АРП Окружающий мир

АПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3-4 классов

город Полевской 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (предметная
область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ),
Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий
мир» (далее – ФРП «Окружающий мир»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:

формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.


Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 136 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов,
4 класс – 68 часов.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного
коллектива, в их основу положены следующие принципы:

принцип
учета
типологических
и
индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного
процесса;

принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с задержкой психического развития;

принцип целостности содержания образования, поскольку в
основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а
― «образовательной области»;

принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой
психического развития всеми видами доступной им предметно-практической

деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся
можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании
высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся
необходимо:

преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен
прием детального руководства выполнением конкретного задания)
Значительное время следует отводить практическому закреплению материала
(моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую
практику) Необходимо использовать вариативные задания с условнографическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и
исключение лишних слов и пр.

систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение
заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой
«сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с
указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении,
пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных
работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда
ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с
эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания).

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2,
нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель:

преподносил
новый
материал
предельно
развернуто,
демонстрируя и проговаривая способы действия;

отводил значительное место практическому закреплению
материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в
речевую практику);

систематически повторял пройденный материал, демонстрировал
связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового
материала для решения учебных задач;

вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к
обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий
для проведения контрольных, проверочных работ и тестов:

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя,
наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов);

адаптирование инструкции (упрощение формулировок по
грамматическому
и
семантическому
оформлению;
упрощение
многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в
дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами);

при необходимости адаптирование текста заданий (более
крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение
формулировок);

увеличение времени на выполнение заданий;

при необходимости предоставление дифференцированной
помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости
самопроверки);

возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при
нарастании утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на
специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется
коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и

оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в
освоении АООП НОО в целом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,

фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных

учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.

Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта

людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;

определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
 описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;


контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);



соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;



корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
























прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;



ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и














ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1

Наша родина - Российская Федерация.

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа.
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие.

2

2.3

Разнообразие растений.

7

2.4

Разнообразие животных.

7

2.5

Природные сообщества.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Человек - часть природы.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности.
3.1

Здоровый образ жизни.

2

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1

Наша родина - Российская Федерация.

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта.

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие.

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа.
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система.

5

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие.

9

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны.

5

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы.

5

Итого по разделу

24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: профилактика
3.1
вредных привычек.
3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Что такое общество?

1

2

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России.

1

3

Родной край – малая родина.

1

4

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль.

1

5

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга.

1

6

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода.

1

7

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона.

1

8

Города Золотого кольца России.

1

01.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84123aa

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8412d5a

Библиотека ЦОК
12.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84140ba

Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841427c

Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84134bc

Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841380e

Библиотека ЦОК

Кремлевские города: Ростов
Великий, Переславль-Залесский.

26.09.2023

9

Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Суздаль,
Сергиев Посад, Ярославль.

1

10

Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России. Традиции
воспитания трудолюбия у детей
разных народов нашей страны.

1

11

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском хозяйстве.

1

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры.

1

13

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа.

1

14

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме.

1

15

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи.

1

16

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи.

1

https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841367e

03.10.2023

06.10.2023

10.10.2023
Библиотека ЦОК
13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
17.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841213e

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
24.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841314c

17

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору).

1

18

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору).

1

19

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору).

1

20

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору).

1

21

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники.

1

22

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация".

1

23

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы.

1

24

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика.

1

25

Твердые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов.

1

26

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы.

Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841481c

Библиотека ЦОК
07.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8414650

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/f84149d4

Библиотека ЦОК
14.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8414b6e

Библиотека ЦОК
17.11.2023
1

https://m.edsoo.ru/f84112c0

21.11.2023

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
28.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840c9c8
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
1

1

05.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840cce8
https://m.edsoo.ru/f840cb62

27

Распространение воды в природе:
водоемы, реки. Круговорот воды в
природе.

1

28

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды.

1

29

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха.

1

30

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов.

1

31

Полезные ископаемые – богатство
земных недр.

1

32

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности
региона.

1

Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
19.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840d846

Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК

33

Почва, её состав.

34

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа.

35

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание.

1

36

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места

1

1

29.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde

Библиотека ЦОК
1

09.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
12.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
16.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840e282

обитания.
37

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения).

1

38

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности.

1

39

Растение как живой организм.

1

40

Как растения размножаются?

1

41

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ).

1

42

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).

1

43

Жизнь животных в разные времена
года.

1

44

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика.

1

45

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России.

1

46

Как животные питаются?

1

47

Особенности дыхания животных
разных классов (звери –легкие;
рыбы - жабры; насекомые – трахеи).

1

48

Размножение и развитие рыб, птиц,

1

Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
23.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/f840fde4

30.01.2024
1

02.02.2024
Библиотека ЦОК
06.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
09.02.2024

https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
13.02.2024

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
27.02.2024

https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК

земноводных.

01.03.2024

49

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) – обобщение
на основе результатов наблюдений и
работы с информацией.

50

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем, степь.

1

51

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород.

1

52

Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения.

1

53

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека.

1

54

Опорно-двигательная система и ее
роль в жизни человека.

1

55

Дыхательная система и ее роль в
жизни человека.

1

56

Пищеварительная система и ее роль
в жизни человека.

1

57

Кровеносная и нервная система и ее
роль в жизни человека.

1

58

Органы чувств их роль в жизни

1

1

https://m.edsoo.ru/f840f0b0

Библиотека ЦОК
05.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8412b98

Библиотека ЦОК
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
15.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8410122

Библиотека ЦОК
26.03.2024

https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
29.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
02.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
09.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8411108

Библиотека ЦОК

человека.

16.04.2024

59

Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и
животных".

1

1

60

Проверочная работа по теме
"Человек - часть природы. Строение
тела человека ".

1

1

61

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз.

1

62

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма.

1

63

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части.

1

64

Знаки безопасности во дворе жилого
дома.

1

65

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности.

1

66

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

67

Безопасная информационная среда.

1

68

Проверочная работа по итогам
обучения в 3 классе.

1

https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78

19.04.2024

23.04.2024
Библиотека ЦОК
26.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
30.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
03.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8411a5e

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8410910

Библиотека ЦОК
10.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
14.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
17.05.2024
1

17.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8411f90

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

2

4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная карта
России.

1

2

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка.

1

3

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края.

1

4

Родной край. Знаменитые люди
родного края.

1

5

Наша малая Родина: главный город.

1

6

Города России. Древние города
России. Страницы истории.

1

7

Города России. Города-герои.
Страницы истории.

1

8

Праздник в жизни общества и
человека.

1

9

Государственные праздники

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
01.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841d8ea
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
05.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841dac0

12.09.2023
Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e664

Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e4c0

Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841e876

26.09.2023
Библиотека ЦОК

России.

29.09.2023

10

Праздники и памятные даты своего
региона.

1

11

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни.

1

https://m.edsoo.ru/f841dc50

03.10.2023
Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8418bb0

Библиотека ЦОК
10.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК

13

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества.

1

14

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве.

1

15

Образование и культура в
Московском государстве.

1

16

Страницы истории Российской
империи. Пётр 1.

1

17

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту.

1

18

Образование в Российской империи.

1

19

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр).

1

20

«Золотой век» русской культуры.

1

13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841a082
https://m.edsoo.ru/f841a262
https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
17.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8419894

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
24.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8419e7a

Библиотека ЦОК
07.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b694

Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
века.
21

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей.

14.11.2023

1

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841b89c

Библиотека ЦОК
22

Страницы истории России ХХ века.

1

23

Великая Отечественная война 19411945 гг: как всё начиналось…

1

24

Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения.

1

25

Все для фронта – все для победы.

1

26

Взятие Берлина. Парад Победы.

1

27

Мы живём в Российской Федерации.

1

28

Человек - творец культурных
ценностей.

1

29

Труд и быт людей в разные
исторические времена.

1

30

Всемирное культурное наследие
России.

1

31

Всемирное культурное наследие.

1

21.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841bf72
https://m.edsoo.ru/f841c12a
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/f841c800

28.11.2023
Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

05.12.2023
Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841cd14

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841cf94

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841ae1a

Библиотека ЦОК
19.12.2023
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

32

Охрана историко-культурного
наследия.

1

33

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение.

1

34

Летописи и летописцы. Роль
монастырей в развитии образования
народа.

1

35

Культура Московского государства.
Творчество скоморохов и гусляров,
первые «потешные хоромы»,
первый театр.

1

36

Проверочная работа по теме
"История Отечества".

1

37

Как человек изучает окружающую
природу?

1

38

Солнце – звезда.

1

39

Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли.

1

40

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами).

1

1

41

Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика

1

1

26.12.2023
Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841d516

Библиотека ЦОК
09.01.2024

https://m.edsoo.ru/f841a62c

Библиотека ЦОК
12.01.2024

1

https://m.edsoo.ru/f841a82a

16.01.2024
Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

23.01.2024
Библиотека ЦОК
26.01.2024

30.01.2024

02.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8414eca

времен года.

42

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте).

1

43

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте).

1

44

Формы земной поверхности (на
примере родного края).

1

45

Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в
России.

1

46

Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика).

1

47

Река как водный поток.

1

48

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте.

1

49

Водоемы и реки родного края.

1

50

Использование рек и водоемов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоемов.

1

Библиотека ЦОК
06.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
09.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841668a

Библиотека ЦОК
13.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8416806

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
27.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
05.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417382

Библиотека ЦОК
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417526

51

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне.

1

52

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне.

1

53

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне.

1

54

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне.

55

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне.

1

56

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России.

1

57

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом.

1

58

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы.

1

59

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны).

1

60

Знакомство с Международной
Красной книгой.

1

61

Проверочная работа по теме

1

Библиотека ЦОК
15.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417918
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
26.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
29.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
1

02.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84183b8
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8418778
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
09.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841546a

Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
16.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84152c6

Библиотека ЦОК
23.04.2024
1

https://m.edsoo.ru/f8415636

"Формы земной поверхности и
водоёмы".

26.04.2024

62

Проверочная работа по теме
"Природные зоны".

1

63

О вредных для здоровья привычках.

1

64

Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта.

1

65

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах.

1

66

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки.

1

67

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет.

1

68

Проверочная работа по итогам
обучения в 4 классе.

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

30.04.2024
Библиотека ЦОК
03.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8416306

10.05.2024
Библиотека ЦОК
14.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
17.05.2024
17.05.2024
2

https://m.edsoo.ru/f8415f50

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы к учебнику Плешакова А.А.
Окружающий мир. 4 класс. Поурочные планы к учебнику Плешакова А.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Цифровой образовательный контент, Библиотека цифрового
образовательного контента, Российская электронная школа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».