Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» Рассмотрено Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2024 г. Утверждаю __________ Тарасова Т.Г., директор МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для детей с умственной отсталостью (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 18» на 2024– 2025 учебный год Полевской городской округ, Свердловская область 2024 I Общие положения. 1. Нормативно-правовая основа учебного плана Нормативно-правовую основу разработки учебного плана основного общего образования составляют следующие нормативные документы: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО обн.) Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; Санитарные правила СП 2.4.2.3648-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2020 № 28 (далее СанПиН 1.2.3685-21); Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 05.2020 № 254. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699. Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный Приказом Министерства просвещения России от 05 10.2020 № 546 Федеральная адаптированная основная образовательная программа Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026. ФГОС УО (ИН) ОВЗ, утвержденным приказом Минобнауки от 19.12.14 № 1599; Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебноевремя, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с 5-го по 9-й класс. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на увеличение часов обязательной части учебного плана. II. Выполнение санитарно - гигиенических нормативов в учебном плане: Учебный план разработан с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников при пятидневной учебной неделе: Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах Классы При 5-дневной неделе, не более 5 класс 29 часов 6 класс 30 часов 7 класс 30 часа 8 класс 30 часов 9 класс 30 часов Школа – интернат работает в режиме пятидневной учебной недели в соответствии с календарным графиком на 2024-2025 учебный год. Кружки и коррекционно-развивающие занятия проводятся во второй половине дня после уроков. III. Содержание учебного плана. Учебный план состоит из трёх частей – обязательной, части, формируемой участниками образовательных отношений и внеурочной деятельности, включающую в себя коррекционно- развивающую область. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС УО (ИН) и ФАОП. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на увеличение часов обязательной части учебного плана. Коррекционно – развивающая область в 5-9 классах (6 часов в неделю). Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено в соответствии с ФАОП коррекционными занятиями: логопедическими, психокоррекционными и ритмикой. Коррекционно-развивающее направление является обязательным и поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания АООП. Коррекционно-развивающая область представлена Ритмикой и коррекционными занятиями (логопедическими, психокоррекционными). Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственновременных представлений); диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях); формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю). Данный курс ведётся психологом и учителями -дефектологами. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения Ритмика Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основные направления работы по ритмике: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 1-9 классе – до 4 часов в неделю. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы интерната. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Учебный план (недельный) АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 -2024 учебный год (5-9 класс) Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение (Литературное чтение) 2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 3. Естествознание 3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География 4. Человек и 4.1. Мир истории общество 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 5. Искусство 5.1. Рисование 5.2. Музыка 6. Физическая 6.1. Адаптивная культура физическая культура 7. Технологии 7.1. Профильный труд Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) КоррекционноЛогопедические развивающие Психокоррекционные занятия занятия (психолог) Психокоррекционные занятия (учитель дефектолог) Ритмика Направления внеурочной деятельности Разговоры о важном Россия - мои горизонты Семьеведение Я познаю мир Спортивные игры Искусственный интеллект всего Количество часов в неделю VII VIII V VI IX 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 1 2 2 4 2 2 2 2 4 1 2 2 2 4 1 2 2 2 4 1 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 6 29 6 30 7 30 7 30 7 30 6 6 6 6 6 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 1 3,5 1 3 1 3,5 1 4,5 1 3,5 1 1 1 0 0.5 0 3,5 1 1 1 0 0 0 3 1 1 1 0 0.5 1 3,5 1 1 1 0.5 0 1 4,5 1 1 1 0.5 0 0 3,5