АРП УО Мир природы и человека 3-4 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
Мир природы и человека

Предметно- методическая кафедра начальных классов
Уровень обучения НОО
Классы: 3-4

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетом начального специального коррекционного образования
является поддержание, развитие и формирование позитивного отношения
учащихся к самому себе, к учебной деятельности и к окружающему миру для
более успешной адаптации в микросреде.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствует
действующему законодательству РФ и локальными актами образовательной
организации.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Мир природы и человека» заключается
в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные ЗАДАЧИ:
Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой
природе, дать новые знания об основных ее элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные.
Сформировать знания, учащихся о природе своего края.
Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной
деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования
у
учащихся
умений
наблюдать,
анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
Программа
реализует
современный
взгляд
на
обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего
мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже
изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение
характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через
развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе,
об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет входит в образовательную область «Естествознание», на его
изучение отводится:
Класс
Количество часов
Год
3

1 час в неделю

34 часа

4

1 час в неделю

34 часа

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Проявляет уважение к людям старшего возраста.
Положительное отношение к окружающей действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности
«добро»,
«природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим
родственникам, любовь к родителям.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать,
проявлять собственные чувства; осознавать, что может, а что ему пока не
удается;
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки.
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Формирование первоначальных знаний безопасности и здоровом
образе жизни, элементарных гигиенических навыков (охранительные
режимные моменты, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
физкультминутка).
Предметные результаты:
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля,
огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные
ископаемые и др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения
правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные,
их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у

реки
и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей
суток, дней недели, месяцев в году и др.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
3 КЛАСС
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления
природы;
-различать 2-3 комнатных растения,
называть части растений. Ухаживать за
ними;
-различать наиболее распространенные
овощи и
фрукты;
-различать домашних и диких животных,
рыб;
-различать признаки времен года;
-выполнять элементарные гигиенические
требования, правила приема пищи.

4 КЛАСС

Достаточный уровень:
-правильно называть изученные
объекты и явления природы;
-различать 3-4 комнатных растения,
называть их части, осуществлять уход
за комнатными растениями;
-различать наиболее
распространенные овощи и фрукты,
объяснять, где они растут, как
используются человеком;
-различать домашних и диких
животных, рыб, описывать их
повадки, образ жизни;
-различать элементарные
гигиенические
правила;
-различать признаки времен года,
объяснять причину сезонных
изменений в жизни живой и неживой
природы.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

представления о назначении
объектов изучения;
узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к
определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных
к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных

представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных
объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом
различных оснований для
классификации;
развернутая характеристика своего
отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных
признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов
чувств;
знание некоторых правил
безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных
особенностей;
готовность к использованию
полученных знаний при решении
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач.
ответы на вопросы и постановка
вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего
контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
проявление активности в
организации совместной
деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами

правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знание требований к режиму дня
школьника и понимание необходимости
его выполнения;
знание основных правил личной гигиены
и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными
растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или
описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе,
в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации.

окружающего мира;
соблюдение элементарных
санитарногигиенических норм;
выполнение
природоохранительных действий;
готовность к использованию
сформированных умений при
решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач в объеме
программы.
Характеристика базовых учебных действий обучающихся
Регулятивные БУД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные БУД:
Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремиться помогать окружающим
Коммуникативные БУД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик –

ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации;
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить
хорошие отметки);
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения»,
«Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное
поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Осень – начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима – начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений: температура
воздуха (тепло-холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снегдождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе
наблюдений); солнце (яркое-тусклое, большое-маленькое, греет, светит)
облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись
льдом, теплая-холодная вода), почвы (сухая-влажная-заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и
дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности
и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний,
гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед,
жара и пр.).
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение, элементарные сведения о
Земле, как планета, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
Живая природа. Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для
жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представления о
способах размножения. Развитие растения из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе.
Охрана, использование человеком.
4 КЛАСС
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток на циферблате часов.
Секундная стрелка. Секундомер.
Определение времени по часа.
Двойное обозначение времени.
Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и
месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в

сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное
время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе
бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром).
Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует
холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях
желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы)
собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в
поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы,
метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на
солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи
длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на
реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут
корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев.
Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход,
разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках
набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья,
на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и
цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия
весенних месяцев.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление

растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда. Одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша
одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная,
текстильная. Уход за разными видами обуви.
Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, спортивные занятия).
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни.
Почва. Вода. Почва. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства, место и значение в природе и жизни человека.
Элементарные сведения о Солнце, как звезде, вокруг которой двигается в
космосе Земля.
Живая природа
Растения
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. Особенности
произрастания в нашей местности и сбора урожая.
Растения культурные. Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес. Части
этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок),
зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Растения комнатные.
Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений.
Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Деревья. Ель, сосна,
кедр. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена
в шишках. Ель, сосна, кедр — хвойные деревья.
Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Части гриба. Название.
Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование

человеком.
Животные
Животные домашние. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности
внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Условия содержания домашних животных в Сибири.
Дикие животные. Лось, олень. Внешнее строение: названия частей
тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки.
Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешнее строение: названия частей
тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь
птицам зимой и весной в период гнездования (соблюдение тишины и
уединенности птиц на природе).
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела,
муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как
питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Змеи. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе.
Лягушки. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе.
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека
(внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища, гигиена питания, личная
гигиена. Прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества, член семьи. Обязанности детей в семье и
обществе. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Виды магазинов, отделы в магазине. Учреждения культуры. Почта.
Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в
учреждении. Правила поведения в учреждениях.

Транспорт. Виды транспорта. Транспорт междугородний. Вокзалы и
аэропорты.
Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город, край. Флаг, Герб России, края.
Президент России, губернатор края, мэр города. Россия – многонациональная
страна. Национальные костюмы. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах.
Великие люди страны или края. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение.
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, предупреждение появления
сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием
витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с
больными людьми. Поведение во время простудной (отдельная посуда и
стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим).
Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы. Поведение при оказании
медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Вызов скорой помощи по
телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Изучение ПДД.
Правила безопасного использования инструментов для практических
работ и опытов, с инвентарем для уборки класса и территории. Правила
обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

1.
2.

3.

4.

5.
6.

Дата

Кол-во Название раздела, темы
Характеристика деятельности
часов
урока
учащихся
Сезонные изменения (7 час.)
1
Осень. Признаки осени.
Рассказывают о причине сезонных
Осенние месяцы.
изменений осенью. Рассказывают об
1
Растения осенью. Животные отлёте птиц и листопаде.
Рассказывают и показывают признаки
осенью.
осени.
1
Занятия людей осенью.
Рассказывают об одежде людей
осенью и занятиях людей в это время
года. Называют осенние месяцы.
Работают с учебными
принадлежностями, организовывать
рабочее место.
1
Экскурсия. Осенние
Наблюдают за высотой солнца над
наблюдения за высотой
горизонтом, за растениями и
солнца над горизонтом, за животными.
растениями и животными.
1
Солнце в разные времена Рассказывают о долготе дня в разные
года.
времена года.
1
Восход и закат солнца.
Рассказывают о частях суток,
Части суток.
занятиях людей в разное время суток.
Календарь.

7.

1

8.

Неживая природа (4 час.)
1
Воздух. Значение воздуха.

9.

1

Термометр.

10.

1

Ветер. Направление ветра.

Рассказывают о мерах времени –
неделя, месяц, год. Знания о календаре.
Называют виды календарей
(настенный, отрывной, календарь в
телефоне). Рассказывают о
назначении и использовании
календаря.
Рассказывают, что вокруг нас
находится воздух, что без воздуха не
может существовать ни одно живое
существо, о чистом воздухе,
загрязняющих веществах, способах
очистки воздуха.
Участвуют в простейших опытах по
обнаружению воздуха (дыхание, свист
при резком взмахе палочкой,
дуновение на пламя свечи).
Определяют прибор для измерения
температуры, его элементарное
строение, способы использования.
Рассказывают о ветре, описывать его.
Называют характеристики ветра –
слабый, сильный, тёплый, холодный.

11.

12.

1

Осадки.

Растения (8 час.)
1
Сравнение растений.
Деревья, кустарники,
травы.

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

Участвуют в элементарных
опытах по созданию ветра.
Рассказывают о направлении
ветра, его использовании
человеком.
Формирование элементарных
представлений о сторонах
горизонта (север, юг, восток,
запад).
Рассказывают о осадках (по
картинкам)

Рассказывают об отличительных
признаках деревьев, кустарников,
трав. Определяют деревья,
кустарники, травы.
Части растений. Корни. Узнают и называют части
Стебли. Листья. Цветы. растений. Рассказывают о
значении частей растений в их
жизни. Сравнивают
части разных растений
Зима. Признаки зимы. Называют причину сезонных
Зимние месяцы
изменений зимой, признаки
зимы. Называют зимние месяцы.
Растения зимой.
Рассказывают об одежде и
занятиях
людей зимой, безопасном
поведении детей зимой.
Лес. Лиственные
Узнают, различают, называют
деревья.
некоторые лиственные деревья,
кустарники, травы леса;
животных леса. Знают значение
леса для
животных и человека.
Лес. Хвойные деревья. Узнают, различают, называют
хвойные деревья леса. Называть
части хвойных деревьев.
Плоды и семена
Актуализируют знания о
растений.
строении растений, значении
цветка.
Формируют представления о
плодах и семенах, образующихся
после цветения. Определяют
значение семян в жизни растений

(размножение); в жизни
животных (пища).

19.

20.

1

Ягоды, грибы.

Животные (8 час.)
1
Животные. Дикие и
домашние животные.

21.

1

22.

1

23.
24.
25.

1
1
1

26.

1

27.

1

Узнают, показывают на
иллюстрациях лесные ягоды и
грибы съедобные и ядовитые.
Рассказывают о действиях
человека в случае отравления
ядовитыми
ягодами и грибами.

Узнают домашних и диких
животных. Определяют значение
домашних животных в жизни
человека. Называют приёмы
ухода
ха домашними животными.
Узнают,
различают детёнышей домашних
и
диких животных.
Дикие животные. Лось, Рассказывают об особенности
кабан, заяц.
диких животных: лося, кабана,
зайца (внешний вид, пища,
повадки).
Описывают животное по плану.
Домашние животные. Рассказывают особенности
Корова, свинья, кролик. домашних животных: коровы,
свиньи, кролика
(внешний вид, пища, повадки).
Описывают животное по плану.
Весна. Признаки весны. Называют причину сезонных
изменений весной. Рассказывают
Весенние месяцы.
Растения и животные о признаках весны.
Рассказывают об одежде и
весной.
занятиях людей весной.
Птицы. Зимующие и
Называют весенние месяцы.
перелетные.
Занятия людей весной.
Человек (7 час.)

28.

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Профилактика
простудных
заболеваний.

Узнают, показывают, называют
органы дыхательной системы
человека (носовая полость,
бронхи, лёгкие). Иметь
представление о том, что
происходит в этих органах.
Знать, что для дыхания
необходим чистый воздух
(правила поддержания чистого
воздуха в
помещении). Знать о вреде
курения.
Профилактика курения. Рассматривают иллюстрации,
делают памятки «Не кури!».
Кровеносная система Узнают, показывают, называют
человека (кровь, сердце, органы кровеносной системы
пульс).
человека (сосуды, кровь, сердце).
Рассказывают о том, как работает
сердце, где прощупывать пульс.
Питание человека.
Называют правила профилактики
пищевых отравлений.
Профилактика
Соблюдают правила гигиены.
пищевых отравлений.
Лето.
Рассказывают о причине
сезонных изменений летом, о
признаках лета, жизни растений
и животных летом. Рассказывают
об одежде и занятиях людей
летом. Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Итоговый урок
Повторяют пройденное за год

4 КЛАСС
№ п/п Дата

Кол-во Название раздела, темы
часов
урока

Характеристика деятельности
учащихся

Сезонные изменения (9 час.)
Влияние Солнца на смену
Признаки осени. Времена
года.

Рассматривают рисунок.
Составляют рассказ по схеме.
Читают текст учебника. Находят в
тексте название осенних месяцев,

1.

1

признаков осени. Определяют по
рисункам признаки осени.
Составляют рассказ об осенних
месяцах.
Растения и животные
осенью.

Объясняют
причины
признаков осени.
Находят и

2.

называют
знакомые цветы,

1

овощи.
Составляют
рассказ об
использовании
овощей.
Признаки зимы

3.

1

4.

1

5.

1

Растения и животные
зимой.

Труд людей зимой.

Разгадывают загадки про животных.
Определяют признаки зимы.
Читают текст, отвечают на вопросы.
Составляют рассказ о зимних
месяцах с опорой на
Рисунки.
Составляют описательный рассказ,
что происходит с растениями зимой.
Составляют описательный рассказ, о
жизни животных зимой.
Отвечают на вопросы по
рисункам. Составляют
рассказ по рисункам.

Растения и животные
весной.

6.

1

Труд людей осенью и
весной.
7.

1

Растения и животные
летом.
8.

1

Труд людей летом.

9.

1

Определяют признаки весны по
рисункам.
Наблюдают за погодой.
Отгадывают загадки. Повторяют
названия весенних цветов.
Зарисовывают муравейник в
тетрадь.
Повторяют название детенышей
животных.
Составляют рассказ о
труде людей. Разучивают
стихотворения.

Находят в тексте определения
явлений природы.
Определяют весенние месяца по
рисункам, знакомые растения.
Составляют рассказ о животных с
опорой на рисунки, по опорному
плану.
Составляют рассказ о работе людей
летом.
Составляют рассказ о правилах
купания.
Записывают предложения в тетрадь.

Неживая природа (4 ч)
Почва. Состав почвы.
10.

1

11.

1

12.

1

Читают текст учебника, отвечают на
вопросы по тексту. Знакомятся с
новыми словами перегной,
плодородный.
Обработка почвы. Правила Составляют рассказ по
обращения с садовым
рисункам об обработке
инструментом.
земли в огороде, поле.
Изучают правила
обращения с садовым
инструментом.
Песок и глина.
Составляют рассказ о
песке с использованием
текста учебника.
Составляют рассказ о
глине с использованием

текста учебника.

Рельеф. Горы, холмы,
равнины, овраги.
13.

1

Рассматривают на рисунке объекты
природы (горы, холмы, вершина)
Сравнивают горы, холмы, находят
сходства и различия. Рассматривают
объекты природы (равнины,
овраги) на рисунках, отвечают на
вопросы.

Живая природа (21 ч)
Растения (6 час.)
Растения. Огород.
14.

1

15.

1

16.

1

Беседуют об овощах.
Знакомятся с новыми словами
корнеплоды, овощеводы, теплица.
Лес. Ориентировка в лесу. Перечисляют названия лиственных и
хвойных деревьев.
Разгадывают
загадки. Знакомятся
с прибором для
ориентировки в
пространстве
компасом.
Сад. Растения культурные Изучают садовые инструменты на
и дикорастущие.
рисунках, определяют их
предназначения.

Лекарственные растения.
Красная книга.
17.

Знакомятся с дикорастущими и
культурными растениями.
Знакомятся с лекарственными
растениями
(читают названия и информацию на
аптечной упаковке), способом их

1

применения, сроком годности.

Растения полей. Поле в
разное время года.
18.

1

Читают рассказ учебника, отвечают
на вопросы.
Знакомятся с новыми словами
жатва, зернохранилище, озимые,
соломина, колос, метелка.
Составляют рассказ об изготовлении
продуктов питания из муки.

Парки.

19.

Знакомятся с новыми словами парк,
аллея, сквер. Описывают городской
парк.

1

Животные (5 ч)
20. 10.01

Домашние животные:
лошадь, корова.

1

21.

1

22.

1

Читают названия животных в тексте
учебника.
Рассматривают рисунок с
изображением лошади.
Выделяют части тела.
Рассматривают рисунок с
изображением коровы.
Выделяют части тела.
Свинья, овца. Правила
Рассматривают рисунки с
ухода за домашними
изображением свиньи и овцы.
животными.
Выделяют части тела.
Составляют рассказ
об
использовании
овцы,
свиньи человеком.
Птицы. Польза и вред птиц. Составляют описательный
Водоплавающие птицы.
рассказ по плану. Рассматривают и
называют знакомых птиц на
рисунках.

Дикие и домашние птицы.
23.

24.

1

1

Насекомые. Пчела.
Насекомые-вредители.

Записывают названия птиц в
тетрадь.
Определяют птиц по контуру.
Зарисовывают контур птицы.
Находят известных насекомых на
рисунках.
Читают текст, отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки.

Человек (6 час.)
Человек. Мозг человека.
25.

1

Рассматривают на схеме части тела
человека.
Читают текст учебника, отвечают на
вопросы.

Профилактика травм
головного мозга.
26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30.

1

Определяют
правила
профилактики
травм.

Записывают правила
профилактики в тетрадь.
Режим дня. Часы.
Работают со схемой частей суток.
Определяют предназначения часов
(будильник, настенные, ручные,
песочные).
Профилактика
Разучивают физкультминутки
переутомления.
для
профилактики
переутомления.
Загрязнение воздуха, воды, Определяют причины загрязнения
почвы.
воздуха по рисункам.
Определяют причины загрязнения
воды по рисункам.
Определяют причины загрязнения
почвы по рисункам.
Заповедники. Зоопарк.
Определяют понятия
заповедник., зоопарк.
Читают понятия в
тексте.
Записывают понятия в тетрадь.
Безопасное поведение (4 ч)

31.

1

32.

1

33.

1

34.

1

Правила поведения в быту, Определяют правильное поведения
по иллюстрациям. Составляют
рассказ о безопасном поведении.
Правила поведения в
Составляют рассказ по
школе.
правилам поведения в
школе.
ПДД. Дорога. Пешеходный Читают и
переход.
разучивают
правила
поведения
на дороге.
Транспорт. Мы –
Изучают правила поведения в
пассажиры.
общественном транспорте.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Обучение осуществляется на основе учебника «Мир природы и человека» 3-4
класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Автор Н.Б. Матвеева,
И.А.Ярочкина, М.А. Попова М.: «Просвещение» 2018г.
«Рабочая тетрадь «Мир природы и человека». Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,
М.А. Попова.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Ю.Г.Круглов. Библиотека словесника. Русские народные загадки, пословицы,
поговорки. Москва «Просвещение», 1990 год.
Е.П. Фефелова, Е.А. Патарочина. Поурочные разработки по курсу «Мир
вокруг нас» 3-4 класс, Москва, «ВАКО» 2003 год.
Серия «Умный малыш»: Классификация, Сравниваем предметы,
Последовательность событий С.В. Бурдина.
В.В. Базарный «Педагогика здорового развития».
Большая энциклопедия начальной школы Е.Б. Спасская. Природоведение.
Москва» «ОЛМН-ПРЕСС», 2001
Е.П. Фефилова, Е.Н. Поторочина. Поурочные разработки «Мир вокруг нас»
3-4 кл. Москва: «ВАКО», 2003.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Времена года, овощи, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные, рыбы,
насекомые, грибы, цветы, птицы: зимующие, перелетные, одежда,
профессии, набор: транспорт, дорожные знаки, режим дня, термометр,
продукты.
-комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и
индивидуальной работы;
-комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин,
динамических картин схем по разделам программы;
-экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира
(природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного
предмета;
-учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и
элементарных опытов;
-оборудование для проведения предметно-практических упражнений
(ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин и
т.п.);
-модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные
растения, плоды с/х культур и пр.;
-технические средства обучения – ноутбук, телевизор;
Наглядность для организации фронтальной, групповой, индивидуальной
работы: Развивающее лото «Растения»
Тетради с заданиями «Природа», «Предметы». ОАО «Дом печати-Вятка». Ч.
1,2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».