Аннотация к курсам внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» курсы внеурочной деятельности Учимся для жизни (функциональная грамотность) Аннотация Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Учимся для жизни (функциональная грамотность», – (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2-4 классах – по 34 часа. За страницами учебника В программе курса «За страницами учебника» для учащихся 1−4 классов реализованы идеи федерального государственного общеобразовательного стандарта начального образования и ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность любого человека, как в учении, так и в жизни. Цель : сформировать способности личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «умения учиться». Задачи: 1. Содействовать формированию способов учения. 2. Способствовать развитию мышления и познавательных процессов. 3. Создать условия для развития языковой культуры и коммуникативных умений. 4. Включить учащихся в познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность. 5. Способствовать формированию навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Курс состоит из параллельно развивающихся содержательнометодических этапов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение содержания курса отводится по 1 часу в неделю: в 1 классе – 33 часа, во 2- 4 классах - 34 часа. Здоровое поколение Программа по формированию здорового образа жизни обучающихся рассматривается как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе; направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» ЦЕЛЬЮ программы является формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее количество часов, отведенных на изучение курса внеурочной деятельности «Здоровое поколение, - 51 час (0,5 часа в неделю в каждом классе): во 2 классе – 17 ч, в 3 классе – 17 ч, в 4 классе – 17 ч.» История родного края Программа курса «История родного края» формирует экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развивает познавательные и интеллектуальные интересы, творческие способности. Так же стимулирует стремление знать как можно больше о родном крае, интерес обучающихся к краеведению через тематические акции, конкурсы. Позволяет ориентироваться при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формировать способность и готовность использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. При разработке программы учитывались психологопедагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. По окончании курса учащиеся должны проявить следующие умения и навыки: бережное отношение к прошлому, к памяти предков, к музейному предмету - памятнику истории и культуры; навыки «музейного» поведения, самостоятельной ориентации в музее; иметь представление о традициях и обычаях наших предков; знать предметы быта уральцев, уметь пользоваться ими; ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЦЕЛЬЮ программы является воспитание и поддержание у учащихся, юных граждан России, чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «История родного края», – 34 часа (0,5 часа в неделю в каждом классе): в 1 классе – 17 ч, во 2 классе – 17 ч. Мир профессий Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе. В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию. Цель программы «Мир профессий»создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность. Место курса в учебном плане. Программа курса рассчитана: в 1 классе на 17 часов (1 раз в две недели, 33 учебные недели), во 2-4 классе на 17 часов (1 раз в две недели, 34 учебные недели) Музыкальная гостиная «Музыкальная гостиная» является органичным дополнением уроков предмета МУЗЫКА, включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования 1-4 кл. Программа внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» непосредственно коррелирует и с другими предметами гуманитарного цикла, входящими в базовый учебный план начального общего и основного общего образования, такими как «Литература» и «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология». Продуктивное взаимодействие с различными областями гуманитарного знания обеспечивают проведение мероприятий в стилистике исторических реконструкций, мини спектакли и т.п. Программа «Музыкальная гостиная» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (3 классы). исторических реконструкций, мини спектакли и т.п. Занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий – по 1 академическому часу 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год преподавания. Таким образом, общая учебная нагрузка на учебный год составляет 34 часа. Основное содержание занятий – интерактивные беседы о музыке, музыкальных произведениях, жизни и творчестве композиторов, а так же постановка музыкальных миниспектаклей. Программа реализуется через занятия в классе, распределение, разучивание и представление тематического материала, репетиции и выступления на сцене, а также текущую работу, направленную на развитие комплекса сценических способностей, умений и навыков обучающихся; опыт восприятия, анализа и осмысления произведений Русские народные игры музыкальных, литературных, изобразительно-декоративных жанров. Актуальность программы состоит в том, что она призвана компенсировать отсутствие третьего часа физической культуры в учебном плане школы на уровне начального общего образования. Подвижные игры – естественный спутник жизни младшего школьника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Программа курса внеурочной деятельности включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Приоритетная цель программы: формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Общее число часов отведённых на изучение учебного курса – 33 часа: в 1 классе – 33часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Тропинка к своему Я Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментальнотехнологический и потребностно-мотивационный. Место курса в учебном плане Программа курса рассчитана: в 1 классе на 33 часов (1 раз в неделю, 33 учебные недели), в 4 классе – на 34 часов (1 раз в неделю, 34 учебные недели) Учусь создавать проект Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; Системность организации учебно-воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации. Место курса в учебном плане. На изучение курса в начальной школе отводится в 3 классе по 0,5 ч в неделю (1 раз в две недели). Курс рассчитан в 3 классе— на 17 часов (34 учебные недели); в 4 классе по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели).