Дополнительная образовательная (общеразвивающая ) программа Филиппок (подготовка детей к школьному обучению)

Дополнительная образовательная (общеразвивающая)
программа
«Филиппок»
(подготовка к школьному обучению)

г. Полевской, 2023

Содержание
1
2
2.1
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4.
3.5.
3.6
3.7
4
5
6

Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки детей к концу обучения
Планируемые результаты
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа учебных предметов
Рабочая программа «По ступенькам к грамоте»
Рабочая программа «Считай. Думай. Размышляй»
Рабочая программа «Веселые Почемучки»
Формы проведения занятия
Оценочные материалы
Методические материалы
Материально-техническое обеспечение
Рабочая программа воспитания
Формы аттестации
Приложение 1 Диагностические материалы

3
4
4
6
6
7
8
8
9
10
11
11
12
12
12
12
14

1.Пояснительная записка
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей.
Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации:
изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же
дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но
требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На
ребенка влияет
целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность
педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной
активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических,
социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в
школе.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить
специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в
единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит
переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного
образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование
духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической
адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и
родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных
и
индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений
детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов
художественно- творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая,
театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ
объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление
классификации; установление аналогии.
Цель программы: Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот
уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.






Подготовить детей к активному взаимодействию с окружающим миром
Выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности каждого
ребенка
Создать комфортную среду обучения и воспитания
Помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, настроить на
самостоятельную работу
2.Требования к уровню подготовки детей к концу обучения
2.1. Планируемые результаты

В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки:
 повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
 учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
 привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней
 готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу
 ребенок получает всестороннее развитие
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих
личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и
предметных результатов.


Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность
положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
4

Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения
от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения
и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений.
Развитие речи, подготовка руки к письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
5

произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;
Выполняя задания, малыши не только развивают мелкую моторику и координацию
движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними
учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.
Логика, конструирование, развитие мышления:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем
вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева –
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше –
позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта
в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий
малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать,
спорить, аргументировано отстаивая своё мнение.
3.Организационно – педагогические условия реализации программы
3.1. Учебный план
В МБОУ ПГО «СОШ № 18» занятия проходят в субботу для детей 6 – 7летнего возраста
воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных
учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
6

Продолжительность занятия- 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут, во время
которого организуется игровая деятельность. Чередование умственной нагрузки с
игровыми элементами создает благоприятные условия для развития детей дошкольного
возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих школьников.
Обучение детей начинается с 1 октября по 30 апреля. Комплектуется группа -15 человек.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 7 учебных месяцев в количестве
84 часов.
№ Название курса
Количество часов
1

1. Развитие математических представлений, логического
мышления «Считай. Думай. Размышляй»
2. Обучение грамоте, развитие речи «По ступенькам к
грамоте»
3.Развитие представлений об окружающем мире и
освоение различных способов познания окружающего
«Весёлые Почемучки»

28
28
28

3.2. Календарный учебный график
Календарный график является неотъемлемой частью дополнительной образовательной
программы. Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях и
рабочих днях
Учебный
Дата
Продолжительность
период
Количество
Количество
Начало
Окончание
учебных
рабочих дней
недель, дней
I четверть
01.09.2023
27.10.2023
8 недель
41
II четверть
06.11.2023
29.12.2023
8 недель
40
III четверть
09.01.2024
22.03.2024
10 недель
50
IV четверть
01.04.2024
23.05.2024
7 недель
34
Итого в учебном году
33
165
Продолжительность каникул (с учетом праздничных и выходных дней)
Дата
Продолжительность
Каникулярный
каникул, праздничных
период
и выходных дней в
Начало
Окончание
календарных днях
Осенние каникулы
28.10.2023 05.11.2023
9
Зимние каникулы
30.12.2023 08.01.2024
10
Дополнительные
19.02.2024 27.02.2024
9
каникулы
Весенние каникулы
23.03.2024 31.03.2024
9
Каникулы в учебном
году без учета летних период с 01.09.2023 г. по 23.05.2024 г
37
каникул
Летние каникулы
24.05.2024 31.08.2024
103
7

Итого

140

3.3. Рабочая программа учебных предметов:
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для
успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к
школьному обучению. В ней выделяются 4 раздела:
1. Обучение грамоте. Развитие речи. «По ступенькам к грамоте» .
2. Формирование первичных математических представлений. «Думай. Считай.
Размышляй»
3. Развитие представлений об окружающем мире «Веселые Почемучки».
3.3.1 . рабочая программа «По ступенькам к грамоте»
Образовательный процесс в группах по подготовке детей к школе направлен,
прежде всего, на обеспечение познавательного, физического, эмоционального и
социального развития детей, способствующих их общему развитию. Подготовка детей к
обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка,
содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование
игровых методов. Одним из основных разделов данной программы является
формирование фонетического восприятия и слуха.
Календарно –тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с гласными звуками букв А, У, О.Выделение
звуков
Сказка «Репка». Согласные звуки букв М, С.Придумывание слов с данными
звуками. Узнавание звуков на слух.
Введение понятия СЛОГ. Повторение изученных букв и звуков. Чтение слогов
Введение понятия СЛОВО. Чтение слов с изученными буквами
Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Знаки препинания после предложения. Согласный
звук буквы Х.
Определение места изученных звуков в слове. Согласный звук буквы Р.
Согласный звук буквы Ш. Сравнение согласных звуков букв Ш и С.Чтение слов
с изученными буквами
Образование множественного числа слов, обозначающих предметы. Гласный
звук буквы Ы.
Деление слов на слоги. Чтение слов с изученными звуками. Согласный звук
буквы Л.
Чтение и печатание слов с изученными буквами. Согласный звук буквы Н.
Знакомство с понятием текст. Пересказ текста. Согласный звук буквы К.
Работа по развитию речи. Чтение стихотворений. Согласный звук буквы Т.
Значение гласного звука И в словах. Заучивание стихотворения наизусть.
8

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Чтение и работа с текстом. Согласные звуки буквы П.
Согласные звуки буквы З. Сравнение звуков букв З-С в слове.
Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Согласный звук буквы Й.
Вопросительные предложения. Вопросительный знак в конце предложения.
Согласные звуки буквы Г.
Составление рассказа по картинке. Согласные звуки буквы В.
Составление ответов на поставленный вопрос к картинкам и текстам.
Согласные звуки буквы Д.
Работа с текстом. Выделение главной мысли текста. Чтение слов и
предложений. Согласные звуки буквы Б.
Скороговорки. Чистоговорки. Согласный звук буквы Ж. Сравнение звуков Ж-Ш
в словах.
Чтение закрытого и открытого слогов с буквой Е. Звуки гласной буквы Е.
Обозначение мягкости согласного звука при помощи Ь. Работа с текстом.
Работа с текстом по вопросам . Звуки гласной буквы Я.Чтение закрытых и
открытых слогов с буквой Я.
Чтение текста и работа по его содержанию по вопросам. Чтение слогов и слов с
гласной буквой Ю.Звуки гласной буквы Ю.
Знакомство с буквой Ё. Чтение слогов и слов с гласной Ё. Работа с текстом.
Пересказ текста.
Составление небольшого текста по картинкам. Согласный звук буквы Ч.
Диагностическое тестирование

3.3.2. Рабочая программа «Считай. Думай. Размышляй»
Программа направлена на развитие образно-ассоциативного мышления, развитие
образной речи, развития внимания и памяти, на развитие логического мышления. Задания
подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его
жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Программа «Считай.
Думай. Размышляй» обладает универсальностью: при обучении дошкольников программа
способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию
стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных
начальных умений, предшествующих школьным универсальным учебным действиям.
Каждое занятие состоит из нескольких частей: подача нового материала, повторение и
закрепление пройденного с помощью дидактических игр и игровых упражнений,
направленных на развитие мыслительной деятельности дошкольника.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
1
Свойства предметов. Цвет, размер и форма
2
Сравнение. Равно и не равно.
3-4
Сложение предметов. Целое и части. Головоломки
5
Понятия « на, над, под, справа, слева». Занимательна математика
6
Вычитание предметов. Целое и части. Ориентирование во времени
7
Понятия « между, посередине, один-много». Логические задачи
8
Число и цифра 1. Понятие «внутри, снаружи».
9-10
Число и цифра 2. Пара. Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Элементы
9

11
12
13
14
15
16
17-18
19-20
21
22
23
24
25
26
27
28

геометрии
Отрезок. Луч. Число и цифра 3. Арифметические лабиринты
Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник
Понятия « раньше, позже». Повторение изученного.
Словесные логические игры и упражнения
Тяжелее, легче. Сравнение предметов по массе. Изменение
уравнивание.
Объём. Сравнение предметов по объёму. Изменение объёма.
Решение логических математических задач
Занимательные математические игры.
Волшебные клеточки
Четные-нечетные
Шифровка
Чудесные превращения
Числовые лабиринты в пределах 10. Закрашивание
Игры на передвижение, перестановку
Ориентировка на предметах предметного окружения
Диагностическое тестирование

массы,

3.3.3. рабочая программа «Веселые Почемучки»
Программа способствует развитию познавательных способностей детей с помощью
различных способов: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и
классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать
над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний,
представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.
Целью данной программы является создание системы по реализации минимума
содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром», обеспечение полноценной
жизни ребёнка в окружающем мире (природа, социум), формирование представления, их
упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей,
обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное
и личностное развитие
ребёнка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
 продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и
анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за
изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим
изображением.
 развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей
графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать
смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
 ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед
противоречиями.
Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных
способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные
10

ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию.
Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ:
создание коллекций, конструирование,
экспериментирование, сюжетно-ролевые,
развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение
информационно-коммуникативных технологий
в процессе непосредственно
образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной
деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20-21
22-23
24
25
26-28

Тема занятия
Природа
Природа живая и неживая
Признаки живой природы
Время года осень
Осенние изменения в живой и неживой природе
Время года зима
Зимние изменения в живой и неживой природе
Время года весна
Весенние изменения в живой и неживой природе
Время года лето
Летние изменения в живой и неживой природе
Животные
Насекомые
Птицы.
Рыбы
Звери
Животные домашние и дикие
Планета Земля и космос
Моя Родина Россия
Моя малая Родина - Полевской
Моя семья
Моя школа, я – будущий ученик
Диагностическое тестирование

3.4.Формы проведения занятий
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением
дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от
возможностей детей. Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка –
обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со
сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию.
3.5. Оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– текущий контроль;
– итоговая диагностика
11

Формой итогового контроля усвоения изученного материала программой
предусмотрено диагностическое занятие. (Приложение1)
3.6. Методические материалы
При реализации программы используются учебно-методические пособия:
1. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
2. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
3. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум,
М, 1995г.
4. Рабочая тетрадь «Раз - ступенька, два – ступенька… Математика для детей 6-7 лет. (в
двух частях)./ Петерсон Л.Г., Холина Н.П. - М.:Издательство «Ювента», 2017.- 64 с.ил.
3.7. Материально-техническое обеспечение образовательной программы










˗Магнитная азбука;
Учебные пособия;
Предметные картинки;
Раздаточный и счетный материал;
Набор цифр;
Набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
Раскраски;
Карточки для словарной работы;
Учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными
интерактивными досками.

проекторами

и

4. Рабочая программа воспитания
Воспитательная и профилактическая работа направлена на всестороннее развитие
личности, ориентацию его на школьный уклад жизни, тесную взаимосвязь обучения с
воспитанием, ориентацию на формирование здорового образа жизни, социально
ответственного поведения в обществе.
Организуя процесс обучения педагог решает ряд воспитательных задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное
место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности
обучающегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает
каждому «ситуацию успеха».
5.Формы аттестации
Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и
специализированных умений и навыков. (Приложение 1)
 Организация практической деятельности с учётом программного содержания года
обучения и индивидуальных особенностей обучающихся


12



Оценивание полученных знаний (в форме фронтального опроса, игры, викторины,
конкурса).

13

Приложение 1
Диагностические материалы
Для определения уровня достижения планируемых результатов обучающихся
используются диагностические материалы. На основе результатов диагностики
заполняется «Лист достижений обучающегося».
Задание 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или
подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого,
задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные
отрезки и углы, не округляя их.
Материал для выполнения задания: лист, на котором нарисована фигура.
Текст задания: "Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы
будете выполнять задание. Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах.
Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру.»
Оценка
3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры
и основном сохранены.
2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены,
при этом не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же
балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между
элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность
соблюдена.
1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая
форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая
линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение
к баллу.
Задание 2
Цель: выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз),
умения пересчитывать клеточки.
Материал для выполнения задания: лист бумаги в клеточку, примерно в середине
листа одна клетка закрашена черным цветом.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается
место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в
черный цвет.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки
и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и
третью закрасьте, синим карандашом.

14

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через
одну клеточку от нее закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и
шестую закрасьте жёлтым карандашом".
Оценка
При оценивании данного задания за каждых 2 неверных шага снимается один балл из
расчёта общих 3 баллов. К неверным шагам отностятся ошибки в направлении, счете,
начале отсчёта. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "Задание 3
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания,
соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к
соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)
Материал для выполнения задания: чистый лист бумаги.
Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для
выполнения задания № 3). Посмотрите на СВОИ листки. Послушайте задание".
"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке?
Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке". (Текст задачи можно
повторить)
"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в
машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине." (Текст задачи
можно повторить)
Оценка выполнения задания:
3 балла - выполнены верно обе задачи.
2 балла - одна задача выполнена верно (и рисовано или 5 кругов, или 4 квадрата),
ее попытка решить вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу
нет.
0 баллов - есть попытка решить одну задачу, по число кружков или квадратов
неверно!
Задание 4
Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания
термин*, "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание.
Материал для выполнения задания: лист бумаги, на нем фигуры:
Текст задания: "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я
начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри
треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь
посмотрите на этот рисунок(указывает рисунок к заданию №4) На своих листах найдите круг,
найдите квадрат»
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне
квадрата.
15

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне
круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы
расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне
круга, и вне квадрата".
Оценка выполнения задания:
3 балла — все выполнено верно.
2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания.
I балл - выполнен верно только I пункт задания.
О баллов - задание не выполнено.
Задание 5
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление
способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка
счета).
Материал для выполнения задания: на листе бумаги нарисовано в три-четыре
строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине один
круг пустой.
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены
круги и треугольники (указывается рисунок к заданию № 5). Чего больше: кругов или
треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один крут; если треугольников,
то нарисуйте еще один треугольник".
Оценка выполнения задания:
3 балла - сравнение проведено верно.
0 баллов - сравнение проведено неверно. ' Сравнивая два множества (круги и
треугольники), ребенок оказывается в конфликтной ситуации: импульсивное желание
дорисовать треугольник, чтобы треугольников было столько же, сколько кругов, не
совпадает с требованием инструкции "Если кругов больше, дорисуйте еще один круг".
Правильное выполнение этого задания позволяет судить об умении ребенка точно
следовать инструкции взрослого, подчинять ей свои действия, т.е. об уровне его произвольности.
Задание 6
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по
которым произведена классификация.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги даны схематические
изображения: в одной рамке 4 птицы (например, дятел, воробей, сова и ворона), в другой 5
зверей (лиса, заяц, еж, кот и бобер). Между двумя рамками - белка.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию №
6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком
рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом
линию".
Оценка выполнения задания:
3 балла - линия проведена правильно: от белочки к зверям; признак связан с
характеристикой класса.
16

1 балл - линия проведена неверно.
0 баллов - задание не выполнено (линия не проведена).
Задание 7
Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координации, умения
копировать заданный письменными буквами образец.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги запись: "Ann can play".
Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. Конечно, вы
еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись.
Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так
же".
Оценка выполнения задания:
3 балла - хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано
количество букв в каждом из 3 слов.
2 балла - достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы;
неверно написаны 2-3 буквы.
1 балл - с образцом coвпадают 2 -3 буквы.
0 баллов - каракули.
Задание 8.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического
восприятия.
Материал для задания: картинки: солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса,
роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста. Все картинки наклеены на один
чист бумаги, под каждой нарисован флажок.
Текст задания: "Посмотрите на эти картинки. Видите, под каждой картинкой
нарисован кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок под ней, если
в названии звук [с]. Первая картинка "солнце", в слоне "солнце" есть звук [с], значит,
нужно зачеркнуть кружок (показать, как), а на этой картинке нарисован зонт. В слове
"зонт" нет звука |с|. поэтому не зачеркиваем кружок. Теперь приступайте к
самостоятельному выполнению задания".
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания.
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения
других звуков нет.
I балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з])
0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [cl - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или
полное непринятие задания.
Задание 9
Цель: выявление степени овладения звукобуквенным анализом на уровне
определения количества звуков в слове.
Материал для выполнения задания: на листе три схемы звукового состава
слова: Вокруг них картинки: рак, лев, волк, сыр, бант.
Текст задания: "Вы видите домики с разным количеством окошечек и рядом с
ними картинки. Каждое окошко - это звук слова. Постарайтесь определить, какой
картинке соответствует каждый из этих домиков. Вот, например, картинка "рак". В слове
17

"рак" три звука. Я соединю эту картинку с домиком, в котором три окошечка.
Попробуйте теперь продолжить работу самостоятельно".
Оценка выполнения задания:
3 балла - правильное выполнение задания.
2 балла - наличие единичных ошибок.
1 балл - наличие большого числа ошибок.
0 баллов - неприятие задачи: полное отсутствие соответствия количества звуков в
слове и количества "окошечек".

18

19

______________________________________________________________

Он ел суп. __________

20

И

К

Ч

В

З

П

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».