Учебный курс Политические и социально-экономические процессы в обществе

MI4III4

C

TEP

C

TB O IIP O C BE

MunucrepcrBo o6pasonanus

r4

UIEHI4fl

POC

CIIfr CKOfr

.D E

AEP

AIII4I4

o6nacrn
MoJroA€Nnofi [oJrr4TLrKr4 ceep4noncrofi

oMCYupanrrerrueo6pasoBailL'ifl.floJleecxofofopoAcKo|ooKpyfa
MEoyilfo',Cpe4rrxxo6uteo6pa3oBaTeJlbHa-[IuKoJIaNsl8''

YrnepNAaro

PaccuorPeno Ha 3aceg.arrr4Yr
npeAMerHo-MeroAr4qecroft r>
KJIaccoB
.qnx o6Yraroql4xcs 10-11

r. flo.neecrcofi, 2023

r'

B

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Политические и социально-экономические
процессы в обществе» на уровне среднего общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ»
Место курса «Политические и социально-экономические процессы в
обществе» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, вкладом в становление личности молодого
человека. Учебный курс представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом, дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о
важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее
развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими
источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами.
Программа рассматривает деятельность некоторых исторических деятелей,
общественных групп и политических общностей, которые повлияли на судьбы
других людей и государства в целом.
Актуальность определяется важностью изучения исторических событий,
персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение
– подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Основная идея
программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение,
дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения
выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как
трудные. Рабочая программа элективного курса разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, историко-культурного стандарта.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ
И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ»
Курс расширяет и дополняет школьное историческое образование,
способствует
формированию и развитию личности школьника на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Курс помогает в формировании у обучающихся

целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире.
Цели курса:
⎯
осмысление роли определенных исторических событий в судьбе
России;
⎯
осознание роли личности в истории;
⎯
изучение различных точек зрения по поводу деятельности отдельных
личностей в конкретный исторический период;
⎯
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
⎯
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать
собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести
дискуссию.
Задачи курса:
⎯
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
⎯
рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории
Российского государства;
⎯
развивать умения составлять характеристику исторического события;
⎯
давать оценку историческим явлениям и оценку деятельности личности
в истории;
⎯
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории России;
⎯
воспитывать патриотические чувства.
Особенности изучения:
⎯
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых
вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
⎯
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
⎯
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
⎯
актуализация ранее изученного материала.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем всего курса составляет 68
часов. Программа является предметной, она дает возможность получения
дополнительных научных знаний для изучения курса истории и расширяет базовый
уровень подготовки, который реализуется в 10-11 классе по «Истории». Программа
ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено
использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита
рефератов, создание презентаций. Курс завершается защитой проектных работ по

одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и
групповым.
Предполагается сочетание индивидуальной и парной форм работы. Программа
предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций
(лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов
и др.). Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение
доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и
демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В
ОБЩЕСТВЕ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данный курс позволит сформировать навыки систематизации теоретического
материала в графическом виде, в виде таблиц и схем, развивать у учащихся
умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными
вопросами. Значительное внимание уделено системному изложению учебного
материала. При изучении курса предполагается использование цивилизационного,
антропологического,
культурологического
подходов,
используемых
в
исторической науке. Содержание программы соответствует познавательным
возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы,
используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую
педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Выпускник научится:
⎯
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
⎯
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц;
⎯
определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов;
⎯
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
⎯
представлять культурное наследие России и других стран;
⎯
работать с историческими документами;
⎯
сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику;
⎯
критически анализировать информацию из различных источников;

соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
⎯
использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
⎯
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
⎯
составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
⎯
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
⎯
читать легенду исторической карты;
⎯
владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
⎯
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
⎯
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
⎯
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ
века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Предметными результатами
⎯
сформированность представлений о современной исторической науке,
ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
⎯
владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
⎯
сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
⎯
владение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
⎯
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
Личностные результаты:
⎯
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение
гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и
свобод человека;
⎯
осмысление
социально-нравственного
опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
⎯
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
⎯

⎯
способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность, учебную, общественную и др.;
⎯
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
⎯
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
⎯
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
и др.
Предполагается, что в результате изучения истории в школе учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями.
⎯
Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические
рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать
последовательность и длительность исторических событий.
⎯
Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
⎯
Работа с историческими источниками: читать историческую карту с
опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
⎯
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об
исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни,
занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций
учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание
исторических объектов, памятников.
⎯
Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт
источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие
явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и
явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
⎯
Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий
и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять
(аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям в истории и их оценку.

⎯
Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять
исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных
событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и
культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Выпускник получит возможность научиться:
⎯
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
⎯
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры;
⎯
определять место и время создания исторических документов;
⎯
проводить отбор необходимой информации и использовать
информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической
деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
⎯
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
⎯
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения
социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и
революций;
⎯
использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
⎯
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков и др., заполнять контурную карту;
⎯
соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века;
⎯
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
⎯
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников,
знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
⎯
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
⎯
применять полученные знания при анализе современной политики
России;
⎯
владеть элементами проектной деятельности.
Система оценки достижений учащихся и инструментарий для оценивания
результатов.
Формы контроля:

⎯
Накопительный (ученик собирает материалы необходимые для ЕГЭ и
результаты своих достижений)
⎯
Разовый (зачет)
Методы контроля:
⎯
Тест
⎯
Контрольная работа
⎯
Отчет
⎯
Творческая работа
⎯
Выступление на семинарах.
⎯
Проектная работа
Способы оценивания:
⎯
⎯
⎯

Контрольная работа в формате ЕГЭ
Итоговый контроль проводится в форме зачета
Проектной работы (индивидуальной /групповой)
СОДЕРАЖАНИЕ КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ»

10 КЛАСС
Россия в годы «великих потрясений».

1
командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах,
взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение.
Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в
составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения
в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.
Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики.
Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и
восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и
создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность.
Введение государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в
деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического
кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к
усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.
«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.
Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы».
Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.

Великая российская революция 1917 г.

Р
революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои,
политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и
хронология революции 1917 г. Февраль — март: восстание в Петрограде и падение
монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри
страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная
эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна —
лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во
главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная
Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества.
Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю):
свержение Временного правительства и взятие власти большевиками
(«октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков
и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков

Д
армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от
финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания

С
борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного
хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России
1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной
1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный
Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов
сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской
Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Г ражданская война как
общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные
события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских
сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч,
Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в
Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции.

Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная трудовая
повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых
эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи.
Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и
ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней
Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии
Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос
о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов
России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние
отголоски
Гражданской
войны
в
регионах
в
конце

1921—1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного
коммунизма».
«Несвоевременные
мысли»
М.
Горького.
Создание
Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация
и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План
монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание
«Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков.
Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация
сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.
Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный
транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряжённости в деревне Кустарные промыслы как средство выживания. Голод,
«черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности.
Влияние военной обстановки на психологию населения.
Советский Союз в 1920-1930-е гг. СССР в годы нэпа. 1921-1928 гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод
1921-1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление
верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в
Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ
большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической
политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в
деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа 1922- 1924 гг. Создание Госплана и разработка
годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения
научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания
«Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. - Герой социалистического труда). Предпосылки и
значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в
Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е
гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно- территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация
небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической
системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках
современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного
аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции
внутри ВКП (б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение
рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодёжная политика. Социальные
«лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства.
Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры

по
сокращению
безработицы.
Положение
бывших
представителей
«эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и
бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача
земли в аренду.
Советский Союз в 1929-1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного
администрирования.
Форсированная
индустриализация:
региональная
и
национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров.
Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной
торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной
системы. Коллективизация сельского хозяйства и её трагические последствия.
«Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации.
Голод в СССР в 1932-1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие
стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой.
Горьковский автозавод. сталинградский и Харьковский тракторные заводы,
Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.
Милитаризация
народного
хозяйства,
ускоренное
развитие
военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение
СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и
противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые
«культы» представителей советской элиты и региональных руководителей.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы
госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры.
Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля
над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии
1937-1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне
регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей.
ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его
контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в
освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная
политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936
г.
Культурное пространство советского общества в 1920-1930-е гг.
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего
уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое
чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали.
Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники.
Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое
движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.

Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский
авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность
Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая
академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека».
Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и
советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток.
Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды лётчиков. Эпопея
«челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.
Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде
советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод.
Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в
1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ,
ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной
техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения.
Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению
периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в
город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная
проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы
быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в
городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги.
Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в
СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства
колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920-1930-е годы. Внешняя политика: от курса
на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема
«царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции.
«Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы
мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в
Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на
озере Хасан, реке Халхин- Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства и освоения новой техники.

Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных
тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной
изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в
1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной
Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия.
«Зимняя война» с Финляндией.
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Первый период войны (июнь 1941 - осень 1942 гг.). Вторжение. План
«Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и
её сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов
- всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе
войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного
комитета обороны. И. В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль партии в
мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения.
Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады
Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов
«молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск:
Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в
контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные
операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Неудача Ржевско- Вяземской
операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда.
Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога
жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий,
населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и
транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост».
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря
уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР.
Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над
заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение
культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в
нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в
ходе войны (осень 1942 - 1943 гг.). Сталинградская битва. Германское наступление
весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ.
Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки
под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром
окружённых под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной
Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал
немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью.
Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы.
Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.

Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом — осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического
сопротивления Ленинграда. Развёртывание массового партизанского движения.
Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и
подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы,
причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из
советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия.
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и
пособниками оккупантам в 1943-1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла.
«Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и
подростков
в
промышленном
и сельскохозяйственном
производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные
взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного
времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне.
Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная
дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах.
Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные
меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война»
— призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники,
учёные в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых
концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет.
Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол
митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение
представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с
союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а
также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой
войны (1944 - сентябрь 1945 гг.). Завершение освобождения территории СССР.
Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в
Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и
войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и
окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин.
Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после её
окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944-1945 гг. Восстановление хозяйства в освобождённых
районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и
нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных
народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г.

Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945
г.: основные решения и дискуссии. Обязательство
Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба
послевоенной
Германии.
Политика
денацификации,
демилитаризации,
демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций.
Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в
Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные
бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия.
Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки
«холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение
главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад
СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери.
Изменения политической карты Европы.
11 класс
Апогей и кризис
сталинизм» (1945-1953

советской

системы.

1945-1991

гг.

«Поздний

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии
страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы.
Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей
«пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и
решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и
приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала
страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной
национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их
размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его
значение.
Начало
гонки
вооружений.
Положение на послевоенном
потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая
торговля. Голод 1946-1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы
(1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с
«космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.
Т. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления
разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный
центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в
«старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене.
Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План

Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии».
Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией.
Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание
Организации Варшавского договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках
современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х - первая половина 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба
за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С.
Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике,
культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение
«культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире.
Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная
демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий
и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов.
Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от
власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти
Хрущёва.
Культурное
пространство
и
повседневная
жизнь.
Изменение
общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр,
живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее.
Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль
молодёжи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения
в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды».
Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и
«кухни». Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать
и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель. Научно- техническая революция в СССР. Перемены в научнотехнической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание
ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли.
Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины- космонавта В. В.
Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной
авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в
промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего

класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и
инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХП Съезд
КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к
«государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского
«социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная
реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов
населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый
курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового
международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г.
Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец
«оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущёва и приход к власти Л.
И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики.
«Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого
социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни:
достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление
темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели.
Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК.
Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и
технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в
СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США.
Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и
в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и
проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения.
Уровень жизни разных социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие
союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема
поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском
обществе. Дефициты и очереди.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и
спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство:
поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП,
движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления.
А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения.
Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война»
и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение
международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военностратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в
области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъём антикоммунистических
настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И. Брежнев в
оценках современников и историков.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985-1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитических сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные
последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на
реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты.
Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и
государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой
деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация
жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания.
Либерализация цензуры.
Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в
идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна
десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношениек
войне
в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое
мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и
провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей
над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского
договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из
Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к
М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее
решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных

депутатов - высший орган государственной власти. Первый съезд
депутатов СССР и его значение.

народных

Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы.
Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и
создание Компартии РСФСР. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного
Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение
межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика,
Украина,
Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний
этап «перестройки»: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС
и
создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Превращение Б.Н. Ельцина в единого лидера
демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин)
власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом
СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей.
Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных
тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой,
Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза
ССР. План «автономизации» - предоставления автономиям статуса союзных
республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного
договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении
поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в
ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий.
Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная
денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки
магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на
потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от
планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и
российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно- конфессиональных отношениях. Августовский политический
кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина.
Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация
союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР.
Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР
и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового

сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия.
Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и
«перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников
и историков. Наш край в 1985—1991 гг.
Российская Федерация в 1992-2012 гг.
Становление новой России (1992-1999 гг.)
Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление
Б. Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ.
Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало радикальных
экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия».
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и
падение жизненного уровня населения. Безработица. « Чёрный» рынок и
криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами
экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной
власти в 1992- 1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС».
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового
разрешения политического кризиса. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка
Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического
кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской
православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого
дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993
г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993
года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства.
Принятие Конституции России 1993 года и её значение. Полномочия Президента
как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского
парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного
государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных
преобразований
1992-1993
гг.
Обострение
межнациональных
и
межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного
договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с
Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с
республикой и восстановления территориальной целостности страны.
Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского
фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики.
Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.
Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых

цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и
энергетический
секторы.
Положение
крупного
бизнеса
и
мелкого
предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение
зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые
аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ.
Общественные
настроения
в
зеркале
социологических
исследований.
Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования
гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской
деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность
профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и
смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые
русские» и их образ жизни. Решение проблем социально-незащищенных слоев.
Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые
приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия - правопреемник СССР на международной арене. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к
«большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек
Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском
пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в
рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис
центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В. С.
Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе.
Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства
В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 г.
Избрание В. В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность.
Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление
единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий
центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в
2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии.
Экономический подъем 19992007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль

нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство.
Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX начале XXI вв. Новый облик российского общества после распада СССР.
Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной
социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы.
Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития
культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности
жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и
паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество,
уровень жизни и размеры доходов разных слоёв населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством
вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы.
Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX - начале XXI вв. Внешнеполитический курс В.
В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в
международных отношениях. Современная концепция российской внешней
политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с
терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и
партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой
двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие
направления политики России.
Культура и наука России в конце XX - начале XXI вв. Повышение
общественной роли СМИ как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры.
Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного
образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного
труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и
невостребованностъ результатов их открытий. Религиозные конфессии и
повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот.
Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд.
Особенности развития современной художественной культуры: литературы,
киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и
массовая культура.

Поурочное планирование
Тема
10 класс
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений» (15 ч)
Почему Первая мировая война не стала второй Отечественной
Неудачный опыт демократии-Февральская революция
Неизбежен ли был Октябрь 1917.Ленин как теоретик и тактик
революции
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Гражданская война. Две армии одного народа. Возможные
альтернативы развития
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Раздел II. Советский союз в 1920—1930-е гг. 12ч
Интеллигенция и революционные преобразования
Культурное пространство советского общества в 20-30е годы
Нюансы сталинской модернизации
Тоталитаризм: как оно было
Советская национальная политика в 1930-е гг.
Кто виновен в разжигании Второй мировой войны
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Раздел III. Великая Отечественная война 7ч
Споры историков 1941-1945: темы и аргументы
Операции, герои, техника
Народы СССР в борьбе с фашизмом
Советская разведка в ВОв
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Итого
11 класс
Раздел IV. СССР в 1945—1991 гг. 23 ч
Мир, расколотый надвое. Холодная война, её акты, закулисье
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном
СССР.
Поворотные моменты истории, альтернативы и роль
личностного фактора в эволюции политической системы
Оттепель-возможные альтернативы
Диссидентское движение
Мифы и реальности застойных лет
Проиграла ли командно-административная экономика

Кол-во часов

3ч
2ч
2ч
2ч
4ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
34ч

4 ч
1ч
4ч
4ч
1ч.
4ч
1ч

Нюансы перестройки, новое политическое мышление
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Раздел V. Российская Федерация 12ч

4ч
4ч

«Лихие» или «фундаментальные» 90-е годы
РФ на международной арене в 90-е годы
Основные тенденции современной РФ в ХХI века
Опыт реформ и революций
Решение вопросов в формате ЕГЭ
Итого

2ч
2ч
2ч
2ч
3ч
34 ч.

Рекомендуемая литература:
1. Ушаков А.В., Островский Н.М., Розенталь И.С. Отечественная история.
XX век. М., 1999.
2. Лукутин А.В. Экзаменационные вопросы и ответы. История. М., 2000.
3. Орлов А.С. История России. М., 2009.
4. Георгиев В.А. История России в схемах. М., 2009.
5. История России в лицах и датах. М., 1995.
6. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник.
КНоРус, 2007.
7. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.,
Школа-Пресс, 2002.
8. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
9. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и
событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
10. Сахаров А.Н. История России. М., 2008.
11. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
12. Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
13. Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
14. Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
15. Савельев А. Н. Мятеж номенклатуры. Москва 1990-1993. М., 1995.
16. История России XX век. Энциклопедия .М., 2006.
17. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди.
События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013.
18. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С.
Ахиезер, И. Клям- кин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013.
19. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 19852009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013.
20. Бессолицын,
А.
А.
История
российского
предпринимательства: Учебник / А. А. Бессолицын. - М.: МФПУ
Синергия, 2013.
21. Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVIIXVIIIвв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.:
Сиб. хронограф, 2012
22. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т. История России. 10
класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.:
Просвещение, 2013.
23. Карамзин, Н. М. Полная история России с древнейших времен до
наших дней / Н.М. Карамзин. - М.: Вече, 2011.
24. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М.
Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 с. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б. О
древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв - М.: МГПУ,
2002.
25. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. - М.: Проспект,
2013. - 48 с. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов,

В. А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013.
26. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В. А. Георгиев,
Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013.
27. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И. Л.
Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014.
28. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев.
- М.: Эксмо, 2013. - 1024 с. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой
татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
29. Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М.
Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 с. Соловьев, С.М. История России.
Русь древняя / С.М.
30. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси /
С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».