ.
Проект
может
носить
предметную,
метапредметную,
межпредметную
направленность. Проектные задания, цели и средства должны быть четко
сформулированы, составлена программа действий работы над индивидуальным
проектом и согласована с научным руководителем. Индивидуальный проект защищается
в присутствии комиссии.
Тема проекта, руководитель, а также сроки и порядок представления/защиты
проекта, критерии защиты проекта устанавливаются приказом директора школы и
регулируются Положением об индивидуальном проекте.
Планируемые результаты освоения элективного курса
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета :
личностным, метапредметным, предметным.
1.1.Личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
– сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру,
– способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
2. Метапредметные результаты
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

2.1.1. Коммуникативные
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
– умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
– владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В результате освоения учебного курса у обучающегося сформируются:
– навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;
– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
– навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя
знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
– способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать
работу, выбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать
и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
– системные представления и опыт применения методов, технологий и форм
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения
практико- ориентированных результатов образования;
– навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов
исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социально значимой проблемы;
– навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проект- ной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические
конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы),
возможность получения практико-ориентированного результата;
– умения определять и реализовывать практическую направленность проводимых
исследований;
– научный тип мышления, компетентности в предметных областях, учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные результаты освоения курса
Планируемые предметные результаты
Тематический
Выпускник получит возможность
блок/модуль
Выпускник научится
научиться
10 класс
За курс обучения

• планировать и выполнять учебное
исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приемы,
адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы,
релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы,
ответы на которые могут быть получены
путем научного исследования; отбирать

• самостоятельно задумывать, планировать
и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проекты;
• использовать
догадку,
озарение,
интуицию;
• использовать такие естественно-научные
методы и приемы, как абстрагирование от
привходящих
факторов,
проверка
на
совместимость
с
другими
известными

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Планируемые предметные результаты
Тематический
Выпускник получит возможность
блок/модуль
Выпускник научится
научиться
адекватные
методы
исследования,
формулировать
вытекающие
из
исследования выводы;
• применять
такие
математические
методы и приемы, как абстракция и
идеализация,
доказательство,
доказательство
от
противного,
доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные
рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать
такие
естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение,
постановка
проблемы,
выдвижение
«хорошей
гипотезы»,
эксперимент,
моделирование,
использование
математических моделей, теоретическое
обоснование,
установление
границ
применимости модели/теории;
• использовать
некоторые
методы
получения
знаний,
характерные
для
социальных
и
исторических
наук:
постановка проблемы, опрос, описание,
сравнительное историческое описание,
объяснение, использование статистических
данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать языковые
средства,
адекватные
обсуждаемой
проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и
оценок,
критически
относиться
к
суждениям,
мнениям,
оценкам,
реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь
научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении,
распространении и применении научного
знания.

факторами;
• использовать такие
математические
методы и приемы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать
некоторые
методы
получения
знаний,
характерные
для
социальных
и
исторических
наук:
анкетирование,
моделирование,
поиск
исторических образцов;
• использовать
некоторые
приемы
художественного познания мира: целостное
отображение
мира,
образность,
художественный
вымысел,
органическое
единство общего особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать
свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за
достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать
не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие
школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта
сфере, формирование умения сотрудничать и работать самостоятельно, уяснение
сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая
рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности .
Содержание элективного курса
I. Введение
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и
его понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного
курса «Индивидуальный проект».
Виды проектных и исследовательских работ. История технологии проектов.
Типовая классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования.
II. Организационные основы индивидуального проекта
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Классификация
проектов (по доминирующей деятельности учащихся, характеру контактов,
продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта.
Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания проектной
деятельности.
III. Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной)
деятельности, творчества
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной)
деятельности.
Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи
проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского
поиска.
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема
исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы.
Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования.
Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического
исследования. Статистические методы и средства формализации.
Тема исследования, актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет,
цель, задача, эмпирические методы, теоретические методы, методы диагностики,
объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы, метод изучения
продуктов деятельности, статистические методы. Вариативность поиска и
обработки информации. Виды информации, методы поиска информации. Этические
законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
IV. Оформление исследовательского проекта
Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных
работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного
листа.
Основная часть работы. Выводы (заключения).
Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.
V. Этапы работы над проектом (практические занятия)
1. Выбор темы. Составление плана работы над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.
3. Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).
VI. Защита исследовательского проекта
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности
подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления.
Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных
работ. Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет,
статья. Виды презентаций проектов.
VII. Анализ ошибок
«Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной
этике, межличностное общение и коммуникативные навыки.
Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Вербальное общение.
Технология коммуникации. Основные стили в общении. Рефлексия.
Тематическое планирование
№

Название раздела (блока)

Кол-во

часов

на Из

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

них

кол-во

часов,

п/п

1
2
3

4
5
6

7

изучение
(блока)
Введение
Организационные
основы
индивидуального проекта
Методология проектирования,
учебно-исследовательской
(научной)
деятельности,
творчества
Оформление
исследовательского проекта
Этапы работы над проектом
Защита
исследовательского
проекта
(промежуточная
аттестация)
Анализ ошибок
Всего

раздела отведенных на практическую
часть и контроль
исслед. деят-ть
практич
работа
2
4
6

3

1

6

2

2

6
6

1

4
6

4
34

1
7

1
14

Календарно-тематическое планирование
№

Кол-во
часов Тема урока

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

Дата
Примечание
проведения
По
По
плану факту

Введение (2 часа)
Организация
работы
учебного
курса.
Определение понятия «проект» и его понятийносодержательные элементы.
Типовая классификация проектов в соответствии
с требованиями ФГОС
среднего общего образования и Положением об
индивидуальном проекте в образовательной
организации.
Организационные основы индивидуального проекта (4 часа)
Основные требования к проекту. Структура
учебного проекта.
Циклограмма работы над проектом.
Формы продуктов проектной деятельности.
Паспорт проекта. Оформление проектной папки.

Виды презентации.
Система оценивания проектной деятельности.
Методология проектирования учебно-исследовательской (научной) деятельности,
творчества (6 час)
7
1
Тема исследования. Актуальность проекта.
Противоречия и проблемы.
8
1
Основные понятия: проблема, предмет и цель
исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета
и цели исследования.
9
1
Определение
гипотезы,
цели
и
задач
исследования
6

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25-26

2

27-28

2

29-30

2

31

1

Виды гипотез, их формулировка, взаимосвязь с
темой, целью, задачами проекта, предметом и
объектом исследования
Исследовательские методы и методики. Методы
теоретического и эмпирического исследования.
Практическое занятие.
Применение методов исследования (опрос,
беседа, тестирование, наблюдение, диагностика,
изучение продуктов деятельности человека,
эксперимента)
Оформление исследовательского проекта (6 час)
Правила
оформления
письменных
работ
учащихся.
Основные требования к структуре работы.
Оформление титульного листа.
Структура
раздела «Введение». Основные требования и
приемы оформления
Правила оформления основной части работы.
Правила
оформления
текстуальной
части
письменных работ (шрифт, нумерация, таблицы,
формулы, числовые величины)
Правила оформления раздела «Заключение»
Оформление списка литературы.
Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц,
формул. Правила оформления иллюстративного
материала (чертежи,
графики,
фотографии,
рисунки,
схемы,
диаграммы)
Практическое занятие. Правила оформления
проектной работы
Этапы работы над проектом (6 час)
Выбор темы. Составление плана работы над
проектом. Приемы работы с научной литературой
и первоисточниками.
Работа с понятийным аппаратом проекта в
соответствии с выбранной темой.
Опытно-экспериментальная и исследовательская
деятельность.
Практическое занятие.
Пробное моделирование учебного проекта
Подготовка текста выступления. Общие правила
защиты проекта.
Практическое занятие.
Отработка этапов работы над проектом
Защита исследовательского проекта (6 час)
Предварительная защита проекта
Коррекционная
работа
по
итогам
предварительной защиты
Защита проектов учащихся и оценка их работ
членами комиссии
Анализ ошибок (5 час)
«Подводные
камни»
защиты
проекта,
психологическая помощь.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Промежуточная
аттестация

32

1

33

1

34

1

Научная этика.
Межличностное общение и коммуникативные
навыки.
Невербальное
общение
и
проблема
эмоционального
самовыражения. Вербальное общение.
Практическое занятие.
Технология коммуникации. Основные стили в
общении. Рефлексия

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Интернет-материалы
2. Компьютер
3. Проектор
4. Техническое оборудование
5. ШБЦ
1. e-science.ru Портал естественных наук.
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
4. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
5. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
6. www.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека
7. www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность,
качество, эффективность
8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР)
10. http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании"
11. http://postnauka.ru/. Интернет-проект о современной фундаментальной науке.

Требования к проектной работе
Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата,
А4 через интервал (множитель 1,15).
Кегль шрифта основного текста работы должен быть 14 пункта, ненаклонный.
Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура
шрифта —TimesNewRoman.
Работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не более 15 страниц.
Размер полей: верхнее – 2см; нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое –1 см. Абзацы в тексте
начинаются отступом, равным 1.25 см.
Текст должен быть выставлен по ширине. Все заголовки выставляются по середине.
Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Номера страниц проставляются
в правом нижнем углу страницы.
Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов
текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п.
В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением
общепринятых (табл., рис., стр., т.к., т.д)
В конце работы приводится список используемой литературы.
Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и
источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа
страниц.
В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник. Возможно
использование сведений из Интернета, но они должны быть дозированы, а в самой работе
обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты.
В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы,
рисунки, графики, схемы и т. д.
Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются
в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Приложения нумеруются в порядке их использования и озаглавливаются.
Все материалы проектной работы помещаются в папку-скоросшиватель.
Образцы оформления используемой литературы
Образец оформления Нормативно-правовых документов
1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст. – М.: Эксмо, 2018. – 316 с.
2. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая): офиц. текст (с изм. и доп. от 11 февраля
2018 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2018. - № 7 - Ст. 609.
Образец оформления статей из журналов
1. Трифонова И.В. Вариативность социальной интерпетации феномена старения //
Клиническая геронтология. – 2017. – № 10. – С. 86.
Образец оформления книг
1. Адмакин, В.В. Условия применения композитов / В.В. Адмакин. – Красноярск: Изд-во
МГПУ, 2016. – 128 с.
Образец оформления электронных источников
1. Всероссийский банк учебных материалов; [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://referatwork.ru.(Дата обращения: 16.02.2019 г.).
2. Крохин Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс] http://www.architechos.ru/restovrat.htm.(Дата обращения: 16.02.2019 г.).
Требования к оформлению презентаций
Оформление титульного слайда
Название образовательного учреждения, где выполнялась работа (название учреждения
по уставу, размер шрифта – не менее 24 пт).
Название проекта (не менее 28 пт, полужирный без точек, без кавычек, без
сопроводительного текста).
Общие требования к оформлению презентации
Единый стиль оформления. На слайдах поля, не менее 1 см с каждой стороны. «Светлый
текст на темном фоне» или «темный текст на светлом фоне». Допускаемый размер шрифта –
не менее 20 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
Общий объём слайда – не более 15 строк текста.
Общие требования к оформлению рисунков
Не более 2 рисунков на одном слайде. Нельзя совмещать статические и динамические
рисунки.
Все рисунки имеют:
• сквозную нумерацию;
• название;
• при необходимости сопроводительный текст не более двух строк.
Повышения эффективности учебных материалов презентации с помощью цвета
Не более трех цветов и неограниченное количество оттенков этих цветов. Холодные
цвета вызывают торможение и снижение эффективности умственной деятельности. Теплые
цвета улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.

•
•
•
•
•
•

Кодирование элементов информации цветом
Цвет передает информацию о состоянии объекта:
Гипертекст
Выделение функциональных зон
Маркировка тематической принадлежности
Статус отдельного элемента
Предупреждающая информация
Выделения терминов и понятий

Критерии оценивания
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Оценка процесса подготовки и реализации ИИП руководителем
ФИО обучающегося ___________________________________________

Коммуникативные
УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Крите
рии

Индикаторы
Учащийся способен:
• ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения поставленных задач;
• составлять план выполнения проекта;
• корректировать свой план по ходу деятельности на основе анализа
изменений ситуации;
• сверять свои действия с целью и при необходимости самостоятельно
исправлять ошибки
• определять вместе с руководителем критерии оценки результатов своей
проектной деятельности
• контролировать процесс выполнения задания и качество его выполнения;
• оценивать продукт своей деятельности по разработанными совместно с
руководителем критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• выявлять позитивные и негативные факторы, повлиявшие на выполнение
задания;
• соотносить реальные и планируемые результаты проектной деятельности и
делать выводы
ИТОГО
Учащийся способен:
• Находить в тексте требуемую информацию;
• обрабатывать информацию (группировка, схематизация, упрощение и
символизация, визуализации);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать выводы своими аргументами или полученными данными;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
определять способ проверки достоверности информации;
• преобразовать известное с получением нового результата, нового взгляда на
известное;
• устанавливать новые связи и отношения;
• выдвигать и проверять новые идеи;
• интерпретировать и оценивать (результаты, суждения);
• переносить знания и способы действий на новые объекты, новые области
знания
• определять необходимые ключевые слова и запросы при подборе
информации через информационные системы;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективности результатов поиска
ИТОГО
Учащийся способен:
• корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль;
• критически относиться к собственному мнению, признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
• подбирать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
• осуществлять поиск и использование информационных ресурсов,
необходимых для эффективного решения поставленных задач при помощи
ИКТ;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Оценка
руководи
теля

• использовать компьютерные технологии для набора и оформления текста;
• использовать компьютерные технологии для создания презентации, видео
роликов, аудио файлов и т.д.
ИТОГО
ФИО руководителя: _________________/ _______________________
Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в достаточной
мере, «1» - показатель представлен частично, «0» - показатель не представлен.
Максимальное количество баллов (60 баллов):
Регулятивные УУД – 24 балла
Познавательные УУД – 24 балла
Коммуникативные УУД – 12 баллов

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».