Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Читайка (обучение чтению детей дошкольного возраста)

Дополнительная образовательная (общеразвивающая)
программа
«Читай-ка»
(обучение чтению детей дошкольного возраста)

г. Полевской, 2023

1

Содержание
1

Пояснительная записка

3

2

Требования к уровню подготовки детей к концу обучения

4

2.1

Планируемые результаты

5

3

Организационно-педагогические

условия

реализации 6

программы
3.1.

Учебный план

6

3.2.

Календарный учебный график

7

3.3.

Календарно -тематическое планирование

7

3.4.

Формы проведения занятия

9

3.5.

Оценочные материалы

9

3.6

Методические материалы

9

4

Рабочая программа воспитания

10

5

Формы аттестации

10

6

Приложение 1 Диагностические материалы

11

2

1.Пояснительная записка
Многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же
проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек,
не владеющий методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат
читать не правильно. Навыки чтения- важная предпосылка успешного обучения в школе.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству
с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным
знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с
буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно
обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова.
Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно
выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия:
сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и
буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания,
последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ,
ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую
оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом,
звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные
звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится
новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более
легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина,
рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение
чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей
каждого ребёнка.
В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации
речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению
значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются
чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное
звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять
рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и
т.д.
В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные
речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.
Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно
длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны
взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка
были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами
поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием
3

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как
знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с
методами школьного обучения.
Обучающая задача: легко и весело ввести ребенка в письменность, сделать для ребенка
увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к
самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию
речи детей.
Задачи:
 Формирование навыка звукобуквенного обозначения, слогослияния
 Обучение грамотному, осознанному чтению.
 Повышение уровня общего речевого развития путем уточнения, расширения и
активизации словаря.
 Формирование мотивации к чтению, ориентированную на удовлетворение
познавательных интересов.
Обучение чтению строится с учётом принципов: научности, систематичности и
последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и
активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности
результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации;
дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой
деятельности.
В содержание программы заложена возможность
реализации следующих
психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых,
технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования,
информационно-коммуникационных технологий.
При обучении детей чтению используются следующие методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные,
практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные,
самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса —
познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и
итоговый).
Периодически организуемые диагностики, игровые зачеты и тестовые задания помогут
увидеть результат образовательной и воспитательной работы, рост каждого ребенка.
2.Требования к уровню подготовки детей к концу обучения
Обучающиеся должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
4

▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать
предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и
т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии
картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки
2.1. Планируемые результаты


В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки:
повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
 учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
 привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней
 готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу
 ребенок получает всестороннее развитие
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа кружка нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению
следующих
личностных,
метапредметных
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность
положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
5

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений.
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать
слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
3.Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
В МБОУ ПГО «СОШ № 18» занятия проходят в вечернее время два раза в неделю для
детей 6 – 7летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных
образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Обучение детей начинается с 1 октября по 30 апреля. Комплектуется группа -15 человек.
6

Учебный план определяет количество учебных занятий за 7 учебных месяцев в количестве
56 часов.
3.2. Календарный учебный график
Календарный график является неотъемлемой частью дополнительной образовательной
программы. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и
рабочих днях
Учебный
Дата
Продолжительность
период
Количество
Количество
Начало
Окончание
учебных
рабочих дней
недель, дней
I четверть
01.09.2023
27.10.2023
8 недель
41
II четверть
06.11.2023
29.12.2023
8 недель
40
III четверть
09.01.2024
22.03.2024
10 недель
50
IV четверть
01.04.2024
23.05.2024
7 недель
34
Итого в учебном году
33
165
Продолжительность каникул (с учетом праздничных и выходных дней)
Дата
Продолжительность
Каникулярный
каникул, праздничных
период
и выходных дней в
Начало
Окончание
календарных днях
Осенние каникулы
28.10.2023 05.11.2023
9
Зимние каникулы
30.12.2023 08.01.2024
10
Дополнительные
19.02.2024 27.02.2024
9
каникулы
Весенние каникулы
23.03.2024 31.03.2024
9
Каникулы в учебном
году без учета летних период с 01.09.2023 г. по 23.05.2024 г
37
каникул
Летние каникулы
24.05.2024 31.08.2024
103
Итого
140
3.3. Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
1
2
3
4
5
6-7
8
9-10

Мы расскажем сказку. Речь письменная и устная. Звуки речи.
Слова и предложения
По щучьему веленью.. Гласные звуки IаI, IуI; буквы А, а, У, у.
Слушаю-послушаю. Слово-звук
Гласные и согласные звуки. Гласный звук IоI, буквы О,о.
Путешествие на самолете. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с.
Учить называть слова с заданным слогом.
Сказка за сказкой. Повторяем слоги. Согласные звуки IмI, IмI;
буквы М. Деление слов на слоги, определение слогов в словах.
Ру-ру-ру- начинаем мы игру. Учимся соединять буквы. Чтение

Количество
часов
1
1
1
1
1
2
1
2
7

11
12
13
14
15-16
17
18
19
20
21
22-23
24-25
26
27
28
29-30

31
32
33
34
35
36

37
38

39

слогов.
Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по
разрезной азбуке
Ура1 Ура! Я в цирк иду! Предложение. Деление предложения на
слова. Выкладывание слов: сам, сама.
Мы играли в хохотушки. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.
Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА.
Составление предложений со словом СУХО
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Согласные звуки IрI, IрI;
буквы Р, р.
Заглавные буквы, слова с этими буквами
Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш.
Составление предложений из трех слов
Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые
начинаются на Ы.
Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА.
Лети, лети лепесток…дифференциация Р и Л
Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по
прочитанному тексту.
Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов.
Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному
тексту
Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания
больших букв в именах, начале предложений.
У слона на дне рождения… Закрепить умение называть слова с
заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение,
определять его место в словах.
Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.
Учимся вычленять словесное ударение, определять его место в
словах.
Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ,
РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ.
Учить составлять предложения со словом И.
Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п.
Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ
прочитанного текста.
Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I;
буквы З, з.
Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой,
вычленять словесное ударение, определять его место в словах.
Омонимы
Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки
чтения.

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1

1
1

1

8

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Учить придумывать слова по заданной звуковой модели
Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением
Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по
прочитанному тексту.
Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.
Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного
Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв
Д-Т.
Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Сопоставление звуков и
букв Б-П.
Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е.
Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Пересказ
прочитанного текста.
Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУДЮ
Закрепить умение составлять предложения с заданным
количеством слов.
Звуковой анализ слов.
Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч.
Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на.
за и др.).
Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове.
Как хорошо уметь читать! Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф
Путешествие по стране Азбуки
Диагностическое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3.4.Формы проведения занятий
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением
дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от
возможностей детей. Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка –
обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со
сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию.
3.5. Оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– текущий контроль;
– итоговая диагностика
Формой итогового контроля усвоения изученного материала программой
предусмотрено диагностическое занятие. (Приложение1)
3.6. Методические материалы
При реализации программы используются учебно-методические пособия:
1. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
2. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
3. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум,
М, 1995г.
9

4. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. Академия
развития, Ярославль,1998г.
5. Букварь. Н.С. Жукова. Рекомендован Министерством общего и профессионального
образования. - 95 с.
4. Рабочая программа воспитания
Воспитательная и профилактическая работа направлена на всестороннее развитие
личности, ориентацию его на школьный уклад жизни, тесную взаимосвязь обучения с
воспитанием, ориентацию на формирование здорового образа жизни, социально
ответственного поведения в обществе.
Организуя процесс обучения педагог решает ряд воспитательных задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное
место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности
обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает
каждому «ситуацию успеха».
5.Формы аттестации
Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и
специализированных умений и навыков. (Приложение 1)
 Организация практической деятельности с учётом программного содержания года
обучения и индивидуальных особенностей обучающихся
 Оценивание полученных знаний (в форме фронтального опроса, игры, викторины,
конкурса).


10

Приложение 1
Диагностические материалы
Для определения уровня достижения планируемых результатов обучающихся
используются диагностические материалы, состоящие из трех блоков. На основе
результатов диагностики заполняется «Лист достижений обучающегося».
1.Звуковая культура речи
Цель: выявить у детей навыки выделения последовательности звуков в слове; умение
выделять заданный звук в слове, определить его местоположение.
Задание 1. Языковой анализ и синтез
А) Определение последовательности звуков в слове («суп», «шары»).
Б) Определение местоположения звука [с] в словах: «сумка», «квас», «миска».
Задание 2. Найди картинку, где звук [ш] слышится в начале (середине или конце) слов.
Задание 3. С какого звука начинается слово? («кот», «рука», «дом», «шкаф»).
Задание 4. Фонемный анализ слов. Ребенку предлагается картинка, на которой изображена
«лиса». Составить звуковую схему слова, используя фишки.
Задание 5. В слове «липа» дать характеристику звукам: гласный или согласный,
согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет все предложенные задания, не
допуская ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога, допущенные ошибки
исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
2.Словообразование
Цель: выявить навык образования новых слов.
Задание 1. Предлагается выложить слово «лук». Сделать из него новое слово, заменив или
прибавив только одну какую-нибудь букву.
Задание 2. Предлагается выложить слог ма- и составить слова с данным слогом добавляя
буквы, слоги, чтобы получились слова.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет все задания, не допуская
ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога, образует более 4 слов.
1 балл – ребенок образует меньше 4 слов, постоянно требуется помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
3.Чтение
Предлагается прочитать любой текст. Предложения состоят из 3-8 слов.
Оценка:
3 балла – ребенок читает целыми словами или по слогам, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок читает по слогам, но допускает ошибки, самостоятельно исправляет
ошибки.
11

1 балл – ребенок читает по слогам, допускает ошибки.
0 баллов – не читает, называет только буквы.
Лист достижений обучающихся
Оценочная шкала:
8-9 баллов -высокий уровень
6-7 баллов -выше среднего
4-5 баллов - средний уровень
0-3 баллов – низкий уровень
Блок

Баллы
3

2

1

0

1.звуковая культура речи
2.словообразование
3.чтение
Итого баллов:

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».