ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № 12 от 20 мая 2023 г. ПРИНЯТО с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся Протокол №3 от 18.05.2023г УТВЕРЖДЕНО: __________Тарасова Т.Г., директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18» Приказ от 25.05. 2023 г. №388-Д Положение о профессиональных пробах обучающихся МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проведения профессиональных проб на уровне среднего общего образования в условиях взаимодействия образовательной организации с организациями, являющимися социальными партами образовательной организации. Настоящее Положение определяет регламентацию образовательного процесса в условиях применения практико-ориентированных форм обучения в реализации программ профессиональных проб, особенности определения педагогической нагрузки и зоне ответственности педагогов при организации профессиональных проб. 1.2. Положение разработано с учетом нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012№273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 1.3.Социальная практика –это образовательная деятельность, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. 1.4. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. 1.5. Социальные пробы организуются для получения обучающимся качественно нового опыта социального взаимодействия и овладения этим опытом; вступления с социальным объектом в прямое взаимодействие способом, новым для подростка. 1 1.6. Профессиональные пробы – это логически завершенный вид учебно-трудовой деятельности обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического (производственного) процесса и способствующий формированию целостного представления о содержании конкретной профессии; группы родственных профессий или вида профессиональной деятельности. 1.7. Профессиональные пробы, являются средством профессионального самоопределения обучающихся и направлены на: – повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования; – развитие социально и профессионально значимых качеств, и предпрофессиональных компетентностей; – корректировку профессиональных намерений, обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения. 1.8.Профессиональные пробы и социальные практики организуются для оказания помощи обучающимся в конкретном выборе профессии или построении персонального профессионально-образовательного маршрута. 1.9. Объектами социальной практики и профессиональных проб могут быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся: • организация и проведение мероприятий для социума района; • создание и реализация проектов социальной направленности; • деятельность по профилактике социальных угроз: курения, употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия и т.п.; • деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в выходные и каникулярные дни; • участие в акциях по защите животных; • участие в социально-значимых формах реализации творческой активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.п.); • деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и микрорайона; • практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях по реализации программ инициатив, имеющих социально значимые ценности; • осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями муниципалитета ПГО; • социально-ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность; • участие в волонтерских движениях различной направленности; • занятость общественно полезным трудом по благоустройству города, территорий МБОУ ПГО «СОШ № 18», других образовательных организаций; • участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, в охране памятников культуры; участие в наставнической деятельности над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время; • практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях, организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую ценность; 2 • участие в конференциях, конкурсах, проводимых учреждениями среднего и высшего профессионального образования; • участие в конкурсах профессионального мастерства; • участие в работе СМИ, в том числе в газетах и на сайтах; • организация и проведение предметных и тематических мероприятий для обучающихся МБОУ ПГО «СОШ № 18»; • деятельность по развитию ученического самоуправления в МБОУ ПГО «СОШ № 18» (индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень). 1.10. Наряду с базовыми и профильными учебными курсами профессиональные пробы и социальные практики являются важной содержательной частью профессиональной ориентации обучающихся 8-9-х классов и профильного обучения в 1011 классах. 1.11. В учебном плане основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования профессиональные пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО. Так же профессиональные пробы реализуютсяво внеурочной форме социально значимой деятельности определённой направленности, нацеленной на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления профессионально-значимого опыта в рамках социальной практики за счет часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и социализации личности. Оптимальная продолжительность одной программы профессиональной пробы и социальной практики находится в пределах от 17 до 34 часов. В профильном обучении на уровне среднего общего образования возможны более широкие временные границы реализации программ 34 часа и более. 1.12. Группы для прохождения профессиональных проб и социальных практик формируются из учащихся одного класса (для профильных классов СОО) и из всех обучающихся одной параллели для 8-9 классов ОО или учащихся школ, объединенных в муниципальную образовательную сеть. Комплектование групп осуществляется с учетом целей и условий прохождения профессиональной пробы. При наличии в рамках профессиональной пробы предлагаемых специализаций в определенном типе профессиональной деятельности может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не менее 4 человек. Формирование групп происходит по соглашению сторон участвующих в социальном взаимодействии. Список групп утверждается директором образовательной организации не позднее второй недели сентября. За группой закрепляется руководитель из числа педагогов, осуществляющих программу профессиональной пробы и социальных практик, и куратор со стороны, реализующей практическую направленность профессиональной пробы и социальных практик, социального партнёра образовательного учреждения. 1.13. Организация профессиональных проб и социальных практик при социальном партнёрстве осуществляется с использованием кадровых, информационных, материальнотехнических, учебно-методических ресурсов образовательной организации, а также организаций участвующих во взаимодействии. Порядок и условия взаимодействия 3 организаций при осуществлении форм реализации профессиональных проб и социальных практик определяются договором (соглашением) между партнерами. 2. Цель и задачи профессиональных проб и социальных практик Основной целью проведения профессиональных проб и социальных практик в условиях социального партнёрства является повышение качества и доступности профориентационных услуг, расширение спектра программ профориентационной направленности, реализуемых в совместной деятельности образовательных и производственных организаций, (в том числе с использованием ресурсов социальных партнеров) для обеспечения сознательного выбора обучающимися направления профессиональной деятельности и более углубленного его изучения. Задачи проведения профессиональных проб и социальных практик в сотрудничестве с социальными партнёрами: – предоставление обучающимся возможностей выбора профессиональных проб и социальных практик по направлениям профессиональной деятельности, предлагаемых в рамках сотрудничества школа – предприятие (организация); – углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий в практико-ориентированной деятельности, моделирующей элементы определенного вида (видов) технологического (производственного) процесса; – формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной сфере профессиональной деятельности; – осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы и социальной практике в плане выбора предпочитаемого направления профессиональной подготовки и построения личной профессиональной перспективы; – объединение имеющихся образовательных и иных ресурсов для реализации учебно-трудовой деятельности обучающихся в рамках профессиональной пробы и социальной практики. 3. Содержание профессиональных проб и социальных практик в профессионально-образовательном взаимодействии. 3.1. В качестве выбора объекта профессиональных проб и социальных практик образовательная организация руководствуется следующими требованиями: – распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы; – доступность для выполнения учащимися комплекса профессиональных проб и социальных практик (в рамках отрасли); – наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой; – возможность вариативного выполнения профессиональных проб и социальных практик различной степени сложности; – широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы/ практики и развития профессионального интереса обучающихся; – соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующей профессиональной образовательной организации. 3.2. В рамках определенной отрасли обучающимся может быть предложен целый ряд профессиональных и социальных проб в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии. Каждая профессиональная и 4 социальная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебнотрудовой деятельности. 3.3. Содержание программ профессиональных проб и социальных практик разрабатывается в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля и утверждается всеми организациями, участвующими в профессионально-образовательном взаимодействии. 3.4. Содержание профессиональной и социальной пробы должно включать три компонента — технологический, ситуативный, функциональный, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии. 3.4.1.Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определённых профессиональных умений. Задания включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности. 3.4.2.Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от учащихся определённых мыслительных действий на основе знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб (на теоретических занятиях). 3.4.3.Функциональный компонент отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональных действий в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность. 3.4.4. По каждому компоненту профессиональной пробы и социальной практики перед обучающимися ставится задача (задание)определенного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной / социальной деятельности в результате тех или иных воздействий. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и социальных практик организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания. 3.5.Программы профессиональных проб и социальных практик разрабатываются в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к учебным документам такого рода. Регламент разработки и согласования программ профессиональных проб и социальных практик на новый учебный год утверждается приказом руководителя образовательной организации и согласовывается с социальными партнёрами, чьи ресурсы задействованы в ее реализации, не позднее апреля текущего учебного года. 3.5.1. Процедура разработки вариантов программ профессиональных проб включает в себя: – анализ индивидуальных запросов обучающихся 8-9 и 10 классов; –определение тематики профессиональных проб по видам профессиональной деятельности; – отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии; – формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы; 5 – разработка программы профессиональной пробы. 3.5.2. Согласование разработанных программ осуществляется на заседании педагогического совета (или методического совета) образовательной организации. 3.5.3.На основании перечня программ профессиональных проб и социальных практик специалист, ответственный в общеобразовательной организации за профориентационную работу совместно с разработчиками программ не позднее мая текущего года, в форме встречи - презентации кратко знакомят обучающихся с их содержанием и организуют проведение процедуры выбора обучающимися 8-9 и 10 классов для прохождения профессиональных и социальных проб в новом учебном году. По итогам процедуры происходит формирование групп для прохождения профессиональных проб и социальных практик. 3.6.При разработке содержания профессиональных проб необходимо ориентироваться на определенные требования с учетом возрастных особенностей обучающихся. 3.7. Содержание программы профессиональной пробы и социальных практик зависит от материально-технического оснащения образовательной организации, организации – социального партнёра, социокультурного окружения, региональных особенностей. Поэтому в программу могут вноситься изменения, уточнения. Могут видоизменяться формы организации профессиональных проб и социальных практик, варьироваться их содержание, последовательность и время обучения обучающихся. 4. Реализации программ профессиональных проб и социальных практик. 4.1. Субъектами профессиональных проб и социальных практик выступают: – обучающиеся общеобразовательных организаций; – общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации, на базе которых функционируют ресурсные центры; – образовательные организации высшего образования; – образовательные организации дополнительного образования; – работодатели (различные социальные структуры) всех организационно-правовых форм и форм собственности; - организации социальной сферы деятельности; предприятия, на базе которых функционируют ресурсные центры. 4.2. Профессиональная проба или социальная практика может быть организована на базе мастерских школы и на базе предприятий, организаций и учреждений всех организационно-правовых форм и форм собственности, являющихся социальными партнёрами школы. 4.3. Порядок организации профессиональных проб и социальных практик определяется местом её проведения и содержанием. 4.4.Для проведения профессиональных проб и социальных практик в условиях взаимодействия с социальными партнёрами общеобразовательная организация заключает договора (соглашения) с принимающей организацией либо социальными структурами, которые обязуются предоставить места и создать условия для прохождения профессиональных и социальных проб в соответствии с профессиональной направленностью обучающихся. 4.5. Непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы и социальной практики обучающимися, определение регламента, оценочных процедур осуществляет общеобразовательная организация (школа). 6 Общеобразовательная организация (школа) обеспечивает: – разработку и утверждение программы профессиональной пробы и социальной практики либо экспертизу и утверждение программы в случае ее разработки специалистами иных образовательных организаций или представителями организаций социальных партнеров, предусматривающей прохождение обучающимися профессиональной и социальной пробы непосредственно на рабочем месте предприятии (организации); –заключение не позднее, чем за 30 дней до начала прохождения профессиональной пробы двухстороннего договора (соглашения) с соответствующим предприятием (организацией) об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы обучающимися; – издание приказа директором школы о прохождении профессиональной пробы и социальной практики учащимися в соответствующем учебном году; – закрепление лиц (педагогов), ответственных за прохождение учащимися профессиональной пробы и социальной практики со стороны общеобразовательной организации; – распределение обязанностей между специалистами, организующими прохождение профессиональной пробы и социальной практики обучающимися; – направление учащихся в принимающую организацию в сроки, установленные учебными планами и программами; – составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения пробы в соответствии с утвержденной программой профессиональной пробы и социальной практики и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации (предприятия); – контроль соблюдения требований и норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних; контроль создания учащемуся принимающей организацией во время прохождения пробы и социальной практики необходимых условий; – участие в подготовке документации, отражающей итоги прохождения обучающимися профессиональной пробы и социальной практики. Принимающая организация (предприятие) обеспечивает: – правовую защиту школьника на момент прохождения профессиональной пробы и социальной практики в форме приказа, в котором определены ответственные специалисты за профессиональную пробу школьников, сроки прохождения проб и практик, условия работы, рабочее место, списки учащихся; – охрану труда школьников на рабочем месте; – объективную оценку результатов профессиональной пробы и социальной практики на основе оценочных критериев, представленных в утвержденной программе профессиональной пробы и социальной практики; – подготовку отзыва от принимающей организации по результатам прохождения обучающимися профессиональной пробы и социальной практики за подписью ответственного специалиста по приказу принимающей организации. В отзыве также можно отразить замечания и рекомендации школьникам. 4.6. Особенности прохождения профессиональных проб и социальных практик зависят от сферы производства, которая влияет на выбор той или иной формы организации профессиональных проб и социальных практик, дающей возможность 7 приобрести и развить знания и умения, соответствующие определенному профилю подготовки. 4.7.Основными документами, регламентирующими организацию профессиональной пробы и социальной практики в сотрудничестве с социальным партнёром, являются программа, общий учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы и социальной практики. При использовании ресурсов организаций, участвующих в профессиональнообразовательном взаимодействии перечисленные документы с ними согласовываются. 4.8. Перед началом прохождения профессиональных проб и социальных практик специалист, ответственный за прохождение учащимися профессиональной пробы и социальной практики со стороны общеобразовательной организации (школы): – составляет список обучающихся для прохождения профессиональной пробы и социальной практики, –составляет график прохождения профессиональных проб и социальных практик, который согласовывается с соответствующими образовательными организациями, социальными структурами, участвующими в реализации программы; – проводит беседу (инструктаж), в ходе которой обучающиеся знакомятся с содержанием программы, графиком прохождения, формой представления результатов профессиональной пробы и социальной практики (отчёт, проект, слайдовая презентация); – доводит до сведения обучающихся информацию о соблюдении правил внутреннего распорядка организации, на базе которой обучающиеся проходят профессиональную пробу и социальные практики. 4.9. В ходе прохождения обучающимися профессиональных проб и социальных практик педагог осуществляет контроль выполнения обучающимися требований программы, оказывает организационную помощь специалистам принимающей организации в руководстве реализацией программы. 4.10. Профессиональные пробы и социальные практики проводятся в соответствии с утвержденным расписанием. Учет проведенных занятий, посещаемости и учебных достижений обучающихся осуществляется в отдельном журнале, являющимся,в том числе, финансовым документом. 4.11. Для оценивания достижений обучающихся при прохождении профессиональной пробы и социальной практики критериями оценки являются «зачтено»/ «не зачтено». Выбор системы оценивания осуществляет общеобразовательная организация по согласованию с педагогическим советом и в рамках действующего Устава. 4.12. Для контроля уровня достижений обучающихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности обучающихся на занятиях, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов, анализ творческих, исследовательских работ, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего, как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности как обучающихся, так и преподавателя. Для проведения итоговой аттестации по результатам пробы или практики можно использовать специальную зачетную работу, индивидуальный проект и портфолио обучающегося. 4.13. Перечень документов, подтверждающих результаты прохождения профессиональной пробы и социальной практики: – выписка из журнала учета о посещаемости обучающимся занятий профессиональной пробы и социальной практики. 8 – документ, выданный по итогам прохождения профессиональной пробы и социальной практики, форма которого утверждается коллегиально участниками профессионально-образовательного взаимодействия (отзыв, характеристика и др.). 4.14. С момента начала реализации программы профессиональных проб и социальных практик и на весь период прохождения на обучающихся распространяются правила охраны труда, нормы дисциплины труда, предусмотренные правилами внутреннего распорядка принимающей образовательной организации. 4.15.В процессе организации и проведения профессиональных проб и социальных практик необходимо предусматривать следующие педагогические условия: – специальная подготовка преподавателя (учителя, специалиста предприятия) к проведению занятий по профессиональным пробам и социальным практикам, внутришкольная система методического сопровождения педагогов (разработка содержания профессиональных проб и социальных практик с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подбор инструментов, технологической документации, оснастку для их выполнения; разработку критериев оценки выполнения профессиональных проб и социальных практик или их этапов; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала). – ознакомление школьников с содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы и требованиями к профессионально важным качествам и медицинским противопоказаниям. – ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и социальных практик и организацией их выполнения. 4.16. Участники профессионально-образовательного взаимодействия, представители родительской общественности могут обсуждать ход реализации программы профессиональной пробы и социальных практик, выполнение договорных обязательств. Кроме этого, они могут присутствовать на открытых мероприятиях, знакомиться с результатами итоговых работ, выполненных обучающимися в ходе профессиональной пробы и социальных практик. 4.17. Организации, реализующие в рамках совместной деятельности профессиональные пробы и социальные практики, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися программ профессиональных и социальных проб. 4.18. Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении программы профессиональной пробы и социальных практик в других организациях, социального взаимодействия определяются совместно обеими сторонами, в рамках действующего Положения о промежуточной аттестации в общеобразовательной 8 организации. Окончательное решение о выставлении отметки о прохождении программы профессиональной пробы и социальных практик остается за образовательной организацией (школой). 4.19. Общеобразовательная организация несет ответственность за организацию реализации программы профессиональной пробы и социальных практик. Другие организации, участвующие во взаимодействии по реализации программ профессиональных проб и социальных практик, несут ответственность за прохождение профессиональной и социальной пробы обучающимися непосредственно на предприятии (организации) 9 5. Оформление результатов прохождения социальной практики и профессиональных проб 5.1. Социальная практика и профессиональные пробы сопровождаются планированием (проектированием) образовательной деятельности учащегося в дневнике социальной практики и профессиональной пробы. 5.2. Дневник социальной практики и профессиональной пробы является обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практической деятельности. 5.3. Дневник социальной практики и профессиональной пробы позволяет: - представить работу участника; - стать накопителем информации и справочником на протяжении работы; - объективно оценить ход практической деятельности; - судить о личных достижениях и росте участника практики. 5.4. По окончании практики учащийся в течение трех дней составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о выполненной обучающимся работе в период практики, согласно программе практики. 5.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке. 5.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию возникшей задолженности в сроки, установленные приказом директора МБОУ ПГО «СОШ № 18». 5.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики и профессиональной пробы по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев: - качественная оценка деятельности обучающегося руководителем практики; - качественная оценка Дневника социальной практики и профессиональной пробы тьютором. 5.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики и профессиональной пробы входят следующие документы: - дневник социальной практики и профессиональной пробы; - собранная учащимся информация по теме практики, представленная на бумажных носителях в произвольной форме; - краткое описание основных проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе социальной практики и профессиональной пробы и способов их преодоления; - мультимедиа презентация или фотоотчет по итогам прохождения социальной практики и профессиональной пробы. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о профессиональных пробах обучающихся МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18»является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о профессиональных пробах обучающихся МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18»принимается на неопределенный срок. Изменения и 10 дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 11