План работы ШИБЦ МБОУ ПМО СО СОШ № 18

Анализ
работы школьного информационно-библиотечного центра
МБОУ ПМО СО «СОШ № 18»
за 2024-2025 учебный год
Цель: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
обеспечения равного доступа к получению качественного общего образования,
создание основы для профессионального самоопределения, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье, здоровью.
Задачи:
- создать условия для получения всеми обучающимися обязательного
доступного общего образования в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» и образовательными программами;
- обеспечить равный доступ к получению качественного общего образования,
учебной успешности каждого обучающегося
(через обеспечение учащихся
образовательного учреждения учебниками в соответствии с Федеральным
перечнем учебников в том числе);
- формировать основы культуры здоровья, здорового и безопасного образа
жизни, сознательного отношения к семейной жизни, толерантности,
законопослушного поведения, профилактики правонарушений в обществе и дома;
- обеспечить учебно-воспитательный процесс путем библиотечнобиблиографического и информационного обслуживания учащихся, педагогов и
родителей;
- развивать и поддерживать в детях привычки и радости чтения, умения
анализировать прочитанное, а также потребности пользоваться библиотекой в
течение всей жизни;
- побуждать учащихся овладевать навыками критической оценки и
использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя и
применять полученные данные на практике;
- содействовать развитию школьников, формированию их информационной и
читательской компетентности;
- формировать навыки независимого библиотечного пользователя;
- внедрять новые информационные технологии и компьютеризацию
библиотечно-информационных процессов;
- обеспечить доступ к электронным учебным материалам и
образовательным ресурсам сети Интернет;
- продолжить работу по развитию информационно-библиотечного центра с
читальным залом и оборудованным книгохранилищем, обеспечивающим
сохранность книжного фонда.
В процессе реализации цели и задач, поставленных перед школьным
информационно-библиотечным центром на 2024-2025 учебный год организовано
Работа с библиотечным фондом:
1. Подготовлены и переданы в бухгалтерию документы на списание
учебников, не соответствующих ФГОС НООО и ООО и художественной

литературы, ветхой по состоянию (Акт № 1: 3606 ед. на сумму 1 542 416,50 руб.;
Акт № 2: 3036 ед. на сумму 1041763,98 руб.)
2. Приняты и обработаны вновь поступившие учебники и учебные пособия в
количестве 173 на общую сумму 64 831 (штемпелевание, внесение в инвентарную
книгу, книгу суммарного учета, в карточки многоэкземплярной литературы, в
АИС «Аверс-Библиотека», АИС «Книгозаказ»).
3. Проведена диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и
учебными пособиями в августе-сентябре, декабре 2024-2025 учебного года.
Обеспеченность учащихся учебниками составила 100 и более процентов за счет
собственных резервов. Исключение составляют учебники музыки, ИЗО,
технологии для учащихся 1-8 кл. которые закупались из расчета 1 комплект на
параллель ввиду отсутствия достаточных средств, учебники русского языка (2
шт. – утеря учащимися), географии 10-11 кл. (увеличение численности учащихся в
10 классе выше прогнозируемого), истории России 11 кл. (недостаточное
обеспечение УО). Все недостающие учебники заимствованы из других ОУ по
условиям временного взаимообмена, дефицит устранен.
4. Подготовлены
отчетные документы по обеспеченности учебной
литературой для размещения на сайте школы (сентябрь).
5. Анализ диагностики обеспеченности учащихся школы учебниками, приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 769 от 05.11 2024г. «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию»
позволили определить перечень учебников для приобретения на 2025-2026 уч.г.
(Учебники поступили в ОУ 11 июня 2025г).
6. Продолжается внесение вновь поступающих учебников и художественной
литературы, имеющихся в фондах ШИБЦ в АИС «Аверс-Библиотека».
(Одновременно осуществляется ревизия фонда художественной литературы.
Большая часть книг поступила в фонд в 70-80-ые гг. На данный момент наиболее
часто востребованные книги имеют ветхое состояние, требуют ремонта или
списания). Продолжается выдача художественной литературы (внесенной в
АИС) учащимся и педагогам через АИС «Аверс-Библиотека».
На средства, полученные от выпускных классов, закуплена художественная
литература в соответствии со школьной программой в количестве 41экз.
Оформлена подписка (декабрь, март) на периодические издания «Непоседа»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Добрая дорога детства»,
«Мурзилка» на 1 и 2 полугодия 2025г.
Еженедельно проводится сверка фонда с экстремистскими материалами.
Федеральный список экстремистских материалов в бумажном и электронном
вариантах обновляется ежемесячно. Акты сверки библиотечного фонда с
«Федеральным
списком
экстремистских
материалов»
составляются
ежеквартально. Материалы экстремистского содержания в фонде ШИБЦ не
обнаружены.
Работа с фондом учебной литературы выявила некоторые проблемы:
1). По окончании учебного года всем учащимся предоставлена возможность
сдать учебники и получить новые (на следующий учебный год) учебники. Данную
возможность проигнорировали некоторые обучающихся с 5 по 9 кл. (причина:

отсутствие ребенка, возврат учебника на ремонт или замену, потеря учебников).
К сожалению, не все обучающиеся ответственно относятся к сохранности
школьного имущества.
Для сдачи и выдачи учебников составлен график, Сдача и выдача учебников,
согласно Положению о пользовании библиотечным фондом должна
осуществляться в присутствии классного руководителя.
2). Читательская активность обучающихся остается низкой. Частыми
посетителями библиотеки являются учащиеся начальной школы. Учащиеся
среднего звена берут художественную литературу, изучаемую на уроках
литературы

Книговыдача
700
600

500
400
300
200

100
0
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль

март

апрель

май

Выдача художественной литературы в мае не осуществлялась с 12 числа.
Это обусловлено окончанием учебного года и подведением итогов за год.
Посещаемость библиотеки значительно выше книговыдачи, так как обучающиеся
приходят в библиотеку на переменах не только почитать, но и поиграть. В
отдельных случаях в помещении собирается от 23 до 31 человека во время одной
перемены. Также в библиотеке дети «находят тишину», спасаются от шума во
время перемен. Группа учащихся 11 класса во втором полугодии часто собиралась
для обсуждения, выполнения определенных заданий по истории.
По-прежнему обучающимся предоставлена возможность использовать игры
во время перемен. Наибольшей популярностью пользуются пазлы, «Ходилки», лего.
Но указанные игры периодически удаляются, так как в процессе игр учащиеся
забывают о правилах поведения в библиотеке, оставляют игры разбросанными, не
стремятся их сохранить. Учащиеся 3а кл. традиционно самостоятельно
устраивают состязания по отгадыванию загадок, используя книги «Русские
народные загадки, пословицы, поговорки». Для восполнения недостатка в играх
была разработана и изготовлена игра «Путешествие Дракоши» и «Собери Деда
Мороза».
Проведена акция, направленная на расширение и пополнение внеучебного
фонда и зоны буккроссинга. Приняли участие 7 учащихся, ШБ подарена 41 книга.
Особенно следует отметить ученицу 4а класса Коркину Марию, которая
подарила библиотеке 11 книг, замечательных по содержанию и состоянию. Была
оформлена выставка подаренных ею книг и представлена в виде рекламы на
последующих мероприятиях.

Мероприятия для обучающихся
№
п/п

Дата

Мероприятие

1.

06.09. Международный день
распространения
грамотности.

2.

06.09. Международный день
распространения
грамотности

3.

09.09. Международный день
грамотности

4.

09.09. Международный день
грамотности

5.

09.09. Международный день
грамотности

6.

09.09. Международный день
грамотности

7.

13.09. Я учебник свой ценю,
очень сильно берегу.
02.10. Международный день
грамотности
03.09. Учебная справочная
литература
03.10. Громкие чтения сказа
П.П. Бажова
«Серебряное копытце»

8.
9.
10.

11.

09.10. Конек-горбунок

12.

23.10. О закладке замолвите
слово...
07.11. Обзор современной
художественной
литературы для
подростков
08.11. Обзор современной
художественной
литературы для
подростков

13.

14.

Мероприятие
/организатор
Интерактивная
викторина
«Грамотность
на Руси»
Интерактивная
викторина
«Грамотность
на Руси»
Тотальный
диктант.
Викторина
Тотальный
диктант.
Викторина
Тотальный
диктант.
Викторина
Тотальный
диктант.
Викторина
Беседа,
презентация
Урок

4а

Количество
учащихся,
организатор
22

4б

25

5м

24,
Клюева И.В

5в

21,
Клюева И.В

8б

16,
Клюева И.В

8к

17,
Клюева И.В

Класс

4г
9к

Клюева И.В

Урок

9б

Клюева И.В

Чтение,
обсуждение
сказа

ГПД

Педагогбиблиотекарь,
воспитатель

Интерактивная
познавательная
игра
Экскурсия по
выставке
Беседа,
презентация

3а

20,
Громышева
И.Н.
42

Беседа,
презентация

2б,3а
9в

9к

Ишимова Х.В

Ишимова Х.В

15.

26.11. Твои права в сказках

16.

20.11. Кто куда, а я в
библиотеку
20.11. Кто куда, а я в
библиотеку
11.12. Кто куда, а я в
библиотеку!
12.12. Конституция, я и мои
Беседа,
права
презентация
18.12. ЛитературноИгра
новогоднее ГТО по
сказке С.Я Маршака
«Двенадцать месяцев»
20.12. Квест-игра «Тимур и
его команда»
История возникновения ПознавательноНового года
развлекательный
час
История возникновения ПознавательноНового года
развлекательный
час
История возникновения ПознавательноНового года
развлекательный
час
17.01. По сказкам братьев
ПознавательноГримм
развлекательный
час
24.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
27.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
27.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
28.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
28.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
28.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
28.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
30.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада!
30.01. Был город фронт Урок мужества
была блокада
30.01. Был город фронт Урок мужества

17.
18.
19.
20.

21.
22.

23.

24.

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Мини-экскурсия

2г
1в

Педгогбиблиотекарь
23

1б

22

1а

23

1б

24

3в

24

4а

26

1б

22

1а

23

2а

23

5а,5б

10

3а

23

3б,

22

2г

23

5а

22

5м

21

7а

21

6б

16

5б

15

3г

25

4а

26

была блокада
Был город фронт была блокада
Юным героям
посвящается…
Юные антифашисты
Конкурс военкоров
(Зарница-2)
«Солдатская слава: от
древних времен до
современности».
Познавательноразвлекательный час.

36.

31.01.

37.

04.02.

38.
39.

10.02.
18.02.

40.

21.02.

41.

03.03. «Забытые герои:
литературные чтения
о войне»
12.03. Память в сердце храня
(сотрудник ДБ № 9)

42.

43.

14.03. Конек-Горбуноклюбимая сказка детей

44.

14.03. Читая о войне –
помним о войне

45.

14.03. Читая о войне –
помним о войне

46.

23.05. Обзор современной
художественной
литературы для
подростков
23.05. Обзор современной
художественной
литературы для
старшеклассников
30.04. Обзор современной
художественной
литературы для
подростков
30.04. Игра-викторина

47.

48.

49.

Урок мужества

ГПД

10

Беседа

1а

22

Беседа

7б
5-9 кл

7
21

Беседа. Игра

5д

11

Беседа

4г

10

Обзор
современной
художественной
литературы
Чтение,
просмотр
мультфильма
Обзор
современной
художественной
литературы для
детей
Обзор
современной
художественной
литературы для
детей
ГДБ №2

11

24

1в

14

5м

21

5в

24

8к

19

ГДБ № 2

11

20

ГДБ № 2

8б

18

Педагог-

4а

23

50.

«Безопасность дома и
на улице»
12.05. Символы Победы

51.

12.05. Символы Победы

52.

12.05. Символы Победы

53.

12.05. Символы Победы

54.

12.05. Символы Победы

55.

13.05. Легендарный разведчик
(Н.И. Кузнецов)

библиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
ГДБ № 2

2а

21

2б

18

3в

25

1б

23

3г

22

5а

24

Для учащихся 3в класса, по сказкам С.Я. Маршака подготовлено и проведено
литературно-новогоднее ГТО. Помощь в проведении оказали волонтеры 8-9
кадетских классов.
Учащимся 4-х классов предложено прочитать повесть А. Гайдара «Тимур и
его команда». Результатом стала квест-игра, проведенная при помощи
волонтеров – учащихся 10а кл. Чтение произведения классным коллективом,
подготовка к итоговому мероприятию (квесту) позволяет не только охватить,
привлечь к чтению большее количество детей, но и повышает мотивацию,
стремление быть лучшим, эрудированным.
Пространство ШИБЦ неоднократно использовалось для проведения
мероприятий учителем русского языка и литературы Клюевой И.В. В помощь
учителю составлялись книжные выставки, распечатывались буклеты.
Выставки (книжные, иллюстративно-книжные)
№
Дата
Название
п/п
1.
01.09.
День Знаний
2.
06.09.
Грамотным быть, а не слыть!
3.
11.09.
Соблюдайте ПДД, пусть не будет ДТП
4.
30.09
Дегустация литературных новинок
5.
02.10
Про школу и не только….
6.
14-20.10
Мятежный гений вдохновенья (к юбилею Ю.М.Лермонтова)
7. 24.10-10.11. Издательство «Самовар» представляет…
8.
21-29.11.
Образ матери в художественной литературе
9.
21.11.
Медиавыставка «Образ матери в литературе»
10.
20.11.
В помощь учителю, классному руководителю
11.
21.11.
Как относиться к себе и людям
12.
22.11.
20 ноября – всемирный день прав ребенка
13.
21.11.
Книжная выставка «Образ матери в литературе»
14.
13.12.
Новогодняя почта Деда Мороза (ретро-выставка открыток)
15.
16.12.
Вместе с книгой в новый год!
16.
16.01.
Год героя Отечества

Был город фронт - была блокада!
Юные герои-антифашисты
Солдатская слава: от древних времен до современности».
Иллюстративно-книжная выставка
20.
16.04.
Выставка книг, принесенных в дар ШИБЦ ученицей 4а класса
21.
22.04.
Жизнь без опасностей
22.
05-16.05.
Символы Победы
Материалы, представленные на выставках, часто использовались для организации
и проведения различных мероприятий: бесед, конкурсов, викторин…
17.
18.
19.

23.01.
03.02.
17.02.

Конкурсы
№
Дата
п/п
1. 15-22.10.
2.
3.

27.11.

4.

27.0110.02.
13.02.

5.
6.

21.0405.05.

Название

Участники

Конкурс закладок-агитаций «По
18 человек
страницам любимых книг»
2б, 2г,3а, 3в, 4в, 5а
Книжное ГТО
3а
Новогодне-литературное ГТО по сказке
3в
С.Маршака «Двенадцать месяцев»
Литературный марафон «Читаем о войне
3а,б,в,г
– помним о войне!»
Читательская конференция «"В сердцах и
3а,в,г
книгах память о войне!
Фестиваль творческих работ «Символы
1-11
Победы» (17 работ из 7 классов)

Акции
№
Дата
Тема
Участники
п/п
1. Октябрь Областная акция тотального чтения «День
чтения-2024»
03.10.  Громкие чтения сказа П.П. Бажова «Серебряное
ГПД
копытце»
06.10.  Интерактивная игра по сказу П.П. Бажова
«Серебряное копытце»
 Марафон семейного чтения «Любимая книга»
2.
21.10 – От щедрого сердца (дарение книг в библиотеку и
1-11 кл.
5.11.
зону буккроссинга)
3.
21.11.
Грамотей
4а, 5а ,3в,3б
4.
22.11.
Филворды
5а ,3в,3б
5.
15.01.
Один день без интернета
3б,3а
6. 23-31.01. VI Международная акция «Читаем о Блокаде»
1б, 2-7кл
В рамках Областной акция тотального чтения «День чтения-2024» две
ученицы (Башкирцева Варвара, 4Б класс и Алахвердиева Самира, 6М класс) стали
участницами Марафона семейного чтения «Любимая книга» (видеоролики
размещены в сети ВКонтакте).

Учащимся первых классов было предложено участие в VI Международной
акции «Читаем о Блокаде». Акцию поддержал только 1б класс (Самохвалова
Е.С.), получив диплом участника.
В ноябре совместно с представителями Совета старшеклассников были
проведены рейды по сохранности учебников во вторых классах. Выбор классов
объясняется тем, что именно эти классы получают второй год в начале нового
учебного года вновь поступившие учебники. По результатам рейда были
составлены краткие аналитические записки и представлены для ознакомления
классным руководителям и родителям.
Сотрудничество с учреждениями культуры
№
Дата
Мероприятие
Участники, организатор
п/п
1. 26.09. Библиотечный книжный клуб
10,11 кл. Ишимова Х.В.,
«Библиотечная тусовка»
библиограф ДБ № 2
2. 14.10. Клуб знатоков. Лингвистика
Городская игра. Ишимова Х.В.,
библиограф ДБ № 2
3. 06.11. Обзор современной
9в. кл Ишимова Х.В., библиограф
литературы для подростков
ДБ № 2
4. 07.11. Обзор современной
9к кл Ишимова Х.В., библиограф
литературы для подростков
ДБ № 2
5. 12.03. «Память в сердце храня».
11 класс, (сотрудники ГБ № 9)
Обзор современной
художественной литературы.
6.
23.05. Обзор современной
11,8б,8к кл,Сотрудник ГДБ № 2
художественной литературы
Ишимова Христина
для подростков
Владимировна
7.
13.05. Легендарный разведчик
5а кл. Сотрудник ГДБ №2
(Н.И.Кузнецов)
Ишимова Х.В.
Более результативно была выстроена работа с ГДБ № 2. Сотрудник
библиотеки Ишимова Х.В. представила обзоры современной подростковой
литературы на различные темы, подготовила презентацию и интерактивное
задание для учащихся при проведении беседы о нашем земляке, разведчике Н.И.
Кузнецове.
Работа с родителями
С целью возрождения и развития традиций семейного чтения был создан клуб
«Книголюбы» для учащихся и родителей 2,3 классов (по 1 представителю от
класса). На заседаниях клуба создавались условия для комфортной работы
родителя и ребенка в процессе чтения, обсуждения произведений. Осваивались
некоторые методические приемы , способствующие повышению техники чтения
(чтение по цепочке, чтение «зашумленного» текста, чтение текста,
перевернутого на 180 гр. и др.). Проведено два занятия с присутствием
представителей от 2а, 2б, 3а, 3в классов. Во втором полугодии клуб работу
прекратил. (Причина- неудобное время – суббота, малое количество участников)
Идея создания клуба появилась во время создания командного проекта
«Литературный квартал», представленного на Всероссийском конкурсе «Лучшая

читающая школа». Проект на областном уровне занял 7 место (из 24) и успешно
реализуется в течение учебного года.
Работа с документами
№
Наименование
п/п
1. Оформление консолидированной заявки на учебники истории
для 10-11кл
2. Оформление заявки на учебные пособия «Математика и
конструирование»
3. Подготовка перечня используемых учебников для школьного
сайта
4. Оформление документов на Всероссийский конкурс «Лучшая
читающая школа»
5. Оформление заявки на учебники для учащихся с ОВЗ 5 кл, 7 кл
6. Подготовка информации о деятельности ШИБЦ для сайта
школы
7. Подготовка материала для конкурса методических
разработок среди педагогических работников в рамках
фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
8. Запрос Министерства просвещения РФ от 09.01.2025 об
исполнении Плана мероприятий по реализации Стратегии
развития библиотечного дела в Российской Федерации (от
07.07.2021г. №1828-р)
9. Оформление консолидированной заявки на учебники истории
10. Оформления заказа на учебники (на 2025-2026уч.г.)
Профессиональные конкурсы
Период
Конкурс
сентябрьВсероссийский конкурс
октябрь
«Лучшая читающая
школа»
ноябрь
Всероссийский конкурс
«Словарный урок»
ноябрь декабрь

Областной фестиваль
«Открывая книгу –
открываем мир»

28 ноября Мастер-классе «Цифровые
сервисы в работе
библиотекаря. Лучшие
практики»
декабрь
Всероссийская
интеллектуальная
викторина, посвящённая

Срок
2 неделя
сентября
2 неделя
сентября
12.09.
сентябрь
октябрь
октябрь
ноябрь

28-20.01.

07.02.
февраль

Продукт

Результат

Проект

участник

Методическая
разработка
библиотечного урока
Методическая
разработка Квест-игры
по произведению А.
Гайдара «Тимур и его
команда»

лауреат
участник

спикер
Презентационная
лекция
Презентация

победитель

матерям писателей и
поэтов, а также образу
матери в произведениях
русских классиков «Ты одна
мне негасимый свет…»
декабрь
Муниципальный этап
Международных
Рождественских
образовательных чтений
«80-летие Великой победы:
память и духовный опыт
поколений»
май-июнь Конкурс «Новая философия
воспитания»

Повышение квалификации
№
Форма, тема
п/п
1. Вебинар «Формирование
библиотечного фонда школьной
библиотеки в соответствии с
требованиями обновленных ФГОС»
2. Практико-ориентированные
семинары по теме «Работа с ИАС
«Аверс: Библиотека» (12часов)
3. Вебинар «Мяу-Дзинь и новогодние
приключения»

Доклад

участник

Методическая
разработка
мероприятия, фото и
видео подтверждение

результат не
известен

Организатор

Дата
12.11.2024

ИРО, Свердловская
обл.
Группа компаний
АВЕРС

Октябрьдекабрь 2024

Издательство АО
«Просвещение»

16.12.2024

Анализируя вышеизложенную деятельность ШИБЦ, следует отметить
 Новые направления работы: создание клуба «Книголюбы», установление
связи с ГДБ № 9, что, несомненно, должно вызвать интерес к деятельности
ШИБЦ, к книге, чтению;
 огромная численность детей на переменах в библиотеке зачастую связана с
их желанием поиграть, пообщаться. Данный факт наводит на мысль: создать
отдельную комнату для игр и свободного общения. Есть ощущение того, что
такое «веселое» настроение будет сказываться и на поведении во время
библиотечных часов, так как библиотека будет ассоциироваться с местом, где
можно вести себя так, как хочу;
 в предлагаемых мероприятиях участвуют в основном одни и те же классы.
Предложение: участие в библиотечных мероприятиях учитывать при подведении
итогов соревнования на звание «Лучший класс».
 необходимость изменение процедуры выдачи и приема учебников у учащихся
при обязательном присутствии классного руководителя с целью повышения их
ответственности к школьному имуществу.

План работы
школьного информационно-библиотечного центра
на 2025-2026 учебный год
1. Основные функции школьного информационно-библиотечного центра:
• Информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и
учителей учебной литературой)
• Научная организация фондов и обработка документов (библиографическое
описание документов, их классификация, техническая обработка).
Внедрение и использование программы АВЕРС-Библиотека
• Деятельность по привлечению детей к чтению.
• Оказание помощи в подготовке и проведении занятий по внеклассному
чтению.
• Мероприятия в помощь развитию информационной грамотности
пользователей (библиотечные уроки).
• Комплектование фондов.
• Ведение учетной и планово-отчетной документации.
2. Основные направления деятельности школьного информационнобиблиотечного центра:
2.1. Работа с библиотечным фондом
№
Срок
Содержание работы
Ответственный
п/п
исполнения
1.
Обеспечение комплектования фонда
Педагогучебной литературы:
библиотекарь
 работа с изданиями (прайс-листами,
каталогами, тематическими планами январь-март
издательств, перечнями учебников и
учебных пособий, рекомендованных
Министерством образования и науки
РФ);
 составление совместно с учителями- январь-февраль
предметниками заказа на учебники;
 формирование общешкольного заказа на
учебники и учебные пособия с учетом
итогов инвентаризации;
 подготовка
перечня
учебников,
планируемых к использованию в новом
учебном году;
• прием
и
обработка
поступивших
учебников,
оформление
накладных,
ведение
учетной
документации
библиотечного фонда, штемпелевание
• занесение в АИС «Аверс-Библиотека»
по мере
поступления
2.
Прием и сдача учебников
по отдельному Педагог-

Работа с формулярами выдачи учебников графику
в классы
3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.
13.

14.

библиотекарь
Классные
руководители
Информирование педагогов о новых по
мере Педагогпоступлениях учебной литературы и поступления
библиотекарь
периодических изданиях
Подведение итогов движения фонда. август-сентябрь ПедагогДиагностика обеспеченности учащихся
библиотекарь
школы учебниками в наступающем
учебном году
Составление
отчетных
документов сентябрь
Педагогобеспеченности учебной литературой
февраль
библиотекарь
Списание учебной литературы с учетом август
педагогветхости и смены образовательных
библиотекарь,
программ в соответствии с федеральным
бухгалтерия
перечнем учебников
Проведение работы по обеспечению в течение года
педагогсохранности учебного фонда (рейды по
библиотекарь,
классам).
сентябрьволонтеры
Беседа-презентация
«Цена
твоего октябрь
учебника»
Организация мелкого ремонта учебников в течение года
педагогбиблиотекарь,
волонтеры
Приобретение
специализированных январь-февраль педагогучебников и учебных пособий, иной (составление
библиотекарь
учебной литературы, для детей с ОВЗ
заявки)
Проведение
работы
в
хранилище август, сентябрь педагогучебного фонда. Расстановка учебников
библиотекарь
по классам. Обновление разделителей
Получение части резервного фонда
по мере
педагогучебников из других учебных заведений необходимости
библиотекарь
Передача части резервного фонда в
по мере
педагогдругие учебные заведения
необходимости
библиотекарь
Прием учебников в конце учебного года
педагог(в индивидуальном порядке); размещение
библиотекарь,
май - июнь
их па хранение; контроль своевременной
классные
сдачи учебников учащимися
руководители
Оформление актов об исключении из
педагогфонда утерянных читателями
библиотекарь
документов, и приеме в фонд
май-июнь
документов, признанных равноценными,
с последующим занесением в
инвентарную книгу

2.2. Работа с фондом художественной литературы
№
Содержание работы

Срок

п/п
1.
Прием и оформление художественной литературы, учет и
обработка
2.
Ведение работы по сохранности фонда, проведение
периодических проверок сохранности
3.
Создание и поддержание комфортных условий для работы
читателей
4.
Выдача
художественной
литературы
пользователям
школьного информационно-библиотечного центра
5.
Работа с фондом:
• комплектование фонда
• оформление фонда
• расстановка фонда
•выявление и списание ветхой художественной литературы
•контроль за своевременным возвратом в библиотеку
выданных изданий
•обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного
носителям информации в установленном порядке
• работы по мелкому ремонту и переплету изданий
•обеспечение требуемого режима систематизированного
хранения и физической сохранности библиотечного фонда
6.
Обновление
Федерального
списка
экстремистских
материалов
7.

8.

9.

10.

11.
12.

В связи с недостаточным комплектованием библиотеки
прием в дар от читателей художественной литературы.
Прием литературы, полученной в дар, учет и обработка.
Оформление соответствующих документов
Соблюдение правильной расстановки книг на стеллажах в
соответствии с ББК. Периодическая проверка правильности
расстановки фонда
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом
в библиотеку выданных изданий. Просмотр читательских
формуляров с целью выявления задолжников. Доведение
результатов
просмотра
до
сведения
классных
руководителей
Ведение работы по сохранности книжного фонда:
-организация фонда особо ценных изданий (словари,
справочники, энциклопедии), проведение периодических
проверок их сохранности;
-обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного
носителям информации в установленном порядке (согласно
«Положению о ШИБЦ»)
Списание ветхой и устаревшей литературы, непрофильной и
излишней
Обеспечение требуемого режима систематизированного
хранения и физической сохранности библиотечного фонда

исполнения
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года
в течение года

в течении
года,
ежемесячно
по мере
поступления
ежедневно
1неделя
каждого
месяца

ежемесячно

2 раза в год
в течение года

13.

Оформление новых разделителей и полочных выставок.
• в зоне открытого доступа;
• полочные разделители по отделам

2.3. Работа с фондом периодических изданий
№
Содержание работы
п/п
1.
Комплектование фонда периодических изданий
соответствии с образовательной программой школы
2.
Оформление подписки на периодические издания
3.

4.
5.

Регулярное получение и регистрация в электронном
журнале периодических изданий и другой
корреспонденции
Передача учителям-предметникам интересующих их
периодических изданий
Оформление и регулярное обновление постоянно
действующих выставок периодических изданий в
читальном зале

август

Срок
исполнения
в

в течение года
сентябрьоктябрь, апрель
в течение года
в течение года
в течение года

3. Воспитательная работа
Развитие и поддержка в детях привычки чтения.
Воспитание бережного отношения к книге, культуры обращения с книгой.
Организация выставок, стендов, проведение культурно-массовой работы.
Способствовать формированию личности учащихся средствами культурного
наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
Обучение пользованию носителей информации, умению найти и отобрать
нужную информацию.
4. Информационная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса: совместная работа по
составлению заказа на учебную литературу; обзоры новых поступлений
Сопровождение
учебно-воспитательного
процесса
информационным
обслуживанием обучающихся:
- абонемент
- читальный зал
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям
- подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений
5. Работа с читателями
№
Срок
Содержание работ
п/п
выполнения
1. Регистрация читателей (прибытие/ июнь, сентябрь
выбытие)
2. Организованная запись учащихся 1-х
сентябрь –
классов в школьную библиотеку
октябрь

Ответственные
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь

Обслуживание читателей на
в течение года
абонементе: обучающиеся, педагоги,
технический персонал, родители
4. Обслуживание читателей в читальном в течение года
зале: учителей, обучающихся
5. Рекомендательные беседы при выдаче в течение года
книг
6. Консультирование учащихся при
по мере
выборе книг
необходимости
7. Рекомендательные беседы о новых
по мере
книгах, энциклопедиях, журналах, поступления
поступивших в библиотеку
8. Индивидуальные
беседы
о в течение года
прочитанной книге
9. Изучение и анализ читательских
1 раз в
формуляров. Организация стенда
четверти
«Активный читатель»
10. Просмотр читательских формуляров с
один раз в
целью выявления задолжников
полугодие
11. Проведение беседы с читателями о в течение года
культуре чтения книг. Знакомство с
правилами пользования книжным
фондом
12. Проведение библиотечных уроков о в течение года
правилах пользования библиотекой и
читальным залом, режиме работы,
бережном отношении к печатным
изданиям, сроках возврата учебной и
художественной литературы, а также
периодических изданий
3.

Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь

6. Работа с родителями
№
п/п
1.

Содержание работы
Информирование родителей о новых
учебных и художественных изданиях,
поступивших в библиотеку

Составление библиографического списка
учебников и учебных пособий, необходимых
2.
ученикам к началу нового учебного года, для
всеобщего ознакомления
Привлечение родителей при проведении
3. массовых мероприятий в классе (в роли
жюри, помощников организатора)

Срок
исполнения
постоянно

июнь

постоянно

Ответственный
Педагогбиблиотекарь
Педагогбиблиотекарь

Классные
руководители

7. Взаимодействие с библиотеками города
Продолжить взаимное сотрудничество
8. Выставочная деятельность
Оформление иллюстративно – тематических выставок и книжных выставок,
приуроченных знаменательным датам, юбилеям писателей, поэтов, отдельных
произведений.
1 сентября – День Знаний
8 сентября – Международный день грамотности
1 октября – Международный день пожилых людей
5 октября – Всемирный день учителя
28 октября – Международный день школьных библиотек
24 ноября – День матери
5 декабря – Всемирный день волонтеров
9 декабря – День Героев Отечества в России
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста
14 февраля – Международный день книгодарения
21 февраля – Международный день родного языка.
7 марта – Всемирный день чтения вслух
8 марта – Международный женский день
21 марта – Всемирный день поэзии.
27 марта – Всемирный день театра.
25–31 марта – Неделя детской и юношеской книги
2 апреля – Международный день детской книги
7 апреля – Всемирный день здоровья.
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики
1 мая – Праздник труда (День труда)
24 мая – День славянской письменности и культуры
9. Тематика библиотечных уроков
№
Тема
п/п
1. Первое посещение школьного информационнобиблиотечного центра. Путешествие по библиотеке и
книгохранилищу. Понятия: «читатель», «библиотека»,
«Педагог-библиотекарь»
2. Основные правила пользования библиотекой. Как
записаться в библиотеку
3.
Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент»,
«читальный зал». Правила расстановки книг на полках.
Самостоятельный выбор книг при открытом доступе
4. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего
состоит книга: обложка, переплет, корешок.
Внутреннее оформление книги: текст, страница,
иллюстрация

Класс

Период

1-ые

сентябрь

2в,г

октябрь

3а,б,в,г ноябрь
4а,в

декабрь

5.
6.
7.
8.

Правила и умения обращаться с книгой. Обучение
простейшему ремонту книг
Периодическая литература. Понятие о газете и
журнале. Газеты и журналы для детей
Твои первые энциклопедии, словари, справочники
История книги и библиотеки. Какие бывают
библиотеки. Роль современной библиотеки в развитии
науки

5а,б,в,г январь
6а,б,в,м февраль
7а,б,в
8а,б,к

январь
февраль

Тематические уроки (в соответствии с общешкольным планом):
 «Библиотека – дом для книг», посвященный международному дню
библиотек
 «Если мы едины – мы непобедимы», посвященный Дню народного
единства
 «Мама – ближе человека нет!»
 Урок мужества «День Героев Отечества»
 «Твои права в сказках»
 «Быть грамотным – быть успешным!», посвященный дню Российской
науки
 «Жить – Родине служить!», посвященный дню памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за пределами Отечества
 Гагаринский урок «Космос – это мы»
 «Поклонимся великим тем годам», посвященный Дню Победы в Великой
отечественной войне
10. Акции
№
Содержание работы
п/п
1. Кот в мешке
2. Грамотей
3. Ай-читай!
4. Международный день книгодарения

Срок
исполнения
октябрь
ноябрь
январь-апрель
14 февраля

Участники
2-5 классы
3-4 классы
6-8 классы
1-11

11.Реализация программы «Литературный квартал» (совместно с учителем
русского языка и литературы Клюевой И.В.)
№
Наименование мероприятия
Срок исполнения
п/п
1. «Литературный час»
1 раз в четверть
2. Литературное кафе «Изюминка»
октябрь, январь, март
3. Выпуск и презентация рукописного журнала к 09.10.
«Читай»
4. Книжная ярмарка (фестиваль) «Читают все!»
ноябрь
5. «Яркие даты» (Юбилеи писателей, поэтов, По наличию
произведений)
12. Профессиональное развитие педагога-библиотекаря
 Участие в методических семинарах

 Участие в вебинарах издательств и профессиональных мероприятиях в целях
обмена опытом работы
 Изучение и использование опыта работы других ОО и библиотек города:
- посещение семинаров;
- участие в работе тематических круглых столов;
- участие в профессиональных мероприятиях.
 Взаимодействие с городскими библиотеками в целях сотрудничества и
обмена опытом работы
 Повышение квалификации
 Самообразование: чтение и анализ статей в периодической литературе,
посвященных работе школьной библиотеки; изучение нормативных актов
 Освоение новых возможностей системы АИС АВЕРС-Библиотека.
13. Прочее
№
Содержание
п/п
1. Составление анализа-отчёта о работе библиотеки за
прошедший учебный год
2. Составление плана работы библиотеки на следующий
учебный год
3. Ведение дневника работы библиотеки
4. Сбор макулатуры
5. Ведение текущей библиотечной документации:
1. книги суммарного учета основного фонда
2. книги суммарного учета учебного фонда
3. инвентарной книги
4. журнала регистрации книг, принятых от читателей
взамен утерянных
5. папки копий накладных поступивших учебников
6. дневник работы библиотеки
7. тетради регистрации периодических изданий
8. папки «Выдача учебников по классам»
9. папки «Подписка»
10. папки «Акты списания книг и периодических изданий»
11. журнала сверок библиотечного фонда с «Федеральным
списком экстремистских материалов»
12. список экстремистской литературы
13. журнал учета учебников, временно переданных в
другие ОУ
14. журнал учета учебников, временно переданных в
кабинеты ОУ
15. картотека формуляров выданных учебников
16. картотека формуляров читателей
17. план закупок учебной литературы
18. журнал регистрации пользователей Интернетом
19. методические разработки

Сроки
выполнения
Май
Июнь
Ежедневно
Октябрь, май

В течение
года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».