Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной
образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, ФОП СОО)
2023 – 2024 учебный год
Рабочие программы на уровне среднего общего образования составлены на
основании ФГОС СОО, ФОП СОО, в соответствии с федеральным учебным планом
среднего основного общего образования (5-дневная учебная неделя). Рабочие программы
являются частью ООП СОО, определяющей: содержание; планируемые результаты;
тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью
использования ЭОР. При составлении рабочих программ использовались материалы сайта
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ , Конструктор рабочих программ
https://edsoo.ru/constructor/ .
предмет

аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка
и

Русский язык

литературы

в

Российской

Федерации

(утверждённой

распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая

функциональная

значимость

русского

языка

и

выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России,
независимо

от

места

его

проживания

и

этнической

принадлежности Знание русского языка и владение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных
возможностей, умение правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности
её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.

Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего
образования обеспечивает общекультурный уровень молодого
человека, способного к продолжению обучения в системе
среднего профессионального и высшего образования. Обучение
русскому

языку

направлено

на

совершенствование

нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие
его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности,

самообразования.

Содержании

программы

выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура
речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего
образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по литературе на уровне
Литература

среднего общего образования составлена на основе Требований
к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС
СОО, а также федеральной программы воспитания, с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской

Федерации,

утверждённой

распоряжением

Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№
637-р

(Собрание законодательства Российской Федерации,

2016,

№

17,

ст.2424)

и

подлежит

непосредственному

применению приреализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах
составляют чтение и изучение выдающихся произведений
отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ
- начала ХХI века с целью формирования целостного
восприятия

и

понимания

художественного

произведения,

умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом. В федеральной
рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены

этапы российского историко-литературного процесса второй
половины ХIХ - начала ХХI века, представлены разделы,
включающие

произведения литератур

народов России и

зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего
образования преемственен по отношению к учебному предмету
«Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11
классах на изучение учебного предмета «Литература» (базовый
уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред­
него общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС
СОО, а также федеральной программы воспитания, и подлежит
не­ посредственному применению при реализации обязательной
История

части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в
окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до
уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность
познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
Целью

школьного

исторического

образования

является

формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации

и

определению

своих

ценностных

ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель
предполагает формирование у обучающихся целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её
народа, его культуры в общую историю страны и мировую

историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования
(базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Обществознание» на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам
Обществознание

освоения

основной

образовательной

программы,

представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы
воспитания и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части образовательной программы
основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего
знания о российском обществе и направлениях его развития в
современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина,
способствует

воспитанию

идентичности,

готовности

российской
к

служению

гражданской
Отечеству,

приверженности национальным ценностям.
Привлечение

при

изучении

обществознания

различных

источников социальной информации помогает обучающимся
освоить

язык

современной

культурной,

социально-

экономической и политической коммуникации, вносит свой
вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые

сведения,

осмысливать,

преобразовывать

и

применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует
вхождению обучающихся в мир культуры и общественных
ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в

обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения
составляет

136

часов.

Учебным

планом

на

изучение

обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при
34 учебных неделях.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня
составлена на основе требований к результатам освоения
основной

образовательной

Федеральном

программы,

государственном

представленных

образовательном

в

стандарте

среднего общего образования1, в соответствии с Концепцией
Обществознание
(углубленный
уровень)

преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня
реализует принцип преемственности рабочих образовательных
программ основного общего и среднего общего образования и
ориентирована на расширение и углубление содержания,
представленного в рабочей программе по обществознанию
базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с
логикой

и

методологией

познания

социума

различными

социальными науками. Усилено внимание к характеристике
основных

социальных

институтов.

В

основу

отбора

и

построения учебного содержания положен принцип много
дисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса
отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических

представлений

сопровождается

созданием

условий для развития способности самостоятельного получения
знаний на основе освоения различных видов (способов)
познания, их применения при работе как с адаптированными,
так и неадаптированными источниками информации в условиях
возрастания

роли

обществознания

на

массовых

коммуникаций.

углублённом

уровне

Изучение

предполагает

получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта
учебно-исследовательской

деятельности,

характерной

для

высшего образования. В соответствии с учебным планом

социально-экономического

профиля

обществознание

на

углублённом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее
количество времени на два года обучения составляет 272 часа
(136 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Федеральная

рабочая

«География»
География

на

программа

уровне

учебного

среднего

общего

предмета
образования

составлена на основе требований к результатам освоения ООП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе
характеристики

планируемых

нравственного

развития,

обучающихся,

результатов

воспитания

представленной

в

и

духовносоциализации

федеральной

программе

воспитания и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части образовательной программы
основного общего образования. Учебный предмет «География»
на

уровне

среднего

общего

образования

-

предмет,

формирующий уобучающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
основных

природных,

экономических

экологических

процессов,

о

проблемах

и

социально-

взаимодействия

природы и общества, географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне среднего общего
образования является базой для реализации краеведческого
подхода

в

обучении,

изучения

географических

закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе,
базовым звеном в системе непрерывного географического
образования,

основой

для

последующей

уровневой

дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 68
часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы
Обеспечение
безопасности
жизнедеятельност
и

безопасности

жизнедеятельности»

разработана

на основе

требований к результатам освоения программы основного
общего

образования,

представленных

в

ФГОС

СОО,

федеральной программы воспитания, Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и
предусматривает непосредственное применение при реализации
ООП СОО.
Программа

обеспечивает

реализацию

практико-

ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ,

системность

и

непрерывность

приобретения

обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с
уровня основного общего образования; предполагает освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация,
чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в
природной,

техногенной,

социальной

и

информационной

сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего
общего

образования

является

достижение

выпускниками

базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с актуальными потребностями личности, общества
и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования
федеральная
универсальной
учебных

рабочая

программа

предполагает

структурно-логической

модулей

(тематических

схемы

линий)

в

внедрение
изучения
парадигме

безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при
необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ

структурно представлено десятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета
на уровне основного общего образования и преемственность
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе»Модуль №2 «Безопасность в
быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы
медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и
терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и
государства в обеспечении безопасности жизни издоровья
населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов (1 час в неделю) в 10—
11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной
службы в соответствии с Приказом Министра обороны
Российской Федерации и Министерства образования и науки
Российской

Федерации

№

96/134 от 24 02 2010 «Об

утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны
и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях

среднего

(полного)

общего

образования,

образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования и учебных пунктах»
организуются учебные сборы. На учебные сборы отводятся 5
дней продолжительностью 35 часов.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
углублённого
разработана

уровня
на

для

основе

обучающихся

классов

10—11

Федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования, с
Математика
(углубленный
уровень)

учётом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому

образованию,

и

традиций

российского

образования. Реализация программы обеспечивает овладение
ключевыми

компетенциями, составляющими

саморазвития

и

непрерывного

основу

образования,

для

целостность

общекультуного, личностного и познавательного развития
личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах
углублённого уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра»

(«Алгебраические

выражения»,

«Уравнения

и

неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические
«Измерение

геометрических

фигуры
величин»),

и

их

свойства»,

«Вероятность

и

статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна
от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого,
их

объединяет

логическая

составляющая,

традиционно

присущая математике и пронизывающая все математические
курсы

и

содержательные

Федеральном

линии.

государственном

Сформулированное

образовательном

в

стандарте

среднего общего образования требование «умение оперировать
понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство,
признак, доказательство, равносильные формулировки; умение
формулировать обратное и противоположное утверждение,
приводить примеры и контрпримеры, использовать метод
математической

индукции;

проводить

доказательные

рассуждения при решении задач, оценивать

логическую

правильность рассуждений» относится ко всем курсам, а
формирование логических умений распределяется по всем
годам обучения на уровне среднего общего образования.
В

учебном

плане

технологического

и

социально-

экономического профилей на изучение математики в 10—11
классах на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в
неделю в течение каждого года обучения, всего 560

учебных

часов.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на
базовом уровне составлена на основе Требований к результатам
освоения

основной

образовательной

общего

образования,

программы

представленных

в

среднего

Федеральном

государственном образовательном стандарте среднего общего, а
Информатика

также Федеральной программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета
«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития, которые включают в
себя:
●

понимание предмета, ключевых вопросов и основных

составляющих элементов изучаемой предметнойобласти;
●

умение решать типовые практические задачи,

характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
●

осознание рамок изучаемой предметной области,

ограниченности методов и инструментов, типичныхсвязей с
другими областями знания.
Курсу

информатики

информатики

10–11

основной

классов
школы.

предшествует
Согласно

курс

основной

образовательной программе среднего общего образования на
изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах
отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю) в
гуманитарном,

естественнонаучном

и

социально-

экономического профилей.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на
углублённом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы
Информатика
(углубленный

среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего

уровень)

образования,

а

также

федеральной

рабочей

программы

воспитания.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета
«Информатика» ориентированы на получение компетентностей
для последующей профессиональной деятельности как в рамках
данной предметной области, так и в смежных с ней областях,
которые включают в себя:
—

овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на
которых

строится

распознавание

данная

предметная

соответствующих

им

область,

признаков

и

взаимосвязей, способность демонстрировать различные
подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой
предметной области;
—

умение решать типовые практические и теоретические
задачи,

характерные

для

использования

методов

и

инструментария данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как
целостной теории (совокупности теорий), основных связях со
смежными областями знаний. В рамках углублённого уровня
изучения

информатики

обеспечивается

целенаправленная

подготовка выпускников средней школы к продолжению
образования в высших учебных заведениях по специальностям,
непосредственно связанным с цифровыми технологиями.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется
для

технологического

инженерную

и

профиля,

информационную

ориентированного
сферы

на

деятельности.

Углублённый уровень изучения информатики обеспечивает:
подготовку учащихся, ориентированных на специальности в
области

информационных

технологий

и

инженерные

специальности; участие в проектной и исследовательской
деятельности,

связанной

с

современными

направлениями

отрасли ИКТ; подготовку к участию в олимпиадах и сдаче ЕГЭ
по

информатике.

Курсу

информатики

10–11

классов

предшествует курс информатики основной школы. Согласно
рабочей программе среднего общего образования на изучение

информатики на углублённом уровне в технологическом
профиле 10–11 классов отводится 272 часа учебного времени (4
часа в неделю):
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа среднего общего образования по биологии
(базовый уровень) составлена на основе Федерального закона от
29.1
Биология

№

.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации», Федерального государственного образовательного
стандарта

среднего

общего

образования,

Концепции

преподавания учебного предмета «Биология» и основных
положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой
организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре
учебного

предмета

«Биология»

выделены

следующие

содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая

система»,

органического

мира»,

«Система
«Эволюция

и

многообразие

живой

природы»,

«Экосистемы и присущие им закономерности».
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
10 и 11 классах гуманитарного, социально- экономического и
технологического профилей.
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего
образования (базовый уровень изучения предмета)составлена на
основе положений и требований к результатам освоения
основной

образовательной

Федеральном
Физика

программы, представленных

государственном

образовательном

в

стандарте

среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.

Содержание

Программы

направлено

на

формирование

естественно-научной картины мира учащихся 10—11 классов
при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного
требованиям

подхода.

ФГОС

Программа

СОО

к

соответствует

планируемым

личностным,

предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей
физики с естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы
являются физические теории (формирование представлений о
структуре

построения

фундаментальных

законов

физической

теории,

и

в

принципов

роли

современных

представлениях о природе, границах применимости теорий, для
описания естественно-научных явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным
предметом на уровне среднего общего образования. Данная
программа предусматривает изучение физики на базовом уровне
в объёме 136 часов за два года обучения по 2 часа в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11
классов.
Рабочая программа среднего общего образования по химии
(базовый уровень) составлена на основе Федерального закона от
29.12.2012

№

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации», Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования,
Химия

представленных

в

Федеральном

государственном

образовательном стандарте среднего общего образования, с
учётом «Концепциипреподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных

организациях

Российской

Федерации,

реализующих основные общеобразовательные программы» и
основных

положений

федеральной

рабочей

программы

воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по
отношению к системе химического образования, реализует
присущие

общему

химическому

образованию

ключевые

ценности, которые отражают государственные, общественные и
индивидуальные потребности. Этим определяется сущность
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической
химии. Получат базовые представления о номенклатуре,
изомерии,

способах

получения

и

химических

свойствах

органических соединений различных классов. Также учащиеся
познакомятся на базовом уровне с различными областями
применения органических веществ, в том числе полимеров.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы —
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия»,
основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с
включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета

обеспечивает

возможность

рассмотрения всего

многообразия веществ на основе общих понятий, законов и
теорий химии. На ступени среднего общего образования на
изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю
в 10 и 11 классов.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в Федеральном
Физическая
культура

государственном образовательном стандарте среднего общего
образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для
10—11 классов общеобразовательных организаций представляет
собой

методически

оформленную

концепцию

требований

Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и раскрывает их реализацию через

конкретное содержание.
Общий

объём часов,

дисциплины

отведённых

«Физическая

на изучение

культура»

в

учебной
средней

общеобразовательной школе, составляет 204 часа (3 часа в
неделю), из которых 136 часов (2 часа в неделю) отводятся на
реализацию

программы

инвариантных

модулей.

На

вариативные модули отводится 68 часов из общего объёма (1
час в неделю). Вариативные модули рабочей программы,
включая и модуль «Базовая физическая подготовка», могут
быть реализованы за счет часов внеурочной деятельности, в
форме сетевого взаимодействия с организациями системы
дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».