МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)
УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компьютерная грамотность
для обучающихся 1 классов
г. Полевской, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов
алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой
информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с
компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов
учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.
Осваивая компьютер, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей
дальнейшей учебной деятельности.
Основные цели программы:
формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления
младших школьников;
формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и
развивающими программами.
Основные задачи программы:
развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными
программами для начальных классов;
формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативнообразных задач;
формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за
компьютером.
Программа рассчитана на детей 7- 8 лет, реализуется за 1 год.
Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.
Обучение 1 раз в неделю по 1 часу (всего 33 часа).
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают
непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин. (в зависимости от возраста).
Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2)
работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся
физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и
средства обучения.
Формы проведения занятий
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические,
поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены
на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом
обработки информации.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
Фронтальная – подача материала всем обучающимся.
Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи
учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя
выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою
деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Структура курса
Программа разработана на год обучения и состоит из самостоятельных разделов,
каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной
деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических
задач.
I КЛАСС (33 ч)
Введение (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Компьютер – твой друг (2 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Беседы об информации (1 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Учимся логически мыслить (5 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Учимся считать (5 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Учимся рисовать (5 ч)
Работа в растровом графическом редакторе «Рaint».
Учимся печатать и читать (5 ч)
Работа с текстом в текстовом редакторе Word.
Играем со словами (5 ч)
Работа с компьютерной программой «Клавиатурный тренажёр для младших школьников».
Развиваем мышление (4 ч)
Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».
Предполагаемые умения и навыки 1 класс
Учащиеся должны иметь первоначальные представления о:
правилах безопасности в кабинете информатики,
областях применения компьютеров,
способах получения информации.
Учащиеся должны уметь:
выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
включать и выключать компьютер;
правильно перемещать мышь по коврику;
управлять указателем мыши;
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
загружать обучающую программу;
осуществлять выход из программы.
Предполагаемая результативность курса.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и
навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной
жизни.
В результате обучения учащиеся должны:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Знать правила поведения в компьютерном классе;
Знать основные сферы применения компьютеров;
Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо»,
«влево»;
Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
Уметь проводить анализ при решении логических задач;
Иметь понятие о множестве;
Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения
или в порядке сужения объёма понятий;
Уметь находить общий признак для группы предметов;
Знать понятие существенного признака предмета;
10. Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
11. Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать
последовательности с учётом выявленных закономерностей;
12. Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных
предметов;
13. Уметь конструировать фигуру из её частей по представлению;
14. Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
15. Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с
прикладными программами;
16. Иметь представление о различных формах курсора;
17. Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
18. Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
19. Уметь управлять объектами на экране монитора;
20. Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит:
1. Связь обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь
внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности
ребёнка.
2. Коммуникативная активность учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной
активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является
возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности:
коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое
значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие
видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных
учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают
потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная
грамотность»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения
учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять
качество и уровня усвоения.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
№
п/п
Дата
Тема учебного
занятия
Всего
часов
Введение
1
2-3
Компьютер –
твой друг
2
4
Что такое
информация
1
Учимся
логически
мыслить
5
10-14
Учимся
считать
5
15-18
Учимся
рисовать
Учимся
рисовать
Учимся
печатать
4
1
5-9
19
20-24
1
5
и
Календарно-тематическое планирование:
1 класс
Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия /форма организации
/форма организации
деятельности
деятельности
Правила поведения в кабинете Игра-викторина по правилам безопасности «Это должен
информатики. Гимнастика для знать каждый!», упражнения для рук «Мышки»,
глаз и рук.
упражнения для глаз, нахождение различий.
Применение
компьютеров. Виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры
Компьютер и его основные и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию,
устройства.
Включение
и сосчитай предметы на картинке, сравни картинки),
выключение
компьютера. упражнения для рук «Цветок», упражнения для глаз.
Мышь. Пиктограммы.
Информация вокруг нас. Как Игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не
мы получаем информацию.
отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди
лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни
картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения
для рук «Встреча», упражнения для глаз.
Решение логических задач.
Повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы,
найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета,
игра-пантомима «Можно рассказать без слов?»,
тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в
лабиринте).
Ведём счёт на компьютере.
Хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой
же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две
одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям,
повтори клеточный рисунок.
Рисуем с помощью компьютера. Игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок),
загадки в рисунках.
Конкурс рисунков. Работа в Виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк».
графическом редакторе Paint.
Алфавит. Первая буква слова.
Обведи рисунок по точкам, выбери недостающий
Простые слова. Работа с
предмет из предложенных; найди и раскрась предметы,
читать
25-29
Играем
словами
30-33
Развиваем
мышление
со
5
4
текстом в текстовом редакторе
Word.
Игровые задания со словами.
Подбор
для
событий
подходящих
звуков.
Нахождение соответствующего
рисунку слова. Нахождение
слов,
которые
обозначают
названия указанных предметов.
Нахождение слов, образующих
рифму с заданным словом.
Логические задания.
начинающиеся
на
одну букву;
найди
слова,
начинающиеся с указанной буквы.
Подбери звук к событию, читай наоборот, подбери
рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых
букв названий предметов составь новое слово, восстанови
слово.
Разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте, найди два
одинаковых предмета, сравни картинки, оригами
(изготовление бумажных фигурок).
Информационно-методическое обеспечение:
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием
курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
клавиатурные тренажёры с регулируемой скоростью работы;
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
компьютерные лабиринты для управления объектом;
компьютерные мозаики;
логические игры на компьютере;
компьютерные энциклопедии, путешествия;
компьютерные топологические схемы (например, района, метро);
компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и
алгоритмические среды;
игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
компьютерные среды управления исполнителем.
Используемые средства программной поддержки курса:
Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте
Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики»
(пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»).
«Информатика» - программа-тренажёр для детей.
«Мир информатики. 1-2 год обучения».
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
«Компьютерная грамотность: звездная миссия».
«Волшебные превращения. Основы дизайна».
«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных.
«240 логических игр».
Обучающие компьютерные программы.
1 класс.
1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000.