РП ОВЗ ВД Занимательная математика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)

УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занимательная математика
для обучающихся 4 класса

Город Полевской,2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная
математика» для 4 классов (КРО) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (утв. Приказом Министерства образования и науки
РФ от 19.12.2014г № 1598 с изменениями и дополнениями);
•
Адаптированной основной образовательной программой
начального общего
образования для детей с ОВЗ (ЗПР) (принята на заседании педагогического совета
пр.№ 1 от 31.08.2020, приказ от 31.08.2020 № -302-Д);
•
Учебным планом уровня начального общего образования (приказ от 31.08.2022 №
440-Д).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса занимательной математики в 4 классах отводится в объёме 34 ч (1
час в неделю).
Промежуточная аттестация в 4 классах представляет собой творческий проект в конце
каждого учебного года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью
математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных
математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные
интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики,
а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического
образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического

развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала
на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,
пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих
разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к
уровню развития детей с ОВЗ.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными
мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем
веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
3. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
5. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
6. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
7. Обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих
результатов:
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в
1 уровень
повседневной жизни.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
2 уровень
общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить вычислительные операции
площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из
геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые
математические ребусы, магические
квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение
и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной
бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых
задачах.
- работать над проектами

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах
1 Числа. Арифметические
1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром:
действия. Величины.
число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в
таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные
задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных
2 Мир занимательных
решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое
задач.
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
3 Геометрическая мозаика.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма
треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.

Разделы
Числа. Арифметические действия.
Величины
Мир занимательных задач
Геометрическая мозаика
Итого

3 класс

4 класс

14

10

14
8
34

18
6
34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема урока
Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки
Математический марафон
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Занимательное моделирование
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник

Дата проведения
по плану
по факту

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».