АРП УО Математика 3-4 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
математика

Предметно- методическая кафедра начальных классов
Уровень обучения НОО
Классы: 3-4

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся
с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная программа составлена в соответствии с действующим
законодательством РФ и локальными актами образовательной организации.
ЦЕЛЬ: подготовка обучающихся к успешной социальной адаптации в
условиях современной жизни путем овладения ими доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Изучение предмета призвано решать следующие ЗАДАЧИ:
Выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме
предметов, пространственных и временных представлений учащихся.
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями в
пределах 1 десятка, решением простых арифметических задач…)
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности использовать некоторые математические
знания в жизни.
Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
Формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
При изучении учебного материала применяется множество различных
методов и приемов работы, например: практические действия с предметами,
демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, самостоятельная
работа.
Для того, чтобы пробудить интерес к математике на уроке используются
дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создание
увлекательных ситуаций.
Одной из задач обучения математики является формирование и развитие
математической речи учащихся. Поэтому на уроках используются словесные
методы обучения: хоровые, индивидуальные, комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.
Особое внимание уделяется обогащению речи учащихся специальными
математическими терминами, выражениями.
2

Форма работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа
в парах и группах, коллективная работа.
Контроль достижения обучающимися: устный опрос, письменные и
практические работы. Наряду с повседневным текущим контролем за
состоянием знаний по математике проводятся контрольные работы в течении
года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов
в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение математике - одно из основных направлений подготовки
учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной
трудовой жизни.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования
приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ,
сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные
связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая
математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы
действий.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
Количество
Год
часов
3
4 часа в неделю
136 часов
4
4 часа в неделю
136 часов

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета
«Математика» относятся:
1)
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2)
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
3)
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);
4)
использование принятых ритуалов социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
5)
умение обращаться за помощью и принимать помощь;
6)
понимание инструкций к учебному заданию в разных видах
деятельности;
7)
сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
8)
умение контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
9)
активное участие в деятельности по предложенному плану в
общем темпе;
10)
адекватное использование ритуалов школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из- за парты и т. д.)
11)
умение работать с учебными принадлежностями
12)
соблюдение порядка на рабочем месте;
13)
представления и положительное отношение к аккуратности и
опрятности;
14)
объяснение своей точки зрения, оценка события;
15)
спокойная реакция на представителей других народов, их
традиции без оскорбления, высмеивания;
16)
сформированность мотивации учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Предметные результаты в 3 классе имеют два уровня овладения:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень:
-знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5,
4,в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в
пределах 100;
-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
-умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида
деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи
каждого вида деления;
-знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
-понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
-знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
-знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
-различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких
мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
-знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах;
-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические
задачи;
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
-знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Минимальный уровень:
-знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя
счетный материал, любые числа в пределах 100;
-знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
-понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
-знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
-понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами

умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
-знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
-знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
-знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
-пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
-определять время по часам хотя бы одним способом;
-решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические
задачи;
-решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
-знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной
бумаге (с помощью учителя).
-различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
-чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

6

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 4
классе:
Минимальный уровень:
существление счета в пределах 100, присчитывая
равными числовыми группами по 2, 5;
присчитывая по 3, 4 (с помощью учителя
знание единицы измерения (меры) длины 1 мм,
соотношения 1 см = 10 мм; выполнение
измерений длины предметов в сантиметрах и
миллиметрах (с помощью учителя);
– умение определять время по часам с
точностью до
1 мин; называть время одним способом
выполнение сложения и вычитания двузначного
числа с однозначным числом с переходом через
разряд (45 + 6; 45 – 6) на основе приемов устных
вычислений;
–
выполнение сложения и вычитания чисел
в пределах 100 без перехода и с переходом через
разряд на основе приемов письменных
вычислений;
– знание таблицы умножения
однозначных чисел до
5;
–
понимание связи таблиц умножения и
деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и
частного;
–
знание
и
применение
переместительного свойства
умножения;
–
понимание
смысла
математических
отношений «больше в …», «меньше в …»;
умение осуществлять в практическом плане
увеличение и уменьшение в несколько раз
данной предметной совокупности и предметной
совокупности, сравниваемой с данной, с
отражением
выполненных
операций
в
математической записи (составлении числового
выражения);
выполнение
увеличения
и
уменьшения числа в несколько раз;
–
знание порядка действий в числовых
выражениях (примерах) без скобок в два
арифметических
действия,
содержащих
умножение и деление (с помощью учителя);

Достаточный уровень:
–
осуществление счета в пределах 100,
присчитывая, отсчитывая равными числовыми
группами по 2, 3, 4, 5;
–
умение
упорядочивать
числа
в
пределах 100 – знание единицы измерения
(меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10
мм; выполнение измерений длины предметов
в сантиметрах и миллиметрах;
–
умение определять время по часам с
точностью до 1 мин; называть время тремя
способами; – выполнение сравнения чисел,
полученных при измерении величин двумя
мерами; упорядочение чисел, полученных при
измерении величин одной мерой выполнение
сложения и вычитания двузначного числа с
однозначным,
двузначным
числом
с
переходом через разряд (45 + 6; 45 – 6; 45 +
26; 45 – 26) на основе приемов устных
вычислений;
–
выполнение сложения и вычитания
чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд на основе приемов
письменных вычислений;

знание таблицы умножения всех
однозначных чисел и числа 10; правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и
деления на 1, на 10;
–
понимание связи таблиц умножения и
деления, пользование таблицами умножения
на печатной основе для нахождения
произведения и частного; – знание и
применение
переместительного
свойства
умножения;
–
понимание смысла математических
отношений
«больше в …», «меньше в …»; умение
осуществлять
в
практическом
плане
увеличение и уменьшение в несколько раз
–

использование в собственной речи
названий компонентов и результатов умножения
и деления (с помощью учителя)
–
выполнение
решения
простых
арифметических
задач
на
увеличение,
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …»,
«меньше в …») в практическом плане на основе
действий с предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания задачи;
–
выполнение
решения
простых
арифметических задач на нахождение цены,
количества на основе знания зависимости между
ценой, количеством, стоимостью; составление
задач на нахождение цены, количества (с
помощью учителя);
–
выполнение
решения
составной
арифметической задачи в два действия
(сложение, вычитание, умножение, деление) на
основе моделирования содержания задачи (с
помощью учителя).
– умение выполнить
измерение длины отрезка в сантиметрах и
миллиметрах, с записью числа, полученного при
измерении двумя мерами; умение построить
отрезок заданной длины (в миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах) (с помощью
учителя); – различение замкнутых, незамкнутых
кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
–
построение
прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника
на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
–
узнавание, называние, моделирование
взаимного положения двух геометрических
фигур; нахождение точки пересечения без
построения.
–

8

данной
предметной
совокупности
и
предметной совокупности, сравниваемой с
данной, с отражением выполненных операций
в математической записи (составлении
числового
выражения);
выполнение
увеличения и уменьшения числа в несколько
раз;
–
знание порядка действий в числовых
выражениях (примерах) без скобок в два
арифметических
действия,
содержащих
умножение и деление;
–
использование в собственной речи
названий
компонентов
и
результатов
умножения и деления – выполнение решения
простых арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «больше в …», «меньше в …») на
основе моделирования содержания задачи с
помощью
предметнопрактической
деятельности, иллюстрирования содержания
задачи;
–
выполнение
решения
простых
арифметических задач на нахождение цены,
количества на основе знания зависимости
между ценой, количеством, стоимостью;
составление задач на нахождение цены,
количества;
составление краткой записи, выполнение
решения составной арифметической задачи в
два
действия
(сложение,
вычитание,
умножение,
деление)
на
основе
моделирования содержания задачи.
–
умение выполнить измерение длины
отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
записью числа, полученного при измерении
двумя мерами; умение построить отрезок
заданной
длины
(в
миллиметрах,
в
сантиметрах и миллиметрах); – различение
замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных
линий; вычисление длины ломаной; – знание
названий сторон прямоугольника
(квадрата); построение прямоугольника
(квадрата)
с
помощью
чертежного
треугольника на нелинованной бумаге; –
узнавание,
называние,
построение,
моделирование взаимного положения двух
геометрических фигур; нахождение точки

пересечения.

9

3 КЛАСС
Регулятивные базовые
учебные действия

Познавательные
базовые учебные
действия

Коммуникативные
базовые учебные
действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями по предмету математика
(учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный
треугольник и др.) и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников самостоятельно и под
руководством учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами под руководством учителя.
выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале; выполнять арифметические действия
самостоятельно и с помощью учителя; наблюдать;
ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под
руководством учителя; уметь слушать и отвечать на простые
вопросы учителя.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик,
ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту

10

4 КЛАСС
Регулятивные базовые  Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
учебные действия
помещения).
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 Пользоваться учебной мебелью.
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
 Работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем).
 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
 Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников.
Познавательные
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства
базовые учебные
предметов.
действия
 Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
 Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
 Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
 Читать.
 Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Коммуникативные
 Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик,
базовые учебные
ученик–ученик, ученик–класс, учитель – класс).
действия
 Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем
 Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту.
 Договариваться изменять свое поведение с учетом поведения
других участников в спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Прямоугольник и квадрат. Многоугольник.
Вершины, углы, стороны.
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц.
Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.
Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными
группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел,
сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.
Понятие разряда. Разрядная таблица.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные
и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7;
60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие
случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его
арифметическим действием умножения. Знак умножения (×).
Запись и чтение действия умножения.
Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица
умножения числа 2.
Деление на равные части.
Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну),
запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим
действием деления.
Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2.
Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в
пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к. Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1
м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя
мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1
год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12
мес.

Порядок месяцев. Календарь.
Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин
11 ч). Простые арифметические задачи на нахождение произведения,
частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и
стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения,
вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше
(меньше) данного.
Пересечение линий. Точка пересечения.
4 КЛАСС
Нумерация.
Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды.
Представление чисел в пределах 100 в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения.
Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц =
100 кг.
Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение:
1 см = 10 мм.
Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1
мин = 60 с.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
(все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного
числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через
разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6,
7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия
компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий в

13

вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления.
Арифметические задачи.
Простые и составные арифметические задачи на нахождение
произведения, частного
(деление на равные части, деление по содержанию), на увеличение числа
в несколько раз. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше
на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость
товара).
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи).
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Геометрический материал.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника —
замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее
длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по
данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение,
точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай
прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного
треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые
стороны
(правая, левая), противоположные, смежные стороны.

14

Календарно – тематическое планирование
3 КЛАСС
№п/п

Дата

Кол-в Тема урока

Общая характеристика деятельности

часов
Повторение(12ч)

Второй десяток. Нумерация

1

1

Повторение. Нумерация в пределах 20.

Применяют состав числа в пределах 10, 20

2

1

Получение предыдущего и последующего числа.

записывают числовой ряд

3

1

Решение примеров на сложение в пределах 20.

складывают и вычитают

4

1

Решение примеров на вычитание в пределах 20.

измеряют отрезки.

5

1

Присчитывание и отсчитывание по единице.

Читают, сравнивают, записывают числа.

6

1

Решение задач.

Записывают решение задач с наименованием,

7

1

Практическая работа с часами.

составляют задачи по краткой записи.

8

1

Линии.

Применяют знаки «+»

9

1

Сравнение чисел.

и «-«, «<», «>», «=».

10

1

Контрольная работа на тему: Нумерация в пределах 20.

11

1

Работа над ошибками.

12

1

Пересечение линий.

числа в пределах 20

Сложение и вычитание без перехода через 10 (7ч.)
13

1

Название компонентов при сложении

Записывают, читают, сравнивают, считают числа с

14

1

Название компонентов при вычитании.

1 до 20.

15

1

Решение задач по краткой записи

Учатся называть названия компонентов при

16

1

Решение примеров на сложение и вычитание с нулем.

сложении и вычитании. Объясняют решение и

17

1

Решение примеров с именованными числами

записывают задачи.

18

1

Самостоятельная работа

Слушают ответы одноклассников, принимают

19

1

Точка пересечения линий

участие в их обсуждении, корректируют неверные
ответы.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение (11ч.)
20

1

Повторение. Состав чисел 5,6,7

Используют в речи математические

термины

21

1

Повторение. Состав чисел 8.9,10

«увеличить», «уменьшить», «меньше на», «больше

22
23
24
25
26
27
28
29
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38

1
1
1
1
1
1
1
1

Прибавление числа 2,3,4
на»
Слушают ответы одноклассников, принимают
Прибавление числа 5,6
участие в их обсуждении, корректируют неверные
Прибавление числа 7
ответы.
Прибавление числа 8
Работают по предложенному учителем плану;
Прибавление числа 9
Таблица сложения
Решение примеров и задач
Самостоятельная работа
Углы
Вычитание с переходом через десяток (11ч)
Повторение. Вычитание однозначных чисел из 10
Проявляют самостоятельность в выполнении
учебных заданий;
Решение примеров вида: 12-2, 16-6
Записывают, читают, сравнивают, считают числа с
Решение задач
1 до 20.
Вычитание чисел 2,3,4
Читают, решают, записывают примеры в одно и два
Вычитание чисел 5,6
действия.
Вычитание чисел 7
Рассуждают, находят информацию в рисунках,
Вычитание чисел 8,9
решают задачи.
Решение примеров в два действия

39

1

40
41

1
1

42
43
44
45

1
1
1
1

46
47
48

1
1
1

49
50
51
52

1
1
1
1

53
54
55
56
57
58

1
1
1
1
1
1

Контрольная работа на тему: Вычитание и сложение с
переходом через десяток
Работа над ошибками
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) (4ч)
Решение примеров с пустыми окошечками
Записывают, решают, сравнивают
Принимают помощь учителя.
Решение примеров на сравнение чисел
Слушают ответы одноклассников
Решение и составление задач
Математический диктант
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками (3ч.)
Решение примеров со скобками
Используют в речи математические термины.
Решение примеров и задач
Рассуждают, решают задачи
Складываю, вычитают числа. Объясняют, делают
Повторение
выводы.
Работают по предложенному учителем плану.
Меры времени – год, месяц (4ч)
Времена года
Знакомятся с часами, используют знания в
повседневной жизни и решают примеры и задачи.
Месяцы
Учат времена года, запоминают месяцы.
Решение задач и примеров с именованными числами
Чертят.
Треугольники
Умножение и деление чисел второго десятка. Умножение чисел (6ч)
Сложение одинаковых слагаемых
Записывают, знакомятся со знаком умножения.
Учатся правильно читать примеры.
Замена сложения – умножением
Проявляют самостоятельность в выполнении
Замена умножения – сложением
учебных заданий
Таблица умножения на 2
Название компонентов при умножении
Решение примеров разных видов
Деление чисел (5ч)

59
60

1
1

61
62
63

1
1
1

64
65
66
67

1
1
1
1

Деление на равные части
Название компонентов при делении. Таблица деления
на 2
Решение примеров и задач на деление
Многоугольники
Деление на равные части
Умножение и деление числа 3 (4ч)
Таблица умножения на 3
Решение задач и примеров
Деление на 3. Деление на три равные части.
Решение примеров и задач

Учатся записывать примеры на деление. Правильно
читают. Находят ответы в таблице. Рассуждают ,
находят информацию в рисунках

Правильно читают таблицу умножения и деления.
Обращаться за помощью и принимать её;
работают по предложенному учителем плану;
перерабатывают полученную информацию: делают
выводы о своей работе.

Умножение и деление числа 4 (5 ч.)
68
69
70
71
72

1
1
1
1
1

73

1

74
75
76
77
78
79

1
1
1
1
1
1

Умножение числа 4
Таблица умножения. Решение задач и примеров
Деление на 4. Деление на 4 равные части
Решение задач и примеров
Проверочная работа
Умножение и деление на 5,6 (8ч)
Умножение как сложение нескольких одинаковых
слагаемых на 5, на 6
Таблица умножения на 5
Таблица умножения на 6
Решение задач и примеров
Деление на 5
Деление на 6
Решение задач и примеров

Правильно читают таблицу умножения и деления.
Обращаться за помощью и принимать её;
работают по предложенному учителем плану;
перерабатывают полученную информацию:
делают выводы о своей
работе.
Читают, запоминают, записывают числа при
умножении и делении.
Работают по предложенному учителем плану;
Слушают ответы одноклассников, принимают
участие в их обсуждении.
Проявляют самостоятельность в выполнении
учебных заданий.

80

1

81
82

1
1

Последовательность месяцев в году
Умножение и деление (все случаи) (6ч.)
Решение примеров на умножение и деление
Решение задач

83

1

Решение примеров со скобками

84

1

Шар, круг, окружность

85

1

Контрольная работа.

86

1

Работа над ошибками

87
88

1
1

89

1

90
91
92
93
94
95

1
1
1
1
1

Круглые десятки (3ч.)
Нумерация. Круглые десятки
Решение примеров на вычитание и сложение круглых
десятков
Меры стоимости

Числа с 21 до 100 (6 ч)
Счет в пределах 100
Запись чисел в пределах 100
Разложение чисел на круглые десятки и единицы
Сравнение чисел
Таблица разрядов
Решение примеров и задач

Записывают, читают, решают, объясняют примеры.
Чертят окружность с помощью циркуля.
Работают по предложенному учителем плану.

Проявляют самостоятельность при выполнении
учебных заданий; обращаются за помощью и
принимают помощь; используют принятые ритуалы
во взаимодействии одноклассников при
работе в группах; работают по предложенному
учителем плану;
Проявляют самостоятельность при выполнении
Задания.
Правильно читают, называют числа,
.решают примеры

Считают в пределах 100. Учатся записывать
числа в пределах 100.
Решают примеры и задачи, объясняют.

Меры длины - метр ( 2 ч.)
96
97

1
1

98
99
100

1
1
1

101
102
103
104
105
106

1
1
1
1
1
1

107
108

1
1

109
110
111

1
1
1

112
113
114
115

1
1
1
1

Метр – мера длины
Решение примеров, задач с именованными числами

Используют знания в повседневной жизни.
Находят информацию в рисунках для ответа на
поставленный вопрос.
Проявляют самостоятельность при выполнении
учебных заданий. Принимают помощь учителя.
Меры времени - календарь (3ч)
Меры времени - сутки
Используют знания в повседневной жизни.
Решение задач о мерах времени
Находят информацию в рисунках для ответа на
Знакомство и работа с календарем. Дни недели и поставленный вопрос.
расположение месяцев по руке
Сложение и вычитание круглых десятков (8ч.)
Сложение круглых десятков
Записывают, решают, читают примеры.
Вычитание круглых десятков
Знакомятся с новыми терминами: центр,
Решение примеров со скобками
радиус окружности , радиус круга.
Решение примеров с именованными числами
Работают по предложенному учителем плану;
Решение примеров вида: 34+2, 34+20
принимают оценку деятельности и корректируют её
Вычитание двузначных и однозначных чисел:
учетом выявленных недочётов.
45+2, 45+20
.
Решение примеров и задач
Центр, радиус, окружность и круг
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков (3ч)
Сложение двузначных чисел и круглых десятков
Записывают, решают, читают примеры.
Принимают помощь учителя
Вычитание двузначных чисел и круглых десятков
Решение задач и примеров
Сложение и вычитание двузначных чисел (4ч)
Сложение двузначных чисел
Записывают, решают, читают примеры.
Вычитание двузначных чисел
Проявляют самостоятельность при
выполнении заданий
Повторение
Решение примеров вида: 35-25, 35-32
Числа, полученные при измерении двумя мерами (2ч)

116
117

1
1

118
119
120
121

1
1
1
1

122
123
124
125
126
127
128
129

1
1
1
1
1
1
1
1

130
131
132
133
134
135
136

1
1
1
1
1
1
1

Запись именованных чисел
Записывают, читают именованные числа.
Сравнение именованных чисел
Получение в сумме круглых десятков (4 ч)
Решение примеров вида: 24+6
Решают примеры и задачи, объясняют.
Решение примеров вида: 50+50
Решение примеров разных видов и задач
Самостоятельная работа
Вычитание чисел из круглых десятков и 100 (8ч)
Решение примеров вида: 30-4
Записывают, решают, читают, объясняют примеры.
Решение примеров вида: 50-23
Решение примеров вида: 100-3
Используют знания в повседневной жизни.
Решение примеров вида: 100-24
Находят информацию в рисунках для ответа на
Решение примеров и задач
поставленный вопрос.
Годовая контрольная работа
Работа над ошибками
Меры времени – сутки, минута
Повторение (7 ч.)
Умножение и деление чисел
Проявляют самостоятельность при
выполнении учебных заданий, обращаются
Решение примеров разных видов
помощью и принимают помощь.
Деление по содержанию. Деление на 2 равные части
Работают в группах.
Деление по содержанию. Деление на 3 равные части
Деление на 4. Деление на 4 равные части
Порядок действий в примерах без скобок
Порядок действий в примерах со скобками

4 КЛАСС
№
п/п

Дата

Колво
часов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

Название раздела, темы урока

Характеристика деятельности учащихся

Первое полугодие (64 часа)
Повторение – нумерация ( 3 часа)
Числовой ряд в пределах 100.
Присчитывают, отсчитывают равными числовыми
*Решение примеров вида 43+20
группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.
Место каждого числа в числовом ряду. *Решение
примеров вида 35-20
Получение следующего, предыдущего чисел.
*Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых
десятков.
Единицы измерения и их соотношения (4 часа)
Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), Сравнивают числа, полученные при измерении
единицы измерения величин (меры).
величин двумя мерами стоимости, длины, времени.
*Решение примеров вида 34+23
Упорядочение чисел, полученных при измерении
величин одной мерой стоимости, длины, массы,
Сложение и вычитание чисел, полученных при
ёмкости, времени. Решают, рассуждают, объясняют
измерении величин одной мерой.
решение примеров.
*Решение примеров вида 45-31
Мера длины – миллиметр
Знакомятся с мерой длины – миллиметром
*Сложение и вычитание двузначных чисел
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах Измеряют длину предметов с помощью линейки с
и миллиметрах.
выражением результатов измерений в сантиметрах и
*Решение примеров вида 24+6
миллиметрах (12 см 5 мм).
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.

Арифметические действия (6 часа)

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
Складывают и вычитают числа в пределах 100 с
перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд на основе приемов устных
записью примеров в строчку: сложение и вычитание
вычислений (с записью примера в строчку).
круглых десятков (40 + 20; 40 – 20). *Решение примеров Складывают и вычитают числа в пределах 100 без
вида 95+5
перехода через разряд и с переходом через разряд на
основе приемов письменных вычислений (с записью
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд приемами устных вычислений, с примера в столбик).
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.
записью примеров в строчку: сложение и вычитание
двузначного и однозначного чисел (45 + 2; 2 + 45; 45 –
2).
*Получение в сумме круглых десятков и 100.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку: сложение и вычитание
двузначных чисел и круглых десятков (34 + 20; 20 + 34;
34 – 20).
*Решение примеров вида 100-3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд приемами устных вычислений, с
записью примеров в строчку: сложение и вычитание
двузначных чисел (54 + 21; 54 – 21; 54 – 24; 54 – 51).
*Решение примеров вида 100-24
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Единицы измерения и их соотношения (2 часа)
Меры времени.
Двойное обозначение времени. Сравнивают числа,
*Вычитание чисел из круглых десятков и 100.
полученные при измерении величин двумя мерами
стоимости, длины, времени.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

Последовательность месяцев, количество суток в каждом Изучают соотношение мер времени. Изучают
месяце.
последовательность месяцев, количество суток в
*Порядок действий в примерах на сложение и вычитание каждом месяце. Изучают определение времени по
часам с точностью до 1 мин двумя способами.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.

Геометрический материал (2 часа)
Замкнутые, незамкнутые кривые линии: распознавание, Изучают замкнутые, незамкнутые кривые линии:
называние.
распознавание,
называние.
Моделируют
окружность, дугу из замкнутых, незамкнутых
Окружность, дуга.
*Порядок действий в примерах на умножение и деление кривых.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.
Арифметические действия (11 часа)
Умножение как сложение одинаковых чисел
Выполняют простые арифметические задачи на
(слагаемых). *Порядок действий в примерах в два
нахождение произведения, раскрывающие смысл
действия
арифметического действия умножения; выполняют
решения задач на основе действий с предметными
совокупностями, иллюстрирования содержания
задачи.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.
Замена сложения умножением; замена умножения Составляют и решают арифметических задач по
сложением (в пределах 20).
предложенному сюжету, готовому решению, краткой
*Порядок действий в примерах со скобками.
записи.
Решают, рассуждают, объясняют решение примеров.
Таблица умножения числа 2
Выполняют табличные случаи умножения числа 2 с
*Решение примеров с применением разных действий.
проверкой правильности вычислений по таблице
Таблица умножения числа 2, ее воспроизведение на умножения числа 2. Решают, рассуждают, объясняют
решение примеров.
основе

знания закономерностей построения.

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29
30
31
32
33

Моделирование действия деления (на равные части) в Выполняют деление предметных совокупностей на 2,
предметно-практической деятельности с отражением
3, 4 равные части (в пределах 20).
выполненных действий в математической записи
Выполняют решения задач на основе действий с
(составлении примера).
предметными совокупностями.
Простые арифметические задачи на нахождение
частного, раскрывающие смысл арифметического
действия деления (на равные части)
Таблица деления на 2, ее воспроизведение на основеВыполняют табличные случаи деления на 2 с
знания закономерностей построения.
проверкой правильности вычислений по таблице
деления на 2. Решают задачи в 2 арифметических
Числа четные и нечетные.
действия (сложение, вычитание, деление).
Выполнение табличных случаев деления на 2 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 2.
Проверочная работа
Работа над ошибками.

Арифметические действия (6 часов)
Сложение двузначного числа с однозначным числом с Решают примеры с помощью моделирования
1 переходом через разряд (38 + 5) приемами устных действия с использованием счетного материала, с
вычислений (запись примера в строчку).
подробной записью решения путем разложения
Выполнение вычислений на основе переместительного второго слагаемого на два числа.
1
свойства сложения (5 + 38).
1 Составные задачи в 2 арифметических действия.
Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
1 (38 + 25) приемами устных вычислений (запись примера
в строчку).
Нахождение значения числового выражения (решение
1 примера) с подробной записью решения путем

разложения второго слагаемого на два числа.

34

1

35

1

36

1

37

1

38

1

39

1

40

1

41

1

42

1

43
44

1
1

Порядок действий в числовых выражениях без скобок в
2 арифметических действия (сложение, вычитание,
умножение, деление).
Геометрический материал (1 час)
Ломаная линия.
Знакомятся с ломаной линией.
Арифметические действия (2 часа)
Вычитание однозначного числа из двузначного числа с Находят значение числового выражения (решение
переходом через разряд (34 – 5) приемами устныхпримера) с помощью моделирования действия с
вычислений (запись примера в строчку).
использованием счетного материала, с подробной
Отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4 в записью решения путем разложения второго
слагаемого на два числа.
пределах 100.
Геометрический материал (3 час)
Измерение длины отрезков ломаной.
Измеряют длину отрезков ломаной, сравнивают их
по длине.
Построение ломаной линии из отрезков заданной длины.
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии: распознавание,
называние.
Арифметические действия (4 часа)
Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд Находят значение числового выражения (решение
(53 – 25) приемами устных вычислений (запись примера примера) с подробной записью решения путем
в строчку).
разложения второго слагаемого на два числа.
Нахождение значения числового выражения (решение
примера) с подробной записью решения путем
разложения второго слагаемого на два числа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.

45

1

46

1

47

1

48

1

49

1

50

1

51

1

52

1

53

1

54

1

55

1

Арифметические действия (13 часов)
Табличное умножение числа 3 в пределах 20.
Выполняют табличные случаи умножения числа 3 с
Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100 (на проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 3. Переместительное свойство
основе взаимосвязи сложения и умножения).
умножения.
Таблица умножения числа 3, ее составление,
Выполняют табличные случаи деления на 3 с
воспроизведение на основе знания закономерностей
проверкой правильности вычислений по таблице
построения.
деления на 3.
Выполнение табличных случаев умножения числа 3 с
проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 3.
Деление предметных совокупностей на 3 равные части
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных
действий в математической записи (составлении
примера).
Таблица деления на 3, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 3, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 3 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 3.
Табличное умножение числа 4 в пределах 20.
Выполняют табличные случаи умножения числа 4 с
проверкой правильности вычислений по таблице
Табличные случаи умножения числа 4 в пределах 100
умножения числа 4. Переместительное свойство
(на основе взаимосвязи сложения и умножения).
Таблица умножения числа 4, ее составление, умножения.
воспроизведение на основе знания закономерностей Выполняют табличные случаи деления на 4 с
проверкой правильности вычислений по таблице
построения.
Деление предметных совокупностей на 4 равные части деления на 4.
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных
действий в математической записи (составлении
примера).

56

1

57

1

58

1

59

1

60

1

61

1

62

1

63

1

64

1

Таблица деления на 4, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 4, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 4 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 4.
Геометрический материал (1 час)
Строят отрезок, равный длине ломаной (с помощью
Вычисление длины ломаной линии.
циркуля).
Арифметические действия (6 часов)
Изучают таблицу умножения числа 5, ее
Табличное умножение числа 5 в пределах 20.
составление, воспроизведение на основе знания
Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100
закономерностей
построения.
Выполняют
(на основе взаимосвязи сложения и умножения).
табличные
случаи
умножения
числа
5
с
проверкой
Таблица умножения числа 5, ее составление,
правильности вычислений по таблице умножения
воспроизведение на основе знания закономерностей
числа 5.
построения.
Деление предметных совокупностей на 5 равных частей Выполняют табличные случаи деления на 5 с
проверкой правильности вычислений по таблице
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных
действий в математической записи (составлении
деления на 5.
примера).
Таблица деления на 5, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 5, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления.
Выполнение табличных случаев деления на 5 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 5.

65

1

66

1

67

1

Единицы измерения и их соотношения (1час)
Двойное обозначение времени.
Определяют части суток на основе знания двойного
обозначения времени.
Проверочная работа
Работа над ошибками.
Второе полугодие – 72 часа. Арифметические действия (3 часа)

68

1

69

1

70

1

71

1

72

1

73

1

Табличное умножение числа 6 в пределах 20.
Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100
(на
основе взаимосвязи сложения и умножения)
Таблица умножения числа 6, ее составление,
воспроизведение на основе знания закономерностей
построения.

Изучают таблицу умножения числа 6, ее
составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей
построения.
Выполняют
табличные
случаи
умножения числа 6 с проверкой правильности
вычислений по таблице умножения числа 6.

Арифметические задачи (1 час)
Цена, количество, стоимость. Краткая запись в виде
Кратко записывают в виде таблицы простые
арифметические задачи на нахождение стоимости
таблицы простых арифметических задач.
на
основе
зависимости
между
ценой,
количеством, стоимостью.
Арифметические действия (3 часа)
Деление предметных совокупностей на 6 равных частей Выполняют табличные случаи деления на 6 с
(в пределах 20, 100) с отражением выполненных
проверкой правильности вычислений по таблице
действий в математической записи (составлении
деления на 6.
примера).
Таблица деления на 6, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 6, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления.

74

1

Выполнение табличных случаев деления на 6 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 6.
Геометрический материал (1 час)

75

1

76

1

77

1

78

1

79

1

80

1

Прямоугольник.

Строят прямоугольники с помощью чертежного
угольника.

Арифметические действия (3 часа)
Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100 Изучают таблицу умножения числа 7, ее
(на основе переместительного свойства умножения, составление, воспроизведение на основе знания
взаимосвязи сложения и умножения).
закономерностей
построения.
Выполняют
табличные случаи умножения числа 7 с проверкой
Таблица умножения числа 7, ее составление,
правильности вычислений по таблице умножения
воспроизведение на основе знания закономерностей
числа 7.
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 7 с
проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 7.

Арифметические задачи (3 часа)
Увеличение в несколько раз предметной совокупности, Знакомятся с простой арифметической задачей на
сравниваемой с данной, в процессе выполнения
увеличение числа в несколько раз (с отношением
предметнопрактической деятельности («больше в …»), с «больше в …») и способом ее решения: краткая
отражением выполненных действий в математической запись задачи; выполняют решение задачи в
записи (составлении числового выражения).
практическом плане на основе моделирования,
иллюстрирования предметной ситуации; записывают
Увеличение в несколько раз данной предметной
решение и ответа задачи.
совокупности в процессе выполнения
предметнопрактической деятельности («увеличить в
…»).

81

1

82

1

83

1

84

1

85

1

86

1

87

1

88

1

89

1

Увеличение числа в несколько раз.
Арифметические действия (3 часа)
Таблица деления на 7, ее составление с использованием Выполняют табличные случаи деления на 7 с
таблицы умножения числа 7, на основе знания проверкой правильности вычислений по таблице
взаимосвязи умножения и деления.
деления на 7.
Деление предметных совокупностей на 7 равных частей
(в пределах 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера)
Выполнение табличных случаев деления на 7 с
проверкой правильности вычислений по таблице деления
на 7.
Арифметические задачи (3 часа)
Уменьшение в несколько раз предметной совокупности, Знакомятся с простой арифметической задачей на
сравниваемой с данной, в процессе выполнения
увеличение числа в несколько раз (с отношением
предметнопрактической деятельности («меньше в …»), с «больше в …») и способом ее решения: краткая
отражением выполненных действий в математической запись задачи; выполняют решение задачи в
записи (составлении числового выражения).
практическом плане на основе моделирования,
иллюстрирования предметной ситуации; записывают
Уменьшение в несколько раз данной предметной
решение и ответа задачи.
совокупности
в
процессе
выполнения
предметнопрактической деятельности («уменьшить
в …»).
Уменьшение числа в несколько раз.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Геометрический материал (1 час)

Квадрат.
90

1

91

1

92

1

93

1

94

1

95

1

96

1

Изучают противоположные стороны квадрата, их
свойство.

Арифметические действия (5 часа)
Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100 Изучают таблицу умножения числа 7, ее
(на основе переместительного свойства умножения, составление, воспроизведение на основе знания
закономерностей
построения.
Выполняют
взаимосвязи сложения и умножения).
табличные случаи умножения числа 7 с проверкой
Таблица умножения числа 8, ее составление,
правильности вычислений по таблице умножения
воспроизведение на основе знания закономерностей
числа 7.
построения.
Выполняют табличные случаи деления на 8 с
Выполнение табличных случаев умножения числа с
проверкой правильности вычислений по таблице
проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 8.
деления на 8.
Таблица деления на 8, ее составление с использованием
таблицы умножения числа 8, на основе знания
взаимосвязи умножения и деления.
Деление предметных совокупностей на 8 равных частей
(в пределах 100) с отражением выполненных действий в
математической записи (составлении примера).
Арифметические задачи (1 час)
Выполнение табличных случаев деления на 8 с
Знакомятся с простой арифметической задачей на
проверкой правильности вычислений по таблице деления увеличение числа в несколько раз (с отношением
«больше в …») и способом ее решения: краткая
на 8.
запись задачи; выполняют решение задачи в
практическом плане на основе моделирования,
иллюстрирования предметной ситуации; записывают
решение и ответа задачи.

Единицы измерения и их соотношения (1 час)
Определение времени по часам с точностью до 1 мин Определяют время по часам с точностью до 1 мин
тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17
97
1
мин шестого).
мин шестого).
Арифметические действия (6 час)
Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100 Выполняют табличные случаи деления на 9 с
98
1
(на основе переместительного свойства умножения, проверкой правильности вычислений по таблице
деления на 9. Изучают таблицу умножения числа 9, ее
взаимосвязи сложения и умножения).
составление, воспроизведение на основе знания
Таблица умножения числа 9, ее составление,
99
1
воспроизведение на основе знания закономерностей закономерностей построения. Выполняют табличные
случаи умножения числа 9 с проверкой правильности
построения.
Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с вычислений по таблице умножения числа 9.
100
1
проверкой правильности вычислений по таблице
умножения числа 9.
Таблица деления на 9, ее составление с
101
1
использованием таблицы умножения числа 9, на
основе знания взаимосвязи умножения и деления.
Деление предметных совокупностей на 9 равных
частей (в пределах 100) с отражением выполненных
102
1
действий в математической записи (составлении
примера).
Выполнение табличных случаев деления на 9 с
проверкой правильности вычислений по таблице
103
1
деления на 9.
Геометрический материал (1 час)

104

1

Пересечение
геометрических
фигур
(окружностей,
многоугольников, линий).

Строят пересечение геометрических фигур (окружностей, многоугольников,
линий).

Арифметические действия (3 часа)
числа
на
единицу
(на
основе
Умножение единицы на число (на основе взаимосвязи Умножают
105
1
сложения и умножения).
переместительного свойства умножения).
Деление числа на единицу (на основе взаимосвязи
Делят числа на единицу (на основе взаимосвязи
умножения
и
деления).
умножения
106
1
и деления).
Проверочная работа.
107
1

108

1

109

1

110

1

111

1

112

1

113

1

114

1

Арифметические действия (19 часов)
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Выполняют приемы письменных вычислений.
Выполняют письменное сложения как способ
Запись примера в столбик.
проверки устных вычислений.
Проверяют правильность выполнения письменного
Алгоритм письменного выполнения сложения,
сложения перестановкой слагаемых.
вычитания чисел в пределах 100.
Проверяют правильность выполнения письменного
Выполнение приемами письменных вычислений (с
вычитания обратным действием – сложением.
записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел (35 + 12);
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел (35 – 12).
Сложение с переходом через разряд.
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел (35 + 17).

115

1

116

1

117

1

118

1

119

1

120

1

Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел, получение 0 в разряде
единиц (35 + 25).
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
сложение двузначных чисел, получение в сумме числа
100 (35 + 65).
Выполнение приемами письменных вычислений (с Выполняют приемы письменных вычислений.
записью примера в столбик) следующих случаев:
Выполняют письменное сложения как способ
сложение двузначного и однозначного чисел (35 + 7). проверки устных вычислений.
Сложение с переходом через разряд.
Проверяют правильность выполнения письменного
сложения перестановкой слагаемых.
Проверка правильности выполнения письменного
Проверяют правильность выполнения письменного
сложения перестановкой слагаемых.
вычитания обратным действием – сложением.
Вычитание с переходом через разряд.

121

1

Выполнение приемами письменных вычислений.

122

1

123

1

124

1

Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание двузначного числа из круглых десятков
(60 – 23).
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел (62 – 24).
Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание двузначных чисел, получение в разности
однозначного числа (62 – 54).

125

1

126

1

127

1

128

1

129

1

130

1

Выполнение приемами письменных вычислений (с
записью примера в столбик) следующих случаев:
вычитание однозначного числа из двузначного числа
(34 – 5).
Проверка правильности выполнения письменного
вычитания обратным действием – сложением.
Контрольная работа за год.
Работа над ошибками.
Арифметические действия (2 часа)
Умножение 0 на число (на основе взаимосвязи
Умножают 0 на число (на основе взаимосвязи
сложения и умножения).
сложения и умножения). действия
Деление 0 на число 0 (на основе взаимосвязи
Делят 0 на число 0 (на основе взаимосвязи умножения
умножения и деления).
и деления).
Геометрический материал (1 час)

131

1

132

1

133

1

134

1

Взаимное положение на плоскости геометрических
фигур: узнавание, называние.

Моделируют положения двух геометрических фигур
на плоскости.

Арифметические действия (3 часа)
Умножение 10 на число (на основе взаимосвязи
Умножают 10 на число (на основе взаимосвязи
сложения и умножения).
сложения и умножения).
Делят числа на 10 (на основе взаимосвязи умножения
Деление числа на 10 (на основе взаимосвязи
умножения и деления).
и деления).
Решение примеров с неизвестным слагаемым,
обозначенным буквой «х».
Арифметические задачи (1 час)

135

1

136

1

Проверка правильности вычислений по нахождению Решают простые арифметические
неизвестного слагаемого.
нахождение неизвестного слагаемого.
Контрольная работа.

задачи

на

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект
1.
Алышева Т.В. Математика. 3-4 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2
ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева. – 8е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018.
Методический комплект для учителя
1.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе VIII вида / М.Н. Перова. Учеб, для студ. дефект, фак.
педвузов. — 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 408 с.: ил.
2.
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
пособие для учителя / В.В. Эк – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005.
3.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Т.Д.
Рихтерман. – М.: Просвещение, 2000.
Демонстрационный материал (таблицы):
Название компонентов при вычитании (1-4 кл.)
Название компонентов при сложении (1-4 кл.)
Сравнение чисел (1 кл.)
Увеличить, уменьшить на несколько единиц (1-4 кл.)
Умножение (образец записи примера) (3-4 кл.)
Время суток (1-4 кл.)
Часы и время (3-4 кл.)
Дни недели(1-4 кл.)
Времена года и месяцы (1-4 кл.)
Таблица сложения в пределах «10» (1 кл.)
Таблица умножения (3-4 кл.)
Таблица с числовым рядом с «1» до «10» (1 кл.)
Дидактический материал:
Счёты
Счётные палочки
Макеты часов
Абак
Счётный материал в картинках: зайцы
осенние листочки
Машины
Звездочки Яблоки курочки гусеницы белочки
Счётный материал с магнитами
Цифры с «1» до «10»
Набор цифр, букв и знаков

Геометрические фигуры (деревянные):
Треугольники
Круги
Квадраты
Шаблоны геометрических фигур на линейке Линейки Треугольники :
Большие
Маленькие
Круги
Циркули
Транспортиры (4 кл.)
Сигнальные карточки с цифрами (веер из цифр)
Наглядный материал:
Образец написания цифр с «1» до «10»
Состав чисел
Комплект наглядных пособий «Сказочный счет» с «1» до «7»
Карточки с математическими терминами
Развивающий коврик
Дидактические игры:
«Знай время»
«Считалочка»
Домино «Решение примеров на вычитание»
Домино «Цвета и фигуры»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».