МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компьютерная грамотность для обучающихся 1 классов г. Полевской, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения. Осваивая компьютер, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности. Основные цели программы: формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников; формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами. Основные задачи программы: развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов; формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативнообразных задач; формирование устойчивого познавательного интереса к обучению; формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером. Программа рассчитана на детей 7- 8 лет, реализуется за 1 год. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Обучение 1 раз в неделю по 1 часу (всего 33 часа). В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин. (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения. Формы проведения занятий Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. Программа предусматривает использование следующих форм работы: Фронтальная – подача материала всем обучающимся. Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Структура курса Программа разработана на год обучения и состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. I КЛАСС (33 ч) Введение (1 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Компьютер – твой друг (2 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Беседы об информации (1 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Учимся логически мыслить (5 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Учимся считать (5 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Учимся рисовать (5 ч) Работа в растровом графическом редакторе «Рaint». Учимся печатать и читать (5 ч) Работа с текстом в текстовом редакторе Word. Играем со словами (5 ч) Работа с компьютерной программой «Клавиатурный тренажёр для младших школьников». Развиваем мышление (4 ч) Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год». Предполагаемые умения и навыки 1 класс Учащиеся должны иметь первоначальные представления о: правилах безопасности в кабинете информатики, областях применения компьютеров, способах получения информации. Учащиеся должны уметь: выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч; включать и выключать компьютер; правильно перемещать мышь по коврику; управлять указателем мыши; работать с клавишами управления курсора на клавиатуре; загружать обучающую программу; осуществлять выход из программы. Предполагаемая результативность курса. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. В результате обучения учащиеся должны: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Знать правила поведения в компьютерном классе; Знать основные сферы применения компьютеров; Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя; Уметь проводить анализ при решении логических задач; Иметь понятие о множестве; Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий; Уметь находить общий признак для группы предметов; Знать понятие существенного признака предмета; 10. Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов; 11. Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учётом выявленных закономерностей; 12. Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов; 13. Уметь конструировать фигуру из её частей по представлению; 14. Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению; 15. Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами; 16. Иметь представление о различных формах курсора; 17. Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел; 18. Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами; 19. Уметь управлять объектами на экране монитора; 20. Уметь рисовать в графическом редакторе Paint. В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит: 1. Связь обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. 2. Коммуникативная активность учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. Формирование универсальных учебных действий Личностные внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная грамотность»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные Познавательные начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; сбор информации; обработка информации (с помощью ИКТ); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; построение рассуждения. Регулятивные начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения. Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. № п/п Дата Тема учебного занятия Всего часов Введение 1 2-3 Компьютер – твой друг 2 4 Что такое информация 1 Учимся логически мыслить 5 10-14 Учимся считать 5 15-18 Учимся рисовать Учимся рисовать Учимся печатать 4 1 5-9 19 20-24 1 5 и Календарно-тематическое планирование: 1 класс Содержание деятельности Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия /форма организации /форма организации деятельности деятельности Правила поведения в кабинете Игра-викторина по правилам безопасности «Это должен информатики. Гимнастика для знать каждый!», упражнения для рук «Мышки», глаз и рук. упражнения для глаз, нахождение различий. Применение компьютеров. Виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры Компьютер и его основные и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию, устройства. Включение и сосчитай предметы на картинке, сравни картинки), выключение компьютера. упражнения для рук «Цветок», упражнения для глаз. Мышь. Пиктограммы. Информация вокруг нас. Как Игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не мы получаем информацию. отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения для рук «Встреча», упражнения для глаз. Решение логических задач. Повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета, игра-пантомима «Можно рассказать без слов?», тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в лабиринте). Ведём счёт на компьютере. Хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям, повтори клеточный рисунок. Рисуем с помощью компьютера. Игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок), загадки в рисунках. Конкурс рисунков. Работа в Виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк». графическом редакторе Paint. Алфавит. Первая буква слова. Обведи рисунок по точкам, выбери недостающий Простые слова. Работа с предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, читать 25-29 Играем словами 30-33 Развиваем мышление со 5 4 текстом в текстовом редакторе Word. Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом. Логические задания. начинающиеся на одну букву; найди слова, начинающиеся с указанной буквы. Подбери звук к событию, читай наоборот, подбери рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых букв названий предметов составь новое слово, восстанови слово. Разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте, найди два одинаковых предмета, сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок). Информационно-методическое обеспечение: Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как: компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом; клавиатурные тренажёры с регулируемой скоростью работы; компьютерные раскраски и геометрические конструкторы; компьютерные лабиринты для управления объектом; компьютерные мозаики; логические игры на компьютере; компьютерные энциклопедии, путешествия; компьютерные топологические схемы (например, района, метро); компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды; игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках; компьютерные среды управления исполнителем. Используемые средства программной поддержки курса: Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/. Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»). «Информатика» - программа-тренажёр для детей. «Мир информатики. 1-2 год обучения». «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления. «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления. «Компьютерная грамотность: звездная миссия». «Волшебные превращения. Основы дизайна». «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных. «240 логических игр». Обучающие компьютерные программы. 1 класс. 1. Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000.