АРП ВД психокоррекционные занятия

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета курса внеурочной деятельности
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 2-4 классов

город Полевской 2023
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности
«Психокоррекционные занятия» (коррекционно-развивающая область) на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее –
ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Общая характеристика курса
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью
комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных
недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности
определяют наличие особых образовательных потребностей детей c ЗПР.
Программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом
перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП особых образовательных
потребностей, обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.
Общая цельпсихокоррекционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем
в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Задачи: - способствовать психологической адаптации обучающихся, имеющих трудности
привыкания;
-совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального
уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов
действий;
-активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки
мыслительных операций, обучать использованию знаковосимволических средств для
организации познавательной деятельности;
-корригировать
недостатки
пространственно-временных
представленийдифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделямесяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания
психологического прошлого и будущего;
-формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтенияневербальной
информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание детям,
приступившим к обучению в этом году;
-содействовать достижению личностных и метапредметныхрезультатовобразования,
обозначенных в рабочих программах учебных предметов.
Особенностью обучающихся с ЗПР являются недостатки саморегуляции, мыслительных
операций, мотивационные искажения, эмоциональные проблемы, личностная незрелость,
речевые трудности, а также многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты
развития психофизических функций (неспецифические дисфункции).
Все это в значительной мере препятствует формированию учебной деятельности и
достижению требуемых результатов образования. При разработке рабочей программы
были использованы труды психологов, непосредственно работающих по проблеме
коррекции задержки психического развития (Н.В. Бабкина, А.Н. Косымова, Е.А.
Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их развивающие программы (или фрагменты из них)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой
формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,
обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода
начального образования и позволяет стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические
и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать
разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки
собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с
ЗПР.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР существенно затрудняют достижение
ими планируемых результатов НОО.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут
способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно,
детских трудностей.
Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны
основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также
несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения
препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Участие ребенка в психокоррекционных занятиях способствует уменьшению
эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень
сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на
мотивацию учения.
У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушения и/или дефициты
развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительнопространственных представлений, фонематических процессов и проч.), которые мешают
овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению
вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию
познавательной сферы обучающихся.
Педагог-психолог в ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» учитывает
рекомендации учителя класса, касающиеся необходимости усиленной работы с
конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и
профилактики отставания при усвоении нового материала.
В курс «Психокоррекционные занятия» во 2-4 классе для обучавшихся по программе
школьников включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию
познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и
словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически
записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию недостатков
перцептивных действий, механической памяти, внимания, базовых пространственных
представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим годом).
Педагог-психолог осуществляет текущий мониторинг, отражает его в карте развития
ребенка и докладывает результаты на школьном консилиуме в соответствии с локальными
актами образовательной организации. Средствами для решения задач мониторинга
являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение,
согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч.
«естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка,
получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно
использоватьследующие виды заданий:
 Участие в проектах, исследованиях;
 подведение итогов урока;
 творческие задания;
 зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
 мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
 самооценка события, происшествия;
 дневники достижений.
Для
формирования
познавательных
универсальных
учебных
действий
целесообразныследующие виды заданий:
 сравни;
 «найди отличия» (можно задать их количество);
 «на что похоже?»;
 поиск лишнего;
 «лабиринты»;
 упорядочивание;
 «цепочки»;
 хитроумные решения;
 составление схем-опор;
 работа с разного вида таблицами;
 составление и распознавание диаграмм;
 работа со словарями
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны
следующиевиды заданий:
 «Преднамеренные ошибки»;
 поиск информации в предложенных источниках;
 взаимоконтроль;
 взаимный диктант;
 диспут;
 «ищу ошибки».
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложитьследующие виды заданий:
 Составь задание партнеру;
 представь себя в роли учителя и составь задание для взрослого;
 составь рассказ от имени героя;
 составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени
школьнойпарты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
 совместная работа с психологом по составлению кроссворда;
 «отгадай, о ком говорим»;
 «подготовь рассказ...»;
 «опиши устно...»;
 «объясни...» и т. д.
Ожидаемый результат.

Создание
комфортных
коррекционно-развивающих
условий
для
обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов
и личностных особенностей, обучающихся 2-4 классов, имеющих низкий или ниже
возрастной нормы уровень познавательных УУД.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Структура и содержание курса
Общая структура программы.
1 блок – Диагностический – 4 занятия. Вначале курса занятий проводиться диагностика
развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 61 занятий (с учетом возрастных
особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию
познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального
напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический – 3 занятия. По окончанию курса занятий проводиться
диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений
зрения, дыхательные упражнения, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть: "Основная", в которую включены упражнения, направленные на коррекцию и
развитие познавательной сферы (внимание, мышление, воображение, память,
саморегуляции) традиционной форме.
3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится
"рефлексия". Оценка выполнения заданий самим учащимся и педагогом-психологом:
- 2-3 классы – 4 бальная оценка (0 баллов – не выполнено, с учетом помощи педагогапсихолога, 1 балл – до 25% выполнения задания, с учетом помощи педагога-психолога, 2
балла – 25%- 50% - выполнения задания с учетом помощи педагога-психолога, 3 балла –
50% - 75% - выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога, 4
балла- 75%-100% выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога).
- 4 класс – 5 бальная оценка. (0 баллов – не выполнено, с учетом помощи педагогапсихолога, 1 балл – до 25% выполнения задания, с учетом помощи педагога-психолога, 2
балла – 25%- 50% - выполнения задания с учетом помощи педагога-психолога, 3 балла –
50% -75% - выполнения заданий, с помощью педагога-психолога, 4 балла- 75%выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога, 5 баллов -75%100% -выполнения заданий без предполагаемой помощи педагога-психолога).
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо
проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Такую
диагностику может провести учитель и школьный психолог. Данные заносятся в таблицу,
чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

течение учебного года, и в течение реализации программы - 3 лет. Диагностику можно
проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные
методики.
Сентябрь

Вид
диагностики
Входящая

Май

Итоговая

Сроки

Задачи

Содержание

Формы

Определить уровень
сформированности
мыслительных
процессов.

Диагностика внимания:
-методика «Корректурная
проба» (изучение уровня
распределения, концентрации,
устойчивости внимания);
- методика «Шифровка»
(изучение уровня
переключения внимания);
Диагностика памяти:
- методика «Определение
коэффициента логической и
механической памяти»;
- методика «Логическая
память» (изучение уровня
опосредованного
запоминания).
Диагностика мышления:
- Тест Равена (изучение
уровня интеллектуального
развития);
- методика «Сравнение
понятий» (изучение
процессов анализа и синтеза);
- методика «Исключение
понятий» (изучение
процессов обобщения и
отвлечения);
- методика Векслера (для
учащихся с ОВЗ,
обучающихся по
адаптиравынным программа
начального общего
образования разработанной на
основе специальной
(коррекционной)
программе VII вида).
- исследование вербальнологического мышления
Диагностика зрительномоторной координации:
- гештальт-тест Бендер
Тот же набор диагностик, для
проведения сравнительного
анализа уровня развития
познавательных процессов в
течение года.

Тестирование

Определить уровень
сформированности
мыслительных
процессов к концу
учебного года

Тестирование

Место курса в учебном плане.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями.
Индивидуальная диагностика в соответствии с выделенными направлениями
проводится в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

обучающегося для каждого специалиста.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 68 групповых
занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35-40 минут (34 учебные недели).
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их
основу положены следующие принципы:

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и
поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции,
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся
необходимо:

преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует
отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста,
включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор,
группировку и исключение лишних слов и пр.

систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на
самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение
точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений,
пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом).
Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь
в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор
самого удачного предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются
также в том, чтобы на уроках учитель:

преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и
проговаривая способы действия;

отводил значительное место практическому закреплению материала (работа
с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);

систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь
между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения
учебных задач;

вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и
закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для
проведения контрольных, проверочных работ и тестов:

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов);

адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому
и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством
деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами);

при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт,
четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок);

увеличение времени на выполнение заданий;

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, напоминание о необходимости самопроверки);

возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании
утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и в освоении АООП НОО в целом.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Планируемые результаты.
Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации
программы коррекционной работы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на основе
принципа сохранения и укрепления здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со
сверстниками и взрослыми;
- формирование адекватных представлений о возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- формирование навыков самообслуживания дома и в школе и веры в свои силы в
овладении ими;
- ориентировка в школьной жизни и формировании понимания значения праздника
дома и в школе, устойчивого желания участвовать в устройстве праздника и др.
Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации
программы коррекционной работы:
2 класс
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
 учиться прогнозировать события;
 учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными
источниками информации;
 строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
 учиться делать выводы в результате работы;
 учиться графически оформлять изучаемый материал;
 моделировать различные ситуации;
 усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
 учиться договариваться и приходить к общему решению;
 учиться понимать эмоции и поступки других людей;
 овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.















3-4 классы
Регулятивные УУД:
извлекать необходимую информацию из текста;
определять и формулировать цель в работе;
учиться делать осознанный выбор;
планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать
необходимости;
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
адекватно оценивать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

при



формулировать своё собственное мнение и позицию.

Содержание программы
2 класс
Раздел 1. Введение в программу. Диагностический
Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и
тестирование.
Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй
такую же фигуру».
Развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие вербально – смыслового анализа.
«Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую
же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие логического мышления.
«Подбери слово», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие быстроты реакции.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же
фигуру».
Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие вербально - понятийного мышления.
«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее
слово».
Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же
фигуру».
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие вербально – логического мышления.
«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи
числовой ряд».
Развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Найди общее название», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие внимания.
«Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие мыслительной операции анализ через синтез.
«Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую
же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же
фигуру».
Развитие вербально – смыслового анализа.
«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй
такую же фигуру».
Развитие внимания.
«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее
название».
Раздел 3. Диагностический блок.
Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
3 класс
Раздел 1. Диагностический блок
Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и
эмоционально-волевой сфер.
Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие
пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».
Развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове».
Развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Дорисуй по клеточкам».
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
«Составь анаграмму», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Развитие вербально - логического мышления.
«Найди общее название», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Развитие внимания.
«Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово».
Развитие вербально - логического мышления.
«Проведи аналогию», «Дорисуй по клеточкам», «Найди лишнее слово».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово».
Развитие вербально - логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и
запомни».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Выбери два главных слова», «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название».
Установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Выбери два главных слова».
Развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках»,
«Дорисуй по клеточкам».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Дорисуй по клеточкам».
Развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово».
Развитие вербально - логического мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки
слов».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».
Развитие вербально - логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по
клеточкам».
Установления связи между понятиями.
«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по
клеточкам».
Развитие вербально - логического мышления.
«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по
клеточкам».
Развитие логического мышления.
«Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».
Развитие зрительной памяти.
«Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».
Развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».
Развитие зрительной памяти.
«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Исправь ошибки».
Развитие памяти, внимания, мышления.
«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь
недостающее слово».
Развитие логического мышления.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

«Найди слова в слове», «Нарисуй по клеточкам», «Соедини половинки слов».
Развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Мегаграммы», «Двойные значение».
Развитие логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Развитие памяти, внимания, мышления.
«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово».
Развитие ассоциативного мышления.
«Нарисуй по клеточкам», «Составь слова», «Какой фигуры не хватает?».
Раздел 3. Диагностический блок.
Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
4 класс
Раздел 1. Диагностический блок
Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и
эмоционально-волевой сфер.
Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Раздел 2. Коррекционно-развивающие занятия.
Развитие вербально – логического мышления.
«Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой
фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие аналитических познавательных способностей.
«Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не
хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие вербально – логического мышления.
«Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не
хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Классификация различным способом.
«Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово»,
«Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».
Развитие способности к объединению частей в систему.
«Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не
хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним
словом», «Нарисуй такую же картину».
Развитие способности к объединению частей в систему.
«Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой
фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».
Развитие аналитических познавательных способностей.
«Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не
хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие вербально – логического мышления.
«Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой
фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей,
пространственных представлений.
«Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры
не хватает?», «Нарисуй такой же замок».
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Развитие способности к анализу, синтезу, классификации.
«Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай
равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении».
Развитие аналитических познавательных способностей.
«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно»,
«Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».
Развитие вербально–логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».
Развитие аналитических познавательных способностей.
«Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры
не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой
фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову».
Развитие вербально–логического мышления.
«Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь
анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».
Развитие распределения и избирательности внимания.
«Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не
хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй
кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».
Развитие вербально–логического мышления.
«Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой
фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей,
пространственных представлений.
«Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не
хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении».
Развитие вербально–логического мышления.
«Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа»,
«Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие ассоциативного мышления.
«Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?»,
«Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».
Развитие вербально–логического мышления.
«Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй
вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?».
Развитие межпонятийных связей.
«Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?»,
«Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота».
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей,
пространственных представлений.
«Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой
фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении».
Развитие произвольного внимания, установление закономерностей.
«Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой
фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же вертолёт, но в зеркальном отражении».
Развитие памяти, внимания, мышления.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

«Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такую же змею».
Развитие вербально–логического мышления.
«Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не
хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении».
Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.
«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию»,
«Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении».
Раздел 3. Диагностический блок.
Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер
Тематическое планирование
2 класс
№
п/п

Название раздела (блока)
Введение в программу.
Диагностический.
Коррекционноразвивающие занятия
Диагностический
Итого

1.
2.
3.

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую
часть и контроль
практ. раб.
контр.раб

4
61
3
68

3 класс
№
п/п

Название раздела (блока)
Введение в программу.
Диагностический.
Коррекционноразвивающие занятия
Диагностический
Итого

1.
2.
3.

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую
часть и контроль
практ. раб.
контр.раб

4
61
3
68

4 класс
№
п/п

Название раздела (блока)
Введение в программу.
Диагностический.
Коррекционноразвивающие занятия
Диагностический
Итого

1.
2.
3.

Кол-во часов на
изучение
раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую
часть и контроль
практ. раб.
контр.раб

4
61
3
68

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
урока

Количество
часов

1

1

2-4.

3

Дата проведения
по плану
по факту
Введение в программу. Диагностический. (4 ч.)
Вводное занятие. Знакомство с
программой и обучением.
Начальная диагностика
Тема урока

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

5-6.

2

7-8.

2

9-10.

2

11-12.

2

13-14.

2

15-16.

2

17-18.

2

19-20.

2

21-22.

2

23-24.

2

25-26.

2

27-28.

2

29-30.

2

31-32.

2

33-35.

3

36-37.

2

38-39.

2

40-41.

2

42-43.

2

44-45.

2

46-47.

2

48-49.

2

50-51.

2

52-53.

2

54-55.

2

56-57.

2

58-59.

2

60-61.

2

когнитивных и эмоциональноволевой сфер развития
Коррекционно-развивающие занятия (61 ч.)
Развитие умения владеть
операциями анализа и синтеза.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие
умения
классифицировать предметы и
слова.
Развитие умения устанавливать
различные виды отношений
между понятиями.
Развитие мышления (процессы
синтеза).
Развитие вербально – смыслового
анализа.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие логического мышления.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие быстроты реакции.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие
вербально
понятийного мышления.
Развитие
умения
классифицировать предметы и
слова.
Развитие
вербально
понятийного мышления.
Развитие умения устанавливать
различные виды отношений
между понятиями.
Развитие мышления (процессы
синтеза).
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие вербально –
логического мышления.
Развитие
внимания,
ассоциативной памяти.
Развитие умения устанавливать
различные виды отношений
между понятиями.
Развитие внимания.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие
мыслительной
операции анализ через синтез.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие
внимания,
ассоциативной памяти.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Развитие вербально – смыслового
анализа.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

62-63.

2

64-65.

2

66-68

3

№
урока

Количество
часов

1

1

2-4.

3

5-7.

3

8-9.

2

10-11.

2

12-13.

2

14-15.

2

16-17.

2

18-19.

2

20-21.

2

22-23.

2

24-25.

2

26-27.

2

28-29.

2

30-31.

2

32-33.

2

34-35.

2

36-37.

2

38-39.

2

40-41.

2

Развитие внимания.
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями.
Диагностический (3 ч.)
Итоговая диагностика
когнитивных и эмоциональноволевой сфер развития

3 класс

Дата проведения
по плану
по факту
Введение в программу. Диагностический. (4 ч.)
Знакомство с программой и
обучением.
Диагностика развития
когнитивных и эмоциональноволевой сфер.
Коррекционно-развивающие занятия (61 ч.)
Развитие мышления (вербальное,
мыслительные операции анализа
и синтеза). Развитие
пространственных
представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие
внимания,
ассоциативной памяти.
Развитие
пространственных
представлений,
мыслительных
операций анализа и синтеза.
Развитие вербально - логического
мышления.
Развитие внимания.
Развитие вербально - логического
мышления.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие вербально - логического
мышления.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Установление
связи
между
понятиями.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие
концентрации
и
избирательности внимания.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие
внимания
и
ассоциативной памяти.
Развитие вербально - логического
мышления.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие вербально - логического
мышления.
Тема урока

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

42-43.

2

44-45.

2

46-47.
48-49.

2
2

50-51.

2

52-53.

2

54-55.

2

56-57.

2

58-59.

2

60-61.

2

62-63.

2

64-65

2

66-68

3

№
урока

Количество
часов

1.

1

2-4.

3

5-6.

2

7-8.

2

9-10.

2

11-12.

2

13-14.

2

15-16.

2

17-18.

2

19-20.

2

21-22.

2

23-24.

2

25-27.

3

Установление
связи
между
понятиями.
Развитие вербально - логического
мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие зрительной памяти.
Развитие памяти,
внимания,
мышления.
Развитие зрительной памяти.
Развитие памяти,
внимания,
мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие памяти,
внимания,
мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие памяти, внимания,
мышления.
Развитие
ассоциативного
мышления.
Диагностический (3 ч.)
Итоговая диагностика
когнитивных и эмоциональноволевой сфер развития

4 класс

Дата проведения
по плану
по факту
Введение в программу. Диагностический. (2 ч.)
Знакомство с программой и
обучением.
Диагностика развития
когнитивных и эмоциональноволевой сфер.
Коррекционно-развивающие занятия (61 ч.)
Развитие вербально –
логического мышления.
Развитие аналитических
познавательных способностей.
Развитие
вербально
–
логического мышления.
Классификация
различным
способом.
Развитие способности к
объединению частей в систему.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие
способности
к
объединению частей в систему.
Развитие
аналитических
познавательных способностей.
Развитие
вербально
–
логического мышления.
Развитие
внимания
и
ассоциативной памяти.
Развитие
мыслительных
операций анализа и синтеза,
установление закономерностей,
Тема урока

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

28-29.

2

30-31.

2

32-33.

2

34-35.

2

36-37.

2

38-39.

2

40-41.

2

42-43.

2

44-45.

2

46-47.

2

48-49.

2

50-51.

2

52-53.

2

54-55.

2

56-57.

2

58-59.

2

60-61.

2

62-63.

2

64-65

2

66-68.

3

пространственных
представлений.
Развитие способности к анализу,
синтезу, классификации.
Развитие
аналитических
познавательных способностей.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие
аналитических
познавательных способностей.
Развитие
концентрации
и
избирательности внимания.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие распределения и
избирательности внимания.
Развитие
способности
к
классификации
и
абстрагированию.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие
мыслительных
операций анализа и синтеза,
установление закономерностей,
пространственных
представлений.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие
ассоциативного
мышления.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие межпонятийных связей.
Развитие
мыслительных
операций анализа и синтеза,
установление закономерностей,
пространственных
представлений.
Развитие
произвольного
внимания,
установление
закономерностей.
Развитие памяти,
внимания,
мышления.
Развитие вербально–логического
мышления.
Развитие произвольной сферы,
пространственных
представлений,
установление
связей.
Диагностический (3 ч.)
Итоговая диагностика
когнитивных и эмоциональноволевой сфер развития

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».