АРП ВД Работа с текстом

АДПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета курса внеурочной деятельности «Работа с текстом»
для обучающихся 2-4 классов

город Полевской 2023

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности «Работа с
текстом» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с
ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа является адаптированной), имеет научно- познавательную и
культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и
навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий
полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового
думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные
ответственные решения.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через
восприятие речи, говорение.
Программа "Работа с текстом" имеет научно-познавательное направление. Она
позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных
познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
 Речь.
 Слово.
 Предложение и словосочетание.
 Текст. Культура общения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника,
грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле
слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки
устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного
слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

-выявление одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у
слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие
творческих
способностей
и
психологических
качеств
учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса в начальной школе отводится в 3-4 классе 1ч в неделю. Курс
рассчитан в 3 и 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели);
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их
основу положены следующие принципы:

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;

принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и
поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся
необходимо:

преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует
отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста,
включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные
задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор,
группировку и исключение лишних слов и пр.

систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на
самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение
точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений,
пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом).
Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь
в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор
самого удачного предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются
также в том, чтобы на уроках учитель:

преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и
проговаривая способы действия;

отводил значительное место практическому закреплению материала (работа
с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);

систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь
между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения
учебных задач;

вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и
закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для
проведения контрольных, проверочных работ и тестов:

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов);

адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому
и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством
деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами);

при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт,
четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок);

увеличение времени на выполнение заданий;

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, напоминание о необходимости самопроверки);
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании
утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития
обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и в освоении АООП НОО в целом.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты:
а) формирование у ребенка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к
отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС.
Чтение вслух.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их
с помощью интонирования. Развитие умения переходить от чтения вслух к
чтению про себя. Использование различных видов чтения: ознакомительного,
изучающего, поискового, выбор нужного вида чтения в соответствии с целью
чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в
тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание
заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка
(с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и
установление их последовательности; упорядочение информации по заданному
основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением
2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде.
Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации.
Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ
по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный.
Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста:
определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная
работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление простых связей, не показанных в тексте напрямую.
Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте
доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных
частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста
небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос.
Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных
аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста
литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте,
оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как
вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на
них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой
на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с
собственной точкой зрения.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

4 КЛАСС
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика
речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарем синонимов. Изобразительно -выразительные средства языка: метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой
ситуации.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
урока

Количество
часов

Тема урока

1.
2.
3.

1
1
1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

Слово. Значение слова.
Многозначные слова.
Стартовая
диагностика
сформированности навыков
работы
с
текстовой
информацией в процессе
чтения.
Анализ
диагностики.
Коррекция умений учащихся.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в
тексте.
Практическая
работа.
Изучающее и выборочное
чтение про себя.
Практическая работа.
Вычленение
из
текста
основных
событий
и
установление
их
последовательности.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и
про себя. Поиск информации
в тексте. Деление текста на
смысловые
части,
их
озаглавливание.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в
тексте. Заголовок текста.
Практическая
работа.
Сравнение
между
собой
объектов, описанных в
тексте.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в

Дата проведения
по
по
плану
факту

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

тексте.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в
тексте.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание.
Практическая
работа.
Подробный пересказ текста.
Промежуточная
диагностика
сформированности
навыков работы с
текстовой
информацией
в
процессе чтения.
Анализ
диагностики.
Коррекция умений учащихся.
Практическая
работа.
Заголовок текста. Понимание
заглавия
произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Практическая
работа.
Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в
тексте.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание.
Практическая
работа.
Самостоятельное
нахождение
в
тексте
конкретных
сведений
и
фактов.
Практическая
работа.
Самостоятельное нахождение
в тексте конкретных
сведений и фактов.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание; составление
плана текста.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание; составление
плана текста.
Практическая
работа.
Определение типа текста.
Практическая
работа.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

27.

1

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

33.

1

34.

1

Ознакомительное
и
изучающее чтение вслух и про
себя. Поиск информации в
тексте.
Практическая
работа.
Характеристика
героев
произведения.
Практическая
работа.
Определение типа текста.
Практическая работа. Деление
текста на смысловые части, их
озаглавливание; составление
плана текста.
Практическая
работа.
Самостоятельное нахождение
в тексте конкретных
сведений и фактов.
Практическая
работа.
Определение типа текста.
Практическая
работа.
Самостоятельное нахождение
в тексте конкретных
сведений и фактов.
Итоговая
диагностика
сформированности
навыков
работы с текстовой
информацией
в
процессе
чтения.
Анализ
индивидуальных
достижений учащихся. Работа
с портфолио.

4 КЛАСС
№
урока

Количество
часов

Тема урока

1.

1

Речь.

2.
3.
4.

1
1
1

5.
6.
7.
8.

1
1
1
1

9.

1

Многозначные слова
Многозначные слова
Омонимы, омоформы
и омофоны
Фразеологизмы
Сравнения.
Олицетворение
Изобразительно
выразительные
средства
языка.
Эпитеты.
Слова нейтральные и
эмоционально

речи.

Выразительность

Дата проведения
по плану
по
факту

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

10.
11.
12.
13.
14.

1
1
1
1
1

15.

1

16.
17.
18.

1
1
1

19.

1

20.
21.

1
1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.
28.
29.
30.
31.

1
1
1
1
1

32.

1

33.

1

34.

1

окрашенные
Откуда приходят слова
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Проект « Что в имени
тебе моем…»
Проект « Что в имени
тебе моем…»
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по картине
В.М.Васнецова
«Богатыри».
Сочинение по картине
В.М.Васнецова
«Богатыри».
Типы текстов
Тема текста. Опорные
слова.
Связь предложений в
тексте.
Цепная
связь
предложений в тексте.
Параллельная
связь
предложений в тексте.
Сочинение по картине
В.Е.Маковского
«Свидание»
Единый временной
план текста.
Стили речи.
Научный стиль
Словари.
Культура общения
Работа
с
текстом
«Однажды в лесу» по
Г.Скребицкому
Тренировочная
комплексная работа
Что
узнали.
Чему
научились
на
курсе
«Чтение.
Работа
с
текстом.»
Итоговое занятие ИграКВН

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».