АРП ВД логопедические занятия

АДПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия»
для обучающихся 2-4 классов

город Полевской 2023
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности
«Логопедические занятия» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ),
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях,
разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии
Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И.,
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и
с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку,
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы
в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших
классов с ЗПР.
Общая характеристика курса
Курс «Логопедические занятия» относится к коррекционно-развивающей области.
Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у
школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, АООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. Логопедическая работа с
обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных
потребностей, обозначенных в протоколах ПМПК и в указанных документах.
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в
содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной
речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности
повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная,
недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в
словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового
анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематическихпроцессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной
предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в
незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные
признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и
практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение
школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость
организации
специальной
коррекционноразвивающейработы.Дети,независимооттого,имеютсялиуних и насколько выражены
недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и
реализуется на логопедических занятиях.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны
быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых
осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель
индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой
патологии – дислалии, алалии,ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных
занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с
ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать
познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевогоразвития.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на
основе методических пособий, созданных известными учеными в области
отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по
обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального
образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую
инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими
разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и
письма позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия
для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике
школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебнойинформации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
(ПМПК)
и
индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Программа логопедических занятий целесообразно соотносится с перечисленными
в АООП направлениями:
–
диагностика
и
коррекция
звукопроизношения
(постановка,
автоматизация и дифференциация звуковречи);
–
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение
словаря, его расширение иуточнение);
–
диагностика
и
коррекция
грамматического
строя
речи
(синтаксической
структуры
речевых
высказываний,
словоизменения
исловообразования);
–
коррекция диалогической и формирование монологической форм
речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков
диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение
речевой мотивации, обогащение речевогоопыта);
– профилактика нарушений чтения иписьма;
– представлений об окружающейдействительности;
–

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми
недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным
программам, у которых в результате логопедического обследования выявлены:
недостаточная сформированность чтения и письма, обусловленные недостаточной
сформированностью фонематических и лексико-грамматических средств речи
Структура и содержание дисциплины
Обобщенная структура группового логопедического занятия:
 мотивационнаяустановка,
 коррекциязвукопроизношения,
 развитие фонематического анализа исинтеза,
 лексико-грамматическиеупражнения,
 развитие связнойречи,
 неречевыхпроцессов,
 развитие мелкоймоторики,
 рефлексивныйанализ.
Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и
недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения
устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки
к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
Цель программы:
коррекция дефектов устной речи и формирование функционального базиса
навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР.
Задачи программы:
 совершенствоватьзвукопроизношение,
 формировать фонематические процессы анализа исинтеза,
 активизировать словарныйзапас,
 формировать грамматический стройречи,
 развивать связнуюречь,
 развивать мелкуюмоторику,
 вырабатывать у детей навык продуктивной учебнойдеятельности,
 предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых
особенно велика у детей даннойкатегории,
 развивать мыслительную деятельность, память, вниманиеобучающихся.
Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного,
комплексного и системного специального обучения воспитанников.
Общие требования к организации занятий:
*направленность
коррекционных
занятий
на
восполнение
пробелов
предшествующего развития, формирование готовности к овладению
учебногоматериала;
*деятельностныйхарактерзанятия;
*широкое применение разнообразных наглядных опор и игровыхприемов;
*обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух
динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения
остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковаягимнастика.
Особенности организации работы по коррекции звукопроизношения
Индивидуальная
коррекционная
работа
по
постановке
правильного
звукопроизношения
проходит
через
основные
этапы
обучения:
подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса
артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к
сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков
(изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).
Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на
которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов:
внимания, памяти, мышления, воображения,восприятия.
Место курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями проводится учителем-логопедом так же, как и педагогом-психологом
в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на
обучающегося для каждого специалиста.
Коррекционно-развивающий
материал
программы
рассчитан
на
34индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут (34
учебные недели).
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их
основу положены следующие принципы:

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и
поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции,
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся
необходимо:

преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует
отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста,
включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные
задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор,
группировку и исключение лишних слов и пр.

систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на
самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение
точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений,
пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом).
Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь
в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор
самого удачного предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются
также в том, чтобы на уроках учитель:

преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и
проговаривая способы действия;

отводил значительное место практическому закреплению материала (работа
с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);

систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь
между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения
учебных задач;

вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и
закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для
проведения контрольных, проверочных работ и тестов:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов);

адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому
и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством
деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами);

при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт,
четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок);

увеличение времени на выполнение заданий;

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, напоминание о необходимости самопроверки);

возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании
утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Планируемые результаты.
Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации
программы коррекционной работы:

умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению
состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своегоздоровья;
 активное включение в общение и взаимодействие сосверстниками;

проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях
в
процессе взаимодействия со сверстниками и
взрослымилюдьми;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорныхситуаций;
Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации
программы коррекционной работы:

анализ и объективная оценка результатов собственнойдеятельности;

управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и
взрослыми.

использование знаково-символических средств

представлении информации
для создания моделей изучаемыхобъектов;
 готовность слушать собеседника и вестидиалог;
Предметные результаты освоения содержания программы по преодоления
недостаточной сформированности языковых и речевых средств языка
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»



у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание ивосприятие;



ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать,
рассуждать);



у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное
напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение иписьмо;



у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый
материал.
у ребёнка формируютсяумения:
-образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние
двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и
числительные, существительные и прилагательные, существительные иместоимения;
-употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды
сложных синтаксическихструктур;
-вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы
по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст,
использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные,
прилагательные, глаголы,наречия).
Качественным показателем эффективности коррекционной работы является:
автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании
устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу
чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении
учебной деятельности



Планируемые результаты освоения курса

Задача реализации курса

Выпускникполучит
возможностьнаучиться

Выпускник научится
1.
Развитие
психофизиологических
механизмов, лежащих в основе
устнойречи:
а) оптимального для речи
типа
физиологического
дыхания,
речевого
дыхания,
б) голоса,
в)
артикуляторной
моторики,
г) чувства ритма,

2.
Развитие
слухового
восприятия,
функций
фонематической системы.
а) смыслоразличительнаяфункция

 регулировать
плавный
продолжительный
выдох
при
произнесении предложений и текстов
 регулировать
оптимальную силуголоса
 называть
основные
органы артикуляционного аппарата


четкои правильно выполнять
артикуляциионные
движения
в
соответствии с речевойинструкцией,
удерживать артикуляционную позуи
переключаться на другую

 воспроизводить
интонационно
верно,

с собл



демонстрировать
сформированные
произносительные навыки
(четкое произношение,
адекватную
интонацию,
соблюдение
ритма)

на мат

 воспроизводить
несложныйритм
-различать на слух слова с
артикуляционным
и
акустическим
признакам
фонемами

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

близки

б) слухопроизноси- тельная
дифференциация фонем

 повторять воспринятый
слух слоговой ряд из 2 слогов

на

 дифференциров
ать твердые/мягкие,
звонкие/глухие,
свистящие/шипящие согласные
 повторять
воспринятый на слух слоговой
ряд из3
слогов

в) фонематический
анализ исинтез



выделять
и
сравнивать
языковые единицы (звук, буква,
слово)

 давать характеристику звукам
русского языка: дифференцировать
гласные и согласные звуки, ударные и
безударные
гласные,
твердые/мягкие,звонкие/глухие
согласные;


определять
последовательность,
количество, место звука в словах
простой звукослоговой структуры



выделять ударные слоги и
ударные гласные в словах из 4-5
слогов, сравнивать две формы одного
и
того
же
слова
с
различнымударением.

 составлять схему
трехсложногослова

3.
Обучение
нормативному
(компенсированному)
произношению всех
звуков
русского языка с
учетом
системной связи
между фонемами русского
языка,
их
артикуляторной
и
акустической характеристики,
характера
дефекта
(параллельно
с
развитием операций языкового
анализа и синтеза науровне
предложения и слова)

дву-



определят

ь
последовательнос
ть,
количество, место звука в
словах сложной звукослоговой
структуры

 осуществлять перенос
ударения с одного слога на
другой
при
образовании
грамматическихформ;


составлять
схему
четырехсложного
слова
со
стечением
согласных;
синтезу слов из 5-6
слогов, 6-7звуков

и

 синтезу слов из 3-4 слогов, 35звуков
правильно произносить гласные и
«простые» согласные (заднеязычные,
переднеязычные, губные) звуки

 произносить
свистящие,
шипящие,
аффрикаты, сонорные
звуки в прямых, обратных,
закрытых слогах и слогах со
стечениемсогласных

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

4.
Коррекция
нарушений
звукослоговойструктурыслова.

 воспроизводить
слоговые
ряды
(из
3
слогов)
с
меняющимсяударением,


воспроизводить серии слогов
со стечением согласных (шва-ста-зва)

 самостоятельному
употреблению
слов
сложной
звукослоговой
структуры
(сковородка,
скворечники,
представление).
5.
Формирование
просодических
компонентовречи:
а) темпа б)
ритма,
в) паузации, г)
интонации
д)
логического
ударения



воспроизводить
стихотворный текст в
темпе;

 воспроизводить
ритмы ( // - // ) ( / -///)


простой
заданном
простые

использовать
паузу
ритмической организацииречи;

для

 различать на слух типы
предложений
(вопросительные,
побудительные, повествовательные)

 воспроизводить
слоговые ряды (из 4-5 слогов) с
меняющимся
ударением

с опп



воспроизводить серии
слогов со стечением согласных
и
оппозиционными
свуками(шос-шус-шас, рал-ларрал)



четко
и
правильно произносить
подтверждение)



научится
воспроизводить
сложный
ритмическийрисунок(//-//-/

- ///) и составлять простой,

выделяя
сильную
долю
(используя
знакомое стихотворение)

 использовать
паузу
для
интонационной
организации речи;
 воспроизводить
предложения и тексты плавно,
эмоционально выразительно;
 интонационно верно, с
соблюдением
пауз
тексты;

6.
Профилактика
нарушений чтения и письма

 различать зрительные образы
букв
и
графически
правильно
воспроизводитьих;


дифференцировать
графически
сходные
рукописные буквы: строчные и- ш, шт, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.;
заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З
и др.
-делить слова наслоги для переноса

 обозначать мягкость
согласных звуков с помощью Ь,
букв и, е, ё, ю,я.


сравнивать звуковойи
буквенный составслова;

Календарно-тематическое
планирование
по
годам
обучения
осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним
относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие
другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы
жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью
программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний
составляет основу для оценки следующихумений:
 обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
 вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

и логи

дать аналогичную оценкуоднокласснику;
 обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье,
школе) и выступать нанем;
 начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
 корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
 получать и уточнять информацию отсобеседника;
 задавать вопросы;
 передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другимчеловеком;
 делиться своими воспоминаниями, впечатлениями ипланами;
 выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение идругие.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические
занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую
оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися 1 класса
№
Кол-во
Тема занятия
часов
1
Диагностика устной и письменной речи.
1
2
Развитие пространственной ориентировки
1
3
Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного
1
аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков)
4
Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов:
1
- под ударением
- в начале и конце слова
- в безударной позиции
5
Гласные I ряда (А,О,У,Ы,Э). Домашние животные.
1
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

Гласные II ряда (Я,Ё,Ю,И,Е,). Дикие животные.
Гласные буквы А-Я. Времена года.
Гласные буквы О – Ё. Месяцы года
Гласные буквы У – Ю. Дни недели
Гласные буквы Ы – И.
Гласные буквы Э - Е
Согласные звуки. Выделение согласных:
- из слогов
- в начале слова
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости –
мягкости
Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости –
глухости
Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б.
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и
словах, в предложениях
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

16
17
18
19

20
21

22

23
24

25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д.
Выделение звуков [д-т] в слогах и словах, в предложениях
Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К.
Выделение звуков [к-г] в слогах и словах, в предложениях.
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3.
Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях.
Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3.
Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях.
Времена года. Зима.
Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф.
Дифференциация в-ф в слогах и словах, в предложениях. Зима.
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж.
Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах, в предложениях.
Профессии.
Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р.
Дифференциация [р-л] в слогах и словах, в предложениях.
Транспорт.
Слова, обозначающие предметы. Последовательный пересказ с
опорой на вопросы.
Слова, обозначающие признаки предметов. Последовательный
пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на
п/картинки. Подбор слов-признаков к словам-предметам и наоборот
Слова, обозначающие действия предметов. Последовательный
пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на
п/картинки
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная.
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
Предложение.
Дифференциация С - Ш. Одежда. Головные уборы.
Дифференциация З - Ж. Весна.
Дифференциация «С» - «Ц». Птицы.
Дифференциация «Ц» - «Ч». Фрукты, овощи
Диагностика устной и письменной речи.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися 2 класса
№

Тема занятия

1

Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов,
предложений и текста)
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Фонематический анализ и синтез
Гласные и согласные звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различие.
Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический
анализ слов.
Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и
гласных на слух и по артикуляции.
Шипящие согласные звуки «Ж, Ш, Щ, Ч».
Слова с сочетаниями жи, ши.
Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.
Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ
слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и.
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного
звука.
Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце.
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине
слова.
Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова.
Звуко-буквенный анализ слов.
Деление слов на слоги. Перенос слов.
Смыслоразличительная роль ударения.
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в
словах с безударной гласной.
Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор
проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.
Правописание слов с безударной гласной.
Звонкие и глухие согласные в конце слова.
Звонкие и глухие согласные в середине слова.
Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине
слова.
Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю.
Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я,
ю.
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для
обозначения мягкости согласных.
Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса.
Предложения

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Колич
ество
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34

Предложение. Общее представление.
Деление предложений на слова. Схема предложения.
Составление предложений из слов.
Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце
предложения.
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.
Диктант
Работа над ошибками.
-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися 3 класса

№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема занятия
Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов,
предложений и текста)
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Фонематический анализ и синтез
Гласные звуки
Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной
длины.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Гласные в приставках.
Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.
Разделительный мягкий знак.
Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.
Сложные слова. Соединительные гласные о – е.
Согласные звуки
Согласные в приставках.
Правописание непроизносимых согласных.
Морфемика
Корень слова. Родственные слова.
Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной,
водопровод, завод, водитель, подвода).
Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).
Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с
заданными словами.
Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с
заданными словами.
Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли
приставки в словообразовании.
Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.
Приставки пространственного значения.
Приставки временного значения.
Многозначные приставки.
Приставка в прилагательных и глаголах.
Дифференциация приставок и предлогов.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
1
1
1
1
1

Коли
честв
о
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дифференциация приставок и предлогов.
Одинаковые приставки и предлоги.
Различие приставок и предлогов.
Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.
Уменьшительно ласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий.
Суффиксы прилагательных.
Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч.
Окончания существительных П.п. мн.ч.
Диктант
Работа над ошибками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися 4 класса
№

Тема занятия

1

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки.
Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль
ударения.
Безударные гласные в корне слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне слова
Согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением
согласных.
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.
Двойные согласные.
Двойные согласные в корне.
Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения
мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак.
Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя
мягкости.
Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя
мягкости.
Разделительный твёрдый знак.
Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.
Работа на лексическом уровне
Морфемика и словообразование

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Количество
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Корень. Однокоренные слова.
Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным
способами и изменением флексий.
Различение предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
Расширение словарного запаса
«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов
и синонимов.
Синонимы. Подбор синонимов существительных,
прилагательных, глаголов, наречий.
«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.
Однозначные и многозначные слова.
Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью
многозначных слов. Конструирование образных выражений.
Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях

1
1

Связь слов в словосочетаниях.Разбор словосочетаний.
Определение значения.
Простые предложения. Составление предложений по картинкам.
Сложные предложения. Распространение и сокращение.
Восстановление деформированного текста.
Диктант
Работа над ошибками.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися5 - 6 классов
№
п/п

Тема занятия

Количест
во
занятий

1

Обследование
фонетико-фонематических
процессов
и
звукопроизношения.
Обследование грамматического строя речи и словарного запаса.
Обследование связной речи и письменной речи
Звуки и буквы (Гласные звуки. Согласные звуки
Безударные гласные)
Звонкие и глухие согласные
Твердые и мягкие согласные
Непроизносимые согласные
Удвоенные согласные
Состав слова. Однокоренные слова, приставка и предлог
Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол)
Работа над техникой чтения
Корень слова. Однокоренные слова
Слово. Словосочетание. Предложение.Текст

1

2
3
4
5
6
7
8
9

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№

Фразеологизмы
Диктант
Работа над ошибками
Приставочный способ образованияслов
Суффиксальный способ образованияслов
Разделительный мягкий и твердыйзнаки
Образование существительных отглаголов
Образование прилагательных отсуществительных
Образование глаголов отприлагательных
Виды речи: монологическая идиалогическая
Анализ и синтез многосложных слов
Работа с деформированнымпредложением
Работа над техникой пересказа
Синонимы
Антонимы
Изменение существительных попадежам
Изменение существительных и прилагательных по родам
Изменение существительных и прилагательных по числам
Согласование прилагательных ссуществительными
Образование прилагательных:относительных, притяжательных.
Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по
цели высказывания
Главные и второстепенные члены предложений
Изложение
Работа над ошибками
Контрольный диктант
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
с обучающимися 7- 9 классов
Тема занятия

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Колво

п/п

часов

1

2

3
4
5
6
7

Обследование
Обследование импрессивной речи.
Обследование связной речи.
Обследование словарного запаса.
Обследование грамматического строя речи.
Обследование слоговой структуры слова.
Обследование чтения и письма.
Звуки и буквы
Гласные звуки.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Мягкий знак на конце слова.
Непарные твердые согласные «Ш», «Ж», «Ц».
Непарные мягкие согласные «Щ», «Ч», «Й».
Звуки П-Б в слогах, словах, предложениях.
Звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях.
Звуки К-Т в слогах, словах, предложениях.
Звуки В-Ф в слогах, словах, предложениях.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1

1

1
1
1
1
1

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Звуки и буквы С-З в слогах, словах, предложениях.
Звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах, предложениях.
Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.
Имя существительное
Значение имени существительного в речи.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам.
Сложение имени существительного.
Род имен существительных.
Существительные с шипящей на конце.
Имя прилагательное
Значение имени прилагательного в речи.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Словоизменение прилагательных.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Местоимение
Личное местоимение как часть речи.
Личные местоимения с предлогами.
Правописание личных местоимений 3 лица.
Глагол
Значение глагола в речи. Значение глагола в предложении.
Правописание частицы «Не» с глаголом.

1
1

Род и число глаголов прошедшего времени.
Имя числительное
Имя числительное, как часть речи.
Согласование количественных числительных с существительными.
Правописание числительных.
Предложение
Уточнение представлений о предложении.
Виды предложений по интонации.
Знаки препинания при однородных членах с союзом «И» и без союза.
Знаки препинания при обращении.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Деление сплошного текста на предложения.
Восстановление деформированного текста.
Составление текста по серии картинок с использованием вопросного
плана.
Проведение итоговой работы – изложение

1

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».