МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работа с текстом для обучающихся 4 класса Город Полевской,2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 4 классов (КРО) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями ); • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г № 1598 с изменениями и дополнениями); • Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) (принята на заседании педагогического совета пр.№ 1 от 31.08.2020, приказ от 31.08.2020 № -302-Д); • Учебным планом уровня начального общего образования с ОВЗ (ЗПР) (приказ от 31.08.2022 № 440-Д). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Данная программа является адаптированной), имеет научно- познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Программа "Работа с текстом" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. В основу тематического планирования программы положены следующие темы: • Речь. • Слово. • Предложение и словосочетание. • Текст. Культура общения. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции. ЗАДАЧИ: Образовательные: -расширение и углубление программного материала; -совершенствование навыков анализа различных фактов языка; -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: -воспитание любви и уважения к великому русскому языку; -воспитание чувства патриотизма; -повышение общей языковой культуры учащихся; -выявление одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: -развитие интереса к языку как учебному предмету; - общего языкового развития младших школьников; -развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. На изучение курса в начальной школе отводится в 4 классе 1ч в неделю. Курс рассчитан в 4 классе— на 34 часа (34 учебные недели); ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ. 3. Индивидуальный подход. 4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; 6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 7. Использование многократных указаний, упражнений. 8. Проявление большого такта со стороны учителя 9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Основные направления коррекционной работы 1. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. 3. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций. 4. Развитие зрительно-моторной координации. 5. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. 6. Коррекция нарушений устной и письменной речи. 7. Обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. Личностные результаты: а) формирование у ребенка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Коммуникативные УУД -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАСС Речь. Техника выразительности речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно -выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № урока Количество часов 1. 1 2. 3. 4. 1 1 1 5. 6. 7. 8. 1 1 1 1 9. 1 10. 11. 12. 13. 14. 1 1 1 1 1 15. 1 16. 17. 18. 1 1 1 19. 1 20. 21. 1 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 26. 1 Тема урока Речь. Дата проведения по плану по факту Выразительность речи. Многозначные слова Многозначные слова Омонимы, омоформы и омофоны Фразеологизмы Сравнения. Олицетворение Изобразительно выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные Откуда приходят слова Этимология. Как тебя зовут? Наши фамилии. Проект « Что в имени тебе моем…» Проект « Что в имени тебе моем…» Топонимы. Устаревшие слова. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Типы текстов Тема текста. Опорные слова. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание» Единый временной МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 27. 28. 29. 30. 31. 1 1 1 1 1 32. 1 33. 1 34. 1 план текста. Стили речи. Научный стиль Словари. Культура общения Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому Тренировочная комплексная работа Что узнали. Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом.» Итоговое занятие ИграКВН МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»