ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Полевского
муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа №18»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение)
регламентирует работу классного руководителя Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения ПМО СО «СОШ №18» (далее – МБОУ ПМО СО «СОШ
№18»).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 06.11 2024 г №779 «Об утверждении перечня документов,
подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации
основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего
профессионального образования», другим законодательством в сфере образования
и локальными нормативными актами МБОУ ПМО СО «СОШ №18».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в МБОУ ПМО
СО «СОШ №18», которым предоставляются права, социальные гарантии и меры
социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его согласия
руководителем МБОУ ПМО СО «СОШ №18» , исходя из интересов образовательного
учреждения и его обучающихся с учетом педагогического опыта, мастерства,
индивидуальных особенностей работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник
принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего
юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его основных должностных обязанностей, при
осуществлении деятельности по руководству классным коллективом с педагогическим
работником заключается дополнительное соглашение, определяющие оплату и
функциональные обязанности классного руководителя.
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией МБОУ ПМО СО «СОШ №18», органами школьного и классного
ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным
1
родительским
советом,
психологом,
педагогом-организатором,
педагогами
дополнительного образования и кураторами направлений реализации воспитательной
программы школы.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя.
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в
соответствии с социокультурными, традиционными российскими духовнонравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами
поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении
социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации;
исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения
и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных
духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению
к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
2
российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в
условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на
основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных
современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической
компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в
том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения
доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью
и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие
формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию
детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического
коллектива МБОУ ПМО СО «СОШ №18», органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых
– традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся.
Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
контекстных условий МБОУ ПМО СО «СОШ №18»
2.7. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта
социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса
на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых
условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в
семье;
3
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию
их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков
общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года,
основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях
и событиях жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками
образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития
детей.
4
2.7.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки
единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией МБОУ ПМО СО «СОШ №18» и
учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности
учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения
и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы
деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно
полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения
обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной
работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МБОУ
ПМО СО «СОШ №18» по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками ПМО
СО «СОШ №18» (социальным педагогом, педагогом-психологом и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
2.7.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического
партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных
служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения,
дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования,
бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику ПМО СО «СОШ №18» и включает в
себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в
соответствии с календарным планом воспитательной работы и рабочей программой
воспитания ПМО СО «СОШ №18».
2.8.2.Участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с Программой воспитания
(разделом образовательной программы) воспитательной работы МБОУ ПМО СО «СОШ
№18».
5
2.8.2. Участие в комплексном воспитательном проекте «Класс года» в соответствии с
планом воспитательной работы МБОУ ПМО СО «СОШ №18».
2.8.3. Реализация программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание
здорового образа жизни, профилактику зависимостей, заболеваний, дорожно-транспортных
происшествий, организацию питания школьников, проведение воспитательных
мероприятий (еженедельных классных часов), сопровождение учащихся класса на
мероприятия муниципального и областного уровней.
2.8.4. Организация работы классного Совета родителей, направление и координация
работы члена общешкольного Совета родителей.
2.8.5. Проведение не менее 1 раза в триместр тематических родительских собраний,
родительских просветительских мероприятий с привлечением администрации школы,
специалистов сторонних организаций.
2.8.6. Участие в заседаниях Совета профилактики, на которых рассматриваются
вопросы, связанные с обучающимися класса.
2.8.7. Разработка и реализация Плана воспитательной работы.
2.8.8. Оформление характеристики на обучающихся класса (по запросу).
2.8.9. Обеспечение коммуникаций с родителями обучающихся, участие в
профилактических рейдах.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации МБОУ ПМО СО «СОШ №18»,
педагогического
совета,
органов
государственно-общественного
управления
предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий
воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МБОУ
ПМО СО «СОШ №18» в части организации воспитательной деятельности в МБОУ ПМО
СО «СОШ №18» и осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МБОУ
ПМО СО «СОШ №18» при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную
помощь от руководства и органов государственно-общественного управления МБОУ
ПМО СО «СОШ №18» для реализации задач по классному руководству;
приглашать в МБОУ ПМО СО «СОШ №18» родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных
с осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися
и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию
в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МБОУ ПМО СО
6
«СОШ №18» родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории
и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных
занятий;
проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков
учащимися занятий;
организует и контролирует дежурство учащихся по МБОУ ПМО СО «СОШ
№18».
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и
утвержденным расписанием;
проводит занятия внеурочной деятельности, определенные учебным планом
как профилактические и воспитательные, в.т.ч. курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»;
организует работу с родителями (законными представителями)
обучающихся;
проводит
работу
с
учителями-предметниками
и
педагогами
дополнительного образования, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
посещает уроки в своем классе;
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебного периода (триместра):
ведет электронный журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
осуществляет анализ выполнения плана воспитательной работы, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
проводит классное родительское собрание;
предоставляет на собеседование с заместителем директора по учебновоспитательной работе информацию об успеваемости учащихся класса за триместр, год, а
также движению контингента (выбывших-прибывших).
4.5. Классный руководитель ежегодно:
анализирует состояние воспитательной работы в классе;
составляет план воспитательной работы в классе;
предоставляет сведения об обучающихся класса на заседаниях
педагогического совета, оперативных совещаниях, собеседованиях (успеваемость,
движение, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и
пр.).
7
4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности МБОУ ПМО СО «СОШ
№18» проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек),
не предусмотренных планом МБОУ ПМО СО «СОШ №18» и годовым планом классного
руководителя, не оформленных приказом, не допускается.
4.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.8. При проведении внеклассных мероприятий в МБОУ ПМО СО «СОШ №18»
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан
обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О
проведении внеклассных мероприятий в МБОУ ПМО СО «СОШ №18» классный
руководитель в письменном виде уведомляет администрацию МБОУ ПМО СО «СОШ №18»
не менее чем за три дня до мероприятия.
4.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,
соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
рабочие программы предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности,
модуля;
журнал успеваемости (электронный журнал);
журнал внеурочной деятельности;
план воспитательной работы (в соответствии с планом/программой
воспитательной работы).
характеристики на обучающихся (по запросу);
6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
комплексность,
как степень охвата в воспитательном процессе
направлений, обозначенных в нормативных документах;
адресность, как степень учета в воспитательном процессе возрастных и
личностных особенностей детей, характеристик класса;
инновационность, как степень использования новой по содержанию и
формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся,
интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов,
сетевых сообществ, блогов и т. д.;
отсутствие в классном коллективе обучающихся, стоящих на различных
видах учета;
успеваемость обучающихся и качество образования;
количество и качество проведенных мероприятий, направленных на
достижение основных целей и задач работы классного руководителя;
повышение квалификации;
участие в конкурсах, проектах, фестивалях воспитательного характера;
системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач
разных субъектов воспитательного процесса.
8
6.2. Оценка эффективности происходит два раза в год (декабрь, июнь) в результате
проведения экспертизы. Экспертизу проводит комиссия (комиссия по определению
критериев эффективности труда), члены которой выбираются коллективом и назначаются
приказом директором МБОУ ПМО СО «СОШ №18».
6.3. Экспертное оценивание происходит по критериям эффективности труда классного
руководителя (в соответствии с Положением об оплате труда).
6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству
являются основой для начисления стимулирующих выплат классным руководителям.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и
является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных
условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией МБОУ ПМО СО «СОШ
№18»;
создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и
создание условий для профессионального развития и роста, включая:
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя
методического объединения педагогических работников, осуществляющих классное
руководство;
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной самореализации;
предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, включая:
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений;
организацию консультаций и создание условий для психологической
разгрузки и восстановления в МБОУ ПМО СО «СОШ №18» или вне ее для профилактики
профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками
классного руководства.
7.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МБОУ
ПМО СО «СОШ №18», родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по
классному руководству, включая:
публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую
книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного
9
уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями
на доске почета;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ, в
социальных сетях и на официальном сайте МБОУ ПМО СО «СОШ №18»;
информирование родительской общественности о достижениях, связанных
с осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических
работников, осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака,
почетного звания, региональных премий.
8. Заключительные положения
8.1.В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные
изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых
документов.
8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
10