АДПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для обучающихся 2-4 классов город Полевской 2023 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР. Общая характеристика курса Курс «Логопедические занятия» относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в протоколах ПМПК и в указанных документах. Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематическихпроцессов. Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционноразвивающейработы.Дети,независимооттого,имеютсялиуних и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на логопедических занятиях. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, алалии,ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевогоразвития. Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебнойинформации. В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа логопедических занятий целесообразно соотносится с перечисленными в АООП направлениями: – диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуковречи); – диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение иуточнение); – диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения исловообразования); – коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевогоопыта); – профилактика нарушений чтения иписьма; – представлений об окружающейдействительности; – развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых в результате логопедического обследования выявлены: недостаточная сформированность чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико-грамматических средств речи Структура и содержание дисциплины Обобщенная структура группового логопедического занятия: мотивационнаяустановка, коррекциязвукопроизношения, развитие фонематического анализа исинтеза, лексико-грамматическиеупражнения, развитие связнойречи, неречевыхпроцессов, развитие мелкоймоторики, рефлексивныйанализ. Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Цель программы: коррекция дефектов устной речи и формирование функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР. Задачи программы: совершенствоватьзвукопроизношение, формировать фонематические процессы анализа исинтеза, активизировать словарныйзапас, формировать грамматический стройречи, развивать связнуюречь, развивать мелкуюмоторику, вырабатывать у детей навык продуктивной учебнойдеятельности, предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей даннойкатегории, развивать мыслительную деятельность, память, вниманиеобучающихся. Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников. Общие требования к организации занятий: *направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебногоматериала; *деятельностныйхарактерзанятия; *широкое применение разнообразных наглядных опор и игровыхприемов; *обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковаягимнастика. Особенности организации работы по коррекции звукопроизношения Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе). Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения,восприятия. Место курса в учебном плане. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом так же, как и педагогом-психологом в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут (34 учебные недели). ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены следующие принципы: принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо: преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр. систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания). Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель: преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия; отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику); систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач; вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия. Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных, проверочных работ и тестов: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов); адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок); увеличение времени на выполнение заданий; при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки); возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Планируемые результаты. Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы: умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своегоздоровья; активное включение в общение и взаимодействие сосверстниками; проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослымилюдьми; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций; Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы: анализ и объективная оценка результатов собственнойдеятельности; управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми. использование знаково-символических средств представлении информации для создания моделей изучаемыхобъектов; готовность слушать собеседника и вестидиалог; Предметные результаты освоения содержания программы по преодоления недостаточной сформированности языковых и речевых средств языка МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание ивосприятие; ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать); у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение иписьмо; у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. у ребёнка формируютсяумения: -образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные иместоимения; -употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксическихструктур; -вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы,наречия). Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности Планируемые результаты освоения курса Задача реализации курса Выпускникполучит возможностьнаучиться Выпускник научится 1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устнойречи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, 2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. а) смыслоразличительнаяфункция регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов регулировать оптимальную силуголоса называть основные органы артикуляционного аппарата четкои правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевойинструкцией, удерживать артикуляционную позуи переключаться на другую воспроизводить интонационно верно, с собл демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на мат воспроизводить несложныйритм -различать на слух слова с артикуляционным и акустическим признакам фонемами МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» близки б) слухопроизноси- тельная дифференциация фонем повторять воспринятый слух слоговой ряд из 2 слогов на дифференциров ать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные повторять воспринятый на слух слоговой ряд из3 слогов в) фонематический анализ исинтез выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие,звонкие/глухие согласные; определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различнымударением. составлять схему трехсложногослова 3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза науровне предложения и слова) дву- определят ь последовательнос ть, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматическихформ; составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7звуков и синтезу слов из 3-4 слогов, 35звуков правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечениемсогласных МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 4. Коррекция нарушений звукослоговойструктурыслова. воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимсяударением, воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). 5. Формирование просодических компонентовречи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения воспроизводить стихотворный текст в темпе; воспроизводить ритмы ( // - // ) ( / -///) простой заданном простые использовать паузу ритмической организацииречи; для различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с опп воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками(шос-шус-шас, рал-ларрал) четко и правильно произносить подтверждение) научится воспроизводить сложный ритмическийрисунок(//-//-/ - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) использовать паузу для интонационной организации речи; воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; интонационно верно, с соблюдением пауз тексты; 6. Профилактика нарушений чтения и письма различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводитьих; дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и- ш, шт, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. -делить слова наслоги для переноса обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю,я. сравнивать звуковойи буквенный составслова; Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующихумений: обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи; вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» и логи дать аналогичную оценкуоднокласснику; обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать нанем; начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; получать и уточнять информацию отсобеседника; задавать вопросы; передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другимчеловеком; делиться своими воспоминаниями, впечатлениями ипланами; выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение идругие. Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. . Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 1 класса № Кол-во Тема занятия часов 1 Диагностика устной и письменной речи. 1 2 Развитие пространственной ориентировки 1 3 Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного 1 аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) 4 Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: 1 - под ударением - в начале и конце слова - в безударной позиции 5 Гласные I ряда (А,О,У,Ы,Э). Домашние животные. 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Гласные II ряда (Я,Ё,Ю,И,Е,). Дикие животные. Гласные буквы А-Я. Времена года. Гласные буквы О – Ё. Месяцы года Гласные буквы У – Ю. Дни недели Гласные буквы Ы – И. Гласные буквы Э - Е Согласные звуки. Выделение согласных: - из слогов - в начале слова Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости – мягкости Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости – глухости Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах, в предложениях МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах, в предложениях Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах, в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях. Времена года. Зима. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах, в предложениях. Зима. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах, в предложениях. Профессии. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в слогах и словах, в предложениях. Транспорт. Слова, обозначающие предметы. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Слова, обозначающие признаки предметов. Последовательный пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на п/картинки. Подбор слов-признаков к словам-предметам и наоборот Слова, обозначающие действия предметов. Последовательный пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на п/картинки Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. Развитие слогового анализа и синтеза. Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Предложение. Дифференциация С - Ш. Одежда. Головные уборы. Дифференциация З - Ж. Весна. Дифференциация «С» - «Ц». Птицы. Дифференциация «Ц» - «Ч». Фрукты, овощи Диагностика устной и письменной речи. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 2 класса № Тема занятия 1 Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов, предложений и текста) Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Фонематический анализ и синтез Гласные и согласные звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки «Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. Предложения 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Колич ество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Диктант Работа над ошибками. -тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 3 класса № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятия Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов, предложений и текста) Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Фонематический анализ и синтез Гласные звуки Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках. Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак. Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. Сложные слова. Соединительные гласные о – е. Согласные звуки Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных. Морфемика Корень слова. Родственные слова. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 Коли честв о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Диктант Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 4 класса № Тема занятия 1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова Согласные звуки Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные согласные в корне. Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Расширение словарного запаса «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. Связь слов в словосочетаниях и предложениях 1 1 Связь слов в словосочетаниях.Разбор словосочетаний. Определение значения. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Диктант Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися5 - 6 классов № п/п Тема занятия Количест во занятий 1 Обследование фонетико-фонематических процессов и звукопроизношения. Обследование грамматического строя речи и словарного запаса. Обследование связной речи и письменной речи Звуки и буквы (Гласные звуки. Согласные звуки Безударные гласные) Звонкие и глухие согласные Твердые и мягкие согласные Непроизносимые согласные Удвоенные согласные Состав слова. Однокоренные слова, приставка и предлог Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) Работа над техникой чтения Корень слова. Однокоренные слова Слово. Словосочетание. Предложение.Текст 1 2 3 4 5 6 7 8 9 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № Фразеологизмы Диктант Работа над ошибками Приставочный способ образованияслов Суффиксальный способ образованияслов Разделительный мягкий и твердыйзнаки Образование существительных отглаголов Образование прилагательных отсуществительных Образование глаголов отприлагательных Виды речи: монологическая идиалогическая Анализ и синтез многосложных слов Работа с деформированнымпредложением Работа над техникой пересказа Синонимы Антонимы Изменение существительных попадежам Изменение существительных и прилагательных по родам Изменение существительных и прилагательных по числам Согласование прилагательных ссуществительными Образование прилагательных:относительных, притяжательных. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания Главные и второстепенные члены предложений Изложение Работа над ошибками Контрольный диктант Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 7- 9 классов Тема занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво п/п часов 1 2 3 4 5 6 7 Обследование Обследование импрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слова. Обследование чтения и письма. Звуки и буквы Гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце слова. Непарные твердые согласные «Ш», «Ж», «Ц». Непарные мягкие согласные «Щ», «Ч», «Й». Звуки П-Б в слогах, словах, предложениях. Звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях. Звуки К-Т в слогах, словах, предложениях. Звуки В-Ф в слогах, словах, предложениях. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Звуки и буквы С-З в слогах, словах, предложениях. Звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Имя существительное Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам. Сложение имени существительного. Род имен существительных. Существительные с шипящей на конце. Имя прилагательное Значение имени прилагательного в речи. Согласование прилагательных с существительными в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Местоимение Личное местоимение как часть речи. Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3 лица. Глагол Значение глагола в речи. Значение глагола в предложении. Правописание частицы «Не» с глаголом. 1 1 Род и число глаголов прошедшего времени. Имя числительное Имя числительное, как часть речи. Согласование количественных числительных с существительными. Правописание числительных. Предложение Уточнение представлений о предложении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания при однородных членах с союзом «И» и без союза. Знаки препинания при обращении. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Деление сплошного текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана. Проведение итоговой работы – изложение 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)