Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся

ПРИНЯТО решением педагогического
совета
Протокол № 12 от 20 мая 2023 г.
ПРИНЯТО с учетом мнения Совета
родителей (законных представителей)
обучающихся
Протокол №3 от 18.05.2023г

УТВЕРЖДЕНО: __________Тарасова Т.Г.,
директор
МБОУ
ПГО
«Средняя
общеобразовательная школа №18»
Приказ от 25.05. 2023 г. №388-Д

Положение
о проектной и исследовательской деятельности обучающихся
по ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной
программы МБОУ ПГО «СОШ № 18» на основе ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.,
31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
1.3.Индивидуальная проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
является неотъемлемой частью образовательного процесса.
1.4. Индивидуальная проектная деятельность может быть реализована как в рамках
внеурочной деятельности (нелинейным курсом), так и включена в учебный процесс.
1.5. Включение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность –
один из путей повышения мотивации, формирования универсальных учебных действий и
эффективности учебной деятельности в рамках ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
1.6. Курс является обязательным элементом учебной деятельности для обучающихся 10
класса, который завершается защитой индивидуального итогового проекта.
1.7. В соответствии с ФГОС СОО индивидуальный проект выполняется обучающимися
в течение одного года в 10 классе в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом школы.
1.8. В организации обеспечения индивидуальной проектной и учебно-исследовательской
деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
1.9. Каждый индивидуальный проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.
2. Понятия
Индивидуальный проект - это форма организации совместной деятельности учителя и
обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности,

направленной на достижение цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся
и оформленной в виде конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении
всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает
исследование. Учебно-исследовательская и проектная деятельность может проводиться по
следующим направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное,
социальное, игровое, творческое.
3. Цель индивидуальной проектной и учебно-исследовательской деятельности
Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работа в группах.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и
созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки,
техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности,
умений и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.5. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение
методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование
отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.6. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.7. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими
традициями.
4.8. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства.
5. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной
области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности (в них могут быть
востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к
тому или иному виду деятельности).
6. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически
значимые цели и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает
следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание,
формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в
соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности,
аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
6.3.1. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Отсутствует гипотеза.
Цель – получить конкретный продукт,
обладающий определенными свойствами
и
необходимый
для
конкретного
использования.
Структура проекта: постановка цели и
задач, определение способов действия,
составление плана работы по проекту,
работа
с
информацией,
создание
продукта, как результата деятельности.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле

Наличие гипотезы обязательно.
Цель – получить новое знание.
Структура проекта: постановка проблемы, цели
и задач, предварительный анализ информации,
формулировка гипотезы; планирование и
организация
эксперимента;
анализ
деятельности – презентация – рефлексия и
обобщение
полученных
результатов
в
эксперименте, проверка исходной гипотезы на
основе полученных фактов в эксперименте.
Окончательная формулировка новых знаний;
получение
объяснений
или
научных
предсказаний. Отрицательный результат – тоже
результат.

7. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
7.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям учащихся.
7.2. Тема исследования должна быть актуальна, интересна для ученика и совпадать с кругом
интереса учителя.
7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже
потом науке.
7.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы,
мастерские, клубы, школьные научные общества.
7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований
как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части
конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации
выбранного вида проекта.
7.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и
содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых
методов (методическое руководство).

7.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы
самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время
консультаций с руководителями проекта.
7.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника.
7.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной
защиты, проводимой в очной форме.
8. Формы организации проектной деятельности
8.1. Виды проектов:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных
для широкой аудитории - исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого,
но исследования, имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с
подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный);
- игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
8.2. По содержанию проект может быть: монопредметный или межпредметный, относящийся
к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
8.3 По количеству участников:
- индивидуальный
– самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода,
возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся - автор проекта –
самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться
планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и
социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
- парный, мало групповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы),
- муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках
сложившейся партнерской сети).
8.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
9. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
9.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок–творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок–защита исследовательских проектов,
урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и
анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
9.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;

- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся –форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,
интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с
представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с НОУ других школ;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
10. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
Учащиеся должны научиться:
10.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
10.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел–сущность будущей
деятельности.
10.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
10.4. Собственно, проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
10.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
10.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
10.7. Самооценивать ход и результат работы.
10.8 Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей.
10.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
10.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
10.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
10.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
11. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
11.1. В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й
классы, в проектной – старшие классы (9-10).
11.2. Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами
основной образовательной программы начального общего образования. Для осуществления
проектной деятельности привлекаются учителя начальной школы/классные руководители.
Созданные внутри классные групповые проекты защищаются учащимися на школьной
конференции (март), а индивидуальные на конференции в апреле.
11.2.1 Этапы выполнения проекта обучающимися начальной школы:
1 этап. Поисковый.
А) Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
Б) Освоение тезаурса проектной деятельности.

В) Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования,
выдвигается гипотеза проекта.
Г) Определение цели проекта
2 этап. Аналитический.
А) Подбор информации, необходимой для реализации проекта
Б) Анализ подобранной информации
В) Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального)
3 этап. Практический.
А) Определение рисков проекта.
Б) Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
А) Подготовка презентации
Б) Защита (презентация проекта)
5 этап. Контрольный.
А) Анализ результатов выполнения проекта.
Б) Оценка качества выполнения проекта
11.2.2 Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять
приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать,
контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного
планирования;
3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом,
обладающие выраженными потребительскими свойствами;
5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в
результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и
выполнения индивидуального проекта.
11.2.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту
может быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты
о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты.
д) мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета,
видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала,
электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт,
выполнение которого обосновано учащимся.
11.2.4 Для защиты итогового индивидуального проекта обучающиеся готовят:
1) продукт проектной деятельности;
2) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной
страницы) с указанием для всех проектов:

a) исходного замысла, цели и назначения проекта;
b) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
c) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание
особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в
ходе выполнения проекта, в том числе:
a) инициативности и самостоятельности;
b) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
c) исполнительской дисциплины.
11.3. Учащиеся основной и старшей школы сами выбирают как тему, так и руководителя
индивидуального проекта с учетом предпрофильного/профильного самоопределения:
- технологический профиль – опора на предметные направления, включающие знания по
физике, химии, информатике, математике, технологии (инженерии);
- социально-экономический профиль - опора на предметные направления, включающие знания
по обществознанию (право, экономика), истории, географии, филологического цикла.
11.4. Выбор тем проектных/исследовательских работ на уровне основной школы (параллель 8
классов) осуществляется не позднее 1 марта, на уровне средней школы (10 класс)
осуществляется в течение первой четверти, согласовывается методическим советом и
утверждается приказом директора школы. При утверждении тем внимание обращается на их
научную обоснованность, актуальность, соответствие возрасту обучающихся, наличие
проблемы, связь с учебной программой. Перечень тем может быть изменен или дополнен в
течение марта месяца по согласованию с руководителями проектов.
11.5. Представление тем проектных работ, целей, задач, плана проектной деятельности и
продукта проекта на уровне основной школы (параллель 8 классов) осуществляется не
позднее 30 апреля. По итогам защиты темы, цели, задач, итогового продукта проекта
экспертами заполняется протокол (приложение 10).
11.6. Проектная/исследовательская работа выполняется под контролем руководителя.
Научными руководителями могут быть учителя-предметники, педагоги-организаторы,
педагоги-библиотекари, педагог-психолог, родители, преподаватели вузов-партнеров,
владеющие технологией организации проектной/исследовательской деятельности и имеющие
опыт в выполнения данной деятельности. Научные руководители несут ответственность за
качество выполнения проектной/исследовательской работы обучающимися.
Если
проектная/исследовательская работа является межпредметной, по согласованию с
руководителем к работе могут привлекаться один или несколько консультантов.
11.6.1 В рамках организации проектной/исследовательской деятельности в ежегодно
проводятся следующие мероприятия:
- выбор обучающимися руководителей проектов. Оформление списков проектных групп
и их консультантов, руководителей;
- доведение общей организационной информации, касающейся реализации проектной
деятельности в школе до обучающихся и их родителей осуществляет классный руководитель;
- защита тем проектов;
- рефлексия проектов в проектных группах;
- представление материалов и продукта проекта на экспертизу;
- предзащита проектов. С целью ликвидации перегрузок учащихся, планомерности
организации процесса защиты проектов, возможна досрочная защита (по мере готовности
проектов, проектных групп), которая заранее предусматривается при составлении расписания

защит (консультант проекта и координатор проектной деятельности заранее, не позднее, чем
за 2 недели до защиты, планируют дату защиты и вносят её в расписание защит;
- отбор проектов для участия в конкурсах проектных работ в других мероприятиях
городского, областного, федерального уровней.
11.7. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и
учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или
заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
11.8. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно
учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы
учащегося и педагога.
11.9. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
11.10. Учащиеся 5-7-х классов, реализующие групповые проекты с классным руководителем
и/или с консультантами, представляют их на школьной конференции (весенние каникулы).
Индивидуальные проекты создаются при кураторстве учителей предметников и защищаются
на школьной конференции (весенние каникулы).
11.11. Учащиеся 8-х классов могут выполнить индивидуальный проект досрочно и
представить работу на школьной конференции в (весенние каникулы). Данные проекты будут
засчитаны как защищенные индивидуальные итоговые проекты за 9 класс.
11.12. Учащиеся 9-х классов выполняют индивидуальные итоговые проекты с
руководителями в течение первого полугодия и представляют их на школьной конференции в
декабре.
11.13. Индивидуальные итоговые проекты 10 класса защищаются не позднее 30 апреля на
школьной конференции.
11.14. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
Продукт проектной деятельности
-газета, журнал, альбом,
-фотоальбом, буклет,
-серия иллюстраций,
-справочник,
-сценарий/разработка меропрития/игры,
-пакет рекомендаций,
-чертёж, макет, модель, коллаж.
-гербарий,
- бизнес-план,
- сценарий мероприятия
-экскурсия
-стенд, выставка, оформление кабинета,
школы и пр.,
-видеофильм, видеоклип,
-компьютерные презентации
-web-сайт,
мультимедийный
продукт, программный продукт, ЗDмодель.

Продукт исследовательской деятельности
-реферат (аналитического проблемного
типа),
-доклад, стендовый доклад
-статья,
-пособие, учебное пособие,
-эссе
-отчёты о проведённых исследованиях

12. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
12.1. На ежегодной школьной научной конференции (весенние каникулы) производится
презентация и защита проектных работ.
12.2. Учащиеся защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в
состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администраторы школы и др.
12.3. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ
создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели
вузов, родители, представители ученического самоуправления, социальные партнеры и иные
квалифицированные работники.
12.4. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика, согласно критериям и требованиям к проектной работе и заполняет
протоколы защиты проектов.
12.5. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав
комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.
12.6. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть
рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы городского, областного,
федерального, международного уровней.
12.7. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается
специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта. Обучающимся выпускных 9,
10 классов отметка за защиту проекта выставляется в аттестат.
12.8. Защищенный проект обучающимися 4-7 классов не может быть полностью использован
в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь
использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской
работы.
12.9. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост
их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
13. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этап – изучение представленных работ экспертными комиссиями (за две недели до защиты)
согласно критериям оценки проектных работ с учетом рецензий руководителей проектов по
уровням НОО, ООО, СОО (приложение 5)
II этап – заслушивание докладов участников на научной конференции, ведение дискуссии,
заполнение протоколов (приложение 9)
III этап – подведение итогов, заполнение итогового протокола (приложение 10).
Регламент выступления участников:
–7-10 минут для обучающихся 1-7 классов, дискуссия – 5 минут.
- 7 минут для обучающихся 8-11 классов, дискуссия 3-5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
14. Условия организационно-методического и ресурсного обеспечения проектной и
исследовательской деятельности обучающихся.
В школе созданы условия в соответствии с ФГОС ООО и СОО, а именно:

- помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью,
моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой,
хореографией и изобразительным искусством;
- информационно-библиотечный центр с рабочей зоной, оборудованной читальным
залом, медиатекой.
Материально-техническое оснащение учебно-исследовательской и проектной
деятельности должно обеспечивать возможность:
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность,
проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного
лабораторного оборудования школы и оборудования социальных партнеров (вузов,
колледжей и пр. организаций и предприятий); цифрового (электронного) и традиционного
измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных
и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и
естественнонаучных объектов и явлений;
- размещения лучших образцов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде школы;
- проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности,
организации своего времени с использованием ИКТ;
- планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и
отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета,
учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных
носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся.
15. Обязанности координаторов проектной и исследовательской деятельности
На координаторов проектной и исследовательской деятельности возлагаются
следующие функциональные обязанности:
- нормативно-правовое сопровождение организации и осуществления проектной и
исследовательской деятельности (разработка положений, локальных актов и т.п.);
- организация и проведение проектных сессий, формирование экспертных комиссий;
- оказание методической и консультационной помощи учителям, педагогам школы по
организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности;
- оказание методической и консультационной помощи обучающимся по выполнению
проектных и исследовательских работ.
16. Обязанности руководителя проекта/исследования
16.1. Задачи руководителя:
- организовать консультации для обучающихся по вопросам выполнения
проекта/исследования;
- разработать задания для индивидуальной или групповой работы обучающихся в
соответствии с требованиями к проектной работе;
- обучить обучающихся проведению проекта/исследования, познакомить с
методологией, технологией проведения исследования, выполнения проекта.
- ознакомить обучающихся с требованиями к оформлению проектной работы и
презентации проекта (приложения 1, 2, 3)
16.2. Основными функциями руководителя является
- оказание помощи участникам проекта/исследования в выборе темы, определении
идеи проекта/исследования, определения его конечного продукта;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения
проекта/исследования;
- оказание помощи обучающимся в подборе необходимой литературы;
- консультирование обучающихся по вопросам планирования, методики исследования,
оформления и представления результатов исследования;
- создание условий для активности школьника;
- содействие в прогнозировании результатов выполнения проекта;
- оказание помощи в подготовке доклада, презентации;
- помощь в оценке полученных результатов.
16.3. Обязанности руководителя:
- обеспечить обучающимся условия для выполнения проектного продукта, проведения
исследования;
- осуществлять организацию и координацию проектной и исследовательской деятельности
обучающихся; осуществлять контроль за выполнением проектной или исследовательской
деятельностью обучающихся;
- оказание помощи обучающимся в подготовке представления проектной или
исследовательской работы для внешней оценки - примерная структура доклада на защите
проекта (приложение 4).
- за две недели до защиты проекта подготовить рецензию к проектной работе (приложение 5)
17.Обязанности классного руководителя
17.1. Задачи:
- инициировать участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности;
- способствовать участию обучающихся во внешних мероприятиях (экскурсии,
форумы, конференции и т.п.) по теме проекта;
- проводить просветительскую работу с родителями обучающихся по организации
проектно-исследовательской деятельности в школе, а также способствовать взаимодействию
родителей с руководителями проектов/исследований.
17.2. Обязанности:
- осуществлять контроль за выполнением проектов/исследований обучающимися в
течение учебного года;
- организовать взаимодействие обучающихся и руководителей проектов/исследований.

Приложение 1
Основные требования к оформлению проектной работы для обучающихся НОО
Оформление титульного листа (приложение 6)
- полное наименование учебного заведения (школы);
- место его нахождения (название населенного пункта, района)
- тема исследования;
- ФИО автора, класс,
- ФИО учителя, осуществляющего научное руководство, его должность (место работы);
- год написания работы;
- сокращения и аббревиатуры не допускаются.
Следующая страница за титульным листом должна содержать оглавление, в него включаются
основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы,
названия приложений) и соответствующие им номера страниц (приложение 7).
Оптимальный объем работы
- объем работы должен быть не меньше 7 страниц печатного текста, включая оглавление и список
использованной литературы (без приложений).
Работа предоставляется в пластиковых скоросшивателях в бумажном варианте (с проколотыми
листами).
Текст печатается на одной стороне листа формата А4 (размер шрифта 14 кегель) через полтора
интервала между строками.
Структурное соответствие работы
Содержательная часть работы должна иметь введение, основную часть, заключение, список
использованной литературы, приложения (иллюстрации). Все это отражается в оглавлении.
Содержание основных аспектов работы:
Введение
- обоснование актуальности выбранной темы исследования;
- формулировка цели и задач;
- новые, современные подходы к решению проблемы;
- личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
Основная часть
- изложение основной проблемы по выбранной теме;
- обзор источников;
- собственные сведения, версии, оценки.
Заключение
- основные выводы;
- результаты и личная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения работы над темой.
Список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления
библиографического списка (приложение 8).
Приложения
Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, основной текст должен быть обеспечен
ссылками на соответствующие приложения.

Требования к компьютерной презентации
Презентация содержит слайды с иллюстративным материалом к выступлению. В презентацию
следует включать тезисы, термины, даты, графики, изображения и другие материалы, которые не
описываются словами на защите работы, или информацию, которую сложно воспринимать на слух.
· Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
· Цветовая гамма должна состоять не более чем из трёх цветов.
· Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
· Чёрный цвет имеет негативный подтекст.
· На слайде должно быть не больше семи значимых объектов.
· Дизайн должен быть простым, текст – коротким.
· Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок),18-36 пунктов (обычный текст).
· Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать
глаза.
· При этом белый текст на черном фоне читается плохо.
· А лучше всего читается белый текст на синем фоне.
· Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdanaит.д.), для
заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читается.
· Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для
смыслового выделения фрагмента текста. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить
текстовую информацию или передать её в более наглядном виде.
· Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются
частью стилевого оформления.
· Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением
слайда.
· Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
· Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть
хорошо читаем.
· Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации
динамики развития какого-либо процесса. Не следует чрезмерно насыщать презентацию такими
эффектами.
· Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее
изложения.
· После создания презентации необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить,
как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или на проекционном экране),
насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении,
шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям
выступления

Приложение 2
Основные требования к оформлению проектной работы для обучающихся ООО
1.1.Работа должна содержать:
-титульный лист (приложение 6),
-оглавление (приложение 7),
-введение,
-основную часть,
-заключение,
-список используемых источников (приложение 8),
-приложения.
1.2.Титульный лист должен содержать (сверху вниз):
-Название образовательной организации;
-Тему работы;
-Вид проекта;
-Сведения об авторе (Фамилия, имя, отчество, класс);
-Сведения о руководителе (ФИО, должность);
-Город и год выполнения работы.
1.3.Структура исследовательского проекта:
1.Титульный лист (приложение 6).
2.Содержание. Включает номера и названия всех глав, параграфов, пунктов с указанием
страниц, где они начинаются (приложение 7).
3.Введение. Обосновываются выбор и актуальность темы; определяются объект и предмет
исследования; формулируются цель, задачи, положения гипотезы; описываются методы
исследования, использованные в ходе выполнения работы; анализируются источники
информации с обязательным соблюдением правил цитирования и элементами собственного
анализа приводимой информации и сопоставления источников. Если работу проводил
коллектив, необходимо описать круг задач, решаемых каждым автором.
4.
Описание проекта по этапам его реализации: в основной части описываются основные
этапы и последовательность выполнения работы; обосновываются применяемые методы
исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, каковы его
слабые стороны); описывается сущность проблемы, проведенных исследований;
обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.
Полученные результаты иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм,
фотографий и т.д. Наглядный материал может располагаться либо по ходу изложения, либо в
приложении. В тексте обязательно должны быть ссылки на рисунки и таблицы.
5.Заключение (подведение итогов работы, суммирование выводов, содержащих ответы на
поставленные вопросы, собственные обобщения автора работы).
6.Список используемой литературы (документы, книги, статьи, справочная литература и пр.)
(приложение 8).

7.Приложения. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки,
диаграммы, схемы, карты, фотографии и.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Все
приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть
сделаны ссылки на них.
1.4.Структура прикладного (практико-ориентированного) проекта:
1.Титульный лист (приложение 6).
2.Содержание. Включает номера и названия всех глав, параграфов, пунктов с указанием
страниц, где они начинаются (приложение 7).
3.Введение: обосновываются выбор и актуальность темы; определяются объект и предмет
исследования; формулируются цель, задачи, положения гипотезы; описываются методы
исследования, использованные в ходе выполнения работы; анализируются источники
информации с обязательным соблюдением правил цитирования и элементами собственного
анализа приводимой информации и сопоставления источников. Если работу проводил
коллектив, необходимо описать круг задач, решаемых каждым автором.
4.Описание проекта по этапам его реализации: В основной части описываются основные
этапы и последовательность выполнения работы; обосновываются применяемые методы
исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, каковы его и
слабые стороны); описывается существо проблемы, проведенных исследований;
обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.
Полученные результаты иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм,
фотографий и т.д. Наглядный материал может располагаться либо по ходу изложения, либо в
приложении. В тексте должны быть ссылки на рисунки и таблицы.
5.Заключение. Подведение итогов работы, суммирование выводов, содержащих ответы на
поставленные вопросы, собственные обобщения автора работы.
6.Список используемой литературы (документы, книги, статьи, справочная литература и пр.)
(приложение 8).
7.Приложения. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки,
диаграммы, схемы, карты, фотографии и.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Все
приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы обязательно
должны быть сделаны ссылки на них.
1.5.Структура социального проекта:
1.Титульный лист (приложение 6).
2.Содержание. Включает номера и названия всех глав, параграфов, пунктов с указанием
страниц, где они начинаются (приложение 7).
3.Краткая характеристика проекта (дает общее представление о проекте, его плюсах и
минусах, возможности реализации и характеризует проект по следующим пунктам)
 наименование проекта,
 направление деятельности по проекту (к какому типу социального проектирования
относится проект),
 целевая аудитория,
 участники проекта (возрастной и количественный состав),
 аннотация проекта (краткое содержание проектной деятельности, 2-3 абзаца),
 ключевые слова – несколько слов или словосочетаний, наиболее ярко отражающих
суть проекта, для организации эффективного поиска в сети Интернет,
 описание проблемы проекта, обоснование социальной значимости,
 цель и задачи проекта,
 этапы работы по проекту с краткой характеристикой конкретной реализации проекта,
 сроки реализации проекта,

 результаты реализации проекта (описание проектного продукта, полученного в ходе
реализации проекта),
 описание позитивных изменений, которые произойдут в соответствующем социальном
пространстве при реализации данного проекта,
 возможные негативные последствия, которые может повлечь за собой реализация
данного проекта,
 дополнительные эффекты проекта (неожиданные последствия проекта, не являющиеся
его основными задачами),
 дальнейшее развитие проекта (направления, в которых в дальнейшем может
осуществляться работа над этим проектом или подобным ему)
4.Теоретико-методологическое основание проекта:
 подробное описание социальной проблемы, решаемой проектом,
 актуальность проектной идеи, значимость для заявленной группы участников,
 анализ современного состояния исследований по тематике проекта, описание аналогов
с указанием источников информации,
 новизна и оригинальность проектной идеи,
 принципиальные подходы к реализации проекта (отличительные особенности,
принципы, на которых базируется идея реализации проекта),
 технологии, методы и инструменты реализации проекта.
5.Содержание проекта:
 механизм управления реализацией проекта, описание условий кем и как будет
отслеживаться ход выполнения проекта и его результат,
 характеристика ситуации на начало реализации мероприятий (описание социальной
проблемы на момент начала реализации проекта),
 подробное описание мероприятий проекта (по каждому задачи, что конкретно будет
сделано, этапы и сроки выполнения, ожидаемый итог в количественном и качественном
выражении),
 подробное описание проектного продукта,
 критерии, показатели и индикаторы оценки эффективности проекта.
6.Обеспечение проекта:
 организаторы проекта, степень их участия в проекте; предприятия и организации,
участие которых необходимо в проекте,
 кадровое обеспечение проекта (конкретные люди и их вклад в реализацию проекта),
 комплекс PR-мероприятий проекта, обеспечивающих наиболее широкое освещение
проекта. Конкретные продукты, тексты, сценарии, направленные на решение PR-задач
проекта,
 материально-техническое обеспечение проекта,
 финансовое обеспечение проекта.
7.Список используемых источников (документы, книги, статьи, справочная литература и пр.)
(приложение 8).
8.Приложения. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки,
диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения к работе.
Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы обязательно
должны быть сделаны ссылки на них.
1.6.Сноски делаются на конкретный номер статьи, книги и др. из этого списка (обязательно с
указанием страниц). Сноска указывается в квадратных скобках [5, с.16].

1.7.Объем работы не должен содержать более 15 страниц 14 шрифтом с полуторным
интервалом машинописного текста без учета приложений (для таблиц кегль 12 и интервал
одинарный), текст выравнивается по ширине; размер полей: верхнего и нижнего - 20 мм,
левого – 20 мм, правого – 10 мм.
1.8.Нежелательно помещать каждую страницу текста в отдельный файл.

Приложение 3
Основные требования к оформлению проектной работы для обучающихся СОО
Индивидуальный проект должен содержать:
- титульный лист (приложение 6);
- оглавление (приложение 7);
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы (библиографический список) (приложение 8);
- приложения.
Титульный лист должен содержать:
- название работы, ее вид;
- сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
- сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место
работы, ученая степень);
- указание места расположения ОУ и года выполнения работы
В оглавление должны быть включены (приложение 7):
- введение;
- названия глав и параграфов;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения и соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя
- формулировку поставленной проблемы;
- обоснование актуальности темы;
- определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы;
- краткий обзор используемой литературы и источников;
- степень изученности данного вопроса;
- описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
Основная часть должна содержать
- информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно:
- описание основных рассматриваемых фактов;
- гипотезу;
- характеристику методов решения проблемы;
- сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения;
- описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения
(эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.).
В заключении
- в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором,
- направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому
использованию результатов исследования.

Список используемой литературы включает информацию (приложение 8):
- фамилия, инициалы автора;
- название издания;
- выходные данные издательства;
- год издания;
- № выпуска (если издание периодическое);
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список
использованной
литературы
и
других
источников
составляется
в
следующей
последовательности:
- законы, постановления правительства;
- официальные справочники;
- художественные произведения;
- специальная литература;
- периодические издания;
- Интернет-источники.
Требования к оформлению.
Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе MicrosoftWord с
соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на листахбелой бумаги формата А4 (допускается двусторонняя
печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;
- размершрифта 14 (Times New Roman);
- интервал – полуторный;
- для таблиц кегль 12 и интервал одинарный
- нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами;
- страницы нумеруются в правом верхнем углу.
Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см;
- в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что единственная иллюстрация и
таблица не нумеруются;
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « - » либо
писать «нет», «нет данных».
- текст работы от 10 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа)
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без
указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Приложение 4
Примерная структура доклада на защите проекта
Структурный элемент

Типичные фразы

1.

Приветствие

Добрый день!

2.

Представление

Меня зовут _____________________________
Я ученик (ца) ____ класса ___________школы

3.Название темы исследования

Представляю основные положения моей работы на
тему_________________________________
________________________________________

4.Актуальность
(обоснование
исследования)

Актуальность и выбор темы исследования определены
следующими факторами:
1)
____________________________
2)
____________________________

исследования
выбора
темы

5.Краткое информирование о цели и
задачах исследования

Цель моего исследования ________________.
Основные задачи исследования:
1)
______________________
2)
______________________

6.Краткое
информирование
о
результатах, полученных в ходе
проведенного исследования

В ходе проведенного исследования получены следующие
результаты:
1)
Получены новые знания следующего характера
_____________________________.
2)
Выдвинуты новые гипотезы, идеи
______________________________________.
3)
Определены новые проблемы
______________________________________.
4)
Описание проектного продукта
______________________________________.

7.
Выводы по результатам
проведенного исследования

На основании проведенного исследования
сделать следующие выводы:
1)
________________________________
2)
________________________________

можно

8. Информирование о практическом
значении
и
перспективах
дальнейших исследований по теме

9.

Ответы на вопросы

10.Благодарность за внимание к
выступлению

Практическое
значение
исследованного
вопроса
заключается в ___________________.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в
следующих направлениях:
1)
____________________________
2)
____________________________
Спасибо за вопрос.
Спасибо, ваш вопрос мне понятен.
У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение
данного вопроса мной не проводилось
Благодарю за
выступлению

проявленное

внимание

к

моему

Приложение 5
Рецензия
на индивидуальный проект ученика _______ класса
МБОУ ПГО СОШ № 18
________________________________________________________________
Ф.И.О. обучающегося
Тема проекта:
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Крите
рии

Индикаторы

Регулятивные
УУД

При выполнении проектной работы обучающийся
продемонстрировал способность:
- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы
и существующих возможностей;
- обучающимся сформулированы задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
-цели и задачи проекта сформулированы в соответствии с
темой и проблемой проекта;
автор проекта в своей работе:
- обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных
способов решения поставленных задач;
- составляет план выполнения проекта, где отражены сроки
последовательности выполнения работ;
- постоянно сверял свои действия с целью и при необходимости
самостоятельно исправлял ошибки

Оценка
руководи
теля

в сотрудничестве с руководителем при работе над
индивидуальным проектом:
- определял критерии оценки результатов своей проектной
деятельности
- контролировал временные критерии процесса выполнения
задания и качество его выполнения;
- оценивал продукт своей деятельности по разработанным
критериям в соответствии с целью деятельности;
- научился выявлять позитивные и негативные факторы,
повлиявшие на выполнение задания;
- продемонстрировал способность соотносить реальные и
планируемые результаты проектной деятельности и делать
выводы
- средства и методы, адекватны поставленным целям;
- в заключении присутствует аргументированная самооценка
результата проектной деятельности
тема
проекта
раскрыта
исчерпывающе,
автор
продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки
содержания ООП
Познавательные
УУД

Работая над содержанием теоретической и практической
частями проекта, автор продемонстрировал умения:
- находить в тексте требуемую информацию;
- обрабатывать информацию (группировка, схематизация,
упрощение и символизация, визуализации);
автор интерпретирует и оценивает (результаты, суждения);
- формирует множественную выборку из поисковых
источников для объективности результатов поиска
- обозначена актуальность темы проекта;
- раскрыты темы и идеи проекта через содержание;
- работа содержит достаточно полную информацию из
разнообразных источников
- работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора; предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы
творчества
-интерпретирована полученная
выполняемого проекта;

информация

в

контексте

-логика в изложении материала;
-прослеживаются процессы анализа, сравнения, классификации
и обобщения;
-наличие в тексте таблиц, схем, вербальных и графических
моделей;

Коммуникативн
ые УУД

В ходе обсуждения плана действий, проведения
исследований и работы с источниками информации с
руководителем проекта обучающийся:
- корректно и аргументировано отстаивал свою точку зрения,
выдвигал контраргументы, перефразировал свою мысль;
- автор точно выражает мысли, используя различные
грамматические конструкции, уместно употребляет термины,
избегает речевых штампов
- речевые грамматические, орфографические, пунктуационные
ошибки отсутствуют, либо в работе допущены 1-2 недочета
- структурирование текста;
- осуществлял поиск и использование информационных
ресурсов, необходимых для эффективного решения
поставленных задач при помощи ИКТ;
- использовал компьютерные технологии для набора и
оформления текста;
- так же использовал компьютерные технологии для создания
презентации, видео роликов, аудио файлов и т.д.
- соответствие требованиям оформления проекта.
- соответствие продукта требованиям качества
- ссылки на информационные источники. Список источников
ИТОГО

Выводы рецензента:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________

Руководитель проекта: __________/ ________________________, учитель _________________
подпись

расшифровка

« ___» ________________ 20

предмет

г.

Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в
достаточной мере, «1» - показатель представлен частично, «0» - показатель не представлен.
Максимальное количество баллов (70 баллов):
Регулятивные УУД – 28 баллов
Познавательные УУД – 22 балла
Коммуникативные УУД – 20 баллов

Приложение 6

Оформление титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №18»

Индивидуальный проект

Формирование безопасного поведения младших
школьников при эвакуации в случае пожара.

Выполнила: учащаяся ____ класса

Соболева Анна Алексеевна
Руководитель: учитель ОБЖ
Иванов Петр Васильевич

г. Полевской, 2023 год

Приложение 7
Образец оформления оглавления

стр
Введение

2

Глава 1. Противопожарная безопасность

6

Глава 2. Технология изготовления (модели) макета
§ 2.1. Что такое модель плана эвакуации

10

§ 2.2. Исследование рынка аналогов

12

§ 2.3. Графическое представление объекта

12

§ 2.4. Исследование рынка материалов. Расчёт стоимости затрат

15

§ 2.5. Электромонтажные работы

16

Глава 3. Использование наглядного пособия

20

Заключение

22

Список литературы

24

Приложение 1 Образцы планов эвакуаций

25

Приложение 2 Эскизы идей планов эвакуаций

28

Приложение 3 Опрос -анкета “Умею ля я пользоваться планом эвакуации?”

30

Приложение 4 Результаты опроса - анкеты

32

Приложение 5 Таблица расчетов сметы затрат на создание макета

33

Приложение 6 Фото электромонтажных работ

34

Приложение 8

Оформление списка литературы

- Книга одного автора
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/Р.В.Овчарова. - М.: Сфера,2001. - 480 с.
- Книга двух авторов
Москвина Р.Р. Человек как объект философии и литературы Текст]/Р.Р.Москвина, Г.В.Мокроносов.–
Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987.– 199 с.
- Книга трех авторов
Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов/И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов,
Д.К.Захаров.- М.: ИФРА, 2002. -240 c.: табл.
- Книга четырех и более авторов
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст]/О.Р.Старовойтова [и др.]; под общ. ред.
Г.И.Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001.– 352 с.
Радио - радиолюбителям [Текст]: практическое пособие/В.Г.Борисов, А.В.Гроховский, Б.Г. Степанов,
В. В.Фролов. - М.: Радио, 1988. - 432 с.
- Книга под редакцией
Педагогика [Текст]: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд.
испр. - М.: Академия, 2000.-510 с.
- Материалы конференции, совещания, семинара
Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании
учащихся: опыт регионов России» [Текст]: Сб. материалов.- М., 1999. - 96 с.
- Многотомное издание
Грейвз Р. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т./Р. Грейвз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т .
Отдельный том многотомного издания Грейвз Р.Я, Клавдий [Текст]/Р.Грейвз.–М.:ТЕРРА-Книжный
клуб, - 1998.–394с.– (Собрание сочинений: в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1) Статья из периодического издания
(журнала, газеты) Березина В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного
процесса [Текст] / В.А.Березина, А.В.Баранников// Воспитание школьников.-2002.-№7.-C.2-5.
- Статьи из газеты

Михайлов С.А. Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал.
стадии развития /Сергей Михайлов//Независимая газ.– 2002.– 17июня.
- Статья из сборника
Биченок Л.П, Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст]
/Л.П.Биченок// Русистика на современном этапе.– М.,1999.– С.174-179.
- Отдельное произведение из собрания сочинений
Локк Д. О злоупотреблении словами [Текст] //Соч.:В3 т.–М.,1985. –Т.1.–С. 548–567.
- Статья из энциклопедии
Гвоздецкий Н.А. Эльбрус [Текст]/Н.А.Гвоздецкий//БСЭ.–3-еизд.–М.,1978.–Т.30.–С.151.
- Электронные ресурсы

https://m-strana.ru/articles/s-chego-nachat-stroit-dom/ - статья «С чего начать строить дом»
https://www.kp.ru/expert/dom/kak-postroit-dom-svoimi-rukami/ - советы по строительству дома
своими руками

Приложение 9

Протокол предварительной защиты индивидуального проекта обучающихся _______ класса
Коммуникативные УУД
Ф.И.О
Тема
учащегося проекта

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Обосновани
Обоснован Саморегул
е целевых
ие
яция
Критическ
Умение
ориентиров
выбранны эмоционал ая оценка Логичность устанавливать
с указанием
х способов ьного
своей
изложения причиннологической
решения состояния деятельно информации; следственные
последовате
поставлен во время сти
связи;
льности
ных задач; защиты
шагов;

Построение
рассуждений
на основе
анализа,
сравнения,
обобщения и
т.д.
Формулирова
ние выводов.

Качество
Ориентиро Соблюдение
выполнения и
Соблюдение
вание в
норм
представления
регламента
содержани публичной
продукта
монолога;
и проекта; речи
проекта

РезультиИтогова
рующийя оценка
балл
защиты
Качество
Использование
предоставл (max 30)

Высказыв вербальных
Умение
ание
средств для
вести
обоснова выделения
дискуссию
нного
смысловых
;
мнения блоков своего
выступления

енных
наглядных
средств
(презентаци
и, видео,
продукт)

дата ____________
Эксперты: _______________/ _____________________

___________________/ ________________________

Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «1» - показатель
представлен частично, «0» - показатель не представлен.
*Максимальное количество баллов за защиту проекта (30 баллов):
Регулятивные УУД – 8 баллов
Познавательные УУД – 10 баллов
Коммуникативные УУД – 12 баллов
Перевод балла: «3» — 15 - 20 баллов, «4» — 21 – 27 баллов, «5» — 28 – 30 баллов

Протокол защиты индивидуального проекта обучающихся_____ класса
Ф.И.О
Балл
учащегося рецензии

Коммуникативные УУД

Результ
ирующи
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
индивид
й балл
уального Обоснов Обосно СаморегуКритиче Логичност Построение Ориентиро КачественноПредстав Соблюде Соблюд Умение Высказыва Использов Качество
защиты
проекта ание
вание ляция
ская
ь
рассуждений вание в
е
ление в ние норм ение
вести
ние
ание предоставлен (max 30)

Итоговый Итогов
балл
ая
оценка

(max 70) целевых выбран эмоционаоценка изложения на основе
содержани представлен устной публично регламе дискусси обоснованн вербальныных
наглядных
ориентирных
льного своей информацианализа,
и проекта; ие продуктаформе й речи нта
ю;
ого мнения х средств
средств
ов
сспособ состояни деятельни;
сравнения,
проекта
развёрнут
монолог
для
(презентации,
указание ов
я во
ости
обобщения и
ого плана
а;
выделениявидео,
м
решенивремя
т.д.
своей
смысловы продукт)
логическ я
защиты
Формулиров
деятельн
х блоков
ой
постав
ание
ости
своего
последов ленных
выводов.
выступлен
ательнос задач;
ия
ти

шагов;

дата ___________
Эксперты: ___________/ ___________________ _____________/
________________________

_____________________

________________/

Каждый критерий оценивается по системе 0-1-2: «2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «1» - показатель представлен частично,
«0» - показатель не представлен.
*Максимальное количество баллов за защиту проекта (30 баллов):
Регулятивные УУД – 8 баллов
Познавательные УУД – 8 баллов
Коммуникативные УУД – 14 баллов
максимальная сумма баллов 100, «3» — 70-85 баллов, «4» — 86-95, «5» — 96-100

Приложение 10
Протокол защиты (представления темы, цели и задач, актуальности и продукта)
индивидуального проекта обучающихся _____ класса

дата:_______________
Ф.И.О
учащегося

Тема
проекта

Коммуникативные УУД

РезультирИтоговый
ующий результат
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
балл (зачтено/
защиты рекомендац
ФормулировкаЦелеполаганиОбоснованиеПланированиеОбоснованное
СаморегуляцияВыделение и Определение ОсознанноеЛогичностьПредставле
СоблюдениеСоблюден Умение Использование(max 30)
ии)
темы
е (постановка выбранных
и
представление
психического/эформулирован предмета и
и
изложения ние в
норм
ие
вести
вербальных
цели)
способов прогнозирован о продукте моциональногоие проблемы объекта произвольно
информации устной публичнойрегламентадискуссию; средств для
решения
ие
проекта состояния во
исследования,е построение
;
форме
речи; монолога;Высказыван выделения
поставленных
время
подбор
речевого
развёрнутог
ие
смысловых
задач;
предзащиты
методов высказывани
о плана
обоснованнблоков своего
проекта;
я в устной
своей
ого мнения;выступления;
форме.
деятельност
и;

«2» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «1» - показатель представлен частично, «0» - показатель не представлен.

Эксперты: _____________________ (ФИО) ____________________ (ФИО)
«зачет» - от 15до 30 баллов
«незачет» - менее 15 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».