Учебный курс Финансовая грамотность

Mr4I{tI CTE p C TB o IIP o CBE uIEHI[fl
M1agracrep crBo

o

6p ason

a ;aufl. vr

PO

c Cufr cK orZ

on4nPAUIII4

uonoAexnofi nolra rtrKvr Caep4noncrofi

o

6nacrz

OMC Ynpannenue o6p aso BaHvIfl, llolen croro ropoAcKoro oKpyra

MEOy

P

II|O

"cpe4nrx o6qeo6pa3oBarerrbrr€u

rrrKoJla Ns18"

Vrnepx,uaro

accu orpeH o Ha 3ace Lar:LrPr

acona

T.f.,

Jt18"

[peAMerHo-MeroArlrlecrcoft rcaQe4prr yurarenefi
fyMaHr{TapHbrx HayK

MBOY

lIfO (COIII Jt

(npororor

Ns 4

llpz

18)

or 28.05.2023 r.)

PABOIIA.'I IIPOIPAMMA
yrreoHoro Kypca <<@llHancoBaq rpaMorHocrb>>
4nx o6yrarouryIxcs 10-11 KJIaccoB

r. floreecKofi, 2023r.

I
I

2023 r.

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Технология моделирования и
прототипирования» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениямии дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015
г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом МБОУ
ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
- Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2023 № 530-Д).
Рабочая программа курса разработана с учетом авторской программы И.В. Липсиц
Экономика. Базовый уровень М:, ВИТА-ПРЕСС, 2016
Общая характеристика курса
Постоянное взаимодействие современного человека с финансовыми институтами,
которое начинается ещё в детстве, повышение уровня решаемых задач по мере взросления
вызывает необходимость формирования базовых знаний и умений, которые позволят
выпускнику школы принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие
финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего
образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой
грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 класса тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться
от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и
закреплять полученные знания при изучении других предметов, применять полученные
знания в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике,
математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно
образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень
предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых
финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и
учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой
грамотности.
Результаты базового уровня ориентированы на общую финансовую грамотность,
получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты
углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных
с ней областях.
Цель:
• освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного
бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации,
проектирования и создания личного финансового плана;
• овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии
обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности
защиты прав как потребителей финансовых услуг;
• развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях,
об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков
управления сбережениями;
- формирования
навыков
оценивать
свою
кредитоспособность,
умения
долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков финансового планирования своих денежных средств;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Место курса в учебном плане
Факультативный курс ведется на базовом уровне в 10 классе в технологическом
профильном классе.
В соответствии с учебным планом количество часов, предусмотренное для изучения
факультативного курса, для 10 класса– 0,5 часа в неделю; 17,5 часов за год изучения.
Факультативный курс ведется с применением дистанционных технологий
и
электронного обучения (используются Skype,видеоуроки).
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме годовой отметки.
Планируемые результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения
семьи;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов,
построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания,самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведениеокружающих.
Предметные результаты:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
3. Предметные результаты освоения курса
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
Выпускник получит
возможность научиться

Управление
финансами

-характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностей человека;
- различать экономические явления и
процессы общественной жизни;
- выполнять несложные практические
задания по анализу состояния личных
финансов;
-понимать
влияние
инфляции
на
повседневную жизнь;
-применять способы анализа индекса
потребительских цен;
- анализировать несложные ситуации,
связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных
финансов;
-объяснять проблему ограниченности
финансовых ресурсов;
- знать и конкретизировать примерами
виды налогов;
-различать сферы применения различных
форм денег;
-характеризовать
экономику
семьи;

личными

-анализировать
состояние
финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической
деятельности
и
повседневной
жизни;
-анализировать
и
извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов из источников различного
типа
и
источников,
созданных
в
различных
знаковых системах (текст, таблица,
график,
диаграмма,
аудиовизуальный ряд
и др.);
-сопоставлять свои потребности
и
возможности,
оптимально
распределять свои материальные и
трудовые

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

анализировать структуру семейного бюджета;
-формулировать
финансовые
цели,
предварительно оценивать их достижимость;
- грамотно обращаться с деньгами в
повседневной жизни

Банковские услуги
отношения людей
банками

и
с

Финансовые пирамиды
и
финансовое
мошенничество

ресурсы,
составлять
семейный
бюджет
и личный финансовый план;
-грамотно применять полученные
знания
для
оценки
собственных
экономических
действий в качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена
семьи и гражданина;
-различать виды ценных бумаг;
-применять
полученные
-находить, извлекать и осмысливать
экономические
знания
для
информацию
правового
характера эффективного исполнения
относительно
личной
финансовой основных социально-экономических
безопасности, полученную из доступных
ролей заемщика и акционера;
источников,
систематизировать, - использовать приобретенные знания
анализировать полученные данные;
для
выполнения
практических
-определять
практическое
назначение заданий,
основных элементов банковской системы;
основанных на ситуациях, связанных
- различать виды кредитов и сферу их
с покупкой и продажей валюты;
использования;
- определять воздействие факторов,
- уметь рассчитывать процентные ставки
влияющих на валютный курс;
по кредиту;
-применять
полученные
- разумному и безопасному финансовому
теоретические и практические знания
поведению;
для эффективного использования
- применять правовые нормы по защите прав основных социально-экономических
потребителей финансовых услуг;
ролей
наемного
работника
и
-выявлять признаки мошенничества на налогоплательщика
финансовом рынке в отношении физических в конкретных ситуациях;
лиц.
- оценивать влияние инфляции на
доходность финансовых активов;
-применять
полученные
теоретические
и
практические
знания
для
определения
экономически
рационального
поведения;
оценивать
и
принимать
ответственность за рациональные
решения
и их возможные последствия для
себя,
своего окружения и общества в
целом;
-разрабатывать и реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности
на
основе
полученных знаний по
финансовой
грамотности
и
ценностных
ориентиров
-характеризовать функции денег в экономике; -оценивать тенденции экономических
-разумному и безопасному финансовому изменений в нашем обществе;
поведению;
-анализировать
с
опорой
на
- применять правовые нормы по защите прав полученные
знания
несложную
потребителей финансовых услуг;
экономическую
информацию,
-выявлять признаки мошенничества на
получаемую из неадаптированных
финансовом рынке в отношении физических источников;
лиц.
-выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния
российской экономики.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Фондовый рынок

Взаимоотношения
человека и государства

-наблюдать и интерпретировать
явления и события, происходящие в
социальной жизни, с опорой на
экономические знания;
-характеризовать
тенденции
экономических изменений в нашем
обществе;
-понимать и
правильно
использовать -анализировать модели поведения
основные экономические термины;
потребителя;
-распознавать на основе приведённых данных -решать познавательные задачи в
основные
экономические
системы, рамках
изученного
материала,
экономические
явления
и
процессы, отражающие типичные ситуации в
сравнивать их;
экономической сфере деятельности
-использовать
статистические
данные, человека;
отражающие экономические изменения на - выполнять несложные практические
фондовом рынке;
задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния
российской экономики
-использовать знания и умения для
формирования
способности
к
личному
самоопределению,
самореализации, самоконтролю.
-объяснять
механизм
рыночного -оценивать
и
принимать
регулирования экономики и характеризовать ответственность за рациональные
роль государства в регулировании экономики; решенияи их возможные последствия
-распознавать на основе приведённых данных для себя, своего окружения и
основные
экономические
системы
и общества в целом;
экономические явления, сравнивать их;
-разрабатывать и реализовывать
-характеризовать поведение производителя и проекты
междисциплинарной
потребителя как основных участников направленности
на
основе
экономической деятельности;
полученных знаний по
-применять
полученные
знания
для финансовой
грамотности
и
характеристики экономики семьи;
ценностных ориентиров
-использовать
статистические
данные,
отражающие экономические изменения в
обществе;
-характеризовать
ведущие
направления
социальной
политики
российского
государства;
-давать оценку с позиций общественного
прогресса тенденциям социальных изменений
в нашем обществе, аргументировать свою
позицию;
- характеризовать собственные основные
социальные роли;

Тематическое планирование
10 класс
№
темы

Название темы

Форма
заняти
я
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1.1 Банковская система
Л/П
1.2 Как сберечь деньги с помощью депозитов
Л/П
1.3 Банки и золото: как сохранить сбережения в др Л / П
агоценных металлах
1.4 Кредит: зачем он нужен и где его получить
Л/П
1.5 Какой кредит выбрать и какие условия
Л/П
кредитования предпочесть
1.6 Деловая игра. Банки
Л/П
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста д
оходов

Кол- во час

Само- стоятель- ная
работа

6
1
1
1

6
1
1
1

1
1

1
1

1
6

1
7

Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Л/П
Профессиональные участники рынка ценных
Л/П
бумаг
2.3 Граждане на рынке ценных бумаг
Л/П
2.4 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
Л/П
общие фонды банковского управления
2.5 Операции на валютном рынке: риски и
Л/П
возможности
2.6 Деловая игра. Фондовый рынок.
Л/П
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неупл
ата
3.1 Что такое налоги и почему их нужно платить
Л/П
3.2 Основы налогообложения граждан
Л/П
3.3 Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в
Л/П
семейный бюджет
3.4 Деловая игра. Налоги.
Л/П
Итого:
34 час.
2.1
2.2

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1
5

2
4

1
1
2

1
1
1

1
17

1
17

Кол- во час

Само- стоятель- ная
работа

11 класс
№
Название темы
Форма
тем
занятия
ы
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1.1 Банковская система
Л/П
1.2 Как сберечь деньги с помощью депозитов
Л/П
1.3 Банки и золото: как сохранить сбережения в дра Л / П
гоценных металлах
1.4 Кредит: зачем он нужен и где его получить
Л/П
1.5 Какой кредит выбрать и какие условия
Л/П
кредитования предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста д
оходов
2.1 Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Л/П
2.2 Профессиональные участники рынка ценных
Л/П
бумаг
2.3 Граждане на рынке ценных бумаг
Л/П
2.4 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
Л/П
общие фонды банковского управления
2.5 Операции на валютном рынке: риски и
Л/П
возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неупл
ата
3.1 Что такое налоги и почему их нужно платить
Л/П
3.2 Основы налогообложения граждан
Л/П
3.3 Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в
Л/П
семейный бюджет
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не п
опасть в беду
4.1 Страховой рынок России: коротко о главном
Л/П
4.2 Имущественное страхование: как защитить
Л/П
нажитое состояние
4.3 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о
Л/П
личном страховании
4.4 Если нанесён ущерб третьим лицам
Л/П

2
1

3
1
1

1
1
3

2

1
1
1
1
1
3

1

1
1
1

1

2

3

1
1
1
1

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по
Л/П
выбору страховщика
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
5.1 Создание собственного бизнеса: что и как надо
Л/П
сделать
5.2 Пишем бизнес-план
Л/П
5.3 Расходы и доходы в собственном бизнесе
Л/П
5.4 Налогообложение малого и среднего бизнеса
Л/П
5.5 С какими финансовыми рисками может
Л/П
встретиться бизнесмен
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
6.1 Финансовые риски и стратегии инвестирования
Л/П
6.2 Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети Л / П
мошенников
6.3 Виды финансовых пирамид
Л/П
6.4
Виртуальные ловушки, или Как не потерять
Л/П
деньги при работе в сети Интернет
6.5
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все
И
слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного н
акопления
7.1
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется
Л / ПС
пенсия
7.2
Как распорядиться своими пенсионными
Л/П
накоплениями
7.3
Как выбрать негосударственный пенсионный
Л/П
фонд
7.4
Обучающая игра «Выбери свой
И
негосударственный пенсионный фонд»
Итоговый контроль по курсу
К
Итого: 34 ч
4.5

1
3
1

2

1
1
1
1
2
1

3
1

1
1
1
2

3

1
1
1
1

17

1
17

Критерии оценивания работ по финансовой грамотности
Контроль знаний учащихся, проводимый в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
Виды контроля: текущий
Формы контроля: практическая работа, тестовые задания
Критерии оценки учебной деятельности по финансовой грамотности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
экономической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации
работы.
Оценка качества выполнения практических работ
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно:
подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические
знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для
фиксации результатов форме.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности

выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и
небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с экономическими заданиями, статистическими материалами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными
к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Отметка «1» выставляется в том случае, если задание не выполнено.
Критерии оценивания тестовых заданий:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа
баллов
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно от70 % до 80% от общего числа
баллов
Отметка «3» ставится, если ученик выполнил правильно от50 % до 70% от общего числа
баллов
Отметка «2» ставится, если ученик выполнил правильно менее 50 % от общего числа
баллов или не приступил к работе, или не представил на проверк


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».