РП ОВЗ ВД Работа с текстом

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)

УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа с текстом
для обучающихся 4 класса

Город Полевской,2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 4 классов (КРО)
разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями );
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 19.12.2014г № 1598 с изменениями и дополнениями);
•
Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования
для детей с ОВЗ (ЗПР) (принята на заседании педагогического совета пр.№ 1 от
31.08.2020, приказ от 31.08.2020 № -302-Д);
•
Учебным планом уровня начального общего образования с ОВЗ (ЗПР) (приказ от
31.08.2022 № 440-Д).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа является адаптированной), имеет научно- познавательную и
культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков
(как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного
проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться,
понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи, говорение.
Программа "Работа с текстом" имеет научно-познавательное направление. Она
позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир литературы.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как
основы внеурочной деятельности.
В основу тематического планирования программы положены следующие темы:
• Речь.
• Слово.
• Предложение и словосочетание.
• Текст. Культура общения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника,
грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле
слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и
письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова
и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у
слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие
творческих
способностей
и
психологических
качеств
учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса в начальной школе отводится в 4 классе 1ч в неделю. Курс рассчитан
в 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели);
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих
занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с
ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении
АООП НОО в целом.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у
него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной
деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню
развития детей с ОВЗ.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в
свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
3. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
5. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
6. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
7. Обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
Личностные результаты:
а) формирование у ребенка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в)
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к
отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и
духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность,
точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика
речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарем синонимов. Изобразительно -выразительные средства языка: метафора,
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять
его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью
толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники
пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и
восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План,
виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение
составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи
при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.
Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой
ситуации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
урока

Количество
часов

1.

1

2.
3.
4.

1
1
1

5.
6.
7.
8.

1
1
1
1

9.

1

10.
11.
12.
13.
14.

1
1
1
1
1

15.

1

16.
17.
18.

1
1
1

19.

1

20.
21.

1
1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

Тема урока

Речь.

Дата проведения
по плану
по
факту

Выразительность

речи.

Многозначные слова
Многозначные слова
Омонимы, омоформы
и омофоны
Фразеологизмы
Сравнения.
Олицетворение
Изобразительно
выразительные
средства
языка.
Эпитеты.
Слова нейтральные и
эмоционально
окрашенные
Откуда приходят слова
Этимология.
Как тебя зовут?
Наши фамилии.
Проект « Что в имени
тебе моем…»
Проект « Что в имени
тебе моем…»
Топонимы.
Устаревшие слова.
Сочинение по картине
В.М.Васнецова
«Богатыри».
Сочинение по картине
В.М.Васнецова
«Богатыри».
Типы текстов
Тема текста. Опорные
слова.
Связь предложений в
тексте.
Цепная
связь
предложений в тексте.
Параллельная
связь
предложений в тексте.
Сочинение по картине
В.Е.Маковского
«Свидание»
Единый временной
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

27.
28.
29.
30.
31.

1
1
1
1
1

32.

1

33.

1

34.

1

план текста.
Стили речи.
Научный стиль
Словари.
Культура общения
Работа
с
текстом
«Однажды в лесу» по
Г.Скребицкому
Тренировочная
комплексная работа
Что
узнали.
Чему
научились
на
курсе
«Чтение.
Работа
с
текстом.»
Итоговое занятие ИграКВН

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».